|
Проверка заданий С (с развернутым ответом)Бытует мнение, что буква А, В или С определяет сложность задания. Это вовсе не так. Буква определяет лишь тип ответа. Задания типа А имеют четыре варианта ответа, и вы должны выбрать единственно верный. Задания типа В предполагают краткий ответ в виде слова, числа и т.п. Задания типа С предполагают развернутый ответ. То есть здесь все, как в обычной школьной контрольной работе. Вы должны аргументировать свои выводы,'мысли, последовательно их записать и в конце дать ответ на поставленный вопрос. Если это задание по русскому языку или по литературе, то обычно задания типа С — коротенькие сочинения на заданную тему. Проверяют ответы и решения к заданиям типа С отнюдь не компьютеры, а специально обученные люди — эксперты ЕГЭ. Экспертами, как правило, являются школьные учителя и преподаватели вузов, обладающие большим опытом преподавательской работы на выпускных или вступительных экзаменах. Кто, как не учитель или преподаватель, досконально знающий школьную программу и требования к школьнику, сможет полностью справедливо оценить ответ выпускника? Но вы же знаете, что ЕГЭ проверяет не только школьные навыки. Например, последние задания по математике — наиболее трудные. И решение каждого из них может занимать несколько страниц. Кроме того, выпускники часто ошибаются, находят свои ошибки, зачеркивают, снова пишут. Решения чаще всего не самые короткие и удачные. Я уж не говорю о почерках. Такие работы иногда очень трудно проверять. Чем труднее задача, чем более оригинальное или запутанное решение написал выпускник, тем труднее это решение проверить, ориентируясь на принятые критерии проверки. По этой причине при экспертной проверке тоже, к сожалению, случаются ошибки. Принимаются специальные меры, чтобы ошибок проверки было как можно меньше. Каждая работа проходит не через одного, а минимум через двух экспертов, причем второй эксперт не знает, какие баллы поставил за эту работу первый. Если по какому-то заданию два эксперта расходятся более, чем на один балл, то это задание попадает на проверку к третьему эксперту. Третий эксперт назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов. Слово третьего эксперта решающее, хотя и он не знает результатов двух предыдущих проверок. А теперь подумайте — что же это за работа такая, если мнения двух экспертов настолько разошлись? Наверно, выпускник написал нестандартное, запутанное и непростое решение. Случай на апелляции, которым я проиллюстрирую сказанное, нетипичный, но такое все же случается. Андрей Апеллянта зовут Андрей. Смотрю на лист с оценками экспертов. Интересно. Эксперты сильно разошлись во мнениях по трем последним заданиям. Третий эксперт на решающей проверке за СЗ, С4 и С5 дал по одному баллу. Задание СЗ. Мелким почерком исписано две страницы. Множество зачеркиваний, вставок, нечитаемых слов, наехавших друг на друга строк. Ворчу: — У Вас, Андрей, что, бумаги не было? — Не было, — просто отвечает он. Оказывается, когда он попросил еще бумагу — отказали. Наверно, не хватало бланков. Мы — трое не самых бестолковых, надеюсь, экспертов — тупо смотрим на жутковатую вязь. Потом я беру лист бумаги и начинаю... переписывать текст начисто. Постепенно вырисовывается не самое рациональное, но абсолютно верное решение. Задание С4. Устрашающий чертеж. При обработке бланков карандаш не распознается. Вы пробовали сделать сложный стереометрический рисунок на нелинованной бумаге геле-вой ручкой без линейки? Я попробовал. У меня есть некоторый опыт, и я отчетливо представляю нужную конструкцию. Однако потребовалось несколько попыток, прежде чем я получил что-то приемлемое. Правда, в отличие от Андрея, я имел вдоволь места для экспериментов. Андрей оказался заложником своего в общем-то верного, но неприемлемого рисунка. Пользуясь им, невозможно было увидеть нужный угол в нужном треугольнике. Отсюда техническая ошибка в последнем шаге. Чтобы найти ее, просеяв через мелкое сито еще две страницы текста, потратили мы около двадцати минут. — Андрей, что ж Вы не проверили выкладки? Тут же очевидная ошибка. — Мне совсем не хватало времени. Задание С5. В точности повторяется история с заданием СЗ. В принципе все хорошо. Подумаешь — потратили всего лишь минут сорок и восстановили справедливость. Андрей спокоен и сдержан. Он не проявляет безумной радости. И я его понимаю. Ему чудовищно обидно. Ведь если бы у него было достаточно бумаги и времени... Если бы он мог, как всякий свободный человек планеты, пользоваться карандашом, линейкой и ластиком... Если бы его не отвлекали вопросы в части А и В, которые для него проще, чем «как тебя зовут?»... Тогда он наверняка написал бы чистые, экономные решения всех задач, и счастливые эксперты все поняли бы сразу. Или почти сразу... И, наконец, если бы Андрей по какой-то причине не приехал на апелляцию, он бы не смог мечтать о поступлении в вуз на математическую специальность. Не слишком ли много «если» для такого простого и понятного дела, как определение дальнейшей судьбы? У меня хорошая фантазия. Я начинаю развивать мысль. На апелляцию по математике подано около 4000 заявлений. Это означает, что около 60 тысяч школьников не пошли на апелляцию. Среди них почти наверняка есть похожий Андрей или Сергей, который так же неразборчиво в условиях нехватки бумаги и времени без карандаша и линейки начертал талантливые, неочевидные, но запутанные решения всех задач. Сергей, будучи человеком неуравновешенным, не поехал на апелляцию. Вдобавок учительница заявила, что Сергей строит из себя шибко умного, что она на апелляцию не пойдет и ему не советует, потому что не нужно позориться и отвлекать занятых людей пустяками. В университет с низким баллом Сергея не возьмут, а куда возьмут, он и сам не пойдет. А все почему? Потому что на ЕГЭ не хватает бумаги? Или есть другие причины? Критерии оценивания Проверяя работу, эксперты руководствуются специальным документом — «Указаниями по проверке и оцениванию». Иногда, в наиболее сложных заданиях, экспертам приходится прибегать к подсказке — решению, которое подробнейшим образом написано автором задачи в этих самых указаниях. Иногда такая подсказка может сыграть с экспертом, точнее, с вами, злую шутку. В нескольких вариантах ЕГЭ по математике 2008 года предложенное экспертам решение одного из наиболее трудных заданий содержало опечатку — были перепутаны знаки неравенств в какой-то системе. Опечатка была замечена слишком поздно — исправить ее на всех листах уже не было никакой возможности. Конечно, руководители проверки прошли по всем аудиториям, сделали объявление, однако трудно было рассчитывать, что оно полностью достигнет своей цели. Так и произошло. Проверяя в качестве третьего эксперта какое-то задание, я обратил внимание на соседнюю задачу — ту самую. В ней эксперты не разошлись: они действовали, хотя и порознь, но в полном соответствии с «Указаниями», посчитав верное решение ошибочным из-за пресловутой опечатки. Эксперты поставили по одному баллу из четырех. Самое плохое, что в этом случае никто ничего не может изменить — система проверки государственного экзамена не позволяет перепроверять задание, если два эксперта не разошлись во мнениях. Даже если ошибка проверки кем-то найдена и очевидна. Остается надеяться только на то, что выпускник, чью работу проверили таким способом, придет на апелляцию, и справедливость восторжествует. Те ошибки, которые возникают на этапе проверки вееров (их очень немного, практически нет), и те ошибки, которые образуются при проверке части С, называются ошибками проверки. Имейте в виду — во время апелляции в региональной конфликтной комиссии ошибки проверки вееров, скорее всего, найти не удастся. Но можно будет обнаружить сомнительно записанный ответ (см. ответ на вопрос 42). И последнее. Не следует забывать, что самый лучший эксперт — тоже обычный человек. И тоже уставший. И может случиться так, что у него тоже не самый хороший почерк. Как вы думаете, к кому попадают бланки после проверки двумя-тремя экспертами? Правильно. Конечно, к верификатору. И история повторяется. Правда, справедливости ради следует заметить, что здесь верификатору работы совсем мало. Ведь эксперты не пишут развернутые тексты, а почерки у них, как правило, разборчивые. Но все же и здесь возможны технические ошибки, исправлять которые уже некому. После экзамена все бланки стекаются в РЦОИ. После проверки части С экспертами региональной комиссии все резулъта- ты стекаются в ФЦТ. Здесь идет окончательный подсчет баллов и вычисление итогового балла ЕГЭ по стобалльной шкале для каждого выпускника. Федеральная предметная комиссия передает в ФЦТ исходные тексты заданий до экзамена и проверяет веера после него. Апелляция проводится только по части С. По части А и В — техническая сверка. После апелляции измененные данные снова поступают в ФЦТ. Сухой остаток После чтения этих строк у вас могло сложиться ошибочное мнение, что вся процедура обработки результатов ЕГЭ — сплошной кошмар и праздник случайности, где несчастные верификаторы только и делают, что разгадывают таинственные руны, эксперты все время расходятся во мнениях, а компьютеры непрерывно ошибаются. Все это не так. На самом деле количество ошибок и сомнительных случаев при сканировании и верификации очень невелико — десятые доли процента. Эксперты тоже расходятся в оценках не часто. В среднем третьему эксперту на перепроверку работ по математике достается четыре-пять заданий из пятисот — около одного процента. Все не так уж плохо. И все равно после верификации, после всех перепроверок могут остаться и остаются технические ошибки и ошибки проверки. Совсем чуть-чуть. Для устранения этого «чуть-чуть» необходима апелляция. Чтобы, по возможности, исключить и этот последний процент сомнений. Теперь вы точно знаете, на каком этапе и почему при обработке ваших бланков ЕГЭ могут возникнуть ошибки, которых вы сами не допускали. Поэтому вам, мой друг, сейчас уже ясно, зачем нужно идти на апелляцию ЕГЭ помимо уважительной цели удовлетворить свое здоровое любопытство. 2-9517 33 1. Нужно убедиться в том, что при сканировании и верификации не допущено ошибок, а если они допущены — устранить их в том случае, если это вам выгодно (или вы считаете, что это нужно и правильно). 2. Нужно убедиться в том, что проверка заданий части С проведена правильно, что эксперты полностью разобрались в ваших рассуждениях и записях. Если это не так, то на апелляции несправедливость или недопонимание нужно устранить. К апелляции нужно готовиться так же, как к любому намеченному испытанию в жизни. Подробно об этом сказано ниже, но уже сейчас вы должны понимать, что, придя на апелляцию, нужно быть готовым быстро разобраться, что к чему в вашей работе. Вы должны хорошо знать задания, в которых могут оказаться ошибки или недочеты. Как же так, — спросите вы, — ведь с экзамена не разрешают выносить даже черновики. Ведь туда нельзя пронести даже клочок туалетной бумаги. Телефонами пользоваться нельзя. Как же я могу их знать? Кстати, многие все же находят возможность пользоваться телефоном. И это очень и очень неправильно. Я думаю, что вам не следует даже пытаться нарушать режим экзамена. Последствия могут оказаться крайне грустными для вас. Этот риск не стоит весьма сомнительного выигрыша. Сомнительного, потому что развернутая внятная консультация по телефону за считанные минуты практически невозможна. Но ведь у вас есть память. Перед тем, как сдать работу, еще раз внимательно ее прочтите, постарайтесь запомнить условия заданий. Проверьте свои ответы — в те ли клетки они записаны. Проверьте, разборчиво ли читаются символы на бланках. Проверьте номер варианта — разборчиво ли вы его написали. Это нужно сделать в любом случае. Могу дать еще один совет: выйдя из аудитории, где вы писали экзамен, немедленно достаньте из своей сумки за- ранее приготовленный блокнот, ручку и быстро-быстро по свежей памяти запишите условия заданий, что вы помните. Если вы действительно работали на экзамене, решали задачи, то вы удивитесь, насколько много вы помните. Сделать это нужно в течение нескольких минут — до встречи с родителями, с друзьями, до того момента, когда вас захлестнут эмоции после экзамена. В конце концов, можно попытаться во время экзамена записать условия заданий на руке. Таким образом, вы сможете вынести условия заданий из аудитории, не нарушив ни одного пункта правил проведения экзамена. Придя домой, все перепишите начисто. Эти записи потребуются вам самим, чтобы еще раз проанализировать, насколько хорошо вы написали работу. Тем более записи будут нужны, когда вы ознакомитесь со своими результатами и будете думать, подавать апелляцию или нет. Как устроена апелляция Любое недопонимание или несправедливость по отношению к вам нужно найти и устранить на апелляции. Если вы думаете, что это очень сложно, вы ошибаетесь. Самое главное — подать апелляционное заявление. А сама процедура апелляции ЕГЭ очень хорошо отработана. Она может пройти даже без вас, если вы этого захотите. Апелляции участников ЕГЭ по поводу несогласия с результатами экзамена рассматривает региональная конфликтная комиссия. Она руководствуется инструкциями, разработанными федеральными органами и действующими на протяжении уже нескольких лет. В компетенцию комиссии входит техническая сверка номера варианта, ответов на задания части А и части В, а также проверка правильности оценки части С. Сама процедура рассмотрения апелляций в Москве состояла из двух этапов: показа работ и разбора вашего 2* 35 заявления в конфликтной комиссии. В других регионах регламент работы конфликтной комиссии может быть другим. Первый этап — показ работ — проходит любой участник экзамена, пришедший на апелляцию (апеллянт). Вы имеете возможность увидеть еще раз свою работу, выставленные баллы, задать вопросы, обсудить свои решения и просить повысить балл. В ходе показа работ эксперты вырабатывают рекомендации для конфликтной комиссии, следует отклонить вашу апелляцию или удовлетворить ее. Под удовлетворением апелляции понимается любое изменение. Например, может быть изменен балл проверки задания в части С. Может быть исправлена техническая ошибка в номере варианта или ответе на задание в части А или В. Второй этап — заседание конфликтной комиссии существует для принятия окончательного решения. Те, кто считает, что на показе работ к нему отнеслись несправедливо и что баллов должно быть больше, могут присутствовать на заседании конфликтной комиссии лично. Обычно на заседание приходит уже совсем немного апеллянтов и их родителей. Это довольно нервное мероприятие, к которому вовсе не следует стремиться. На показе работ вам, скорее всего, даже не придется ничего объяснять и ни о чем просить. Специалисты — их тоже называют экспертами — сами все внимательнейшим образом проверят. Экспертов, которые займутся вами на показе работ, обычно двое. Вы, конечно, помните, что эти эксперты не упали с луны, а живут в том же городе, что и вы. Может быть, даже в соседнем доме. И у этих экспертов нет ни малейшего желания вас «валить». В особо сложных случаях вы сможете помочь экспертам разобраться. Они могут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно в вашей работе — неразборчивые слова или символы, непоследовательные записи или рассужде- ния. Однако помните: ваши устные ответы не могут служить поводом для изменения оценки; они нужны экспертам, только чтобы разобраться в ваших записях. Не нужно думать, что эксперты с радостыр пойдут вам навстречу и дадут вам еще один-два балла с широкой улыбкой на лице просто потому, что вы пришли и вежливо попросили. Нет, конечно. Они будут добросовестно проверять вашу работу, вникать в запись ваших рассуждений, искать ваши ошибки и ошибки проверки, но ставить лишние баллы просто так, из воздуха, они не намерены. Во-первых, у них есть вполне определенные критерии оценивания работ, во-вторых, они любят свою науку, ценят свою компетентность и уважение коллег. Чтобы как-то изменить (повысить, а тем более, — понизить) вам балл, экспертам нужны серьезные основания. Их-то они и ищут, читая вашу работу. Если ваша цель не столько разобраться, сколько получить дополнительный балл во что бы то ни стало, а эксперты категорически не согласны, то у вас есть еще один почти призрачный шанс. Этот шанс — личное участие в заседании конфликтной комиссии. Впрочем, мы уже об этом говорили. Я искренне надеюсь, что все ваши недоумения быстро, рассеются на показе работ, и на конфликтную комиссию вы не пойдете. Но предположим, что дело все же дошло до заседания конфликтной комиссии. Сейчас вам нужно знать только одно. Решение на конфликтной комиссии принимают не эксперты по предмету, который вы сдавали. Изменить балл или нет, решает комиссия по результатам голосования. Председатель конфликтной комиссии, как правило, авторитетный руководитель какого-либо регионального образовательного органа. Это может быть ректор института или начальник управления образования. Конечно, на заседание конфликтной комиссии приглашается эксперт- консультант по предмету. Его голос там учитывается, но не является решающим. Поэтому, чисто теоретически, решение конфликтной комиссии может быть не связано с тем, насколько хорошо или плохо написана работа выпускника. До апелляции Апелляция, быть может, немного менее ответственна, чем выполнение экзаменационной работы, но все же достаточно ответственна для того, чтобы к ней приготовиться во всех смыслах. Апелляция — часть процедуры экзамена, а вовсе не место, где «машут кулаками после драки», выясняют отношения или спорят. Упражнение. Докажите самостоятельно, что апелляция — часть экзамена. Прочитав предыдущую главу, вы уже, вероятно, поняли, кем, как и для чего проводится апелляция. Осталось разобраться в мелочах. Например, пока совершенно не ясно, следует ли именно вам идти апеллировать. Тем более вы не можете этого знать, поскольку еще не сдавали экзамен. Но предположим, что час X наступил и уже прошел. В какой-то день вы вместе с другими участниками ЕГЭ пришли в ППЭ (пункт проведения экзамена), сели на стул в указанной вам аудитории, получили бланки, выслушали вступительное слово организатора в аудитории, получили текст заданий и выполнили работу так, как смогли. Представьте себе все это. Представьте себе также, что через несколько дней вы зашли на сайт http://www.ege.edu.ru, ввели серию и номер своего паспорта, вошли на страницу, где опубликованы ваши результаты и... оторопели, увидев, к примеру, такую картину: Откуда ошибка в А5? Почему 0 баллов за В6?! Почему только один балл за С4?П Не для того, чтобы успокоить вас, а только чтобы объяснить, что все происходящее вполне естественно, скажу, что по моим наблюдениям, больше половины участников экзамена поначалу не понимает, почему у них не засчитаны те или иные задания. Почти каждый участник экзамена считает, что он сделал гораздо больше и лучше, чем на самом деле. Допускаю, что еще через несколько минут вы справитесь с первым изумлением и растерянностью. Скорее всего, эти чувства сменятся либо возмущением, либо любопытством. И именно в этот момент вам и вашим родителям следует задуматься об апелляции всерьез. Тут у вас в голове возникнут десятки вопросов, на которые вы не знаете ответа. Эти вопросы, поверьте, возникают не только у вас, но и у всякого человека, оказавшегося в вашем положении. Вопросы эти естественны, традицион-ны, и большую часть из них я могу задать за вас. В этот момент вам и пригодятся записи, что я предлагал вам сделать сразу после экзамена и перенести в специальный блокнот. Впрочем, с ними нужно поработать заранее (см. ответ на вопрос 18). Ниже я попытаюсь ответить на ваши еще не возникшие и незаданные вопросы, по мере возможности предвосхищая их появление. Вопрос 1. Зачем именно мне нужна апелляция? О т в е т. Не знаю. Предположим, что: S ваши собственные результаты на экзамене вам совершенно безразличны; S вы считаете, что вам засчитали столько баллов, на сколько вы рассчитывали (или даже больше); ■/ ЕГЭ, по вашему мнению, никак не влияет на вашу дальнейшую судьбу. Тогда, вероятно, апелляция вам не нужна. Если же, хоть одно из этих условий не выполнено, то апелляция — для вас. Я думаю, что вы внимательно прочли рассказ о вери- фикации и проверке вееров. Тогда вы понимаете, что ошибка в распознавании ответа может закрасться куда угодно и когда угодно без всякого вашего участия. Апелляция даст вам возможность: •S еще раз посмотреть на свою работу; S проверить, нет ли технических ошибок при распознавании ваших ответов; S поговорив с неглупыми людьми, убедиться в том, что баллы начислены верно, что те, кто проверял вашу работу, ничего не упустили и были справедливы; S если это не так, отстоять свою точку зрения и получить свои кровные недостающие баллы. Вопрос 2. Я не собираюсь поступать в институт, а результат ЕГЭ меня устраивает, зачем мне идти на апелляцию? Ответ. Возможно, действительно лучше оставить все как есть и никуда не ходить. С другой стороны, вспомните, что сейчас результаты ЕГЭ действительны два года. А может оказаться так, что результаты вашего экзамена будут Действовать несколько лет. Вы уверены, что и через год или два у вас не возникнет желание или необходимость поступить в вуз, техникум, на курсы или куда-нибудь еще учиться? Если вероятность такого исхода есть (а она есть почти всегда), то сходить на апелляцию не помешает, если у вас имеются сомнения в полученных баллах. Вопрос 3. Мне все говорят, что нечего апеллировать — все равно ничего не добьюсь, только время потеряю Ответ. Интересно, где эти люди раздобыли хрустальный шар? Им бы транслировать мысли зеленых человечков или предсказывать погоду на год вперед. Внимательно прочтите главу «Абсолютно необходимые сведения». Те, кто берет на себя смелость утверждать, что вы ничего не добьетесь на апелляции, откуда-то наверняка знают, что ваши ответы безошибочно сканированы. И даже если с частями А и В все в порядке, но в части С вы написали какие-то мысли, сделали хотя бы часть задания, не следует слушать друзей, которые все заранее знают. Им-то ваши баллы точно безразличны. А вам не безразличны? Идите апеллировать. Еще раз повторяю: подавая заявление на апелляцию, вы не являетесь склочником, не предъявляете пустые требования. Нет, вы всего лишь осуществляете свое безусловное право быть полностью информированным о результатах проверки вашей работы. Можно сформулировать абсолютное правило, когда вам на апелляцию идти точно не нужно. 1. Вам засчитали все задания типа А и В. 2. Вам поставили максимальный балл за все задания части С, которые вы выполняли. Вопрос 4. А мне все говорят, чтобы шел на апелляцию. Говорят, что там всем добавляют баллы. Правда? Ответ. Добавляют отнюдь не всем. Конфликтная комиссия может добавить вам балл, если этого заслуживает ваша работа. Ну, может быть, в каких-то невероятных исключительных случаях конфликтная комиссия может учесть факторы, не относящиеся к вашей работе непосредственно. Направо и налево баллы не добавляют. Я могу здесь ошибиться, но полагаю, что в 2008 году в Москве по математике удалось повысить балл 4-6 % апеллянтов. По русскому языку этот показатель несколько выше. Но если вы сочтете эти проценты высокими, не спешите переводить их в шансы. Дело в том, что апелляция не лотерея. Раздача баллов идет не случайным образом, а очень взвешенным порядком. Вопрос 5. Я решил: пойду запишусь на апелляцию. Какие документы мне нужны? Ответ. У вас должен быть с собой паспорт. А еще — маленькая бумажка (информационный листок), которую вам дали в пункте проведения экзамена. В информационном листке написано, что в таком-то месте в такое-то время вы сдавали ЕГЭ по такому-то предмету и, уходя, сдали бланки своей работы. Этих двух документов достаточно. Если по какой-то причине вы не имеете каких-то документов, не расстраивайтесь. Если у вас нет информационного листка, вы можете просто сказать в пункте подачи апелляций (регистрации апеллянтов), что, где и когда вы сдавали. Если у вас нет паспорта (украли, потерян и т.п.), ситуация, конечно, хуже. По своему опыту знаю, что в этом случае у вас, скорее всего, нет и справки об утрате или краже паспорта — в милиции очень неохотно дают такие справки. Но вам годится любой документ, удостоверяющий вашу личность. Таким документом может быть заграничный паспорт. Предположим, что и загранпаспорта у вас тоже нет. Пусть будут паспорта родителей и ваше свидетельство о рождении. Наконец, рассмотрим самую ужасную ситуацию, когда у вас нет каких-то документов, и в пункте подачи апелляций вам на этом основании отказывают. Узнайте телефон и адрес региональной конфликтной комиссии. Позвоните туда. Это не поздно сделать даже тогда, когда апелляция уже идет. Даже в последний день, но лучше — раньше. Позвоните в конфликтную комиссию, расскажите о своей ситуации. Я думаю, что вам помогут. Вопросб. Как подать апелляцию? Ответ. Это как раз та информация, которую среди прочих сообщений вы должны получить в начале экзамена прямо в школе, где экзамен проходит. Эту информацию обязан вам сообщить организатор экзамена в вашей аудитории. Как правило, запись на конфликтную комиссию проводится в течение нескольких дней после объявления результатов экзамена на сайте http://www.ege.edu.ru. В 2008 году на' это отводилось 3 дня. По положению рекомендуемый срок составляет не менее трех дней после объявления результатов. В каждом муниципальном или административном округе есть место, где проводится такая запись. Адрес и телефон этой организации вам и должны сообщить на экзамене. Например, в Москве в 2008 году запись на конфликтную комиссию осуществлялась в окружных методических центрах. Когда вы пойдете записываться на апелляцию, не забудьте паспорт (при отсутствии паспорта — загранпаспорт, свидетельство о рождении). Документ, удостоверяющий личность, вам потребуется. Помните, что когда вы будете заполнять заявление, вам нужно будет указать, пойдете вы в одиночестве или пригласите с собой маму или папу. Регламент апелляции предоставляет вам возможность пригласить с собой одного законного представителя ваших интересов (см. ответы на вопросы 6-12). В документах, регламентирующих ЕГЭ, сказано, что вы можете подать апелляцию непосредственно руководителю того образовательного учреждения, в котором выпускник (поступающий) ознакомился с официальными результатами ЕГЭ. Этот руководитель должен сразу же передать текст вашей апелляции в конфликтную комиссию по телефону, факсу или электронной почтой, а затем немедленно организовать доставку в комиссию подлинника вашего заявления. На вашем месте я бы не полагался на все эти «сразу же» и «моментально». Хотите сделать хорошо — сделайте сами. Придите и подайте апелляцию лично в пункте приема апелляционных заявлений. Бланк заявления. Если вы поставите галочку «в моем присутствии», то вашего представителя могут не пустить на показ работ. Если вы поставите галочку «в присутствии лица», то пустят и вас, и вашего законного представителя. Если вы поставите галочку «без меня», то вашу работу рассмотрят без вас, хотя, если вы придете, то, скорее всего, против вашего присутствия возражать не будут. Если вы поставите две галочки или три галочки, то комиссия будет действовать по обстоятельствам. Например, если вы поставите галочку «в моем присутствии» и «без меня», то вас будут ждать. Если не дождутся — рассмотрят работу без вас, а вы уже не сможете предъявить претензии по поводу того, что вас не дождались. Если по какой-то причине вы не смогли подать апелляцию в указанном месте в указанное время, не падайте духом. Пока апелляция идет, вы можете прийти и записаться уже на месте — там, где работает конфликтная комиссия. Там тоже есть запись или хотя бы необходимая вам информация. Если вы пришли не в последний день работы, скорее всего вас запишут на завтра или послезавтра. Если вы пришли в последний день, то вас все равно, вероятно, примут, даже если запись формально окончена. Но рисковать не следует. Лучше подать апелляцию как можно раньше. Когда вы зарегистрируетесь в списках апеллянтов, у вас на руках окажется ваше апелляционное заявление (о несогласии с результатами ЕГЭ) и еще один информационный листок — памятка. В памятке указано, куда, в какой день и в котором часу вам следует приехать. А в заявлении указано, собираетесь ли вы апеллировать в одиночку, с родителями, или доверяете эту процедуру своему законному представителю (см. вопросы 8-13). Что выбрать — не знаю. Помните лишь, что если вы указали присутствие мамы или папы, то можно прийти и одному. А вот если вы указали, что вы один, то ваших родителей на показ работ, скорее всего, не пустят. Если вы указали, что просите рассмотреть работу без вас, то комиссия так и поступит, скорее всего. В этом случае будет проведена только техническая сверка частей А и В (см. ответы на вопросы 12,13,41 и 42). Пункт «Без меня» есть смысл выбирать только тогда, когда вы вообще не при- ступали к части С или заведомо ничего хорошего в этой части не сделали. Трудное слово Заявление вам предоставляют уже готовое — на бланке. Остается вписать только свою фамилию, некоторые данные и поставить галочки. Гораздо правильнее было бы заставить апеллянта писать заявление полностью. Уже тогда можно было бы избежать многих и многих бесполезных апелляций, хотя бы по русскому языку. Если бы я принимал апелляции по русскому, я бы с особым вниманием отнесся к тем, кто написал слово «апелляция» без ошибки. Однажды поступило заявление от директора школы №ХХХ с просьбой пересмотреть результаты какого-то тестирования школьников по русскому языку. Начиналось оно словом «Аппеляция». Подписано заявление было директором и учителем русского языка. Пришлось ответить, что «аппеляции» мы не принимаем. Другой занятный случай. В приемной комиссии МАИ в качестве рабочей силы используются, разумеется, студенты. Это для них что-то вроде практики. Второкурснице Алле поручили написать объявления-указатели «НА АПЕЛЛЯЦИЮ» и расклеить при входе. Утром, придя в институт, я застыл перед огромной черной надписью на розовом фоне: НА ЭПИЛЯЦИЮ -» Рекламные ролики достигли цели. Слово «эпиляция» Алла знала хорошо. Она даже не поинтересовалась, кто и зачем в приемной комиссии МАИ делает эпиляцию. Раз делают, значит нужно. Вопрос 7. Если подал апелляцию, а потом решил, что не пойду, нужно ли мне сообщить об этом? Ответ. Предположим, вы рассчитывали получить на экзамене 15-20 баллов. И вдруг узнаете, что вам начислили 25. Разумеется, это не повод отказываться от апелляции. Но предположим, что все же вы решили не тратить время. Можно просто не пойти, хотя вы уже записались. Ничего ужасного не случится. Всего лишь будет зря распечатана и доставлена экспертам копия вашей работы, а также ваши протоколы, бланки проверки и другие документы. Десять минут, отведенные на беседу с вами, пропадут: ведь никому другому это время не назначено. Вашу фамилию будут впустую выкликать десятки раз. Ну, может быть, не очень впустую — эксперты получат возможность сделать краткую передышку. Все же было бы очень мило с вашей стороны, если б вы не поленились, набрали номер телефона РЦОИ (он должен быть в памятке) и сообщили о своем отказе от апелляции. Все зависит от вашей вежливости и интеллигентности. Вопрос 8. Кто такой законный представитель? Ответ. Очевидно, вашим законным представителем может быть один из ваших родителей. Если вы хотите пойти не одни, а с кем-то из родителей, то — пожалуйста. Только помните, что в заявлении об апелляции вы должны были это указать. И тот из родителей, кто сопровождает вас на показ работ, тоже должен иметь с собой паспорт. Если вы не вписаны в паспорт родителей — ничего страшного, обычно достаточно совпадения фамилий. А вот если. у родителя, пошедшего с вами, другая фамилия, нужно запастись документом, подтверждающим родство. Например, помимо паспорта можно взять с собой свидетельство о рождении. Там написано, кто ваши папа и мама. Если фамилия вашей мамы менялась уже после выписывания вашего свидетельства о рождении и это не отражено в документах, попросите маму прихватить документ о смене фамилии (чаще всего это свидетельство о браке или расторжении брака). То же касается случая, когда нужно подтвердить, что ваш папа — это действительно ваш папа. Говоря проще, родители, сопровождающие вас на апелляцию, должны иметь с собой документы, достаточные для подтверждения того факта, что они ваши родители. Бывает так, что отец (или мама) не может подтвердить факт родства, поскольку оно отсутствует — отец не родной. В этом случае нужна нотариально заверенная доверенность, подтверждающая тот факт, что сопровождающее вас лицо (отчим, например) является вашим законным представителем. Но законным представителем может быть не только мама, папа или отчим. Любой взрослый человек может стать вашим законным представителем при определенных условиях. А именно, должна существовать нотариально заверенная доверенность о том, что некто (например, Иванов Иван Петрович) представляет ваши интересы (скажем, Петрова Петра Ивановича) на конфликтной комиссии ЕГЭ в таком-то году. Если вам еще нет 18 лет, то подпись, удостоверяющая добровольность и законность документа, должен поставить папа, мама или опекун. То есть тот, кто уже является вашим законным представителем. По такой доверенности (ее можно оформить в любой нотариальной конторе) вы можете взять с собой директора шкрлы, учителя математики, соседа, семейного адвоката, старшего брата-боксера или президента Боливии. В конфликтную комиссию ЕГЭ_________________ (ренюн) От ф. РФ ФИО, _____________ 19____ года рождения, паспорт____________ ■, выдан _____________ 20_________ года, зарегистрированного по месту жительства по гр. РФ ФИО, ____________ 19______ года рождения, паспорт____________, выдан_______________ 20__________ года, зарегистрированной по месту жительства по СОГЛАСИЕ Настоящим даем свое согласие на разрешение спорных вопросов в конфликтной комиссии ЕГЭ _________,______ в период с «» _____________ '_ _______ 20____ года по «» (регион) __________________ 20____ года нашим (ей) несовершеннолетним (ей) сыном (дочерью) гр. ФИО,«»_________________ 19___ года рождения, в сопровождении гр. ФИО___________________. Место, дата и год подписания документа прописью. ДОВЕРЕННОСТЬ .Место подписания доверенности, дата подписания доверенности прописью. Я, гр. РФ ФИО,____,, ___ 19___ года рождения, место рождения__ _■ __________, пол ____, паспорт___________, выдан________ 20___ года, код подразделения______ _, зарегистрированная (ый) по месту жительства по адресу;_____________, действующий с согласия матери (отца) ip. РФ ФИО__________ 1 9,., года рождения, место рождения __________, пол, паспорт_____________, выдан_________ 20___ года, код подразделения_________, зарегистрированной (ого) по м Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|