|
ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬСклонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, ударами головой о бортик коляски, спинку кроватки. Влечение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания _____________________________________ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или рас- торможенность, возбудимость___________________________ Медлительность, угловатость, порывистость_____.__________ Мешковатость, неуклюжесть____________________________ Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазании, балансировании__________________________________ Устойчивость походки; имеются ли патологические движения? Являются ли двжиения координированными, целесообразными? Отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью - Какая рука является ведущей_____________________________________ ОБСЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам_________________ 2. Избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет игрушки для игры)__________________________________________ 3. На сколько этот интерес стоек (длительно ли занимается с одной игрушкой или переходит от одной к другой. Длительно ли вообще играет игрушками или они ему быстро надоедают, и он прекращает игру ) 4. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением)__________________________ 5. Каков характер игры (подробно записать, что делает ребенок с каждой игрушкой)_____________________________________ а) Манипуляция, рассматривание, постукивание, перекладывание из руки в руку и т. д.___________________________ б) Процессуальная игра (осуществление игровых действий, не направленных на конечный результат)_________________ в) Игра с элементами сюжета__________________________ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА Речевой анамнез 1. Развитие предречевых функций:а) гуление с 6 месяцев. б) лепет с______месяцев. 2. Первые слова а) до года________________________________________ б) в 1-2 года_______________________________ в) в 2-3 года_______________________________________ 3. Фразовая речь до 2-х лет с lr.l мес.___________ в 2-3 года_______________;________________________ после 3-х лет__________________________.___________ Необычные первые слова_______________________________ Фразовая речь без этапа слова___________________________ Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно_________ . Отказы от пользования речью после 2-х лет________________ Полностью некоммуникативная речь______________________ Недостаточность коммуникативной речи___________________ Отсутствие звукоизобразительных слов____________________ «Взрослая» речь ___________________________________ Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы взрослого____________________________________________ Нарушения интонирования и модулирования. Речь монотонна____ «Попугайная» речь, неадекватная ситуации__________________ Избирательное отношение к словам________________________ Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам______________ Отсутствие личного местоимения «Я» после 5 лет_____________ Когда стал узнавать близких______________________________ Когда стал реагировать на звук, на свое имя__________________ Когда и как протекал период лепета______________________ Был ли он?__________________________________________ Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года)__ Что понимает из речи взрослых в настоящее время_____________ Задает ли вопросы?___________________________________ Где воспитывался ребенок_______________________________ Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье________________________________________________ Получал ли логопедическую помощь (какую, в течение какого времени, каковы были результаты)____________________________ Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития?________________________________ Не находился ли длительное время в больнице?________________ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивная речь) 1. ВЫЯСНЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Реакция ребенка на обращенную к нему речь_________________ (если ребенок с сохранным слухом не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на свое им - уровень «нулевой») 2. ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 1. Исследование наличия номинативной функции слова Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку; а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу - девочка умывается) в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку: ПО ВЕЛИЧИНЕ: (большой-маленький, толстый-тонкий, широкий-узкий, высокий-низкий и т.д.) ПО ФОРМЕ: ПО ЦВЕТУ: г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь) Из чего ты пьешь? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? 2. Выяснение понимания грамматических форм слова. а) Различение единственного и множественного числа имен существительных_____________________________________ б) Различение единственного и множественного числа пгаголов_ в) Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов__ г) Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов ______________________ 3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама - мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье.) 4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова) 5. Понимание развернутых грамматических конструкций (Например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети, кто ушел"? кто остался дома! Девочка причесалась после того, как умылась. Что она сделала раньше? и т. д.) ДЛЯ АНАЛИЗА. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ «Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. «Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту. «Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей) (чем? кому? с чем? и т.д.) «Расчлененный» - различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, суффиксами, приставками) ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ а) Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т. д. б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб? и т. д. в) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова). 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ а) Названия действий предметов (по картинкам) б) Согласование глаголов с существительными (в числе, роде) 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой и т. д.).Согласование прилагательных с существительными. 4. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетным картинкам. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ 1. Повторение изолированных звуков и слогов (с целью выяснить, насколько четко ребенок различает отдельные звуки и насклько легко он находит для них артикуляцию) 2. Повторение близких фонем (типа: ба-па, да-та) роба на наличие четкого речевого слуха; трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха). 3. Исследование способности сохранять серийные ряды звуков. Повторение серии слогов типа: би-ба-бо, бо-ба, бо-ба-би. 4. Выявление способности воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой (трехсложные: лопата, ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха, пирамида, надевает и т.д., пятисложные: умывается, одевается и т.д. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1. Наличие фразовой речи_________________________________ 2. Объем и типы предложений_____________________________ 3. Свободное пользование фразовой речью__________________ 4. Составление рассказа по серии картинок_________________ 5. Способность к пересказу__________________________________ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть. ГУБЫ (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные). ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние). ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий) ЧЕЛЮСТИ (верхняя выдвинута вперед-прогнатия, нижняя выдвинута вперед-прогения) НЕБО (узкое; высокое, так называемое "готическое"; плоское низкое) ЯЗЫК (массивный, маленький; укороченная уздечка) б) Подвижность органов артикуляционного аппарата Выполнение заданий по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции: • облизать губы языком; • Постараться дотянуться языком до носа; • Постараться дотянуться языком до подбородка; • Отведение вытянутого языка направо-влево; • Пощелкать языком; • Поцокать; • Сделать язык широким, распластанным; • Сделать язык узким; • Поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; • Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; • Вытянуть губы вперед трубочкой; • Растянуть губы в улыбку; • Делать попеременно эти движения, меняя ритм движений; • Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад; • Раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад. • Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти. (При этом отметить свободу и быстрому движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому) 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов) В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком. Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается. 3. РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ. Заключение логопеда. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|