Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. 6.-С. 137.
3 Все цитаты по этому собранию сочинений.
Культурное развитие Л.С.Выготский представляет себе как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Это приводит к появлению проблемы паспортного возраста как времени возможного несоответст- вия параметров развития физиологического, интеллектуаль- ного и культурного.
Культурное развитие связано с появлением как в индиви- дуальной истории человека, так и в истории человечества, особых форм поведения, видоизменяющих деятельность пси- хических функций. Л.С.Выготский предпринимает обширное исследование в области сравнительного исторического изуче- ния таких психических функций, как память, мышление со- временного ему человека и представителей примитивных культур. Существенное различие, связанное с изменением психических функций, проявляется в употреблении знаков. Именно на них строится то поведение, которое в работах Л.С.Выготского называется высшим в отличие от биологиче- ски развившихся форм поведения.
Л.С.Выготский считает (и это его принципиальное положе- ние), что культурное развитие человечества совершалось при его относительно неизменной биологической природе. В инди- видуальной истории современного ребенка его культурное раз- витие осуществляется при условии динамического изменения органического типа. Оно налагается на процессы роста, созре- вания и органического развития, образуя с ним единое целое.
Но для Л.С.Выготского остается фактом то, что необходи- мо различать две линии в психическом развитии ребенка, кото- рые аналогичны линиям филогенеза: натуральное и культурное.
Система активности ребенка в каждый момент его жизни определяется и степенью его органического развития, и степе- нью овладения орудиями. Две различные системы развивают- ся совместно, образуя, в сущности, третью систему, новую - качественно своеобразную. Если в филогенезе система актив- ности человека определяется развитием его естественных или искусственных органов, то в онтогенезе система активности ребенка определяется и тем, и другим одновременно.
Пользование орудиями и аппаратами предполагает в каче- стве обязательной предпосылки наличие свойственных чело- веку органов, функций. Жизнь ребенка в культуре обусловле- на созреванием у него соответствующих функций и аппара- тов. Получается, например, так, что нормальный ребенок овладевает языком на определенной стадии биологического созревания, если его мозг и речевой аппарат развиваются нор- мально, позже он овладевает основными логическими опера-
циями, счетом и т.д. В истории психологии это привело к ук. реплению мнения о том, что овладение структурными форма- ми поведения является столь же естественным симптомом органического развития, как и физиологические или анато- мические признаки тела. Эти симптомы стали приниматься за содержание органического развития.
Л.С.Выготский уделяет большое внимание истории разви- тия дефективного, то есть биологически неполноценного ребенка, чтобы на этом методическом пути найти ключ к ре- шению проблем культурного развития. Он пишет о том, что история развития дефективного ребенка позволяет увидеть и понять обходные пути культурного развития, то есть пути построения специальных форм для овладения человеком соб- ственным поведением.
Культурный возраст человека как показатель его культур- ного развития Л.С.Выготский связывал с проблемами адап- тации к жизни в конкретных исторических условиях. Он от- мечал, что культурное развитие человека нетождественно его интеллектуальному и физиологическому возрасту, обращая внимания на факты несоответствия их.
Он говорил о том, что между культурным развитием и при- родной одаренностью человека отношения очень сложные:
культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию от- дельных различий естественной одаренности, а с другой - к увеличению масштаба и расширению разброса различных сте- пеней одаренности. По мнению Л.С.Выготского, определение уровней культурного развития, сама проблема его измерения непосредственно связана с научными подходами к специальной одаренности, которая прежде всего одаренность интеллекту- альная, проявляющаяся в овладении сутью какой-либо опера- ции и независимо от различных изменений ситуации действия.
Создание метода исследования, адекватного научной зада- че, поставленной Л.С.Выготским, - задаче изучения культур- ного развития ребенка (проблема высших психических функ- ций), требовало от него решительного выхода за методологи- ческие пределы традиционной детской психологии для иссле- дования развития того высшего, по его словам, синтеза, кото- рый с полным основанием должен быть назван личностью ребенка. «История культурного развития ребенка приводит нас к истории развития личности»'.
В своих работах Л.С.Выготский дает подробное обосно- вание своему методу, который сегодня называют эксперимен-
I Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 41. 280
ально-генетическим. Прежде чем изучать развитие, психолог полжен определить, что развивается. «Наши психологические окаменелости показывают в застывшем, в остановившемся виде свое внутреннее развитие. В них соединены начало и конец развития. Они сами в сущности стоят уже вне процесса развития. Их собственное развитие закончено. В этом соеди- нении пластичности и окаменелости, исходных и конечных точек развития, простоты и завершенности их огромное пре- имущество для изучения, делающее их несравненным предме- том исследования. Они как бы предназначены стать его на- чальным пунктом, дверью, основой его метода»'.
Возможность анализировать эти застывшие формы пове- дения возникает при создании ситуации выбора, принятия решения, когда человек должен осознать наличие нескольких стимулов и выбрать схему своего поведения. Обобщенным вариантом такой ситуации является ситуация Буриданова Осла, оказавшегося между двумя равными охапками сена.
Л.С.Выготский говорит о том, что в этой ситуации в упро- щенной, идеальной форме представлена вся проблема его ис- следования - проблема стимула-реакции. Он говорит о том, что человек на месте осла бросил бы жребий и овладел ситуацией.
Суть метода состоит в том, чтобы создать такую ситуа- цию, где поведение человека определяется не наличными сти- мулами, а новой или изменившейся ситуацией, созданной самим человеком.
Наличие в поведении человека не только заданных, но и созданных им стимулов является для Л.С.Выготского отличи- тельной чертой психологии человека. «Для человеческого приспособления существенно активное изменение природы человека»2. Оно основано на рефлекторной активности чело- века и на возникновении ее нового регулятивного принципа, обеспечивающего психологическую связь между людьми, - это принцип знакового опосредования. Знаки - это искусст- венно созданные стимулы, назначение которых состоит в том, чтобы воздействовать на поведение в образовании новых ус- ловных связей.
Переход от социального воздействия вне личности к соци- альному воздействию внутри личности Л.С.Выготский счи- тал центром своего исследования. Так, человек, завязываю- щий узелок (знак) на память (создающий ситуацию опосредо- ванного поведения), является одновременно и ключом и аппа-
' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 65. 2 Там же. - С. 80.
ратом, к которому этот ключ подходит. Соединение в одном лице активной и пассивной роли - это вопрос о личности и ее отношении к поведению. «Высшие психические функции ха- рактеризуются особым отношением к личности. Они пред- ставляют активную форму в ее проявлениях... Культурные формы поведения суть именно реакции личности»'.
Л.С.Выготский считал, что через изучение культурного развития психических функций психология гуманизируется.
Изобретение и употребление человеком знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психо- логической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить, сообщить, выбрать и тому подобное), представляет аналогию с изобретением и употреблением орудий как мо- мент создания инструмента.
Употребление орудий и употребление знаков - это прояв- ление опосредующей деятельности, одного из главных изо- бретений человеческого разума. Понятие об опосредующей деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об употреблении знаков для Л.С.Выготского - способ мышле- ния, логическая схема для анализа культурного развития че- ловека как целостности, как общего потока его жизни.
Основой реального расхождения в поведении человека ли- нии употребления знаков и линии употребления орудий явля- ется их различная направленность. Орудие - это средство воздействия человека на объект его деятельности, оно на- правлено вовне. Его цель - вызвать изменения в объекте, во внешней деятельности человека. Знак ничего не изменяет в объекте, с которым связан, он - «средство психологического воздействия на поведение - чужое или свое»2, средство внут- ренней деятельности, направленной на овладение человеком самим собой, знак направлен внутрь. Применение знака зна- менует выход за пределы органической системы активности, существующей для каждой психической функции.
Л.С.Выготский считал свой метод аналитическим, приме- няя его для исследования строения высших психических функ- ций, полагая, что психологическая теория изменяет понима- ние анализа в зависимости от общего принципиального под- хода к психологическим проблемам. За анализом скрывается понимание автором фактов теории, вот почему вместе с изме- нением методологического подхода к психологическому ис- следованию изменяется и сам характер анализа.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|