|
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.Стр 1 из 12Следующая ⇒ Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
ISBN 5-88923-125-1
В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития ре- чи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представ- лены методические приемы и отдельные формы работы по преодолению об- щего недоразвития речи. Рассмотрено содержание логопедической и коррек- ционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и представлен дидактический материал по звуковой культуре речи, лексико-граммати- ческим темам, обучению грамоте, развитию связной речи детей с ОНР. Для логопедов, методистов и воспитателей ДОУ, студентов дефектоло- гических факультетов, учащихся педагогических колледжей. © Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Е.Н. Кутепова, Г.Р. Шашкина, 2002 © В. Секачев, издание, 2007 © ТЦ «Сфера», оформление, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ В пособии обобщен опыт многолетней практической работы логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, психолога в их совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи. Пособие состоит из трех глав, в первой главе рассматриваются некоторые исторические, теоретические и практические вопросы раз- вития и недоразвития речи; вторая посвящена проблемам коррекци- онного обучения детей с общим недоразвитием речи; третья — во- просам проведения досуга и родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида для детей с общим недоразвитием речи. Авторы попытались обозначить и рассмотреть те проблемы раз- вития речи детей с общим ее недоразвитием, которые имеют наи- большее значение для практики логопедии, уделив основное внима- ние использованию дидактического материала в работе логопеда, ко- торый был систематизирован и апробирован в течение ряда лет лого- педами ДОУ №381 Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. Рассмотрена специфика применения приемов логопедической и коррекционно-воспитательной работы в условиях Дошкольного обра- зовательного учреждения комбинированного вида по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи. В пособии представлены разработанные авторами — Г Р. Шаш- киной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой направления коррекционно- воспитательной работы: логопедические досуги и физкультминутки в группе для детей с ОНР, некоторые формы работы с родителями. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздей- ствия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда, его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспи- тательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В настоящем пособии особое внимание уделено содержанию работы логопеда, в частности, возможности использования дидакти- ческого материала в проведении фронтальных и индивидуальных за- нятий, осуществлению преемственности в работе логопеда, воспита- теля и родителей. В каждом разделе пособия впервые представлены методические материалы (карточки по темам), систематизированные с учетом зако- номерностей и особенностей речевого развития детей с общим недо- развитием речи. Предлагаемое пособие не исчерпывает всего содержания логопе- дической работы в дошкольном образовательном учреждении комби- нированного вида. Авторы надеются на то, что пособие поможет ло- гопедам, воспитателям, родителям творчески подойти к организации процесса коррекции речи детей и будет интересно и полезно специа- листам, занимающимся логопедической и коррекционно-воспита- тельной работой с детьми с общим недоразвитием речи. Авторы выражают искреннюю благодарность профессору кафед- ры логопедии МПГУ С.Н. Шаховской за рецензирование и ценные замечания при работе над данным пособием.
Глава 1. Краткие сведения по теории и истории методики развития речи
Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой. Исходя из цели, определяются следующие задачи: • изучение онтогенеза речевой деятельности; • изучение развития речи при различных формах речевых нарушений; • разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи; • усовершенствование средств, методов и приемов развития речи дошкольников с речевой патологией; • определение содержания и организации работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений. I этап — довербальный. Ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам. Подготовительный этап охватывает первый год жизни детей и имеет исключительное значение в последующем развитии речи. Ос- новное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состо- ит в том, что в это время складываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к тем ха- рактеристикам речевых звуков, которые помогают вычислить значе- ние слова. Глава 2 Коррекционное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи В дошкольном образовательном учреждении Комбинированного вида Систематизация речевого материала по лексико-грамматическим темам Первый период обучения. Осень. 1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов. 2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)? Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют. Тучи — собираются, плывут, летят. 3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают. 4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными: мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко. 5. Подобрать иллюстрацию к теме "Осень", ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя осень? Овощи. 1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан. 2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предмет): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т. д. 3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени. Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу. 4. Подобрать иллюстрации или демонстрировать действия и отвечать на вопросы: Кто это? Что он (она) делает? Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку. 5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?». 6. Выучить 2-3 загадки по теме. Фрукты. 1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград. 2. Закрепить образование множественного числа имен существительных: апельсин — апельсины, банан — бананы. 3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья? Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны. 4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчик кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику. 5. Выучить 2-3 загадки по выбору ребенка и исходя из его речевых возможностей. Посуда. 1. Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска— тарелка — блюдце. 2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назови ласково или скажи про большой предмет и маленький: стакан — стаканчик, миска — мисочка. 3. Составить предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения. У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная. Продукты питания. 1. Показывать, называть мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия (котлеты, сосиски, творог, сыр, ряженка). 2. Подбирать глагольный словарь: рыбу на сковороде...(жарят), в кастрюле...(варят), в духовке...(запекают). 3. Составлять словосочетания (притяжательные местоимения с существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье. 4. Изменять существительные по падежам. (Дидактические игры "Чего не стало?", "Что я вижу?", "Чем угостим медвежонка?", "Кто чем любит лакомиться?"). 5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот? Сезонная одежда — обувь. 1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной. 2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... 3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксов. У Томы шапка, а у куклы —... Лена носит юбку, а кукла —... 4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам. "Оденем куклу на прогулку", "Как Толя собирается в детский сад". 5. Заучивание коротких текстов. "Не замерзни, Лидочка!" после составления предложений по демонстрируемым действиям в групповой комнате или с помощью фигурок на фланелеграфе. Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: "Смотри, Лидочка, не замерзни! Варежки не снимай. Шарф не развязывай". Игрушки. 1. Показывать и называть игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка — подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса, руль). 2. Называть форму, цвет, размер игрушки. 3. Образовывать уменьшительные формы имен существительных в единственном числе (кукла — куколка, кольцо — колечко, ведро — ведерко). 4. Выполнить и оречевить 1-2-х ступенчатую инструкцию. (Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе.) 5. Отвечать на простые вопросы: Что ты берешь? Что несет Таня? Что делает Коля? Наше тело. 1. Показывать, называть части лица и тела (брови, ресницы, нос, рот, глаза, уши, щеки, лоб, подбородок; голова, шея, руки, ноги, живот, спина, локти, колени) на себе, на кукле, на картинке. 2. Образовывать существительные с уменьшительными суффиксами: У Тани лоб, а у куклы — лобик. У Миши рука, а у куклы — ручка. 3. Подбирать приставочные глаголы (слушать, прислушиваться, услышать; бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать, отбежать). 4. Употреблять притяжательные местоимения. (Мои руки чистые, твой пальчик грязный.) 5. Составлять предложения по вопросам. (Что это? Что ты делаешь? Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом?) 6. Выучить 2-3 загадки о частях лица и тела. Второй период обучения. Зима. 1. Называть основные признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду. 2. Подбирать слова — синонимы и антонимы. Скажи, какой, какая, какое, какие? Зимой ветер какой? (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья). Скажи наоборот. Холодный — теплый, солнечный —..., пасмурная —... 3. Составлять разные типы предложений по сюжетным картинкам, со зрительной опорой на предметные картинки. Употреблять разные предлоги. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. (Наташа надела вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.). 4. Выучить загадки о явлениях природы зимой или детских играх и забавах. Посуда. 1. Образовать относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, деревянный. 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, употребляя предлоги в, на, под, из. На полке пластмассовая тарелка. На столе пластмассовые тарелки. Таня взяла пластмассовую чашку. Дима взял фарфоровый чайник. 3. Совершенствовать навык ведения диалога. (Моделирование ситуации сервировки стола, покупки посуды в магазине, мытья посуды.). 4. Выучить загадки о посуде. Продукты. 1. Употреблять относительные прилагательные (рисовая, овсяная, пшенная, манная, овощной, свекольный) и согласовывать их с существительными в роде и числе. (Дидактические игры "Приготовим обед", "У Мальвины день рождения", "Магазин"). 2. Активно употреблять предлоги в, на, под, из (2-3-х ступенчатые инструкции и их оречевление). 3. Развивать умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них в процессе сюжетно- ролевых игр "Магазин продуктов"» "Кафе". 4. Познакомиться в быту с профессиями продавца, повара, официанта. Сад — огород. 1. Уметь образовывать относительные прилагательные. Какой лист любит заяц? Какой сок приготовила мама из яблок? 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. (Цвет, форма, размер, вкус, состояние). Морковка длинная, помидор круглый, свекла твердая, яблоко сладкое. 3. Употреблять предлоги в, на, под, из. Морковка растет в земле, морковку выдергивают из земли. 4. Совершенствовать диалог, включая вопросы: Что это? Что ты делаешь? Где взял? Что ты приготовишь из капусты? 5. Вспомнить и загадать загадки (по 1-2 про фрукты и овощи). Сезонная одежда — обувь. 1. Образовывать относительные прилагательные, используя на-стольно-печатные игры, типа "Лото". Отвечать на вопросы: Из чего сделан? Какой? (Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.) 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. (Мама купила Тане резиновые сапоги. Котенок забрался в резиновый сапог.) 3. Составлять предложения с предлогами в, из, на, под (2-3-х ступенчатые инструкции, оречевление выполняемых действий). Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет. 4. Совершенствовать навык ведения диалога. Сюжетно-ролевые игры "Магазин", "Обувная мастерская", "Ателье". Транспорт. 1. Называть наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Знать основные части машины (мотор, колеса, кабина, кузов) самолета, корабля. 2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из железа — железный, из алюминия — алюминиевый. 3. Называть профессии людей на транспорте: водитель, слесарь, контролер: (Сюжетно-ролевые и дидактические игры "Поезд", "Кому что нужно?") 4. Составлять рассказы — описания машины, самолета, корабля по плану: Что это? Какой? Для чего нужен? 5. Выучить 2-3 загадки о видах транспорта. Мебель. 1. Показывать и называть предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка; и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка. 2. Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пластмассовый, железный — стол, стул. 3. Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать действия, сюжетные картинки. 4. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые, дидактические игры "В мебельном магазине", "В гостях у Буратино".) 5. Выучить 2-3 загадки про предметы мебели. Семья. 1. Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. (Дима — мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки.) 2. Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами. (Бабушка работает в магазине. Она продает посуду.) 3. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры "Дочки — матери", "Бабушкин день рождения".) 4. Выучить 2-3 загадки или четверостишие о членах семьи. Третий период обучения. Посуда. 1. Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: принес чашку — отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл, перемыл и т. д. 2. Образовать притяжательные прилагательные. Бовина чашка, мамина тарелка, папин стакан. 3. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений с предлогами. Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая. 4. Выучить загадки по теме. Продукты. 1. Активизировать глагольный словарь (приставочные глаголы): принести, отнести, поднести, унести, вынести. 2. Подбирать синонимы и антонимы (имена прилагательные), употреблять притяжательные прилагательные. (Манная каша вкусная, сладкая, ароматная. У Тани каша горячая, а у Вовы холодная. Бовину кашу надо подогреть. 3. Согласовывать числительные с существительными: У Миши 5 конфет. Мама купила 2 булочки и 4 рогалика. 4. Составлять предложения: Нина не ест кашу, потому что она не голодна. Чтобы приготовить борщ, нужно купить мясо и овощи. Повар налил в кастрюлю много воды, потому что он будет варить суп. Сад — огород. 1. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок (по демонстрации действий, по сюжетным картинкам): наливать, поливать, выливать, переливать овощи и фрукты. 2. Образовывать антонимы "Скажи наоборот": лимон кислый, а банан сладкий. Морковка твердая, а помидор мягкий. 3. Образовывать притяжательные прилагательные. Танин помидор зеленый, Бовин помидор красный. 4. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суффиксов: желтый — желтенький, красный — красненький. 5, Отвечать на вопросы и составлять предложения типа: Что мама делает из яблок? Из яблок мама варит компот. Мама варит яблочный компот. Из яблок мама варит варенье. Мама варит яблочное варенье. Весна. 1. Называть основные признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы. 2. Объяснить словосочетания типа: "вить гнезда", "выводить птенцов". 3. Образовывать множественное число имен существительных: дерево — деревья, сук — сучья, пень — пни, корень — коренья. 4. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончи предложение: На высоком дереве гнездо, а на высоких деревьях —...(гнезда). В маленьком гнезде птенец, а в маленьких гнездах —...(птенцы). 5. Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами. Отвечать полным предложением на вопросы: Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда? 6. Выучить загадки, четверостишия о весенних явлениях природы. Лето. 1. Называть основные признаки лета: жарко греет солнце; дни длинные, а ночи короткие; на деревьях много зеленых листьев; цветут цветы, поспевают ягоды, грибы. 2. Показывать и называть отдельные виды деревьев, грибов, цветов, насекомых, уметь образовывать от существительных единственного числа существительные множественного числа, уменьшительные формы имен существительных. 3. Образовывать существительные с помощью приставок: под березой — подберезовик, под осиной —...; путем сложения основ существительных, глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый — светло-зеленый, пчел разводит — пчеловод. 4. Употреблять разные типы предложений с предлогами и союзами. (Дети пошли купаться, потому что было жарко. В воде дети плавали, ныряли, доставали со дна ракушки.) 5. Выучить загадки о явлениях природы, играх и забавах детей летом. Сезонная одежда — обувь. 1. Называть существительные, обозначающие профессии: швея, сапожник, продавец, чистильщик, гладильщик; и инструменты, необходимые для работы: иголка, линейка, шило. Использовать настольно-печатные пособия, проводить сюжетно-ролевые игры. 2. Подбирать слова — синонимы и антонимы, согласовывая их в роде, числе, падеже. Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая. 3. Согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже: 2 сапога, 5 шапок, 7 маек. 4. Составлять предложения со зрительной опорой на предметные картинки. Объединять предложения в короткий рассказ. Мама купила Томе новый комбинезон. Томе комбинезон очень понравился, потому что он был красивый и удобный. Тома надела комбинезон и вышла на улицу, чтобы показать его подругам. Транспорт. 1. Называть транспорт по его назначению: пассажирский, грузовой, специальный. 2. Подбирать синонимы, антонимы: груз (какой?) — тяжелый — легкий; нагружать — выгружать; подъехать — отъехать. 3. Употреблять разные виды предложно-падежных конструкций в предложениях. Грузовик въехал на мост. Машина съехала с моста. Самосвал проехал под мостом. Самолет пролетел над мостом. Трамвай едет по большому железобетонному мосту. 4. Называть элементарные правила дорожного движения. Правильно произносить слова: регулировщик, светофор, троллейбус, электропоезд, машинист. Школа. 1. Называть школьные принадлежности: ручка, ластик, пенал, ранец. 2. Образовывать относительные прилагательные (ручка пластмассовая, а ластик резиновый). 3. Подбирать синонимы и антонимы: хороший ученик — внимательный, прилежный, аккуратный; тетрадь — толстая, тонкая; линейка -— длинная, короткая. 4. Составлять описательные рассказы. "О каком ранце я мечтаю". 5. Уметь сравнивать 2 однородных предмета (чем похожи, чем отличаются, например, ранец и портфель). 6. Выучить 2-3 загадки о школьных принадлежностях. 7. Составить предложения, употребив числительные с существительными в нужном роде и числе. (В пенале 2 карандаша, а в стаканчике на столе 10 карандашей.) Мебель. 1. Подбирать синонимы и антонимы (кресло — мягкое, удобное, комфортное; круглый стол высокий, а низкий — квадратный; деревянный стул с мягким сиденьем, а пластмассовый — с твердым). 2. Называть профессии: столяр, плотник, продавец; определять, кому и что нужно для работы. ("Что забыл нарисован, художник?", "Художник Нарисовал стул без чего?") 3. Употреблять разные типы предложений с предлогами. ("Кто где спрятался?" Танины ботинки видны из-за дивана. Кошка выглядывает из-под стола.) 4. Вспомнить и загадать 2-3 загадки о видах мебели, ныучить 2 новые. Дом и его части. 1. Показывать и называть части дома, объяснять их назначение (балкон, окно, лифт, лестница). 2. Употреблять синонимы и антонимы: высокий —..., длинный —..., многоэтажный *—... 3. Образовывать слова путем сложения основ: десятиэтажный, темно-коричневый, светло-желтый. 4. Называть строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик, архитектор; и составлять распространенные предложения: Маляр красит стены краской. 5. Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который. (На стройке нужен кран, чтобы построить высокий дом. Кран нужен потому, что он поднимает тяжелые грузы.) 6. Выучить 2-3 загадки о доме. 7. Знать и уметь называть свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры. Звуковой культуре речи Занятие С — 1. 1. Артикуляционная гимнастика. "Забор", "Кошка сердится", "Почистим зубы"; "Горка", "Подуй на язык", "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш". 2. Упражнение "Насос". Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идёт по середине языка, сильная и холодная. 3. Повтори чётко и медленно звук "С". Ас-ас-ас — вот ананас. Ос-ос-ос — много ос. Ус-ус-ус — ягодный мусс. Ыс-ыс-ыс — вот мыс. Ис-ис-ис — конфета "Кис-кис" 4. Подбери и наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:. Ананас, мыс, много кос, много ос, квас, нос, автобус, глобус, мусс. Занятие С — 2. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "С". 2. "Насос" (язык внизу, за нижними зубами, губы улыбаются). 3. Повтори три раза, потянув звук "С" (чётко и медленно): Са — са — са — вот летит оса. Со — со — со — вот колесо. Су — су — су — книгу я несу. Сы — сы — сы — вот автобусы. 4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их: Лиса, коса, оса, самокат, сани. Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода. Носы, весы, косы, автобусы. Занятие С — 3. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "С". 2. "Насос"(язык за нижними зубами, губы улыбаются). 3. Повторить 3 раза, потянув звук "С": Ста — сто — сту — сты Сма — смо — ему — смы Сна — сно — сну — сны Ска — ско — ску — скы Сва — сво — сву — свы 4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их: Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска. Занятие С — 4. 1. "Насос" (С — С — С). 2. Повтори чистоговорку: У Сони сани едут сами. 3. Закончи предложения: Десять дней Айболит не ест, не пьет и не... (спит) К. Чуковский Для зверей и для зверят Тоже нужен детский... (сад) 4. Запомни загадку: Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. (Бублик) Занятие С — 5 1. "Насос". 2. Закончи предложение: Динь-дон, динь-дон В переулке ходит... (слон) Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный... (пес) С. Маршак 3. Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук "с": Стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул. 4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы: а) В саду. В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус. Что стоит в саду? Кто сидит на скамейке? Что будут делать Света и Сева? Что вылепила Света? Что вылепил Сева? б) Саня и Соня. Это Саня, а это Соня. Саня несет тыкву. Соня снимает сливы. Саня любит тыкву и капусту. Соня любит сливы. в) Света и Саня. Это Света, а это Саня. У Светы гольфы. У Сани носки. Света и Саня надевают сапоги и идут в лес. Занятие Сь — 1. 1. Определи место звука "С" в слове: Гусь, лисенок, Сеня. 2. Повтори (игра "Эхо"): Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, усею, эссе, исси. 3. Четко произнеси: Ась — ась — ась — у Сени мазь. Усь — усь — усь — у Симы гусь. 4. Найди слова со звуком "сь". Выучи стихотворение. Синее небо, синие тени, Синие ели — это весна! В синем лесу этот запах весенний Всех обитателей будит от сна. Занятие 3 — 1. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "3". "Кошка сердится", "Почистим зубки", "Горка", "Подуй на язык с голосом", "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш". 2. Упражнение "Комар". Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в, нижние зубы, подуть на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка. 3. Повтори медленно и четко слоги со звуком "3". Азма азна азба азда Узма узна узба узда Озма озна озба озда Ызма ызна ызба ызда 4. Подбери и наклей картинки или нарисуй: Азбука, изба, поезда, гнездо. Занятие 3 — 2. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "3". 2. "Комар" (изолированное произнесение звука 3). Язык за нижними зубами, губы в улыбке, голосовые складки работают. 3. Повтори по три раза медленно и четко "3". За — за — за, за — за — за — вот в саду стоит коза, Зо — зо— зо, зо — зо — зо — вот у Зои светлый зонт, Зу — зу — зу, зу — зу — зу — Зою в саночках везут, Зы — зы — зы, зы — зы — зы — нет ни вазы, ни козы. 4. Наклей картинки или нарисуй и назови их: Ваза зонт зубы козы Коза бизон везут вазы Замок зов Мозаика Зоя Занятие 3 — 3. 1. Упражнение "Комар". 2. Повтори чистоговорку: а) Зоя моет зайку в тазу, б) У Зои азбука, у Зины звезда; 3. Закончи предложения: Он и плачет, медведь, и ревет, Медвежат из болота... (зовет). К. Чуковский Побежала мышка — мать, Стала утку в няньки... (звать) С. Маршак 4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук 3: Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) Занятие 3 — 4. 1. Упражнение "Комар". 2. Отгадай загадку, есть ли в отгадке звук "3". Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок). Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег). 3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук "3". Змей, куст, ваза, мост, елка, замок, изба, нос, звезда, гнездо, капуста. 4. Повтори рассказ, ответь на вопросы: Зоя и Зина. Зоя и Зина лепят из глины. У Зои забавный зайка. У Зины обезьянка Загги. А это змейка и бизон. Они на подносе у вазы. Что делают Зоя и Зина? Кто у Зои? Кто у Зины? Где змейка и бизон? Занятие 3' — 1. 1. Послушай и определи место звука "Зь" в слове: Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало. 2. Повтори слоги: Зя — зе — зю— зи Аззя — оззе — эззе — уззю —- ыззи. 3. Повтори чистоговорку: У Зои коза, у Зины бузина.. Занятие Ц — 1. 1. Артикуляционная гимнастика: "Пулемет" (т-т-т), "Качели", "Киска", "Сдуй ватку" (язык внизу, произносим звук "т"). 2. Быстро и четко произносим сочетание: т-с, т-с, т-с (ц). 3. Повтори слова, найди лишнее: Цыпленок, мельница, яйцо, цыплята. 4. Ответь на вопросы: Чем мы вытираем лицо и руки? — полотенцем. Чем мы разрезаем бумагу? — ножницами. Что мы ставим в воду? — цветы. Кто выводится из яйца? — цыпленок. 5. Повтори чистоговорки: Цы-цы-цы-цы — есть хотят птенцы; Ца-ца-ца — не велика птица синица, да умница; Ца-ца-ца — из колодца вода льется. Занятие Ц — 2. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори (если в речи ребенка поставлены звуки Л и Рь). Цыпленок Цып. У мамы-курицы был цыпленок. (Кто был у курицы?) Его звали Цып (Как его звали?). Мама-курица не велела цыпленку купаться. Но Цып был непослушным (Каким был Цып?). Однажды цыпленок пошел на купаться. (Что сделал Цып?) Вода была холодной и Цып заболел. (Какая была вода?) Мама-курица позвала умную Цаплю. (Кого позвала мама?) Цапля дала Цыпу пилюлю. (Что сделал Цапля?) Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. (Что обещал маме Цып?) Занятие Ц — 3. 1. Закончи фразу: Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица) На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и... (синицы) По ночам сове не спится. Ведь сова — ночная... (птица). 2. Послушай "Есть звук Ц или нет?", отложи картинки со звуком Ц. сумка и блюдце яйцо и осень цыпленок и часы индеец и чашка 3. Повтори рассказ (если в речи есть звуки Л и Рь). Цып. У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала. 4. Повтори вполголоса и громко (если есть звуки Л и Рь). Цу-цу-цу — дали нам по огурцу, Цы-цы-цы — Цып у мамы-курицы, Ца-ца-ца — у колодца нет конца. Занятие Ц — 4. 1. Выучи загадку:. На цветке — цветок Пьет цветочный сок. (бабочка) 2. Выучи стихотворения (если есть звуки Л и Р): а) "Осень" (М. Ходакова) Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. б) "Верблюд" (Н. Костарев) Вот верблюд — живое чудо! Два горба есть у верблюда. Может выпить полколодца. Автоматизация шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Занятие Ш — 1. 1. Артикуляционная гимнастика: "Блинчик", "Чашечка", "Вкусное варенье", "Грибок", "Лошадка", "Улыбка", "Дудочка", "Парашют". 2. Повтори слоги медленно и четко: Аш ош уш иш эш Ша шо шу ши шэ Ашша ошшо ушшу эшшэ 3. Повтори слова. Определи место звука "Ш" в слове: Шуба, малыш, шина, машина, шишка.
3. Подбери слово, близкое по смыслу и звучанию. Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине). Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку). Занятие Ш — 3. 1. Закончи фразу: Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь). — Нет, твой голос нехорош, Слишком тихо ты... (поешь). 2. Произнести чистоговорку четко (тихо, вполголоса, громко): Нашей Маше дали много каши. 3. Выучи загадку, четко произнося звук "Ш": Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка). Занятие Ш — 4. 1. В каких словах слышишь звук "Ш"? Кошка спит, а мышку видит. Миша сегодня идет в школу. Бабушка купила шапку дедушке. Дедушка купил внуку машину. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Послушай и повтори рассказ "Наташа и мишка". У Наташи пл Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|