Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ





Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, ударами головой о бортик коляски, спинку кроватки. Влечение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания _____________________________________

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или рас-

торможенность, возбудимость___________________________

Медлительность, угловатость, порывистость_____.__________

Мешковатость, неуклюжесть____________________________

Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазании, балансировании__________________________________

Устойчивость походки; имеются ли патологические движения? Являются ли двжиения координированными, целесообразными? Отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью - Какая рука является ведущей_____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам_________________

2. Избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет игрушки для игры)__________________________________________

3. На сколько этот интерес стоек (длительно ли занимается с одной игрушкой или переходит от одной к другой. Длительно ли вообще играет игрушками или они ему быстро надоедают, и он прекращает игру )

4. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением)__________________________

5. Каков характер игры (подробно записать, что делает ребенок с каждой игрушкой)_____________________________________

а) Манипуляция, рассматривание, постукивание, перекладывание из руки в руку и т. д.___________________________

б) Процессуальная игра (осуществление игровых действий, не направленных на конечный результат)_________________

в) Игра с элементами сюжета__________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речевой анамнез

1. Развитие предречевых функций:а) гуление с 6 месяцев.

б) лепет с______месяцев.

2. Первые слова

а) до года________________________________________

б) в 1-2 года_______________________________

в) в 2-3 года_______________________________________

3. Фразовая речь

до 2-х лет с lr.l мес.___________

в 2-3 года_______________;________________________

после 3-х лет__________________________.___________

Необычные первые слова_______________________________

Фразовая речь без этапа слова___________________________

Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно_________

. Отказы от пользования речью после 2-х лет________________

Полностью некоммуникативная речь______________________

Недостаточность коммуникативной речи___________________

Отсутствие звукоизобразительных слов____________________

«Взрослая» речь ___________________________________

Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы

взрослого____________________________________________

Нарушения интонирования и модулирования. Речь монотонна____

«Попугайная» речь, неадекватная ситуации__________________

Избирательное отношение к словам________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам______________

Отсутствие личного местоимения «Я» после 5 лет_____________

Когда стал узнавать близких______________________________

Когда стал реагировать на звук, на свое имя__________________

Когда и как протекал период лепета______________________

Был ли он?__________________________________________

Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года)__

Что понимает из речи взрослых в настоящее время_____________

Задает ли вопросы?___________________________________

Где воспитывался ребенок_______________________________

Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в

семье________________________________________________

Получал ли логопедическую помощь (какую, в течение какого времени, каковы были результаты)____________________________

Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития?________________________________

Не находился ли длительное время в больнице?________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

(импрессивная речь)

1. ВЫЯСНЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Реакция ребенка на обращенную к нему речь_________________

(если ребенок с сохранным слухом не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на свое им - уровень «нулевой»)

2. ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1. Исследование наличия номинативной функции слова Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку;

а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия

б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу - девочка умывается)

в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку:

ПО ВЕЛИЧИНЕ: (большой-маленький, толстый-тонкий, широкий-узкий, высокий-низкий и т.д.) ПО ФОРМЕ: ПО ЦВЕТУ:

г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)

Из чего ты пьешь?

Что ты надеваешь на ножки?

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

2. Выяснение понимания грамматических форм слова.

а) Различение единственного и множественного числа имен существительных_____________________________________

б) Различение единственного и множественного числа пгаголов_

в) Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов__

г) Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов ______________________

3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама - мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье.)

4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова)

5. Понимание развернутых грамматических конструкций (Например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети, кто ушел"? кто остался дома! Девочка причесалась после того, как умылась. Что она сделала раньше? и т. д.)

ДЛЯ АНАЛИЗА. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ «Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

«Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту.

«Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей) (чем? кому? с чем? и т.д.) «Расчлененный» - различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, суффиксами, приставками)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

а) Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т. д.

б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб? и т. д.

в) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

а) Названия действий предметов (по картинкам)

б) Согласование глаголов с существительными (в числе, роде)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой и т. д.).Согласование прилагательных с существительными.

4. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

(местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетным картинкам.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ

1. Повторение изолированных звуков и слогов (с целью выяснить, насколько четко ребенок различает отдельные звуки и насклько легко он находит для них артикуляцию)

2. Повторение близких фонем (типа: ба-па, да-та)

роба на наличие четкого речевого слуха; трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха).

3. Исследование способности сохранять серийные ряды звуков. Повторение серии слогов типа: би-ба-бо, бо-ба, бо-ба-би.

4. Выявление способности воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой (трехсложные: лопата, ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха, пирамида, надевает и т.д., пятисложные: умывается, одевается и т.д.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Наличие фразовой речи_________________________________

2. Объем и типы предложений_____________________________

3. Свободное пользование фразовой речью__________________

4. Составление рассказа по серии картинок_________________

5. Способность к пересказу__________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть.

ГУБЫ (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные).

ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние).

ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

ЧЕЛЮСТИ (верхняя выдвинута вперед-прогнатия, нижняя выдвинута вперед-прогения)

НЕБО (узкое; высокое, так называемое "готическое"; плоское низкое)

ЯЗЫК (массивный, маленький; укороченная уздечка)

б) Подвижность органов артикуляционного аппарата

Выполнение заданий по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции:

• облизать губы языком;

• Постараться дотянуться языком до носа;

• Постараться дотянуться языком до подбородка;

• Отведение вытянутого языка направо-влево;

• Пощелкать языком;

• Поцокать;

• Сделать язык широким, распластанным;

• Сделать язык узким;

• Поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;

• Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот;

• Вытянуть губы вперед трубочкой;

• Растянуть губы в улыбку;

• Делать попеременно эти движения, меняя ритм движений;

• Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад;

• Раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад.

• Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти.

(При этом отметить свободу и быстрому движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому)

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов)

В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.

Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается.

3. РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ. Заключение логопеда.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.