Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Редакция «Образовательные проекты»





Т.В. Белова, В.А. Солнцева

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 

развитие речи, пространственных представлений и двигательных навыков детей 5–7 лет

 

АСТ*АСТРЕЛЬ

МОСКВА*2007

 

УДК 376

ББК 74.3

Б

 

Белова Т.В., Солнцева В.А.

Б Готовимся к школе / Т.В. Белова, В.А. Солнцева. – М.: АСТ/ Астрель, 2007. –... с.: (Библиотека логопеда)

 

ISBN (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-15957-4 (ООО «Издательство Астрель»)

 

Книга предназначена для родителей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, в особенности с теми, кто не посещает дошкольное образовательное учреждение. Основное назначение игр и упражнений, представленных в книге, – развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного обучения в школе. Книга написана в доступной форме, задания, предлагаемые в ней, не требуют специальной подготовки и легко могут быть использованы родителями для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

 

УДК 376

ББК 74.3

 

ISBN (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-15957-4 (ООО «Издательство Астрель»)

 

Т.В. Белова, В.А. Солнцева 2006

 

ООО «Издательство Астрель», 2006

 

Учебное издание

 

Белова Татьяна Владимировна

Солнцева Вера Александровна

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 

Редакция «Образовательные проекты»

 

Ответственный редактор Е.Е. Шевцова

Художественный редактор Т.Н. Войткевич

Художник Н.В. Сбарская

Оформление обложки и макета дизайн-группы «Дикобраз»

Технический редактор А.Л. Шелудченко

Компьютерная верстка

Корректор И.Н. Мокина

 

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;

953005 – литература учебная

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.003857.05.06 от 05.05.2006 г.

 

ООО «Издательство АСТ»

170002, Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 19А, оф. 214

 

ООО «Издательство Астрель»

129085, Москва, пр-д Ольминского, д. 3а

 

Наши электронные адреса: www.ast.ru

E-mail: astpub@aha.ru

 

По вопросам приобретения книг обращаться по адресу:

129085, Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 этаж

Отдел реализации учебной литературы

«Издательской группы АСТ»

Тел. (495) 616-53-10, факс: 232-17-04

 

Предисловие

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Перед родителями маленького первоклассника встает множество вопросов. В чем причина возникновения школьных трудностей? Как помочь ребенку их преодолеть? Часто в категорию неуспевающих детей попадают дети из благополучных семей, с которыми занимались дома и которые имеют достаточно высокий уровень умственного развития. С чем это связано?

Ответ на эти вопросы кроется в том, что не все занятия с дошкольником имели целенаправленный характер, обеспечивающий формирование у него психологической и личностной готовности к обучению в школе. Недостаточно просто играть с ребенком – надо знать, во что и как играть, чтобы целенаправленно подготовить его к школе. Но если такой подготовки не было, а учеба в школе уже началась – еще не все потеряно и есть еще время наверстать упущенное. Поэтому задача родителей первоклассника – часть внеурочного времени посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.

Маленький школьник еще очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные и очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Следует помнить, что занятия с ребенком во внеурочное время не должны быть длительными. Шести-семилетний ребенок еще не способен продолжительное время концентрировать свое внимание на одном задании. 15–20 минут – вот тот временной предел, во время которого он способен сосредоточенно и с интересом выполнять задания. При этом взрослым следует помнить, что их ребенок уже имеет значительную для него нагрузку школе и его домашние занятия не должны приводить к физическому переутомлению.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно, подбирая их из различных разделов книги. Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка и заканчивать заданием из раздела «Зрительный анализ и пространственные представления»».

 

РАЗДЕЛ 1

Развитие речи

Младший школьник должен уже в достаточной степени владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.

1. Овладение звуковым составом слова. Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6–7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

2. Понимание грамматического строя. Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача – если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6–7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий – они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов. Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово – это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.

3. Развитие словарного запаса. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи – используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Если не уделять должное развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

Недостаточность развития фонематического слуха:

# неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

# неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

В возрасте шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка – без должного развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».

Раздел 2

Рисование

По точкам:

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

 

По контурам:

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

 

По клеточкам:

# Ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

 

# Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

 

# Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

 

Рисование линий

Прямые дорожки:

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаш от бумаги.

 

Фигурные дорожки:

# Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги и лист во время выполнения задания не переворачивается.

 

# Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается и лист бумаги не переворачивается.

 

Выполнение штриховок

Штриховки с различным направлением движения руки:

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз). Горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка их выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

 

Силуэтные штриховки:

Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

 

Штриховка элементов картинок:

Ребенка просят заштриховать элементы картинок в соответствии с инструкциями под рисунками. При этом штриховки выполняются по следующим правилам: линии ведутся сверху вниз или слева направо, ровно, без пробелов и не выезжая за контур элемента рисунка.

 

Раздел 3

Игры и упражнения

Солнцева В.А., Белова Т.В.

Т.В. Белова, В.А. Солнцева

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 

развитие речи, пространственных представлений и двигательных навыков детей 5–7 лет

 

АСТ*АСТРЕЛЬ

МОСКВА*2007

 

УДК 376

ББК 74.3

Б

 

Белова Т.В., Солнцева В.А.

Б Готовимся к школе / Т.В. Белова, В.А. Солнцева. – М.: АСТ/ Астрель, 2007. –... с.: (Библиотека логопеда)

 

ISBN (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-15957-4 (ООО «Издательство Астрель»)

 

Книга предназначена для родителей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, в особенности с теми, кто не посещает дошкольное образовательное учреждение. Основное назначение игр и упражнений, представленных в книге, – развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного обучения в школе. Книга написана в доступной форме, задания, предлагаемые в ней, не требуют специальной подготовки и легко могут быть использованы родителями для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

 

УДК 376

ББК 74.3

 

ISBN (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-15957-4 (ООО «Издательство Астрель»)

 

Т.В. Белова, В.А. Солнцева 2006

 

ООО «Издательство Астрель», 2006

 

Учебное издание

 

Белова Татьяна Владимировна

Солнцева Вера Александровна

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 

Редакция «Образовательные проекты»

 

Ответственный редактор Е.Е. Шевцова

Художественный редактор Т.Н. Войткевич

Художник Н.В. Сбарская

Оформление обложки и макета дизайн-группы «Дикобраз»

Технический редактор А.Л. Шелудченко

Компьютерная верстка

Корректор И.Н. Мокина

 

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;

953005 – литература учебная

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.003857.05.06 от 05.05.2006 г.

 

ООО «Издательство АСТ»

170002, Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 19А, оф. 214

 

ООО «Издательство Астрель»

129085, Москва, пр-д Ольминского, д. 3а

 

Наши электронные адреса: www.ast.ru

E-mail: astpub@aha.ru

 

По вопросам приобретения книг обращаться по адресу:

129085, Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 этаж

Отдел реализации учебной литературы

«Издательской группы АСТ»

Тел. (495) 616-53-10, факс: 232-17-04

 

Предисловие

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Перед родителями маленького первоклассника встает множество вопросов. В чем причина возникновения школьных трудностей? Как помочь ребенку их преодолеть? Часто в категорию неуспевающих детей попадают дети из благополучных семей, с которыми занимались дома и которые имеют достаточно высокий уровень умственного развития. С чем это связано?

Ответ на эти вопросы кроется в том, что не все занятия с дошкольником имели целенаправленный характер, обеспечивающий формирование у него психологической и личностной готовности к обучению в школе. Недостаточно просто играть с ребенком – надо знать, во что и как играть, чтобы целенаправленно подготовить его к школе. Но если такой подготовки не было, а учеба в школе уже началась – еще не все потеряно и есть еще время наверстать упущенное. Поэтому задача родителей первоклассника – часть внеурочного времени посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.

Маленький школьник еще очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира. Разрозненные и очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Следует помнить, что занятия с ребенком во внеурочное время не должны быть длительными. Шести-семилетний ребенок еще не способен продолжительное время концентрировать свое внимание на одном задании. 15–20 минут – вот тот временной предел, во время которого он способен сосредоточенно и с интересом выполнять задания. При этом взрослым следует помнить, что их ребенок уже имеет значительную для него нагрузку школе и его домашние занятия не должны приводить к физическому переутомлению.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно, подбирая их из различных разделов книги. Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка и заканчивать заданием из раздела «Зрительный анализ и пространственные представления»».

 

РАЗДЕЛ 1

Развитие речи

Младший школьник должен уже в достаточной степени владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.

1. Овладение звуковым составом слова. Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6–7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

2. Понимание грамматического строя. Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача – если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6–7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий – они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов. Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово – это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.

3. Развитие словарного запаса. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи – используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Если не уделять должное развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

Недостаточность развития фонематического слуха:

# неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

# неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

В возрасте шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка – без должного развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.