Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей





«Шкала цинизма». 1 2 3 4 6 7 9 10 11 12 19 20 22.

«Шкала агрессивности»: 5 14 15 16 21 23 24 26 27.

«Шкала враждебности»: 8 13 17 18 25.

Вариант ответа: Балл:

1 — обычно 6

2 — часто 5

3 — иногда 4

4 — случайно 3

5 — редко 2

6 — никогда 1

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»

65 баллов и больше — высокий показатель;

40 — б5 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

25 — 40 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

25 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше — высокий показатель;

30 — 45 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

15 — 30 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

15 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше — высокий показатель;

18 — 25 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;

10 — 18 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;

10 баллов и меньше — низкий показатель.

 

Практическое задание 5:

1. Оцените при помощи «опросника межличностных отношений» Шутца, адаптированного А.А. Рукавишниковым характерные для вас межличностные отношения: доминирование – подчинение, заинтересованность – незаинтересованность, эмоциональная близость – отчужденность.

2. Проанализируйте результат.

 

Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:



1 — обычно,

2 — часто,

3 — иногда,

4 — случайно,

5 — редко,

6 — никогда.

 

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную деятельность.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о своей деятельности.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к другим всякий раз, когда что-то делается совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

17. Стараюсь относиться к другим приятельски.

. 18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо сделать.

19. Мое личное отношение к другим холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим руководить ходом событий.

21. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что делаю.

25. С другими веду себя холодно и безразлично.

26. Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Мне нравится, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в ихдебатах (дискуссиях).

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали так, как я хочу.

45.Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

51.Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

54. В обществе руковожу ходом событий.

Бланк к «Опроснику межличностных отношений» Шутца

Ф.И.О.____________________________________________Пол_______________ Возраст ____________________________

Варианты ответов:

1 — обычно,

2 — часто,

3 — иногда,

4 — случайно,

5 — редко,

6 — никогда.

 

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Ключ к «Опроснику межличностных отношений> Шутца

Слева приводятся номера в шкале, справа — номера ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов.

Значения баллов:

0 — 1 — экстремально низкие баллы;

2 — 3 — низкие баллы;

4 — 5 — пограничные баллы;

б — 7 — высокие баллы;

8 — 9 — экстремально высокие баллы.

I е Сw Ас

1. 1, 2, 3, 4 2. 1, 2, 3, 4, 5 4. 1, 2,

3. 1, 2, 3, 4, 5 6. 1, 2, 3, 4 8. 1, 2,

5. 1, 2, 3, 4, 5 10. 1, 2, 3 12. 1

7. 1, 2, 3, 14. 1, 2, 3, 4 17. 1

9. 1, 2, 3 18. 1, 2, 3, 4, 5 19. 1

11. 1, 2 20. 1, 2 21. 1

13. 1 22. 1, 2, 3 23. 1, 2,3

15. 1 24. 1, 2, 3, 4 25. 3, 4, 5, 6

16. 1 26. 1, 2, 27. 3, 4, 5, 6

 

I w Се Аw

28. 1, 2 30. 1, 2, 3, 4 29. 1

31. 1, 2 33. 1, 2, 3, 4, 5 32. 1, 2

34. 1, 2 36. 1, 2, 3, 4, 5 35. 1, 2, 3

37. 1 41. 1, 2 38. 1

39. 1 44. 1, 2, 3 40. 1

42. 1, 2, 3 47. 1, 2, 3 43. 5, 6

45. 1, 2, 3 50. 1, 2, 3, 4 46. 5, 6

48. 1, 2, 3, 4 53. 1, 2, 3, 4 49. 4, 5, 6

51. 1, 2, 3 54. 1, 2, 3, 4, 5 52. 5, 6

 

 

Интерпретация результатов

Ie —тенденция находиться в обществе других людей:

высокий показатель означает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет стараться их найти;

низкий показатель означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать.

Iw —желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество:

высокий показатель означает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к их обществу;

низкий показатель означает, что индивид имеет склонность общаться с малым количеством людей.

Се —тенденция контролировать отношения с другими:

высокий показатель означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

низкий показатель означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Cw —тенденция подчиняться другим в общении:

высокий показатель означает, что индивид испытывает завиимость и колебания при принятии решений;

низкий показатель означает, что индивид не приемлет контроля за собой.

Ае — тенденция устанавливать близкие отношения с другими:

высокий показатель означает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие отношения с другими;

низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при установлении близких отношений.

Aw —желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения:

высокий показатель означает, что индивид требует, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения;

низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения.

 

Практическое задание 6:

1. Определите ведущую модель поведения в конфликте по тесту Томаса.

2. Проанализируйте результат.

Тест К.Томаса

Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта ответов (А и Б), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать необходимо как можно быстрее.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также дет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их совместному решению.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

 

Бланк для ответов

Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
А Б А Б А Б А Б А Б А Б
                         
                         
                         
                         
                         

Обработка полученных результатов. После того, как испытуемый заполнит бланк для ответов, его можно расшифровать с помощью «ключа». В «ключе» каждый ответ А или Б дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания, приспособления.

«Ключ»

Соперни-чество Сотрудни-чество Компро-мисс Избегание Приспособ-ление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А   Б  
  Б     А
Б   А    
  Б А    
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А

 

Глоссарий

 

 

А

Абак -верхняя часть капители, обычно имеет форму четырехугольной плиты.

Абонент - лицо, имеющее право пользования чем-либо в течение определенного срока (книгами, телефоном, местом в театре).

Абсолютный порог ощущений -минимальная величина раздражителя любой модальности (светового раздражиеля, звукового и др.), способное вызвать едва заметное ощущение.

Абсида -выступ в восточной части храма, обычно полукруглый или многоугольный, перекрытый полукупольным сводом. Внутри абсиды помещается алтарь церкви.

Абстракция -мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Авиаторский стиль в одежде -пришел в моду из одежды первых летчиков с элементами исторических пилотских и армейских костюмов (карманы, петли, погоны, клапаны, паты). Сегодня он представлен классическим брючным комплектом с романтической блузой. Характерные дополнения этого стиля - длинные шарфы, пилотские шлемы, унты, большие кожаные перчатки. Условием этого стиля является использование типично мужских материалов, комбинирование тканей гладкокрашеных и в полоску.

Авторитарный стиль(властный, директивный) - характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

Авторитетность -способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

Агглютинация -слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла.

Агрессивность(враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Адаптация -приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Азиатская блуза, азиатский стиль -прямая блуза с маленьким воротником-стойкой, которую условно стали называть азиатской или тибетской. Застежка может быть и асимметричной. Нарядную блузу шьют, в основном, из блестящего шелка. Моден также и стеганый на ватине жилет. Покрой его тот же - прямой, маленький воротник-стойка и асимметричная застежка.

Акант -архитектурное украшение в форме стилизованных листьев и стеблей аканта на капителях колонн и в различных видах орнамента.

Акант, аканф -орнаментальный растительный мотив античности, производное от сходного с чертополохом растения. В истории архитектуры представлен в самых различных вариантах: от натуралистического до полностью стилизованного.

Акротерий -скульптурное украшение над верхним или боковыми углами фронтона - статуя, треножник, пальметта и т.д.

Аксессуары -1) Принадлежности чего-либо. 2) Дополнения, второстепенные детали. 3) Мелкие предметы театральной обстановки.

Активность -понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Акцентуация -выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Альбарелло -цилиндрический фаянсовый сосуд с приземистым широким горлом. Заимствованный на Востоке, нашел распространение в Италии в 15-16 веках, где использовался, прежде всего, в качестве аптечного сосуда.

Альков -углубление, ниша в стене (обычно служащая спальней).

Альсекко -стенная живопись по сухой штукатурке.

Альтруизм -черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Альфреско -стенная живопись по сырой штукатурке.

Алтарь -возвышенное место в православном храме, отделенное от остальной площади декоративной резной решеткой с лиственным орнаментом.

Амбивалентность -двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

Амнезия -нарушения памяти.

Амуры -в античном искусстве изображение нагих малышей с крылышками, которые сопровождают бога Амура (Эроса). В средневековье вместо них появляются ангелы, позднее в светских изображениях встречаются бескрылые нагие малыши - путти.

Анализатор -понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Аналой -в православном храме стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест и иконы.

Анекдот -короткий устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.

Анодирование -электрическое образование защитного покрытия на поверхности металлических изделий для придания им красивого внешнего вида.

Анорак - национальная одежда народов Севера, давшая свое название современным спортивным и повседневным непромокаемым курткам и курткам-плащам с капюшонами. Возможно два их варианта - куртка без застежки спереди, надеваемая через голову, и спортивного стиля полупальто из плащевой ткани со сдвоенной застежкой (замок-молния и пуговицы или кнопки), карманами, поясом, кокеткой и утепляющей, иногда съемной, подкладкой.

Модный анорак шьют из непродуваемого материала - джинсовой ткани, хлопчатобумажного бархата, тонкой, но плотной шерстяной ткани с примесью, даже из махровых и трикотажных тканей, и непременно, с капюшоном.

Ансамбль -буквально означает «вместе». Это набор одежды с соответствующими дополнениями - обувью, поясом, шляпой, шарфом, сумкой, перчатками и т.д. Чаще всего мы называем ансамблем вещи, сочетающиеся по цвету, материалам, а главное, по своему назначению. Иначе говоря, ансамбль - сочетание предметов, которое выражает стилевое единство костюма.

Антаблемент -верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера,балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза (перечислены в порядке их расположения - снизу вверх).

Антепендиум -завеса или плита, помещенная на передней стороне алтаря, с древнехристианских времен - из ткани, дерева, металла, кожи, украшенная вышивкой, живописью или пластическим рельефом.

Антиципация -предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

Антураж –окружение, окружающая среда, обстановка.

Анфилада -ряд комнат или залов, расположенных по одной оси и соединенных друг с другом дверями.

Апартаменты - большое роскошное помещение.

Апсида -полукруглая, иногда многоугольная часть здания, имеющая собственное перекрытие.

Апатия -состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Аперитив -спиртной напиток, подаваемый перед едой для возбуждения аппетита.

Аплодисменты - рукоплескания в знак одобрения или приветствия.

А-покрой -удачное и точное название сверху равномерно расширенного силуэта. Он появился в моде в 50-х годах под названием «трапеция» и употребляется в лексиконе моды и сейчас.

Апперцепция -понятие, введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В.Вундта, оно обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.

Арабеска -орнаментальный мотив правильно повторяющихся, переплетенных между собой, стилизованных побегов с листьями. Арабески эллинистического происхождения. Они были занесены маврами в Испанию и Европу и нашли применение, прежде всего, в эпоху ренессанса, в классицизме и неоренессансе в качестве архитектонического элемента.

Арабески -теплые полуботинки или сапожки, предназначенные для зимних прогулок. Обычно у них непромокаемая подошва и теплый верх из войлока, меха или кожи. Такая обувь все шире входит сегодня в ансамбль молодежной и немолодежной одежды.

Арка -криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя колоннами.

Аркада -ряд дугообразных завершений столбов или колонн, а также проход, ограниченный арками (лоджия, галерея со сводами или крытая аллея). Слепые аркады не образуют никакого прохода, но лишь членят стену, покоясь на полустолбах из материала стены.

Аркатура -ряд небольших арок, служащих для украшения стены, например, аркатурный фриз в древнерусской и романской архитектуре.

Аркбутан -в готической архитектуре распор свода, отделенный от стены в виде дополнительной арки.

Архитрав -составная часть античной архитектуры, несущая поперечная балка над колоннами.

Ассоциация -соединение, связь психических явлений друг с другом.

Ассоциационизм -психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. Ассоциационизм господствовал в психологии XVIII - XIX вв.

Астрагал -архитектурный облом (профиль) , имеющий форму валика.

Атрибуция -приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная -приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Атриум -в античном римском жилом доме - главное помещение с верхним светом.

Аттик -1) Стенка, расположенная над карнизом. 2) Этаж, расположенный выше главного, венчающего здания карниза (аттиковый этаж).

Аттракция -привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аутогенная тренировка -комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аутизм -нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей школьного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

Афазии -нарушения речи.

Аффект -кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Аффилиация -потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.

Аэрарий -сооружение для воздушных ванн (площадка, веранда и т.п.), защищенное от солнечных лучей и ветра.

 

Б

Багет -деревянная планка (окрашенная, позолоченная) для изготовления рам (к картинам, портретам) и карнизов.

База -нижняя часть колонны или столба.

Базилика -прямоугольное в плане здание, расчлененное рядами колонн на несколько продольных галерей (нефов). Средний неф выше и шире боковых нефов. В античную эпоху базилика - общественно-административное здание. В средние века этот тип здания стал церковным.

Баккара -особый ценный сорт хрусталя.

Балдахин -1) Первоначально - переносной навес на четырех древках, который носили над Святыми Дарами, над папой или епископом. 2) Навес, укрепленный над троном или алтарем. 3) С XII века алтарь перекрывается каменным балдахином (см.: киворий). 4) Переносно: мотив барочной орнаментики.

Балюстрада -ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных сверху перилами, плитой, балкой.

Балясина -архитектонический элемент. Невысокие конусообразные колонки перил. Переносно: часть ножки барочных рюмок.

Бандельверк -орнамент из переплетающихся лент. Появляется около 1700 г. во Франции и распространяется оттуда по всей Европе. До 1750г. один из доминирующих декоративных мотивов в живописи и лепнине.

Бар -1)Небольшой ресторан, закусочная, где можно выпивать и закусывать у стойки. 2) Небольшой шкафчик для вин или отделение для вин в шкафу, серванте.

Барбьерштанге -европейское определение орнаментального мотива восточных ковров. Напоминает шесты с поперечинами, которые парикмахеры вывешивали перед своими заведениями.

Барельеф -скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью, низкий рельеф (ср. горельеф).

Бананы -шутливое определение модной формы брюк, возникшей несколько лет назад. Брюки значительно шире на уровне колен, чем внизу, у щиколоток, без четко выраженных заутюженных складок.

Барьер психологический -внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.