|
КУЛЬТУРА КАК ПЕРЕМЕННАЯ ПРОЦЕССА⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54 Качества эмпатии по-разному проявляются в различных культурах. Так, во многих южноамериканских культурах принято дотрагиваться до собеседника, но в Северной Америке это было бы воспринято как назойливость. Поскольку способ существования в мире различных народов различается, в культурной эмпатии и взаимопонимании есть прямая необходимость. Примером существенных культурных различий может быть североамериканское и японское содержание слова “любовь”, которое означает истинное чувство эмпатии к другому человеку. В японском языке нет прямого перевода слова “любовь”. Самый близкий перевод — слово “алан”, которое отражает чувство нежности, включающее отношение зависимости, в то время как в США под любовью подразумевают отношения, основанные на равенстве. Понятия о жизни, почерпнутые из нашей собственной культуры, не должны заслонять от нас того факта, что люди могут по-разному конструировать и анализировать мир. Известно также, что у черного и белого населения Канады и Америки различны паттерны существования и общения в мире. Поэтому психотерапевту очень важно правильно подходить к расовым проблемам. Бродски (1981) проанализировала основные исследования по полу, расе и общественному классу клиентов. В своей работе она указывает на отсутствие эмпатии вследствие сложившихся стереотипов по отношению ко всем группам населения, при этом терапевты склонны отдавать предпочтение определенным типам клиентов: молодым, привлекательным, разговорчивым, интеллигентным, удачливым. Подчеркивается необходимость соответствия языка общения, изменение языкового стиля и даже места проведения терапии, если так нужно для клиента. Наконец, автор предлагает специальный тренинг для терапевтов по вопросам расизма, сексизма и т. д., который поможет им успешнее работать. Культурная эмпатия достигается не легче, чем индивидуальная, фактически достижение культурной эмпатии может быть самой трудной задачей. Без этого нет истинной эмпатии. Берзинс сделал в 1977 г. обзор всей имеющейся литературы по соответствию терапевта и клиента, откуда мы узнаем, что более 50 процентов черных клиентов служб психологической помощи не возвращаются к терапевту после первого интервью. Если клиенты и терапевты соответствуют друг другу по общественному классу и расе, клиенты легче раскрываются и разговаривают во время интервью более свободно. Данных по соответствию клиента и терапевта немного, но игнорировать их нельзя. Можно посоветовать еще две работы о культурной эмпатии: Сью, “Консультирование клиентов, принадлежащих к другой культуре” (1981) и “Этнотерапия и семейная терапия” Макголдриха, Пирса и Джордана (1982).
ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЫ Вопросам приобретения профессиональных навыков и качеств эмпатии сопутствует проблема обучения навыкам консультирования большого количества полупрофессионалов, добровольцев в центрах психологической помощи и непрофессиональных помощников. Эта проблема столкнулась с различными реакциями. “Люди, не имеющие диплома о психологическом образовании, могут оказывать значительное положительное влияние на нуждающихся в помощи. Помощь одного человека другому — не исключительная привилегия профессионала с дипломом”. “К сожалению нынешняя ситуация почти вышла из под контроля. Несмотря на существование законов, регулирующих психологическую, социологическую и психиатрическую практику, фактически ничто не мешает психологу, имеющему лицензию, разработать новую методику, рекламировать случаи излечения и широко использовать ее на практике. Еще более беспокоит тот факт, что тысячи людей, не имеющие лицензий, практикуют собственные версии психотерапии под различными многообещающими названиями безо всякого контроля...” Два мнения, оба взяты из обзоров, иллюстрирующих дилемму, возникшую при оказании психологической помощи. Какую позицию займете вы сами? При условии, что в обществе благосклонно смотрят на непрофессионалов, особое значение приобретают исследования эффективности труда полупрофессионалов. Использование методов мета-анализа позволило некоторым авторам сделать такой вывод: непрофессионалы по меньшей мере не менее эффективны, чем профессиональные консультанты. Несмотря на интересные факты в пользу значения непрофессиональных консультантов, многие профессионалы не желают пользоваться их помощью.
ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА Основные положения, лежащие в основе этого вопроса: 1. Психотерапия оказывает положительный эффект и производит перемены. 2. По-видимому, когнитивные подходы, придающие большое значение переформулированию реальности, являются наиболее эффективными системами. 3. Краткосрочная терапия и консультирование со специфической задачей — самая эффективная форма помощи. Долгосрочная терапия также может оказаться более эффективной, если определены ясные цели на отдельных стадиях процесса. 4. Для эффективного интервью необходимо использование микротехник, наличие эмпатических качеств, применение невербальных средств, знание культурных особенностей. В настоящее время идет поиск новых концептуальных подходов к научному исследованию. Борген предлагает исследователям ставить новые вопросы: “Каковы причины проблем, возникающих у клиентов?” “В чем природа терапевтических изменений?” “Каковы эффективные составляющие терапевтического изменения?” Полкингхорн и др. придерживаются мнения, что исследование должно учитывать биографию клиента. Далее необходимо сказать о потребности в новой феноменологии исследования, которая позволила бы увидеть Я самого исследователя в контексте исследования, а не отдельно от него. А Борген (1986) вообще подвергает сомнению научную модель исследований и говорит о потребности в “Эклектической эпистемологии”. Он предлагает рассматривать теорию и исследование как метафору, а не как реальность. Ясно то, что научное исследование в консультировании и терапии находится на распутье. Направления, по которым в ближайшее время пойдет исследование, поведут за собой и консультирование и терапию. В область исследований войдут новые понятия из философии, логики, эпистемологии.
ИССЛЕДОВАНИЕ КРУПНЫХ СИСТЕМ Мы рассмотрим здесь вопросы исследования в семье и месте проживания. Консультирование и терапия действуют в более крупных системах так, что часто именно семья и более широкое окружение определяют конечный эффект наших усилий по отношению к клиенту. Исследования в семье Гурман и Книскерн (1981) проанализировали последние научные исследования в области семейной терапии и сделали вывод о том, что, исходя из результатов анализа нескольких теорий семейной терапии, можно сказать, что семейная терапия лучше, чем ничего. Есть сведения о том, что если семейные проблемы средней тяжести, особенно эффективной может быть бихевиорально ориентированная семейная терапия, а если трудности более сложного порядка, предпочтительнее альтернативная ориентация. Анализ количества случаев семейной терапии, признанных эффективными, обнаружил, что улучшение наступало в 61 проценте случаев супружеской дисгармонии и в 73 процентах случаев семейных трудностей. Кроме того, терапии семейной ориентации дают 5—10 процентов отрицательного эффекта. Исследования в области семейного обучения говорят о том, что оно может стать альтернативой или дополнением к семейной терапии. Герни, Фогельсон, Куфел обнаружили, что психообразовательный подход к семейным проблемам дал более долговременный эффект, чем традиционная семейная терапия. Зная обо всех этих выводах, можно предположить, что исследования в области семейной терапии пойдут по тому же пути, что и индивидуальная терапия. Кроме того, можно предположить, что семейная терапия и семейное обучение будут приобретать все возрастающее значение как объекты исследования и в будущем помогут нам понять, как можно с больше эффективностью исследовать терапию и консультирование. Исследование больших групп Возможностей для исследования результатов терапии и консультирования большого сообщества даже больше, чем при изучении индивидуального или группового консультирования. Мы приведем только 4 работы. Вначале мы рассмотрим воздействие экономики на психическое состояние людей, затем рассмотрим влияние окружающей среды и физического состояния. Мы познакомимся с работой, в которой представлено длительное изучение эффективности школьно-педагогической помощи. В первых двух работах рассматривается влияние, третья изучает деятельность профессионалов в области изменения окружающей среды. В конце мы дадим мета-анализ деятельности психологов с большими группами населения. Бреннер изучил количество госпитализаций в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк за 1941—1967 годы и обнаружил, что изменения количества госпитализаций напрямую зависели от изменений в экономике страны. С ухудшением экономического положения увеличивается количество госпитализаций. При оздоровлении экономики оно уменьшается. На первый взгляд экономика не связана с психическими расстройствами, но при внимательном изучении данных мы видим, что на развитии личности сказывается безработица, что застойная экономика приводит к неспособности самореализоваться в рамках данной культуры, к финансовым трудностям. Все эти и другие факторы приводят нас к выводу о том, что экономика оказывает значительное, если не решающее, влияние на душевное здоровье общества. Интересно, что кривая распределения заболеваний для женщин не совпадает с зависимостью заболеваемости мужчин, а негров и пуэрториканцов с белыми. Отсюда следует, что психотерапия должна внимательно относиться к контексту окружения. Другой пример воздействия среды на жизнь человека мы найдем в работе Снайдера (1978), который изучал жизненный уклад женщин, которые находились в разлуке с мужьями. В данном случае мужья служили на подводной лодке и были в походе. Использовалась модификация теста Холмса и Раха на жизненный стресс. В тесте оценивается влияние событий жизненного уклада на психическое здоровье. Благодаря этому тесту было обнаружено, что физическим и эмоциональным расстройствам предшествуют смерть родственников, развод, потеря работы и другие стрессообразующие факторы. Изучая периоды совместного и раздельного проживания, Снайдер обнаружил, что женщины посещали врача 368 раз в период отсутствия мужа и только 95 раз, когда мужья были дома. Характерными являются и типы заболеваний: гипертония, головная боль, депрессия, нервное расстройство. И опять мы видим, что врачи (в том числе и психиатры) лечили в основном симптоматические недомогания, с которыми к ним обращались женщины, в то время как роль фактора жизненного уклада была совершенно очевидной. Вместо того, чтобы лечить последствия, врачи прежде всего должны объединиться с психологами в деле создания систематической программы изменения жизненного уклада, искоренения причин. Можно также предположить, что физическое и психическое нездоровье — это следствие нездоровой окружающей среды по месту жительства, на работе, в школе. Работа психологов по месту проживания, о которой мы уже говорили, будет приобретать все большее значение в деле систематической борьбы с причинами заболеваний. Школьные психологи уже много лет занимаются психологической помощью ученикам. В штате Висконсин изучалась эффективность школьной психологической службы и сравнивались школы, где такая помощь была и где такой службы не было. Хотя различия были не так велики, было установлено, что ученики, получавшие консультационную помощь, лучше успевали, реалистичнее оценивали свои жизненные перспективы, испытывали большее удовлетворение от своего пребывания в школе, успешнее устраивались на работу, чаще продолжали образование и, наконец, сохранили благоприятное воспоминание о консультации. Негативным моментом был тот факт, что несколько учеников из школ, где есть служба психологической помощи, не помнили, что их консультировали, а некоторые ученики из школ, где такой службы не было, сохранили хорошую память о консультациях. Тем не менее, это исследование, которое впоследствии дважды воспроизводилось — через 5 и 10 лет — в целом приводит к выводу, что хорошо продуманные программы психологической помощи могут оказывать большое влияние на жизнь учеников. При этом нужно помнить, что консультирование — это только один из видов помощи, предлагаемой школьникам психологическим центром, и в свете возрастающего значения психологического образования, можно ожидать, что психологи-консультанты, работающие в школе и их помощники будут оказывать все большее положительное влияние на жизнь тех, кому они служат. Бейкер и др. провели мета-анализ 40 опытов по предупреждению развития расстройств, проведенных на данной группе населения. В поисках хорошей организации эксперимента и эффективного контроля было просмотрено около 200 работ по предупреждению заболеваний, после чего было отобрано для мета-анализа 40 работ как наиболее соответствующих требованиям. Результаты констатировали улучшение состояния, которое последовало за программой работ по первичному предупреждению расстройств на большой группе населения. Причем, по результатам мета-анализа подпрограмма по выработке навыков общения занимает первое место по размеру эффекта. Кроме этого в программу входили еще подпрограммы профилактики алкоголизма и нарко-, токсикомании, поиска ценностей и другие. Можно предположить, что научные исследования в области психологического обучения и профилактики будут приобретать все большее значение в ближайшие годы. Мы уже видели, что результаты терапии могут со временем “вымываться” и исчезать. По этой причине программы Марлатта и Маркса по предотвращению рецидивов и планы генерализации Джейнис (гл. 2), подчеркивание значения генерализации на пятой стадии интервью в высшей степени оправданы. Если мы не будем стремиться поддерживать достигнутый уровень путем лекций, психологического обучения, консультирования и терапии, нет смысла работать в данной области. Несмотря на внутреннюю противоречивость, база данных вполне понятна. В исследованиях Ротни ясно прослеживается мысль о необходимости тренинга генерализации — школьники часто забывали о том, что они прошли через консультирование, или думали, что консультация была, в то время как ее не было. Данные, подобные вышеприведенным, проливают новый свет на привычную картину. Исследования могут и должны идти по различным направлениям, а не замыкаться только на изучения индивидуального консультирования и терапии. Исследования в области консультирования и терапии говорят о том, что терапевты хотели бы, чтобы профилактике нервных расстройств уделялось больше внимания. Данные, полученные Бейкером, слишком очевидны, чтобы их не замечать. Возможно, в будущем разумное равновесие между научным исследованием и практикой приведет к дальнейшей интеграции исследований процесса и результата, что, возможно, приведет к ответам на некоторые основные вопросы психотерапии.
ИТОГИ ГЛАВЫ Данная глава имела целью подвести итог исследований во многих областях психологии и показать, что их результаты можно интерпретировать по-разному в зависимости от читателя. Чтобы понять основные идеи этой главы, вам нужно: 1. Определить отношение теории и научного исследования к феномену реального мира. Теория — это абстракция или описание реальных событий, которое может запутать либо прояснить понимание. Исследование предназначено для проверки этих наблюдений и теорий на предмет их влияния на реальный мир и для того, чтобы проинформировать консультанта, какие действия могут быть наиболее адекватными. В реальной практике консультирования терапевт действует в большей степени как ученый, который следует основным принципам наблюдения, проверки гипотез и пересмотра теорий в зависимости от полученных результатов. 2. Обсудить различные способы восприятия эффективности консультирования и психотерапии. В настоящее время принято считать, что консультирование оказывает влияние на жизнь клиентов, но данные по этому вопросу не полны и не всегда ясны. Результаты исследований говорят о том, что когнитивные виды терапии, помогающие клиенту найти новый взгляд на мир, наиболее эффективны. 3. Понять, что консультирование может сэкономить затраты на медицинское обслуживание и что краткосрочная терапия (5— 6 сеансов), посвященная конкретным вопросам, является наиболее предпочтительным видом помощи. 4. Делать различие между исследованием процесса и результата. Исследование результата — это такое исследование, где изучается как краткосрочное, так и долговременное воздействие терапии на клиентов, в то время как исследование процесса состоит в определении многих переменных, потенциально важных для получения положительного результата. 5. Знать основные достижения в области присоединения и невербального поведения. Было изучено много работ, в которых доказывается значение присоединения и сопутствующих невербальных аспектов процесса консультирования. Во многих работах доказано решающее значение паттернов контакта глаз, языка тела, тона голоса и вербального поведения в самых различных контекстах. 6. Обсудить основные достижения в области исследований процесса терапии. Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что разные консультанты пользуются разными методами в зависимости от личных пристрастий и теоретических воззрений. 7. Подойти к исследованию с качественными параметрами. Полученные данные говорят о том, что в основе эффективного интервью — некоторые общие качества, такие, как эмпатия. Однако, эти качества могут проявляться по-разному у терапевтов, принадлежащих к разным теоретическим школам. 8. Отдавать себе отчет в культурных различиях в проведении присоединения и невербальном поведении, в использовании микротехник. 9. Сделать вывод об эффективности полупрофессиональных консультантов по сравнению с профессионалами. Хотя полученные данные неоднородны, в целом они свидетельствуют о том, что хорошо подготовленные консультанты-непрофессионалы могут работать в ряде случаев не менее эффективно, чем профессионалы. Это может объясняться большей естественностью обращения. 10. Рассмотреть новые подходы к исследованию терапии и консультирования. Особое внимание было уделено методам изучения отдельных случаев и тех, которые могут служить примером соединения исследований процесса терапии и результата. Кроме того, было приведено несколько моделей в методологии исследований. 11. Понять влияние окружающей среды на практику индивидуального консультирования. Был дан краткий обзор семейных исследований. Рассматривалось исследование, где изучалось влияние экономики на психическое здоровье, затем был описан опыт исследования окружающей среды на здоровье жен военных моряков. Исследования Ротни по эффективности школьной психологической помощи демонестрируют, как хорошо продуманные программы профилактики расстройств, развития личности и психологической помощи могут повлиять на жизнь большого числа клиентов. Был дан обзор теории мета-анализа. Деятельность по изменению окружения клиента в целом оказалась более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4 На пути к обобщенной теории психологии и психотерапии……………………...4 Общие предпосылки………………………………………………………………..4 Организация текста…………………………………………………………………..5 ГЛАВА I КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.....………………………………..7 Цели данной главы.....................................................................................………..9 Ваш личный стиль терапии и консультирования…………………………….……..9 Консультирование и психотерапия как процесс межличностного общения и влияния......................………………..11 Мировоззрение и теория в консультировании........................................................12 Развитие собственной теоретической ориентации.................................................14 Соединение методологии, теории и практики....................................................… 16 Культурно-продуктивные личности — всеобъемлющая цель психологического консультирования...................................................................... 19 “ Разные голоса” в психологическом консультировании.......................................24 Этика и ответственность...........................................................................................26 Определение психологической помощи и ее содержание....................................28 Квалифицированный психолог в сравнении с неквалифицированным.............32 Краткий обзор главы................................................................................................. 33 ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ………………….35 Этапы принятия творческих решений.....................................................................37 Решения, решения, решения.....................................................................................38 Творчество и магия....................................................................................................39 Консультация по выработке решений: переформулировка теории факторов..... 40 Принятие решений: интервьюирование, пятишаговая модель сбора данных, применение теории....................................................................................................43 Взаимопонимание и структурирование...............................................................… 45 Сбор информации......................................................................................................46 Тестирование..............................................................................................................48 Желаемый результат..................................................................................................49 Выработка альтернативных решений.......................................................................50 Обобщение..................................................................................................................53 Работа с клиентом или его окружением? Необходимость осознанного взгляда на процесс психологической помощи........................................................55 Теория и стиль принятия решений — некоторые дополнительные приложения............................................................................................................... 56 Упражнения по консультированию, касающемуся принятия решений............… 60 Краткий обзор главы................................................................................................61 ГЛАВА III МЕТОДЫ ИНТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. НАВЫКИ ВНИМАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ............…………………………..63 Цели данной главы...........................................................…………………………..65 Основные микротехники внимания и воздействия................................... ……….66 Упражнения на внимание и методы воздействия...................................... ……….70 Интервью с мистером с................................................................................. ……….71 Обсуждение интервью с мистером с............................................................ ……….82 Иерархия микротехник................................................................................……….84 Навыки внимания и выслушивания............................................................ ……….86 Основные этапы выслушивания................................................................... ……….91 Селективное внимание................................................................................. ………..93 Фокус-анализ. Анализ возможных направлений интервью...................................93 Навыки воздействия....................................................................................................95 Круг методов для разных теорий............................................................................. 105 Краткий обзор главы.............................................................................................. … 106 ГЛАВА IV ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ...............….. 109 Цели индивидуальной и культурной эмпатии.................................................... … 111 Терапевтическая эмпатия: два субъекта, но четыре участника......................... … 113 Культурная эмпатия..............................................................................................….. 117 Этнические и другие групповые различия.............................................................. 118 Упражнения на осознание культурной принадлежности................................... … 122 Ключевые условия эмпатии..................................................................................... 124 Положительное отношение...................................................................................... 124 Уважение и теплое отношение................................................................................ 127 Конкретность.......................................................................................................... … 129 Непосредственность....................-............................................................................ 130 Конгруэтность, искренность и аутентичность...................................................... 132 Эмпатия в интервью: диалектика........................................................................... 134 Эмпатия — шкала рейтинга.................................................................................... 135 Краткий обзор главы............................................................................................... 137 ГЛAВA V НАВЫКИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КЛИЕНТОМ...................... ………. 139 Цели данной главы.................................................................................................. 141 Развитие ваших навыков наблюдения.................................................................. 141 “Язык молчания” во время интервью.................................................................... 142 Зеркальное отражение невербального поведения................................................ 146 Знание слов и речи в процессе интервью............................................................. 147 Мышление и язык — формулировка предложений............................................. 150 Движение от поверхностной к внутренней струтуре проблемы........................ 153 Сбор ключевых лингвистических концепций...................................................... 155 Инконгруэтность и противоречия......................................................................... 156 Примеры словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента......... 158 Присоединнение и руководство: приспособление мировоззрения............................................................................…………………… 160 Краткий обзор главы.................................................................……………………. 167 ГЛАВА VI ОЦЕНКА КЛИЕНТА………………………………………………….. 169 Цели данной главы........................................................................................... ……. 171 Психология личностных построений: как клиент представляет себе мир……… 172 В чем проблема клиента?...............................................................................……… 176 Какие языковые конструкции применяет клиент для описания мира?...……… 182 Как выглядит проблема клиента в контексте окружающей среды?..........……… 188 Каковы основные теории и конструкции психолога?................................………. 193 Упражнения по оценке развития и личным конструкциям......................………… 196 Что следует делать?.........................................................................................………. 197 Оценка клиента — резюме............................................................................………. 199 Какая терапия, для кого, когда, при каких условиях?................................ ………. 202 Краткий обзор главы.....................................................................................………… 203 ГЛАВА VII ИНТЕГРИРОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОИСКА ПОЗИТИВНОГО – ПУТЬ К ЗАПЛАНИРОВАННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ.. ……………………............. 205 Цели данной главы...........................................................................…………………. 207 Как нельзя работать с клиентом?...................................................... ……………….. 207 Достижение интенциональности и теория....................................... ……………….. 210 Поиск позитивного............................................................................. ………………... 216 Поиски позитивного, альтернативный теоретический подход.....…………………. 219 Заключение........................................................................................………………….. 229 Краткий обзор главы.......................................................................…………………... 230 ГЛАВА VIII ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ..........…………………………………………………………… 231 Цели данной главы..........................................................................…………………… 233 Фрейд как основатель психоанализа................................................ ………………… 233 Концепция психоанализа.................................................................. …………………. 234 Основные теоретические положения.............................................…………………… 235 Теория развития................................................................................. ………………… 237 Механизмы самозащиты................................................................... …………………. 240 Оно, я, сверх-я................................................................................... ………………….. 243 Пожарная вышка.............................................................................……………………. 244 Основные техники психоаналитического интервьюирования....... ………………… 251 Некоторые ограничения и практическое психодинамического подхода…………… 260 Упражнение по психоаналитическому интервьюированию.......... …………………. 262 Краткий обзор главы......................................................................…………………….. 265 ГЛАВА IX БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕРАПИЯ.....................……………………….. 267 Цели бихевиористской терапии...........................................................………………… 269 Введение.................................................................................................. ……………….. 269 Мировоззрение бихевиориста................................................................ ……………… 270 Некоторые основные теоретические конструкции.............................. ……………… 271 Отношения.............................................................................................. ………………. 271 Операционализация поведения............................................................. ………………. 272 Функциональный анализ........................................................................ 273 Как определить цели изменения поведения......................................... 275 Тренировка настойчивости.................................................................... 276 Основные техники бихевиористской терапии и консультирования. 286 Целенаправленное уменьшение тревожности.................................... 289 Моделирование................................................................................... 291 Поощрение.................................. 292 Записи.......................................... 295 Предотвращение рецидивов....... 295 Некоторые ограничения и практическое применение бихевиористской терапии.. 300 Краткий обзор главы.................. 301 ГЛАВА Х ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. 303 Цели экзистенционально-гуманистической теории............................ 305 Введение.................................................................................................. 305 Экзистенциально-гуманистическая теория.......................................... 306 Роджеровская революция....................................................................... 310 Основные понятия к. Роджерса............................................................. 311 Динамическая теория изменения и роста............................................ 314 Интервью......................................................................................:.......... 315 Клиентоцентрированная терапия.......................................................... 320 Гештальт-терапия: комплекс эффективных микротехник................. 322 Франкл и логотерапия: направленность в будущее?........................... 329 Использование методов позитивной терапии...................................... 333 Некоторые ограничения и практическое экзистенциально-гуманистической традиции 335 Краткий обзор главы............................................................................... 337 ГЛАВА XI КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ........ 339 Цели когнитивно-бихевиоральной терапии.......................................... 341 Предыстория создания теории............................................................... 341 Когнитивно-бихевиоральное мировоззрение....................................... 343 Альберт Эллис и рационально-эмоциональная терапия...................... 344 Запись и анализ рэт-интервью............................................................... 345 Аарон Бек и когнитивная терапия.......................................................... 352 Рекомендации крамбольца выбирающим карьеру и профессию........ 356 Как распознавать неадекватные убеждения........................... 357 Предыстория возникновения убеждений............................... 359 Запись и анализ интервью....................................................... 360 Когнитивно-бихевиоральная терапия мичебаума................ 362. Терапия реальности.................................................................. 366 Основные конструкты терапии реальности............................ 367 Запись интервью и анализ....................................................... 368 Новейшие тенденции в терапии реальности.......................... 371 Краткий обзор главы................................................................ 373 ГЛАВА XII СИСТЕМЫ, ТЕОРИИ И МЕТОДЫ................ 375 Введение.................................................................................... 377 Цели системных теорий........................................................... 377 Системы и взаимодействия личность — среда...................... 378 Альтернативное представление о взаимодействиях и окружающей среде. 379 Транзактный анализ....................................................................................... 381 Мировоззрение и основные теоретические понятия.................................. 382 Образец транзактного интервью.................................................................... 386 Семейная терапия и образование.................................................................. 390 Общее мировоззрение семейной терапии.............................. 390 Некоторые основные теоретические положения семейной терапии.......... 392 Полигенерационный подход Бауэна............................................................... 392 Методы коммуникации................................................................................... 393 Сеанс семейной терапии................................................................................ 394 Стратегические подходы............ 397 Примеры..................................... 397 Структурные подходы................ 399 Некоторые специфические методы семейной терапии............................. 401 Семейное обучение......................................................................................... 407 Психологическое обучение и работа с большими группами населения.... 410 Основная программа психического здоровья (оппз)................................... 411 Город и здоровье............................................................................................. 414 Терапии, повышающие уровень сознания, и феминистская теория........ 415 Краткий обзор главы...................................................................................... 425 ГЛАВА XIII НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.427 Цели главы...................................................................................................... 429 Значение научных исследований................................................................... 429 Об эффективности консультирования и психотерапии............................. 431 Мета-анализ..................................................................................................... 431 Исследования в центре кайзера—перманента............................................. 434 Выбор способа лечения, наиболее подходящего для клиента................... 435 Влияние консультирования на клиентов...................................................... 435 Исследования процесса консультирования и психотерапии..................... 436 Проведение присоединения, невербальное общение и микротехники. 437 Условия качества и эмпатия...................................................................... 441 Культура как переменная процесса........................................................... 443 Полупрофессионалы.................................................................................. 444 Единство процесса и результата................................................................ 445 Исследование крупных систем.................................................................. 445 Итоги главы................................................................................................ 450 ГЛАВА XIV ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ....... 453 Задачи интеграции навыков, теории и практики................................... 455 Специальные цели этой главы................................................................... 455 Поиски лучшей теории.............................................................................. 455 Общий план терапевтического воздействия для интервью.................... 457 Модель первого интервью.......................................................................... 458 Интерпретация этических вопросов в структуре первого интервью..... 459 Долгосрочные планы психологической помощи..................................... 461 Обобщающая структура для сравнения альтернативных теорий............ 463 Сравнительный перечень 13-ти подходов психотерапии........................ 464 Пример терапевтического планирования и лечения.............................. 475 Вы — теоретик (решения, решения, решения)......... 479
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|