Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение 5.1. Чтение с одновременным выстукиванием ритма





5.1.1. Правила выстукивания ритма.

1. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцам

правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание: левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками,так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное — обеспе­чить непрерывность и правильность рисунка ритма.

 

 

5.1.2. Проверка ритма.

Вы освоили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2—3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично, Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились. Читать вслух и одновременно выстукивать ритм невозможно, это противоречит зако­нам физиологии человека, которые мы разбирали. Тогда снова начните вы­стукивать и одновременно читайте начало страницы про себя. Теперь вам Удается читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Явление за­кономерное. Мы разберемся с ним в следующем разделе беседы. Такова осо­бенность упражнения. Переходите теперь к следующему упражнению.

5.1.3. Сокращение артикуляции.

В течение недели читать ежедневно с одновременным выстукиванием рит­ма 1—1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное—постоянный контроль правильности выполнения упраж­нения. В течение дня выбирайте время для чтения—10—15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. Обязательно выстукивайте его перед сном. К концу недели необходимо начитать с одновременным вы­стукиванием ритма 8—10 часов.

Быстрое чтение и артикуляция несовместимы

Один из известных исследователей психологии творчества Жак Адамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тексты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: «Сло­ва или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы». Мы с вами мо­жем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.

Артикуляция—главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глу­бинные преобразования в структуре умственных действий. В мозге происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и за­поминание прочитанного.

Давайте попробуем разобраться в таких явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реали­зации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особен­ностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообщест­вом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком».

Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т. Н. Ушакова, термином «внутренняя речь» обозначается психо­физиологический процесс, который характеризуется активизацией речевых ме­ханизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют ее необходимую основу. Наиболее веским основанием для этой точки зрения слу­жит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который чело­век хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на ны­нешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозгу человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь. по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный про­цесс — прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентич­ны внешней речи (т. е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «по­рождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с зако­нами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, пред­ставляет особый вариант речи, по существу, мало отличающийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей названия внутренней речи.

Он представляет собой не что иное. как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.

Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения «выстукивание ритма», то очевидно, что их следует искать в пере­кодирующих механизмах или в реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реа­лизации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил А. А. Леонтьев, в этом случае «формируется какой-то другой код», основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.

Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том. что каждый обучающийся, правильно выполняю­щий упражнение «выстукивание ритма», последовательно проходит определен­ные этапы—фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особен­ностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуля­ции. При этом будем опираться на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобра­зований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действи­тельной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошиб­ки и недостатки.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.