Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕРВНЫМИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ





Неврологические и психоневрологические нарушения у детей — это следствие раннего органического поражения мозга, возникшего внутриутробно, во время родов или непосредственно после них. Такие патологические состояния требуют постоянного лечения и медико-педагогической коррекции нарушенных функций нервной системы. Однако эти мероприятия могут быть эффективными только при условии соблюдения таких принципов, как непрерывность, поэтапность, комплексность, преемственность.

В Российской Федерации лечебная и лечебно-педагогическая помощь детям с неврологическими и психоневрологическими нарушениями строится с соблюдением названных выше принципов. Вопрос о необходимости организации помощи детям с нервно-психическими нарушениями возник уже в первые годы Советской власти. В 1919 г. приказом Народного комиссариата здравоохранения РСФСР был организован в Москве отдел психопатологии детства, который включал психоневрологическую клинику, школу-санаторий для детей с нервно-психическими заболеваниями, санаторий для трудновоспитуемых и школу для глухонемых. Вслед за Москвой такого рода учреждения были открыты в Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Свердловске, Саратове и ряде других городов. Наряду со стационарами помощь осуществлялась учреждениями полустационарного характера, а также амбулаторно. Специализированные учреждения не только оказывали помощь, но и производили учет детей, нуждающихся в специализированной помощи в зависимости от показаний. В 1931 г. было установлено (на примере Москвы), что более половины детей, попадающих на учет в специализированные учреждения, — это дети с так называемыми невропатическими и психопатическими состояниями. Меньшую часть составляли различного рода олигофрении, последствия тяжелой асфиксии и родовой травмы, психические з болевания, эпилепсия и т.д. Хотя с годами удельный вес астении, невроза и психопатоподобного поведения в общей структуре контингента детей, нуждающихся в психоневрологической помощи,



неуклонно снижается, они и по сей день составляют наибольшую по частоте группу патологии.

Оказываемая в нашей стране неврологическая и психоневрологическая помощь детям разных возрастов имеет четкую структуру, носит дифференцированный и поэтапный характер. Она осуществляется в ряде учреждений, развернутых в системе Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства социального обеспечения РФ. При открытии специализированных учреждений учитывается характер поражения нервной системы, тяжесть состояния больных, их возраст, а также необходимость проведения тех или иных лечебно-педагогических мероприятий.

Детали структуры специализированной помощи несколько варьируют в различных регионах страны в зависимости от местных потребностей и условий. Однако общие принципы сохраняются. Специализированную медико-педагогическую помощь детям с нервными и нервно-психическими нарушениями условно можно подразделить на три этапа.

Первый этап — специализированная помощь детям раннего возраста. Она характеризуется акцентом на медицинскую помощь с минимальной дифференцировкой учреждений в зависимости от нозологической принадлежности патологии.

Второй этап — специализированная помощь детям дошкольного возраста. На этом этапе все больший удельный вес приобретает педагогическая помощь и происходит дифференциация специализированных учреждений в зависимости от нозологии.

Третий этап — специализированная помощь детям школьного возраста. На этом этапе основное внимание уделяется педагогическим мероприятиям с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.

На первом этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической патологией осуществляется родильными домами, специализированными больницами, домами ребенка, санаториями, яслями, районными детскими поликлиниками и психоневрологическими диспансерами. Все эти учреждения находятся в ведении министерств здравоохранения.

Задача родильного дома состоит в том, чтобы выявить группы Детей высокого риска и осуществлять интенсивную терапию острых неврологических и метаболических нарушений с целью максимальной компенсации и профилактики их тяжелых последствий. В родильных домах функционируют специальные палаты для детей, родившихся с асфиксией, перенесших внутричерепную родовую травму, иммуноконфликтных, недоношенных. Медицинский персонал обучают умению выхаживать тяжелобольных новорожденных, кормить их через зонд, производить внутривенное капельное вливание жидкости, осуществлять отсасывание слизи с помощью аппарата и многому другому.

Травмированным новорожденным проводят интенсивную терапию, направленную на нормализацию острых метаболических нарушений, компенсацию сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, коррекцию неврологических расстройств. В родильных домах проводят клиническое, биохимическое и патогенетическое обследование новорожденных.

Из родильных домов новорожденных с патологией нервной системы переводят в специализированные стационары или отделения многопрофильных больниц. Имеются больницы для недоношенных детей с пре- и перинатальной патологией нервной системы, наследственными заболеваниями, врожденными аномалиями развития. Задача стационаров состоит в комплексном обследовании детей с целью ранней дифференциальной диагностики врожденных, наследственных, и приобретенных заболеваний нервной системы.

В специализированных стационарах проводят раннее комплексное восстановительное лечение, включающее ортопедический режим, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, медикаментозные препараты, диетолечение. Все это способствует своевременному развитию возрастных двигательных, речевых и психических навыков и предупреждению задержки психомоторного развития и тяжелой инвалидности.

После выписки из стационара (в зависимости от тяжести поражения и прогноза) дети поступают либо в специализированные дома ребенка, либо под наблюдение районной детской поликлиники. Вне зависимости от того, находится ли ребенок в доме ребенка или в домашних условиях, ему обеспечивают продолжение терапии, начатой в стационаре. В доме ребенка, где больной находится до четырехлетнего возраста, лечение осуществляют под контролем врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, педагога-дефектолога, методиста лечебной физкультуры.

В районной поликлинике контроль за развитием и лечением ребенка возложен на участкового педиатра и районного невропатолога. По мере необходимости они обращаются за консультацией и помощью к логопедам, дефектологам, психиатрам, психологам. специалистам лечебной физкультуры. Районный невропатолог определяет необходимость периодического повторного стационирования, направления ребенка в специализированные ясли и санатории. В Москве и ряде других крупных городов страны работу районных невропатологов координируют крупные консультативные центры. Показаниями для направления ребенка в специализированные ясли и санатории являются двигательные и психические нарушения, препятствующие помещению ребенка в коллектив здоровых детей. Это дети с церебральными параличами и дети-олигофрены в степени дебильности. Особые ясли существуют для детей с преобладанием речевых нарушений. Речевые группы могут быть организованы и при районных массовых яслях. Их посещают дети с заиканием и незначительной задержкой речевого развития.

Медико-педагогические мероприятия в специализированных яслях и санаториях осуществляются врачом-психоневрологом или невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом, методистами лечебной физкультуры, воспитателями.

Характеризуя в целом медико-педагогические мероприятия на первом этапе, следует подчеркнуть, что несмотря на чрезвычайно важное значение медикаментозной терапии детей с органическим поражением центральной нервной системы, еще важнее обеспечить комплекс мероприятий, направленных на стимуляцию возрастного развития и становление двигательных, речевых и психических функций. Для решения этой задачи и создан названный выше комплекс учреждений.

На втором этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической патологией осуществляется специализированными стационарами для детей дошкольного возраста, садами, санаториями, детскими домами, дошкольными группами при школах-интернатах, районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами. Специализированные сады и детские дома находятся в ведении министерств просвещения, часть детских домов — под контролем министерств социального обеспечения.

Независимо от ведомственной принадлежности в этих учреждениях сохраняется принцип комплексности и преемственности. Как было отмечено выше, на втором этапе все большее внимание уделяется педагогическим и воспитательным мероприятиям. Медицинское обслуживание заключается в наблюдении за общим состоянием здоровья, осуществлении поддерживающей терапии и лечении острых, главным образом инфекционных, заболеваний. Медицинские задачи решают работники специализированных стационаров, районные педиатры, невропатологи и психиатры, а также врачи санаториев, детских садов и домов.

Педагогическая помощь в специализированных учреждениях строится с учетом глубины, специфики поражения и возраста ребенка. В ряде случаев стационарные учреждения профилируют. Например, имеются сады и санатории для детей с церебральным параличом, олигофренией в степени дебильности, речевыми нарушениями, дефектами зрения и слуха. Сады бывают круглосуточными и с дневным (12 ч) пребыванием детей.

Детские дома профилируют по такому же принципу. Эти учреждения, как и детские сады, входят в структуру системы просвещения; их работу контролируют районные отделы народного образования. Кроме того, есть детские дома-интернаты системы социального обеспечения для труднообучаемых детей с выраженными двигательными нарушениями и олигофрениями в степени имбецильности или идиотии. В других случаях специализация достигается за счет создания внутри учреждений профилированных групп. Специализированные группы можно создавать при массовых дошкольных учреждениях (речевые группы). В соответствии с тяжестью и спецификой поражения определяют задачи педагогических мероприятий.

В указанных учреждениях обслуживают детей от 3 — 4 до 7 — 8 лет. Задача этих учреждений состоит в воспитании, подготовке к обучению в школе, лечении и возможном восстановлении нервно-психической деятельности детей с нарушениями физического и интеллектуального развития.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях комплектование контингента детей на втором этапе осуществляют отделы народного образования и социального обеспечения на основании заключения регионарной медико-педагогической комиссии (положение о комиссии см. ниже).

Медико-воспитательную работу в этих учреждениях осуществляют под общим руководством врача-невропатолога или психоневролога, в функции которых входят обследование, назначение лечения, контроль за его эффективностью, а также координация работы медицинского персонала и педагогических работников.

Методическое руководство и контроль за организацией лечебно-профилактической работы и восстановительным лечением осуществляют местные отделы здравоохранения, регионарные психоневрологические и врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры психиатрии, хирургии, ортопедии и травматологии, невропатологии медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а также научно-исследовательские институты соответствующего профиля. Методическое руководство и контроль за организацией воспитательно-педагогической работы осуществляют органы министерств просвещения, а также Институт дефектологии Академии образования РФ.

Работу дошкольного специализированного учреждения возглавляет заведующий или директор, имеющий высшее педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж работы не менее 3 лет. Непосредственно работу с детьми проводят воспитатели, имеющие высшее или среднее образование и стаж педагогический работы не менее 2 лет. Работой воспитателей руководит воспитатель-методист, имеющий высшее педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Учителем-логопедом в этих учреждениях могут быть лица со специальным высшим педагогическим образованием (дефектологический факультет) или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие курсы дефектологов по соответствующему профилю.

На третьем этапе специализированную помощь детям с нервной и нервно-психической патологией оказывают в районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах, специализированных стационарах, санаториях-школах, школах-интернатах, детских домах и домах инвалидов. В зависимости от типа учреждений они находятся в ведении министерств здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.

На этом этапе главное внимание уделяют педагогическим мероприятиям в специализированных школах и школах-интернатах, которые максимально профилируются в зависимости от контингента обучаемых детей и конечных целей проводимых мероприятий. Контингент детей, обучаемых в специализированных школах и школах-интернатах, комплектуют отделы народного образования в соответствии с рекомендациями регионарной медико-педагогической комиссии (см. ниже).

Специальные общеобразовательные школы являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными осуществлять:

  • обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, физическими дефектами, нарушениями речи, слуха и зрения по специальным программам и учебным планам;
  • профессионально-трудовое обучение и профессиональную ориентацию, направленную на подготовку к овладению специальностями, доступными для лиц этой категории;
  • коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

Срок обучения в специальных общеобразовательных школах для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) — 8 лет. По ее окончании они получают документ. В школах, имеющих необходимую материальную базу для профессионально-трудовой подготовки и профессиональной практики на промышленных предприятиях, сельскохозяйственных объектах, организуют классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. Туда зачисляют детей, которые по состоянию здоровья и интеллекта могут овладеть одной из профессий низкого квалификационного разряда.

В специальных общеобразовательных школах без интерната создают группы продленного дня.

В специальные школы для умственно отсталых принимают детей в возрасте 7 — 9 лет (более старших — в порядке исключения) по следующим медицинским показаниям:

1) олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе и болезнь Дауна;

  1. органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;
  2. эпилептическая деменция (в отсутствие дневных и частых ночных судорожных припадков);
  3. шизофреническая деменция (в отсутствие психотических расстройств).

В школы для детей с последствиями полиомиелита и Церебральным параличом принимают детей с 7 лет, самостоятельно передвигающихся, не требующих индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:

  1. детский церебральный паралич;
  2. последствия полиомиелита;
  3. различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;
  4. артрогриппоз, миопатии, хондродистрофия.

Детей с церебральными параличами при возможности выделяют в специальные классы в составе школы. Наличие двигательных расстройств и олигофрении в степени дебильности также является показанием к зачислению их во вспомогательные классы, организуемые в составе данных школ.

В специальные общеобразовательные школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших принимают детей с потерей слуха в речевой области (частоты от 500 до 4000 Гц) от 30 до 80 дб и выше. В специальные школы-интернаты для глухих принимают детей:

1) не реагирующих на громкий голос; 2) не реагирующих на разговорную речь около ушной раковины; 3) различающих некоторые звуки (а, о, у, р), произнесенные около ушной раковины голосом повышенной громкости.

В специальные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших принимают детей со средней потерей слуха в речевой области от 30 до 80 дб, различающих речь и вследствие недостаточности слуха страдающих недоразвитием речи различной степени. В школе существует дифференциация на классы и отделения (в зависимости от состояния развития речи).

В первое отделение принимают слабослышащих и позднооглохших детей, владеющих развернутой фразовой речью с некоторыми ее недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме).

Во второе отделение направляют слабослышащих детей с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста и слабослышащих, которые пользуются фразовой речью, состоящей из неправильно оформленных (с точки зрения грамматики) простых предложений, и имеют ограниченный словарный запас. Не владеющих речью слабослышащих детей принимают в дошкольную подготовительную группу.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших умственно отсталых детей выделяют в классы для умственно отсталых с соответствующим дефектом того или иного анализатора.

Перевод в эти классы осуществляет медико-педагогическая комиссия после 1 года обучения ребенка.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата выделяют в классы, организуемые соответственно в школах для глухих, слабослышащих и позднооглохших.

В специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи принимают детей 7 — 12 лет при портальном слухе и первичносохранном интеллекте. В первое отделение — детей, страдающих общим недоразвитием речи тяжелой степени (в первую очередь алалией, афазией, дизартрией, ринолалией), а также детей с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, во второе — детей с заиканием тяжелой степени при нормальном развитии речи.

Приему в специальные общеобразовательные школы слепых и слабовидящих подлежат дети с остротой зрения на лучше видящем глазу в пределах от 0 до 0,4. Офтальмологические показания к направлению в специальные школы устанавливают строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения. Специализированные школы этого профиля делятся на школы для слепых и школы для слабовидящих. Слепых и слабовидящих умственно отсталых детей обучают во вспомогательных классах соответствующих школ для детей с нарушением зрения.

Директора вспомогательных школ несут личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным инструкцией. Перевод ребенка в процессе обучения из вспомогательной школы в общеобразовательную либо в специальную школу другого типа осуществляют органы народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Детей с тяжелым слабоумием (олигофрения в степени имбецильности и идиотии) направляют в соответствующие учреждения социального обеспечения, обучению в школах они не подлежат.

Дети с физическими дефектами, детским параличом, последствиями полиомиелита и др., не имеющие интеллектуального Дефекта, могут обучаться либо в массовых школах (иногда на дому), либо в специализированных интернатах по общей программе. В этих случаях специализированная педагогическая помощь заключается в организации мероприятий, направленных на восстановление функций опорно-двигательного аппарата и максимальное приспо-собление воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Учителя и воспитатели должны: 1) дозировать учебно-воспитательные воздействия соответственно индивидуальным особенностям конкретного ученика; 2) осуществлять коррекцию нарушений ориентировки в пространстве; 3) знакомить детей с правилами ортопедического режима и строго следить за их выполнением; 4) формировать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями; 5) следить за выполнением учащимися назначений врачей; 6) учитывать особенности отношения ребенка к своему состоянию.

Педагоги-логопеды ведут индивидуальную и групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся и руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении. Учителям массовых школ следует оказывать и специализированную логопедическую помощь. С этой целью в школах и детских поликлиниках организуются специальные кабинеты.

На третьем этапе осуществляют постоянный контроль за общим состоянием ребенка. Кроме того, проводят целенаправленную поддерживающую и корригирующую терапию под руководством невропатологов, психоневрологов и других специалистов.

Как уже отмечалось, специализированная помощь реализуется на втором и третьем этапах через регионарные медико-педагогические комиссии. Комиссии могут быть республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными. 21 ноября 1974 года Министерством просвещения СССР принято положение о регионарных медико-педагогических комиссиях. В соответствии с этим положением медико-педагогическая комиссия: 1) осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специализированные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения; 2) дает рекомендацию к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта; 3) решает вопрос о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений или переводе в другие учреждения; 4) консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения и воспитания детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения.

В состав комиссии входят: представитель областного отдела народного образования (председатель комиссии), представитель регионарного отдела здравоохранения, представитель отдела социального обеспечения, детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, окулист, психолог, педагог, офтальмолог, дефектолог дошкольного учреждения, логопед.

Медико-педагогическая комиссия в своих рекомендациях руководствуется инструкциями по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития.

Контроль за правильной организацией работы регионарной медико-педагогической комиссии возлагается на заведующих соответствующими отделами народного образования и здравоохранения.

По-иному строится на третьем этапе работа в учреждениях, находящихся в ведении системы здравоохранения (специализированные стационары, санатории), а также в лесных школах. В эти учреждения в соответствии с профилем патологии направляют детей, у которых помимо основного заболевания ослаблено здоровье в целом, либо детей с пограничными нервно-психическими или речевыми нарушениями. Последние учатся в массовых школах, но работоспособность у них снижена. В этих учреждениях дети находятся временно (3 — 6 мес), продолжая учиться, хотя и с меньшей нагрузкой.

Контингент санаториев и школ комплектуется с учетом рекомендаций медицинских санаторных комиссий. На комиссию детей направляют врачи, осуществляющие постоянное наблюдение за их здоровьем.

Организация медико-педагогической помощи детям с физическими и психическими дефектами включает также научные и научно-практические исследования в области комплексного медицинского и педагогического изучения причин и последствий поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, методов профилактики заболеваний, их лечения и социальной компенсации. Эти вопросы разрабатываются в различных научно-исследовательских институтах.

Вопросы организации медико-педагогической помощи детям с ранними органическими поражениями нервной системы и физическими дефектами находятся в сфере внимания законодательных и исполнительных органов. С ростом благосостояния общества в целом расширяются, улучшаются и совершенствуются специализированные учреждения, а также формы и методы работы в них, увеличиваются размеры материальной помощи детям-инвалидам и их семьям.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.; Ростов н/Д, 1997.
  2. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности //Избранные труды. — М., 1979.
  3. Бадалян Л. О., Таболин В. А., Велыпищев Ю.Е. Наследственные болезни у детей. — М., 1971.
  4. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н.М. Руководство по неврологии раннего возраста. — Киев, 1980.
  5. Вейн A.M., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы. — М., 1996.
  6. Велыпищев Ю. Е., Темин П. А. Наследственные болезни нервной системы. — М., 1998.
  7. Гузева В. И. Руководство по детской неврологии. — СПб., 1998.
  8. Гусев Е. И., Бурд Г. С, Никифоров А. С. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни. — М., 1999.
  9. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. — М., 1997.
  1. Кеннет С. Робсон. Руководство по клинической и подростковой психиатрии. — М., 1999.
  2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.
  3. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. —
    М., 1997.
  4. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  5. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1963. — Т. 1, 2.
  6. ЛурияА.Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974.
  7. Лурия А. Р. Язык и сознание. — Ростов н/Д, 1996.
  8. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. — М., 1996.
  9. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1998.
  10. Триумфов А. В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. — М., 1998.
  11. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. — М., 1995.
  12. Шеперд Г., Гордон М. Нейробиология. - М., 1987. - Т. 1, 2.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абазия— неспособность ходить.

Абдукция— отведение конечности в наружную сторону от срединной плоскости тела.

Абсанс— кратковременное выключение сознания.

Абулия— отсутствие воли, выражающееся в том, что больной не может что-либо решить, предпринять.

Аггравация— преувеличение больным симптомов своего заболевания.

Агейзия— потеря (или отсутствие) вкусового ощущения.

Агнозия— неспособность узнавать, понимать.

Аграфия— нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.

Адаптация— морфофункциональное приспособление животных и человека к конкретным условиям существования.

Адекватный— соответствующий обстоятельствам, проявлениям.

Адиадохокинез— нарушение правильного чередования противоположных движений.

Адинамия— чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, сидеть, понижение умственной деятельности.

Акалькулия— нарушение способности считать, возникающее вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

Алалия— нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей больших полушарий головного мозга.

Алексия— нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.

Амавроз— слепота, возникающая за счет поражения центрального отдела зрительного анализатора.

Амблиопия— снижение остроты зрения.

Амимия— отсутствие или ослабление мимических движений.

Анализаторы— нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.

Анамнез— совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются при установлении диагноза.

Аномалия— отклонение от общих закономерностей развития.

Анартрия— резкое расстройство артикуляции.

Анизокория— неравенство зрачков.

Анизорефлексия— неравномерность однозначных рефлексов на симметричных участках правой и левой стороны.

Анозогнозия— отсутствие сознания своего дефекта (своей болезни).

Анорексия— утрата аппетита.

Анурия— задержка мочи.

Апоплексия— “мозговой удар”, внезапно наступающий паралич вследствие кровоизлияния в мозг.

Апатия— состояние безразличия, равнодушия, подавленности, отсутствие интересов.

Апраксия— нарушение целенаправленных действий, не обусловленное расстройством движений.

Арефлексия— выпадение рефлексов.

Асинергия— отсутствие содружественных движений.

Астазия— неспособность стоять.

Астения— нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы.

Астереогноз— расстройство способности узнавать предметы на ощупь.

Асфиксия— удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Атаксия— расстройство координации движений.

Атетоз— непроизвольное червеобразное сокращение пальцев рук и ног.

Атония— резкое ослабление мышечного тонуса.

Атрофия— уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Аура— предвестник эпилептического припадка.

Афазия— утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции (моторная афазия) или утрата способности ее понимания (сенсорная афазия).

Афония— беззвучность голоса.

Аффект— нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.

Батианестезия— потеря мышечно-суставного чувства.

Блефароспазм— судорожное сокращение век.

Брадикинезия— замедление темпа движения.

Брадилалия— замедление темпа речи.

Брайлевская система обучения— система обучения слепых, основанная на использовании рельефно-точечного шрифта, который воспринимается с помощью осязания.

Бред— симптом психического расстройства, при котором суждения и высказывания не соответствуют реальной действительности и не поддаются коррекции.

Булимия— чрезмерный аппетит.

Бульбарный паралич— периферический паралич IX, X, XII пар черепных нервов.

Вентрикулография— рентгенографический метод исследования головного мозга путем введения в желудочки мозга воздуха в качестве рентгеноконтрастного вещества.

Вербигерация— ритмичное однотонное повторение какого-либо слова или словосочетания; иногда бессмысленное нанизывание сходных по звучанию слов, слогов.

Габитус (или хабитус)— внешний вид.

Ганглий— нервный узел.

Гемианопсия— половинное выпадение поля зрения.

Гемиатрофия— половинная атрофия.

Гемибаллизм — гиперкинез конечностей одной стороны, характеризующийся грубыми, размашистыми, бросковыми движениями.

Гемикрания— боль в половине головы, мигрень.

Гемиплегия— паралич половины тела.

Гемиспазм— судорога половины тела.

Гемисфера— полушарие.

Геридитарный— наследственный.

Герпес— пузырьковый лишай.

Геронтология— раздел биологии, изучающий процессы старения организмов.

Гидроцефалия— водянка мозга.

Гипалгезия— понижение болевой чувствительности.

Гиперакузия— повышенная острота слуха.

Гиперестезия— повышение чувствительности.

Гипергенитализм— чрезмерное, не соответствующее возрасту половое развитие.

Гиперкинез— насильственное движение.

Гиперпатия— качественное извращение чувствительности, при котором повышается порог восприятия, выражены иррадиация и последействие раздражения.

Гиперрефлексия— повышение рефлексов.

Гипертония— повышение тонуса (мышц).

Гипертрофия— ненормальное увеличение объема того или иного органа.

Гипомнезия— ослабление памяти.

Гипостезия— понижение чувствительности.

Гипотония— снижение тонуса (мышц).

Горметония— тонические судорожные сокращения мышц конечностей с периодами выраженной гипотонии.

Девиация— отклонение от обычного нормального положения.

Деменция— приобретенное слабоумие.

Депрессия— подавленное, угнетенное состояние.

Дивергенция— расхождение глазных яблок.

Дизартрия— нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата.

Диплегия— двусторонний паралич.

Диплопия— двоение в глазах.

Диссоциация— разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).

Долихоцефалия— форма головы, при которой продольный размер значительно преобладает над поперечным.

Иллюзия— искаженное восприятие реально существующих предметов.

Инсульт— внезапно наступающее острое нарушение мозгового кровообращения.

Каталепсия— двигательное оцепенение, застывание в одной позе.

Клонус— ритмическое сокращение мышц при растяжении их сухожилия (клонусы стопы, коленной чашечки).

Кома— бессознательное состояние, сопровождающееся выключением рефлекторной деятельности и расстройством жизненно важных функций.

Конвергенция— схождение глаз.

Конвульсии— судороги.

Контузия— ушиб мозга.

Краниоцеле— грыжа головного мозга.

Краниография— рентгенография черепа.

Краниостоз— преждевременное окостенение черепных швов.

Ксантохромия— желтоватая окраска спинномозговой жидкости.

Лагофтальм— “заячий глаз”, недостаточное смыкание глазной щели.

Ликворрея— истечение спинно-мозговой жидкости.

Логорея— патологическое многословие.

Лордоз— искривление позвоночного столба кпереди.

Люмбаго— “прострел”, резкая боль в пояснице.

Макропсия— восприятие предметов в увеличенном виде.

Мегалоцефалия— большеголовость.

Медиальный— внутренний.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.