|
I.1.9. Место и роль философии в культуре (функции философии)Философия выступает, прежде всего, как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Человеческая деятельность – уникальное явление. В мире есть два вида «сил»: силы природы и человеческая деятельность. Силы природы исследуют науки. Они пытаются понять, как действует природа. Философия пытается понять, как действует человек, что определяет и направляет его деятельность. Деятельность человека – творчество, создание того, чего нет в природе. Человеческая деятельность сложна и многообразна. Производство, политика, наука, искусство, философия и т.д. – все это виды человеческой деятельности, которые находятся между собой в сложных отношениях. Важнейшая особенность человеческой деятельности – ее осознанность. Она предполагает реализацию поставленной цели. Поэтому работа сознания – эмоции, чувства, разум – деятельность познания, целеполагание всегда были в центре внимания философии. Она пытается понять, как человек познает окружающий мир, как достичь истинного знания, какие методы для этого необходимо использовать, как различать истину и ложь. В этом гносеологическая и методологическая функции философии. Осмысливая человеческую деятельность, философия пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования. В этом мировоззренческая функция философии. Философия создает определенный образ человека и мира. Она не просто анализирует то, что есть, существующее состояние сознания, нравы, мотивы деятельности, стремления, ценности, способы поведения, она их оценивает, определяет, что такое истинные ценности, какие действия предпочтительны, что добро, а что зло. Тем самым философия принимает на себя функцию целеполагания, указывает, как «должно быть», к чему надо стремиться, каковы перспективы развития общества и культуры. Выделяя высшую цель, смысл существования, определяя, что есть высшее благо, наиболее ценное для человека, философия упорядочивает жизнь человека и общества. Тем самым она выполняет интегративную функцию, вырабатывает «умение жить сообща». Со времен Сократа в качестве высшей цели и ценности философия утверждает разум и разумную жизнь. Но разум – это не любая мыслительная деятельность, свойственная каждому человеку. Разум – особый тип мышления и особое «умение». Быть разумным – уметь управлять своими эмоциями (чем больше эмоций, тем меньше разума) и своими действиями, действовать со знанием дела, опираясь на знания о мире и о себе. Разум – познание законов мирового устройства и действие в соответствии с этими законами. Философия рационализирует деятельность человека, выполняет функцию рационализации. Рационализируя деятельность человека, философия открывает путь к свободе. Философия, развивая в человеке разум, тем самым вырабатывает 1) способность управлять своими желаниями, желать необходимого, и 2) расширять свои возможности, познавая окружающий мир. Сейчас функцию познания мира берет на себя наука – детище разума, открытого и развитого философией. Знание себя, умение управлять своими желаниями и эмоциями, знание мира и умение управлять природными процессами - это и есть реальная свобода. В настоящее время философия не претендует на роль Великого Учителя человечества, знающего абсолютную истину, как это было в прошлом. Роль философии скромнее. Как говорит современный американский философ Р.Рорти, задача философии в том, чтобы «заменить образ человека, устаревший в результате социальных и культурных изменений, на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям. Философия не может завершиться, пока не прекратятся социальные и культурные изменения».
Примеры из тестов Тема: Функции философии 1. Способ проявления активности системы философского знания называется …
Решение: 2. Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _____________ роль философии
Решение: 3. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …
Решение: 4. Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется …
Решение: 5. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.
Решение: 6. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …
Решение: 7. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …
Решение: 8. Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …
Решение: 9. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …
Решение: 10. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …
Решение: 11. Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …
12. Теоретическим ядром мировоззрения является …
Решение: 13. Принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам называется …
Предмет философии 1. Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …
Решение: 2. Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется …
Решение: 3. Термин «философия» означает …
4. Мыслителем считавшим, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика», а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», был …
5. Основной чертой философского мировоззрения является …
Решение: 6. Характерной чертой научного мировоззрения является …
Решение: 7. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …
8. Основной чертой мифологического мировоззрения является …
Решение: 9. Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …
10. Философия как форма мировоззрения возникает …
Решение: 11. Первый этап развития философского мировоззрения получил название …
12. Характерной чертой философского мировоззрения является …
Структура философии 1. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …
Решение: 2. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …
Решение: 3. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …
4. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.
Решение: 5. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …
6. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …
7. Философское учение о нравственности и морали называется …
Решение: 8. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …
9. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.
10. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …
11. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.
Решение: 12. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …
13. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …
Решение:
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|