Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ





Сильной стороной ТА является разработка языковой систе­мы, эффективно коммуницирующей с людьми, а не прячущейся за неясными теоретическими конструкциями. Эта способность демистифицировать процесс консультирования, является осо­бенно сильной стороной ТА.

Общее мировоззрение ТА можно охарактеризовать следую­щим образом: транзактный анализ — это рациональный подход к пониманию поведения, он основан на предположении, что каждый может научиться понимать себя, доверять себе, думать за себя, самостоятельно принимать решения и выражать чувства. Принципы ТА можно применять на работе, дома, в школе — в любом месте, где люди контактируют друг с другом. (Джеймс и Йонгервард, 1971 г.).

Этот основной подход к помощи людям иллюстрируется хо­рошо известными состояниями Я — родителя, взрослого, ребен­ка. Проявления нашего поведения можно привести к одному из трех состояний. Например, исходное состояние Я-родителя представляет собой то, что мы включили в свою собственную личность от наших родителей и что выражается обычно в сло­весных формах “нельзя”, “не следует”. Это состояние приблизи­тельно соответствует супер-эго в психодинамической психоло­гии и также многим культурным предписаниям относительно того, каким должно быть наше поведение. ТА часто говорит о двух типах родителя: воспитывающий родитель, любящий людей и критикующий родитель, который пытается перекраивать нас. Напротив, Я-состояние ребенка более свободно и спонтанно и во многом соответствует психоаналитическому Я. Психологи различают в состоянии ребенка “естественного ребенка” (свободное, спонтанное выражение) “маленького профессора” (интуитивное творческое мышление), и адаптированного (измененного) ребенка (естественный ребенок, измененный под влиянием требований окружения). Я-состояние взрослого (приблизительно соответствующее ЭГО в психодинамической психологии) обрабатывают в себе данные, поступающие из мира и из состояний родителя и ребенка, и принимает решения. Взрослый не эмоционален и делает свое дело хорошо.



Я-состояния познаются в транзакциях (взаимодействиях) с окружением. Стили транзакций следующие:

1. Я о'кей — ты о'кей. Ребенок считает, что он самоценен в этом мире, может формировать концепцию, признается другими как личность и имеет положительную самоидентификацию и положительный образ окружающих.

2. Я о'кей — ты не о'кей. Ребенок считает, что он самоцен­ная личность, имеет положительный образ себя, но полагает, что мир и окружающие его люди враждебны ему и угрожают его существованию. Ребенок мог быть разлучен с родителями, нахо­диться в детском доме. Он мог когда-то воспринимать родителей как любящих и добрых, но теперь считает их враждебными и жестокими. Наконец, он мог пережить множество других влия­ний среды.

3. Я не о'кей — ты о'кей. Ребенок принимает на себя вину за неверный ход событий, является реципиентом негативных со­общений родителей, отягощен чувством вины и т. д. Ребенок полагает, что он плох и не достоин положительной обратной связи со стороны значимых взрослых, членов семьи и прочих. Ребенок такого типа часто совершает правонарушения, проявля­ет саморазрушающие паттерны поведения и испытывает депрес­сию.

4. Я не о'кей — ты не о'кей. Ребенок имеет негативный об­раз себя и испытывает враждебные чувства по отношению к другим и к окружающему миру. Ребенок получил сообщения, что он не заслуживает похвалы, и не любит тех, кто лишает его внимания и положительного подкрепления. Ребенок такого типа часто мрачен, ироничен, труден в общении как в школе, так и дома, не добр к окружающим.

Если мы вернемся к работе Мэри Айви с клиентом (гла­ва VII), мы увидим, как она использовала эту рамку для облег­чения понимания. Клиент Чарльз демонстрировал типичные отношения критического родителя. Психолог переформировала эту позицию воспитывающего родителя, обеспечив положитель­ную основу мышления, на которой могли базироваться даль­нейшие изменения.

Поскольку Я-состояния познаются через транзакции с ок­ружающей средой, Чарльз вывел свою основную жизненную позицию из своего окружения. Если мы посмотрим на пример из главы 7, мы увидим, что Чарльз относится к четвертому типу транзактного стиля поведения и понимания: “Я не в порядке – ты не в порядке”. В такой позиции человек склонен винить как себя, так и других. Целью терапевта в данном случае было сдви­нуть Чарльза в позицию “Я в порядке — ты в порядке”, и можно заметить, что ей это удалось, переформировав критического родителя хотя бы частично в воспитывающего родителя.

Все мы входим в ту или иную жизненную позицию ТА по сценарию, написанному нашей семьей и нашей культурой. Штайнер говорит о системе “поглаживаний” в семье и культуре. Поглаживания это подкрепления, которые мы получаем от се­мьи и от культуры, направляющих наше поведение. Мы получа­ем поглаживания, когда мы делаем что-то хорошо или это одоб­ряется другими. Мы так крепко оплетены паутиной этих погла­живаний, что иногда приходим к жизни по сценариям, в кото­рых сами не ориентируемся. Жизненные сценарии начинаются с младенчества (“Какой славный малыш!”, проходят через детство (“Не делай этого — это грязь”) к школьным годам (“Выполняйте работу”, “Обратите внимание”, “У вас получится”) к сверстни­кам (“Ну ты чудак!”), к работе (“Приходите вовремя”). Многие люди, придавленные повседневной жизнью, живут по стерео­типным сценариям, которые они повторяют постоянно. Анали­зируя сценарии, можно освободить человека для творческой деятельности. Можно легко заметить параллели между анализом сценариев и анализом паттернов детства у Фрейда.

Штайнер говорит об “эмоциональной грамотности” как спо­собе изменения прошлых сценариев. Его систематические шаги к эмоциональному пониманию включают в себя: — попросить клиента разрешить исследовать его чувства, — обеспечить по­глаживания (поиск положительных качеств), — заявить о чувст­ве/действии, где эмоции и действие тесно связаны, — создать условия для того, чтобы клиент услышал о чувстве/действии. В настоящее время эта модель используется многими теориями.

Имеется большое количество альтернативных способов ис­пользования анализа сценариев. Таким примером может слу­жить книга Гулдинга и Гулдинг (1979) “Изменение жизни с по­мощью терапии изменения решений”. Авторы указывают, что дети рано начинают принимать решения относительно себя. Задача терапии (или самораскрытия) — узнать старые сценарии, а затем принять новые решения. Авторы приводят различные упражнения, с помощью которых можно отследить прошлые сценарии и, главным образом, как они влияют на современное положение. В эти методы могут входить упражнения гештальт-терапии, упражнения принятия решений, а также непосредст­венный тренинг и инструктаж для клиента. Иногда в переписы­вание сценариев может быть вовлечена вся семья.

Транзактный анализ — это исследование игр, в которые иг­рают люди, разыгрывающие свои жизненные сценарии, это ис­следование транзакций между людьми, которые могут функцио­нировать в нескольких Я-состояниях. “Игра” — это набор спо­собов поведения и отношений, которые личность проявляет в направлении другой личности. Анализу игр, жизненных сцена­риев и Я-состояний посвящены несколько книг по транзактному анализу, поэтому приведем только один пример варианта анализа. Заметим, что мы в основном заинтересованы в иденти­фикации Я-состояния, в котором каждый способ поведения проявляет себя во взаимодействии между матерью и ее дочерью.

1. Дочь: “Мама, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Давай, здорово!” Такое взаимодействие описывает­ся в ТА как дополнительная транзакция, так как стороны до­полняют друг друга своим поведением.

1. Дочь: “Мама, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Ты всегда все вверх дном переворачиваешь и не убираешь”. Это пересекающаяся транзакция, где в матери берет верх критичный родитель. Воспитывающий родитель мог бы сказать так: “Хорошо, давай, только я тебя сначала обниму”. Поскольку транзакция между матерью и ребенком работает, это могла быть дополнительная транзакция. Пересекающиеся тран­закции получаются там, где между сторонами имеется конфликт или инконгруэнтность на внешнем уровне. Чтобы второй ответ был полностью дополнительным, ребенок должен был обра­щаться к родителю, а не к ребенку в родителе.

1. Дочь: “Мам, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Давай поиграем, только сначала я обниму тебя и мы приберем в твоей комнате”.

Это пример того, что в ТА называется скрытой транзакцией, поскольку тут явно имеется двойное сообщение и скрытые мо­тивы. В этом случае мать говорит и как ребенок, и как родитель.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.