Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деление жизненного цикла на этапы





Жизненная Ключевая Задачи Ресурсы Кризисы
стадия система развития развития развития
Младен- Расши- Социальные Безопасность, Доверие,
чество ренное связи, чувство выполнение либо утрата
(0-2 года) ядро непрерывности основных нужд, доверия
  семьи существования, стабильность  
    сенсорная раз-    
    ведка и прими-    
    тивные причин-    
    ные связи,созре-    
    вание моторных    
    связей    
Раннее Расши- Самоконтроль, Человеческие Независи-
детство ренное языковое разви- отношения, сен- мое ощуще-
(2-4 года) ядро тие, фантазия и сорная стимуля- ние Я, либо
  семьи игра, самостоя- ция, защищенное сомнение и
    тельное передви- окружение, огра- стыд
    жение ниченность ок-  
      ружения  
Середина Семья, Половая иденти- Подходящая мо- Самодоста-
детства соседи, фикация, началь- дель, объяснение точность,
(5-7 лет) школа ное моральное набора правил, либо чувст-
    развитие, кон- согласованность во вины
    кретные мысли- правил поведе-  
    тельные опера- ния, внутригруп-  
    ции, групповые повые отношения  
    игры сверстников  
Конец Семья, со- Социальные свя- Объединенные Трудолю-
детства седи, шко- зи, самооценка, усилия обучаю- бие, либо
(8-12 лет) ла, свер- обучение навы- щихся; объеди- инфан-
  стники кам, принадлеж- ненная игровая тильность
    ность команде деятельность;  
      обучение навы-  
      кам, которые  
      помогают понять  
      основные меж-  
      личностные от-  
      ношения; обрат-  
      ная связь  
Жизненная К Ключевая система Задачи развития Ресурсы развития Кризисы развития
стадия Подрост- С ковый с возраст к Семья, Ф верстни- з ки, школа р т Физическое со- Ф ревание,абст- и рактные мысли- к тельные опера- ш Физиологическая С информация, п огнитивное ре- н шение проблем н с Социальная принадлеж- ность или оциальная
(13-17   ц ции, принадлеж- н навыки построе- з ащита
лет)   н ность группе н ния отношений,  
    сверстников, на- понимание роли  
    чальная половая полов и ее куль-  
    близость турных истоков,  
      возможность  
      независимых  
      моральных суж-  
      дений  
Юность (18-22 года) Сверст- ники, школа или работа, семья, Независимое су- ществование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация Умения и знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, Четкая или неуверенная идентифи- кация лич- ности
  окру- жающие морали, прочные интимные отно- углубление отно- шений, понимание  
    шения, принятие плюрализма от-  
    природы отно- ветственности за  
    шений выбор  
Взрос- ление (23-30 лет) Новая семья, работа, дружеские связи, ок- ружающее общество Жизнь в новой семье, родитель- ская роль (начало), разви- тие карьеры, вы- работка стиля жизни, принятие Знания и навыки планирования се- мейного бюджета, межличностные переговоры и раз- решение конфлик- тов, родительская Способ- ность к со- циальному бытию, ли- бо отчуж- дение
    обязательств роль, ролевые  
      ограничения  
Переход- ный воз- раст (30- 35 лет) Семья, работа, дружеские связи Смена оценок, привязанностей и принятых обяза- тельств; роди- Переоценка и обновление ре- шений, касаю- щихся отноше- Обновление, либо от- странен- ность
    тельская роль ний, карьеры,  
    (продолжение); стиля жизни;  
    переоценка зна- знания и навыки  
    чимости людей организации ши-  
      рокой помощи  
Зрелость (36-50 лег Работа,) семья, друзья, общество Оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отношений меж- Знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, ббльшая степень диффе- Достижения и значи- мость в об- я ществе, ли- бо незначи-
    ду супругами, ренциации и ин- тельность
    связи вне семьи теграции ролей  

Абрамова


Жизненная Ключевая Задачи Ресурсы Кризисы
стадия система развития развития развития
Пожилой Семья, Связи вне семьи, Знания и навыки Живитель-
возраст (51-65 лет) друзья, работа, окру- уменьшение роли карьеры, отноше- ние к бренности для налаживания коммуникации; учительство и ные связи с окружени- ем, либо
  жающие существования умение дать со- вет: большая эгоисти- ческая стаг-
      опора на умст- нация
      венные, а не на  
      физические спо- собности  
Старость (старше 65 лет) Семья, друзья, окру- жающие Увеличение зави- симости от дру- гих, оценка соб- ственной жизни, Умение выжи- вать при умень- шении физиче- ских ресурсов, Чувство значимости, либо отчая- ние
    умение перенести смерть близких, ожидание собст- умение сказать «прощай»  
    венной смерти    

Это позволяет, хотя бы ориентировочно, использовать эту
схему для описания возрастных особенностей психической жиз-
ни человека, имея в виду, что нормальный человек - это только
форма мышления о нас всех, живых и разных, наполняющих ее
содержанием своим присутствием на земле среди людей.

Думаю, что разговор о нормальном человеке был бы дале-
ко не полным, если бы я не обратилась к анализу той совре-
менной мне истории, которая освободила науку о человеке от
идеологического плена. То, что я напишу сейчас, будет очень
автобиографично и может показаться ненужным, но я все
равно рискну предложить читателю эти несколько страниц.

Идеология привнесла в науку простую меру истины -
теории и эксперименты оценивались по принципу: «свои» -
«чужие». «Чужие» - заведомо плохие, ложные, требующие
только критического отношения и желательно полного оп-
ровержения. «Свои» оценивались по принципу соответствия
актуальным установкам правящей идеологии, чем точнее бы-
ло совпадение теории и эксперимента с ними, тем более точ-
ными, хорошими, истинными они объявлялись; чувство и
мысль, направленные на понимание человека, искажались
сразу, еще не приближаясь к объекту своего изучения. Пони-
мать, изучать становилось просто не надо, закономерности,
которые нужно было бы с муками находить, уже были даны,
даны в идеале человека, который транслировался в идеоло-
гии. Идеал этот был страшноват. Я помню свою первую, еще

детскую встречу с настоящим рабочим (с завода, из горячего
цеха), который и называл-то себя «гегемоном». Встретились
мы с ним в выходной день, на улице, «гегемон» оказался зна-
комым моего отца. Каким он был, не буду описывать подроб-
но. В свои малые годы я сумела только спросить у папы: «Мы
все должны стать такими, за таких умирали революционеры?»
Он мне тогда ничего не ответил, только внимательно посмот-
рел в глаза, словно увидел впервые, а потом мы часто и долго
говорили о том, что в людях, в каждом человеке есть и хоро-
шее и плохое, только чего-то бывает больше.

Потом меня долго учили в школе, что наше общество са-
мое справедливое и гуманное, самое передовое (как мы радо-
вались, когда Гагарин слетал в космос, как гордились им и
собой), самое лучшее. Так просто - самое хорошее, значит, все
остальное - хуже, потому что на нас не похоже.

Только вот в жизни не встречалось людей, которые бы соот-
ветствовали известному идеалу. Они были в чем-то не такими,
каждому чего-то недоставало до идеала. Нельзя было сказать,
чтобы кто-то сильно переживал свое несовершенство и старался
что-то сделать для того, чтобы соответствовать идеалу.

Получалось так, что уже принадлежность к нашему обще-
ству делала нас лучше других; усилий, собственных усилий по
совершенствованию вроде и не нужно было. Собственные
усилия нужны были для того, чтобы поддерживать в своем
организме жизнь, а все остальное как бы предопределялось,
возможности были не твоими лично, а заданы временем и
местом рождения. До сих пор с ужасом вспоминаю ограниче-
ния по приему выпускников сельских школ в вузы. Преслову-
тая прописка гнала людей не только в поисках приключений,
а чего стоил процентный прием в партию (есть место для...).

Создавалось впечатление упорядоченности жизни извне:

снималось напряжение, исчезал риск выбора, своего выбора...
Это очень чувствовалось в людях - они работали очень плохо,
и год от года все хуже. Я сужу, конечно, по своим впечатлени-
ям. От качества трудовых напряжений жизнь мало менялась,
не менялась вообще, остановилась на месте.

Остановилась, не успев приобрести силы для развития,
наука о человеке. Всю возможную его сложность свели к ие-
рархии мотивов и направленности личности, среди которых,
конечно, была хорошая - коллективистская и похуже - дело-
вая и индивидуалистическая, а самые хорошие отношения
людей - в коллективе, другие - уже плохие. Человек, нор-
мальный человек оказался задан политической системой, ее
приоритетами, ее логикой, определявшей, что вначале было


дело, что материализм - это единственно верная философия
что все раз и навсегда плохое - плохо, хорошее - хорошо'
Например, стремление к успеху - это карьеризм, стремление к
самоутверждению - буржуазный идеализм, противоречивость
развития - отражение противоречий современного капитали-
стического общества и тому подобное.

Нормальным становилось заданное, выдуманное, вообра-
жаемое, мертвое - оно проникало везде как правила общей
игры. Несоответствие им сразу предполагало диагноз ненор-
мальности и изгонялось, уничтожалось, запрещалось.

Неразрешимые по сути экзистенциальные человеческие
вопросы находили свое правильное решение одно на всех.
В общем, оказалось, что нормального человека можно соз-
дать и приложить множество усилий для поддержания ак-
тивности в своем создании, которое все время норовит ис-
чезнуть, будучи призраком.

Вот сейчас, если постараться сформулировать психологиче-
ское содержание жизни того, кого можно было бы назвать
нормальным современным человеком, то я, пожалуй, стала бы
минимально пользоваться отечественными теориями личности,
а стала бы говорить об этом человеке в понятиях экзистенци-
альной философии и гуманистической психологии. Именно они
используют те понятия, которые «дают право» людям на раз-
нообразие их индивидуальных судеб, объединяя их принадлеж-
ностью к сущности. Этого так не хватает в нашей отечествен-
ной психологической науке о человеке, мы говорим и думаем
по схеме заданной правильности жизни. Очень хочется предпо-
следнее слово заменить словом «праведность», но это уже моя
личная точка зрения. «Быть нормальным человеком это зна-
чит...» продолжите предложение сами.

Глава 11

О КУЛЬТУРЕ
И СУБКУЛЬТУРЕ


Человек впервые реально понял, что он житель плане-
ты и может — должен - мыслить и действовать в новом ас-
пекте, не только аспекте отдельной личности, семьи или ро-
да, государств или их союзов, но и в планетном аспекте.
Он, как и все живое, может мыслить и действовать в пла-
нетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в оп-
ределенной земной оболочке, с которой он неразрывно, за-
кономерно связан и уйти из которой он не может. Его су-
ществование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду.
И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

В.В.Вернадский

Адам изваян был

По образу творца,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.