|
Развитие словаря и грамматического строя речи у детей с нор-мальным речевым развитием. Д.Б. Эльконин указывал, что расши- рение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря. В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словар- ного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 го- дам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов. Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок ак- тивно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь уве- личивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий,.1,9% числи- тельных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих сло- вах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках предметов находятся в стадии формирова- ния, поскольку у них еще не сформировано само ощущение признака. Анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи лет, можно выделить наиболее употребительные слова в речи детей: существительные — "мама", "мальчик", "девочка", "люди"; прилага- тельные — "маленький", "большой", "хороший", "плохой"; глаго- лы — "пойти", "говорить"; отмечается преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей. Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое "чувство язы- ка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.). Един- ственной опорой для ребенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов. "Ребенок конструирует формы, свободно оперирует значимыми элементами, исходя из их значений. Еще большая самостоятельность требуется при создании новых слов, так как в этом случае создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдатель- ность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты... Здесь имеет место настоящее творчество, свиде- тельствующее о языковой одаренности детей" (А.Н. Гвоздев). Многие авторы механизм детского словотворчества связывают с формированием языковых обобщений, со становлением системы сло- вообразования. Лексические средства из-за своей ограниченности не могут выразить новые представления ребенка об окружающем, по- этому он прибегает к словообразовательному уровню. С возрастом усвоение ребенком словарного состава родного языка изменяется ко- личественно и качественно. До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающаяся речь оказыва- ет влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно пре- образуя его. В дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом. Л.С. Выготский рассматривал значение слова как динамический процесс: "Значение есть путь от мысли к слову". В становлении лексико-семантической системы у детей до- школьного возраста в отечественной литературе выделены четыре этапа развития системной организации детского словаря. На пер- вом этапе лексический запас ребенка представляет собой неупоря- доченный набор отдельных слов. На втором, "ситуационном" этапе в сознании ребенка формируется некоторая система слов, относя- щихся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На четвертом этапе возникает сино- нимия, и системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носи- телей языка. Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребенка не остается неизменным, а на- против претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предме- тов, их свойств, качеств, действий. Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. По- этому исследователи отмечают перенесение названия одного предме- та на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функ- циональное назначение предметов. По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Изменение значения слова, по мнению авторов, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с его когнитивным развитием. На этапе от трех до пяти лет нормально развивающийся ребе- нок овладевает предметной отнесенностью слова. Слово становит- ся для ребенка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, кон- кретно отнесенные значения, ребенок овладевает логическими операциями. По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функ- цию обобщения и начинает выступать в качестве средства формиро- вания понятий. Значение слова развивается от конкретного к абст- рактному, обобщенному. М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения детьми до- школьного возраста непосредственных раздражителей словом:
1 степень — слово является эквивалентом комплекса непосредствен- ных ощущений от предмета; 2 степень — слово обобщает ряд однородных предметов; 3 степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относя- щиеся к одной категории; 4 степень — разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.
Также М.М. Кольцова отмечает, что "каждая последующая сте- пень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высо- ким уровнем абстрагирования". Л.П. Федоренко выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу: — нулевая степень обобщения — собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет); .— первая степень обобщения — понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных (в возрасте двух лет); —- вторая степень обобщения — усваивание родовых понятий, пере- дающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет); — третья степень обобщения — усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни); -— четвертая степень обобщения — такие слова, как "состояние", "признак", "предметность" и т.д. (подростковый возраст).
Л.С. Выготский указывает, что к семи годам формируется "обособление речи для себя и речи для других из общей нерасчленен- ной речевой функции". В ходе овладения активным словарем ребенок упражняется в связывании слов — образуются словесные связи, формируется сло- воизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере накопления словаря в практическом их применении. Ребенок не только слушает и слышит, но сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях. К концу второго и началу третьего года жизни начинается усвоение грамматической структу- ры предложений. Первый период — от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом пе- риоде существуют две стадии: стадия однословного предложения (1 год 3 месяца— 1 год 8 месяцев). Например: "Упала" или "Киса" — в этих высказываниях ребенок обозначает словом только главный для него член предложения (подлежащее или сказуемое), остальные чле- ны того же предложения находятся в ситуации и могут быть поняты только из нее и других, невербальных средств ребенка (жестов, мими- ки и т.д.); стадия предложений, состоящих из нескольких слов, глав- ным образом двухсловных предложений, включающих подлежащее и сказуемое ("Киса ушла", "Ляля упала"). Второй период — от 1 года 10 месяцев до трех лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры пред- ложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств. В пределах этого периода наме- чаются три стадии: — стадия формирования первых форм связи слов в предложения — рода, числа, некоторых падежей (1 год 10 месяцев — 2 года 1 ме- сяц); —- стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончаний суще- ствительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предло- жении (2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца); — стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений — союзов, предлогов, наречий (2 года 3 месяца — 3 года). В этот период ребенок в основном овладевает употребле- нием большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т.д.). Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грам- матических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка. Ребенок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи. В психолого-педагогической литературе названы три этапа генезиса речи как средства общения (М.И. Лисина). I этап — довербальный. Ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам. Подготовительный этап охватывает первый год жизни детей и имеет исключительное значение в последующем развитии речи. Ос- новное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состо- ит в том, что в это время складываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к тем ха- рактеристикам речевых звуков, которые помогают вычислить значе- ние слова. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|