Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Полифункциональность культуры





Полифункциональность культуры. Адаптивно-адаптирующие функции культуры. Культура и мир природы: единство и конфликт между ними. Культура как способ адаптации к природным ландшафтам. Компенсаторная функция культуры – преодоление физической неприспособленности человека к жизни в дикой природе. Функция освоения и преобразования мира. Природа как пространство жизни культуры, как среда обитания. Природа как источник ресурсов и место для отходов цивилизации. Природа как объект изучения, как ранняя форма познания.

Коммуникативная функция культуры. Общение как деятельность. Биологические предпосылки и культурные инструменты общения. Культура общения как специфически человеческий способ установления контакта и взаимодействия людей. Общественная и личная необходимость общения и его жизненная ценность. Уровни общения. Культурно-исторические типы общения: традиционное, функционально-ролевое и личностное общение. Общение и коммуникация. Массовая коммуникация и ее место в системе культуры. Средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, интернет. Развитие средств массовой коммуникации в истории человеческого общества. Место их в современном мире.

Сигнификативная функция – функция обозначения и осмысления. Понятие знака, значения и смысла. Различия в пользовании знаков животными и людьми. Языковые знаки. Естественные и искусственные языки. Проблема происхождения языка. Историческое развитие языков. Вербальные знаковые системы – естественные языки. Структурная организация языка, ее особенности и функции. Гипотеза Сепира-Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Символическая организация опыта. Картина мира как упорядоченная система значений. Миф, религия, искусство наука, философия, идеология как специфические символические системы, способы ориентации человека в мире.

Аккумулирующая функция культуры. Закрепление результатов преобразовательной и познавательной деятельности для будущих поколений как необходимое условие культурной преемственности. Особенности передачи информации в биологическом мире. Внебиологическая передача культурной информации у человека: предметы, способы, обряды и ритуалы. Устная речь, язык зрительных образов, письменность как специфические культурные средства передачи информации. Инструменты хранения и накопления информации: естественная память и артефакты: глиняные таблички, рукописи книги, магнитные и лазерные носители. Социальные институты, выполняющие задачу хранения и накопления информации: библиотеки, музеи, архивы – их история и значения в современном мире.

Регулятивная функция культуры.

 

6. Мир культуры – мир человека:
антропологическое измерение культуры

Человек в системе культуры. Понятие менталитета и ментального поля культуры. Особенности менталитета как исторически обусловленного феномена. Уровни ментальности. Картина мира. Культурная самоидентичность. Понятие «идентичности», «самоидентичности» и «самоидентификации». Психологический подход к изучению идентификации. Социальная самоидентичность. Формы идентификации. Основные потребности человека. Утрата идентичности.

Человек как уникальный субъект и объект культуры. Органическое единство объекта и субъекта культуры. Культура как развитие сущностных сил человека (Д.Ф. Марков, В.Н. Гращенков, В.А. Карпушин, Л.К. Круглова, Н.Вс. Исакова, Т.А. Чебанюк и др.). Культура как условие и способ самореализации человека. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»; необходимость их разграничения (А.Г. Асмолов). Человеческая личность как продукт, потребитель и производитель культуры. Понятия социальной адекватности и культурной компетентности индивида. Механизмы индивидуализации и личностной интерпретации культурных образцов. Социализация и ее основные средства – воспитание, инициация, обряды и ритуалы. Инкультурация и ее средства (институты просвещения) – начальное образование, библиотеки, музеи. Институционализация личности – общее и специальное образование, введение индивида в систему функциональных социальных ролей и разделения социальных функций. Личность как конкретный носитель социальности и культуры. Личность как субъект деятельности. Труд, познание и общение как основные виды деятельности, выполняема личность» в соответствии с культурно-определенными способами. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. «Натуральный» и «культурный» планы поведения человека. Суть культурного поведения – в его опосредованности орудиями и знаками. Формирование внутреннего мира индивида путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, запечатленных в продуктах труда предыдущих поколений. Приобщение ребенка к культуре как коммуникативный процесс. Опредмечивание сущностных сил человека в процессе труда и распредмечивание их в ходе восприятия предмета со стороны идеальных свойств (общественно-исторической практики), запечатленных в ней (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган).

 

7. Культура и общество:
социальное измерение культуры

Культура и общество. Понятие общества (социума) и социокультурной системы. Культура как система коллективной памяти и коллективного сознания. Идентификационные нормы и формы в культуре. Формы «коллективной памяти», обеспечивающие целостность национальной культуры. Традиции в культуре: характеристика, роль в историческом процессе. Обряды и ритуалы в культурно-историческом процессе. Семантика, функции в архаической и современной культурах. Нравы, обычаи. Культурные сферы бытования, характеристики и особенности функционирования в динамике культуры. Культурные нормы и образцы. Характеристика, особенности функционирования в обществе. Культурные нормы в современном обществе. Социальное воспроизводство общества посредством социального воспроизводства его составляющих – культурно адекватных личностей, легитимных социальных групп и социальных порядков.

Социология культуры и социальная культурология. Социология культуры как наука о влиянии социальных процессов на культуру (Л.Г. Ионин, Л.Н. Коган, С.Н. Плотников и др.). Социальная культурология как наука о влиянии культуры на социальные процессы (Б.С. Ерасов, Э.А. Орлова, А.Я. Флиер). Востребованность культурологии в процессах социального контроля и управления. О взаимовлиянии культурных и социальных процессов. Социальные проблемы современной культуры и культурные проблемы современного общества. Современность – переход от социоцентрического мира к культуроцентрическому, и проблемы, возникающие в этой связи. Социальный контроль средствами культурологии – культурологическая диагностика социально-нормативного состояния общества. Личность в истории. Изменения во взаимоотношениях личности в общества, в способах регуляции поведения личности, в содержании ценностных ориентации. Понятие этоса (М. Оссовская). Тип личности как персонификация типа культуры. Исследования «социального характера» (модальный или базовой личности): Э. Фромм, Д. Рисмен, Т. Адорно. Причины дифференциации общества: разделение труда, распределение благ, этнические, возрастные и половые различия. Понятие субкультуры. Современные субкультуры.

Культура, общество и власть. Понятие потестарности. «Альтернативные пути» к государственности. Субъекты политического процесса: отдельные индивиды, группы людей (элиты, политические партии, различные организации, движения), государство и его институты, нации, группы (союзы) государств, международные организации. Культура как стимул социальной активности людей и возможности культурологии в актуализации этой тенденции. Социальная эффективность культурной политики и алгоритмы ее измерения. Культура как репрессия. Культура как идеология. Роль культуры в формировании группового самосознания и целостности общества. Культура как основание новой российской идентичности и возможности культурологии в ее моделировании.

 

  1. Культурные ценности и нормы: нормативное измерение культуры

Основные подходы в аксиологии культуры (Г. Риккерт, С.Л. Франк, М. Вебер, Н.З. Чавчавадзе, Г.П. Выжлецов, В.П. Большаков, В.П. Бранский, И.И. Докучаев и др.). Различные подходы к пониманию ценностей (Г. Мюнстерберг, И. Горби, М.С. Каган, И.И. Докучаев и др.). Виды ценностей. Система ценностных ориентиров. Уровни ценностей.

Социокультурные нормы. Норма как регулятор деятельности людей, обеспечивающий надежность, предсказуемость и общепонятность поведения. Безличность, универсальная императивность как отличительная черта кормы. Типы норм: технологические нормы, технические стандарты, ГОСТы; юридические нормы; моральные нормы; гигиенические нормы и т.п. Нормы в духовной жизни человека и общества: правила логики, грамматики, законы стихосложения, эстетические каноны и др. Нормы-рамки и нормы-цели. Ценностные ориентации личности как нормы, принятые в обществе. Нормы и отклоняющееся поведение. Уровни социокультурных норм: общекультурные нормы, групповые нормы, ролевые нормы. Социокультурная дифференцированность норм. Классовые, этнические, групповые, межличностные и личные нормы.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.