Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В подготовительной логопедической группе ДОУ





От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т. е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы

В подготовительной логопедической группе ДОУ

(ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом. 4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

1-я неделя — «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя — «Дом. Мебель»

4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя — «Домашние животные»

2-я неделя — «Перелетные птицы»

3-я неделя — «Звери наших лесов»

4-я неделя — «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя — «Библиотека»

2-я неделя — «Зимующие птицы»

3-я неделя — «Хвойные деревья»

4-я неделя — «Новый год»

Январь

1-я неделя — зимние каникулы.

2-я неделя — «Зимние забавы»

3-я неделя — «Наш город. Моя улица»

4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя — «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя — «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя — «Почта. Профессии»

2-я неделя — «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя — «Животные холодных стран»

4-я неделя — «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя — «Перелетные птицы»

2-я неделя — «День космонавтики»

3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя — «День Победы»

2-я неделя — «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя — «Насекомые»

4-я неделя — «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя «Овощи»

2-я неделя «Фрукты»

3-я неделя «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя «Домашние птицы»

2-я неделя «Перелетные птицы»

3-я неделя «Игрушки»

4-я неделя «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя «Зимующие птицы»

2-я неделя «Зимние забавы»

3-я неделя «Хвойные деревья»

4-я неделя «Новый год»

Январь

1-я неделя зимние каникулы.

2-я неделя «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»

3-я неделя «Домашние животные»

4-я неделя «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя «Транспорт»

3-я неделя «День защитника Отечества»

4-я неделя «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя «Ранняя весна»

2-я неделя «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя «Моя семья»

4-я неделя «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя «Наш город. Дом»

2-я неделя «Мебель»

3-я неделя «Рыбы»

4-я неделя «Комнатные растения»

Май

1-я неделя «День Победы»

2-я неделя «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя «Насекомые»

4-я неделя «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад» (4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

Октябрь

Тема «Овощи»

(1-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь,

капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них

готовят (суп, салат, винегрет...);

- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

 

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

 

  • Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице.

(Морковь)

 

  • Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко.

Что это?

(Репка)

 

  • Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

 

  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она.

(Редис)

 

  • Голова на ножке, в голове — горошки.

(Горох)

  • Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

(Огурец)

  • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

(Капуста)

  • Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

 

Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):

  • огурец — огурцы, помидор — помидоры...

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

  • Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

  • Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..

(Огурцы)

 

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

  • Что это? Где растет?
  • Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
  • Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

  • Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) —...
  • Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) —...

Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

(овощи - морковь, огурец, репа; геом. фигуры – круг, треугольник, овал)

Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

 

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями

рук вверх и вниз.

 

Морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к

себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение палацев, имитирующих посыпание

солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание палацев рук в кулаки.

Задание 11. Прослушать стихотворение.

 

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение.

 

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку

и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка

и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

 

Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Тема «ФРУКТЫ»

(2-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

- обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

- по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Отгадать загадки.

· Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко,

а откусишь — сладко.

(Яблоко)

· На сучках висят шары, посинели от жары.

(Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

· яблоко — яблоки, груша —..., слива —..., персик —..., банан —....

Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

· яблоко — яблочко, лимон —..., банан —..., апельсин —....

Задание 6. Подобрать родственные слова:

· яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

· вишня — вишенка, вишневый;

· смородина — смородинка, смородиновый;

· лимон — лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

· лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое;

· лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

· Что это?

· Где растет?

· Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

· Каков на вкус?

· Что из него готовят?

Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна одно, двадве):

· одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;

· один лимон, два лимона... пять лимонов;

· одна слива, две сливы... пять слив.

Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных):

  • сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;
  • сок из груши —..., варенье из груши —...;
  • сок из апельсина —..., варенье из апельсина —....

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:

  • яблоко — на яблоне, слива — на..., груша — на....

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

  • Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.

(Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху»

(используются натуральные фрукты).

Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Тема «Сад-огород. Ягоды»

(3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

- рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

- дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»;

- в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

  • Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(Ягода)

  • В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?

(Калина)

  • Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет.

(Красная и черная смородина)

  • На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки — собираем огоньки.

(Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус? Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):

  • сок из малины — малиновый; сок из вишни —...;
  • варенье из малины — малиновое, варенье из вишни —....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

· Клубника, смородина, черника, вишня.

(Черника растет в лесу.)

· Клюква, малина, клубника, брусника.

(Малина растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

· Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

· Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

· Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?»

Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

· Про какой овощ можно сказать «твердый»?

· Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

· Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) —...; клубника (какая?) —...; помидор (какой?) -....

Задание 12. Пересчитать предметы — овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):

первое яблоко, второе яблоко...; первый помидор, второй помидор...; первая картошка, вторая картошка....

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

Ноябрь

Тема «Домашние птицы»

(1-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата);

- объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;

- закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;

- уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек;

- рассказать о профессии птичницы;

- по возможности рассмотреть этих птиц в природе.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

 

  • Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает.

(Курица)

  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу.

(Петух)

  • Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок)

  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

(Гусь)

  • Катится бочка, нет на ней ни сучочка.

(Яйцо)

Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это».

  • Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица)
  • Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух)
  • Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок)
  • Кря-кря — ищу червя! (Утка)

Задание 4. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании):

утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) —..., курица (...) —....

Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имени существительного):

цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк —..., гусь —..., утка —....

Задание 6. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных:

  • у утки — утенок, у гусыни —..., у индюшки —....

Множественное число имен существительных:

  • у утки — утята, у гусыни —..., у индюшки —....

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как передвигается»:

утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) —..., курочка (...) —....

Задание 8. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление):

у утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.

Задание 9. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:

Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

 

Задание 10. Упражнение для пальчиков.

Утята

Первый, второй — шли утята Поочередно сгибать пальцы

Третий, четвертый — за водой. рук, начиная с большого, а со слов

А за ними плелся пятый, «пи-пи-пи» ритмично сгибать и

позади бежал шестой. разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал,

а восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» —

«Не пищи, мы тут рядом,

поищи!»

 

Задание 11. Прослушать и выучить по выбору следующие стихотворения:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки — желтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите!».

На птичьем дворе

Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора — бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх — гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!»

(А. Барто)

Вопрос. Кто живет на птичьем дворе?

 

 

Задание 12. Вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картинку «Птичий двор» и вклеить ее в альбом.

Тема «Перелетные птицы»

(2-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;

- рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

- объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;

- по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т. д.;

- обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Задание 3. Выучить считалку:

Начинается считалка: на дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)

Задание 5. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

· Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.

Задание 7. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).

Птичек стайка

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек — стайка.

— Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

Эта, птичка — скворушка, серенькое перышко.

Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж.

Ну, а это — злой орлан. Птички птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки)

(И. Токмакова)

Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением перелетных птиц.

 

 

Тема «Игрушки»

(3-я неделя)

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

- определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

- отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

- провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки». Заучивание стихотворений по выбору.

Задание 3. Отгадать загадку.

  • Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет.

(Мяч)

  • Пляшет крошка, а всего одна ножка.

(Юла)

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию». (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.)

Задание 5. Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь». (Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее.)

Задание 6. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану: Что это?

Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?

Из какого материала сделана?

Как с ней можно играть?

Задание 7. Подобрать действия к предмету: мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает...; кукла —...; матрешка —....

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»:

  • кукла (какая?) —..., мяч (какой?) —....

Задание 9. Образовать признак от предмета: игрушка — игрушечный, кукла — кукольный, стол — настольный, зеркало —....

Задание 10. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • мяч — мячик, кукла —...; мишка —...; матрешка —...; Петрушка —....

Задание 11. Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две:

  • два мяча, две куклы... (счет вести до пяти).

Задание 12. Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.

Декабрь

Тема «Зимующие птицы»

(1-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

- рассказать, где они живут и чем питаются;

- обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

Хоть я не молоток — по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

(Дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее...

(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает.

(Воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это...

(снегири).

— Синица, синица, веселая птица! Где ты была?

Где ты жила?

— Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

  • ворона — вороны, снегирь —..., галка —..., воробей —....

Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

воробей — воробушек, воробьишко; галка —..., снегирь —..., синица —....

 

Задание 6. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

  • Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
  • Первая ворона, вторая ворона,... пятая ворона;
  • первый голубь, второй голубь,..., пятый голубь.

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

  • Ворона — «как-кар» — она каркает, воробей —....

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»:

  • ворона (какая?) —..., голубь (какой?) —..., снегирь (какой?) —..., синица (какая?) —....

Задание 9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

 

Задание 10. Вырезать картинки с изображением зимующих птиц и вклеить их в альбом.

Тема «Зимние забавы»

(2-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

- в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

Задание 2. Отгадать загадки.

  • Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?

(Лыжник)

 

  • Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня?;

(Коньки)

  • Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

  • Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

  • По снегу покатите — я подрасту,

На костре согреете — я пропаду.

(Снежный ком)

Задание 3. «Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?»

Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных):

  • лыжнику нужны лыжи, хоккеисту —..., фигуристу —..., саночнику —....

Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).

  • Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
  • Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Задание 6. Выучить стихотворение.

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

Рукавички на руках, шапка на макушке!

Раз, два — чуть не поскользнулся, раз, два — чуть

не кувыркнулся.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз — крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади — там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Задание 7. Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком, Ребенок имитирует лепку зайчика из снега. -

ушки сделали потом.

Вместо глаз — угольки

нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

и с хвостом, и с головой.

За усы не тяни — из соломинки они

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Задание 8. Вырезать картинки с изображением зимних забав и вклеить в альбом.

Тема «Хвойные деревья»

(3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется: во время прогулки в зимнем парке или в лесу показать ребенку хвойные деревья (ель и сосну);

- объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелеными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует

- сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны;

- рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев, провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.

Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображением елового леса и соснового бора.

Задание 3. Выучить стихотворения и загадки по выбору.

  • Зимой и летом одним цветом.

(Ель, сосна)

  • Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

  • Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года ясной стояла погода.

 

  • Что растет на елке? Шишки да иголки.

Разноцветные шары не растут на елке.

Не растут на елке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге.

Вопрос. В какой праздник все это появляется на елке?

Задание 4. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

  • Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно...

(елки).

Задание 5. «Что общего у елки и ежика?»

— Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»

(составление предложных конструкций).

  • Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.

Задание 7. Пересказать рассказ и ответить на вопросы.

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение на словообразование):

  • ель — елочка, сосна —..., иголка —..., ветка —....

Задание 9. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа существительных):

  • одна елка — много —...,одна ель — много —..., одна сосна — много....

Задание 10. Выложить елку из бумажных треугольников. (с.29)

 

Задание 11. Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука — «сосна» (пальцы растопырены,

Сидит заинька косой. подняты вверх); на второй руке указательный

и средний пальцы образуют «ушки» зайца,

остальные пальцы сжаты.

Задание 12. Вырезать картинки с изображением хвойных деревьев и вклеить их в альбом.

Тема «Новый год»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

- вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

Задание 2. Выучить стихотворение.

Елка

Наша елка велика, наша елка высока,

Выше мамы, выше папы, достает до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!

Задание 3. Упражнение для пальчиков.

Елка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропус-

если пальчики сцеп- каются между собой (ладони под

ляются. углом друг к другу). Пальчики вы-

Локотки ты подними, ставить вперед. Локотки к телу

пальчики ты разведи. не прижимать.

Задание 4. Пересказать рассказ.

Елка

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

Задание 5. Вырезать картинки с изображением новогоднего праздника и вклеить в альбом.

Январь

Тема «Домашние животные»

(3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

- обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

- прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

- рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

  • Му-му-му, молока кому? (Корова)
  • Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)

  • С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком.

(Собака)

  • Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка.

(Свинья)

  • По горам, по долам, ходит шуба и кафтан.

(Баран)

  • Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Все время умывается, а с водой не знается.

(Кошка)

  • Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,

Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок.

(Конь)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Корова — «му-у» (корова мычит).

Кошка — «мяу» (кошка мяукает).

Собака —....

Свинья —....

Лошадь —....

Овца —....

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

  • кошка — кошки, собака — собаки...; котенок — котята, жеребенок — жеребята....

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных):


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.