Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ





ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

 

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда является ори­гинальной системой психотерапии. Более всех других теорий психодинамический подход уделяет внимание детству и его влиянию на настоящее поведение клиента. Эта система считает­ся наиболее теоретически сложной по сравнению с другими ориентациями психотерапевтической помощи. Основными целями данной главы являются:

1. Конкретно изложить мировоззрение психоанализа и дока­зать, что оно гораздо шире ортодоксальных рамок, приписывае­мых ему.

2. Рассмотреть некоторые основные теоретические предпо­сылки, включая психологию бессознательного.

3. Показать психоаналитические методы помощи, приводя соответствующие примеры интервью.

4. Продемонстрировать основные методики, сопровождающиеся практическими упражнениями.

5. Обеспечить начинающему психологу возможность попробовать свои силы в психоанализе, используя пятишаговую модель интервью.

 

ФРЕЙД КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА

Фрейд сотворил мир из хаоса. До публикации его ошеломляющей и блистательной работы умственная деятельность и поведение казались нам мистическим и непознаваемым. Его место в истории находится в одном ряду с Дарвином, Энштейном и Марксом. И хотя обсуждение теоретического наследия Фрейда вызывает страстные споры, мало что проясняя, ни, у кого не вызывает сомнения важность вклада Фрейда в развитие западной культуры.

Что дает нам Фрейд сегодня? Во-первых широкий спектр исследований человеческого функционирования и концепцию иррациональных чувств, лежащих в основе поведения.

Во-вторых, многочисленные ученики Фрейда, модифицируя и изменяя его концепцию, стимулировали появление новых направлений в психотерапии.

Именно с психоанализа начали выдающиеся психотерапевты нашего времени, начиная с ближайшего соратника Фрейда — Эрнеста Джонса и кончая такими неофрейдистами, как Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Карл Юнг, Вильгейм Райх и Гарри Салливан. Очень популярные сейчас Эрик Берн (транзактные анализ), Александр Лоуэн (биоэнергетика) и Фриц Перлс (Гештальт-терапия) начали рабо­тать с традиционной теории Фрейда. Психодинамическая тео­рия, основанная Фрейдом, существует во множестве модифика­ций, от ортодоксально-классических до самых смелых.

Следует сразу сказать, что представленный здесь психодина­мический подход не есть классический фрейдизм. В сегодняш­ней практике более типична ситуация, когда терапевт берет ка­кой-то один аспект теории Фрейда и приспосабливает его для своих практических целей. Модели консультации выросшие из психоанализа, очень непохожи друг на друга. Точнее, они видо­изменяются от ортодоксального, привязанного к традиционной теории и использующего только интерпретацию подхода до бо­лее гуманистически ориентированного транзактного анализа, который использует техники и методы других школ в дополне­ние к психоанализу.

 

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

“Если бы открытие Фрейда необходимо было бы передать одним словом, то это слово, несомненно, было бы “бессознательное”, — писали Лапланч и Понтелис (1973). Поня­тие “бессознательного” означает, что человек не отдает себе от­чета в своих умственных функциях. Более узко — если человек не осознает существование в данный момент тех или иных побуждений. Индивиды обычно не осознают, что побуждает и мо­тивирует их действия. Концепция бессознательного — основной пункт теории Фрейда.

Психоаналитическая концепция — одна из тех, что глубоко осознает сложность и неоднозначность жизни. Фрейд не обещал человеку легкого решения его проблемы. Скорее он предпола­гал, что в основном нами управляют силы, о которых мы в лучшем случае только догадываемся. Это суровое представление о реальности позволяет назвать фрейдовскую систему “в сущности пессимистической, детерминистской и редукционалистской” (Корей, 1977).

Однако такой негативный взгляд обычно исчезает при глу­боком изучении концепции Фрейда во всей ее сложности и диалектичности. Психоаналитическая теория постоянно развивается и адаптируется. Важно понять, что большинство ее модифика­ций в США базируются на работах по Я-психологии (Эриксон), постулирующих, что люди способны определять свою судьбу. Американская модификация фрейдизма — транзактный анализ (глава XII) рассматривает людей как актеров, играющих пьесы по своим сценариям, причем сценарии можно переписывать или изменять, если их проанализировать и полностью осознать.

С другой стороны, французский психоаналитик Жак Лакан неоднократно выступал с критикой американского психоанали­за. Он критиковал американцев за отход от основных положе­ний Фрейда и возражал против Я-психологии индивидуализма, характерной для североамериканских интерпретаций Фрейда. Практика психоанализа “...в условиях США настолько сведена к прагматическим целям достижения жизненного успеха, что она, по существу, стала отречением от психоанализа” (Лакан, 1966/1977). Лакан призывает вернуться к Фрейду и еще раз под­тверждает реальную силу бессознательного умственного функционирования.

Таким образом, психодинамическая теория имеет сущест­венные различия в своих модификациях, но все они сходятся на признании огромной роли подсознательного. Представленная здесь точка зрения основывается на более оптимистической Я-психологии, однако признает основательность критического отношения Лакана к этому мировоззрению.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главной целью психоанализа является открытие и изучение подсознательной сферы и сил, которые нами управляют. Мето­ды психоанализа могут быть определены как “терапия снятия покровов”, поскольку терапия направлена на подсознательные процессы, управляющие поведением. Как только эти процессы осознаны во всей их сложности, считается, что личность спо­собна измениться и решить проблемы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.