Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О доставлении средств к побегу чужого человека





Кто облегчит побег чужого человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых[193].

О властелях и о себре

Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне - платит 1000 перперов; если себр убьет властеля, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов.

О брани

Если кто обругает святителя или монаха, или попа, да платит 100 перперов; а кто окажется убившим святителя или монаха, или попа, да будет тот убит и повешен.

Об убийстве

Кто окажется убийцей отца или матери, или брата, или своего ребёнка (дитя) – пусть будет такой убийца на огне.

О властельской бороде

Кто вырвет волосы из бороды властеля или доброго человека, то отрубить ему обе руки[194].

О вырывании волос из бороды себров

Если схватятся за бороду два себра – штраф за это 6 перперов.

О поджигателе дома или гумна

Если кто подожжёт дом или гумно, или солому, или сено – село обязано выдать поджигателя. Если же не выдаст, то платит всё, что обязан был платить и претерпеть поджигатель [195].

О насилии

Насилия да не будет никому ни в чём в земле Моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина - Моему царскому Величеству, а половина - тому, на кого наехали.

О суде над отроками

Отроки должны судиться по всем своим проступкам у своих господ, а по царевым, то есть за кровь[196], вражду[197], за воровство, разбойничество и [приём] беглых людей – у судей.

О людях, служащих при дворах властелей

Если какое-либо зло учинит властельский дворянин [198], то если он прониаревич [199], оправдывает его отцовская дружина поротою [200], если же себр, то испытывается котлом.

О вводе во владение

Относительно пошлины за ввод во владение да будет так: пошлина за землю - приставу 3 перпера, за село - 3 перпера, за мельницу - 3 перпера, за жупу, за всякое село - 3 перпера, за город - конь и одежды, за виноградник - 3 перпера, за коня - 1 перпер, за кобылу - 6 динарий, за вола - 4 динаря, за овцу - 2 динария.

Об отравах

Колдун и отравитель, который будет уличен, да накажется по закону святых отцов.

О посрамлении судьи

Кто осрамит судью, если он властель – у него всё отнимается, если же село – пусть будет разграблено и разорено.

О побеге из темницы

Кто, – будь то мой царский человек, церковный или властельский, – убежит из темницы, пусть будет свободен со всем тем, с чем придёт. Если [же] он убежал от своего господина или его покинул, то да возьмёт его тот, от кого он убежал[201].

О побеге

Кто чьего человека принял из чужой земли[202], а он убежал от своего господина, от [его] суда, если [беглый] представит царскую милостивую грамоту[203], да не будет она сочтена недействительною. Если же не представит милости, то [беглый] возвращается ему [т.е. прежнему владельцу].

О купцах

Купцов, которые ходят по царской земле, да не волен никакой властель или какой-либо человек задерживать насильно или разбивать (распаковывать) их товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов.

Торговцы пурпурных употребительных тканей и низшего, и высокого достоинства да ходят свободно без задержки по земле Моего царства, да продают и покупают, как кому торговля дозволяет.

О царинниках

Царский царинник[204] не вправе принуждать или задерживать кого-либо[205], чтобы он продавал ему товар за бесценок. Пусть всякий свободно ходит по торгам со своим товаром.

О рубке леса

… Где рубили саксы[206] лес до настоящего собора, пусть той землёй и владеют. Если у кого-либо из властелей они несправедливо отняли землю, пусть судятся с ними по закону святого краля[207]. Впредь пусть сакс не рубит [лес], а где рубит, там пусть не пашет и не селит людей, пусть земля останется пустой и растёт лес…

О городах

Греческие города[208], которые взял господин царь и выдал им хрисовулы и указы, что они имеют и чем владеют до этого собора, тем пусть и владеют; пусть это будет твёрдо и ничто не отнимется у них.

О городской приселице

У городов да не будет приселицы, разве придёт какой житель жупы, или малый, или великий, да обращается к хозяину постоялого двора, да отдаст ему коня или все пожитки, да сбережет его хозяин со всем. И когда пойдет обратно этот гость, хозяин да возвратит ему все, что он взял у него. Если же у него что пропало, да заплатит ему все.

О городской земле

Городская земля, что около города, что на ней будет ограблено или украдено, всё то да платит округа.

О построении города

Где разрушится городское укрепление или башня, да поправят его обыватели этого города,

О помощи царю

Когда господин царь будет сына женить или крестить, и будет ему нужно строить двор и палаты, пусть помогает ему всякий, малый и великий.

О власти воевод

Во всяком войске воеводы пусть имеют власть, равную царской. Что они повелевают, да все им повинуются. Если же кто их ослушается в чем-либо, да будет ему то же осуждение, как и тем, которые бы царя ослушались. И в судах малых и великих, которые бывают в войске, да судит воевода, а иной никто.

О церкви

Кто разорит церковь в военное время, да будет убит и повешен.

О военной добыче

Кто что купит из военной добычи, [привезенной] из чужой земли. Всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли она на царской [сербской] или в чужой земле. Если же кто его обвиняет, говоря: «Это моя [вещь]», то пусть порота по закону его оправдывает, что он купил в чужой земле и что он не вор, не пособник, не соучастник. Тогда [по таком оправдании] пусть владеет [этой вещью], как своею [собственною].

О посланнике

Посланник, который идет из чужой земли к царю, или от господина царя к своему государю, куда приходит, в чье-либо село, да чествует его, да будет ему всего вдоволь. Но да обедает или ужинает [в одном селе] и да идет далее в другие села.

О бащине

Когда жалует царь грамоту на бащину. Кому запишет село, да будет логофету 30 перперов за хрисовул, а кому жупу - от всякого села 30 перперов, а дьяку за написание [грамоты] - 6 перперов.

О войске

Войска, которые идут по царской земле, если остановятся в одном селе, то другие, за ними идущие, да не останавливаются в том же селе.

О хрисовулах

Хрисовулы Моего царского Величества, что дарованы городам Моего царства, что в них написано, да не вольны того нарушить в них ни господин царь, ни кто-либо другой. Да будут тверды хрисовулы.

Об обмане

Если в чьем-либо хрисовуле найдется слово, приписанное обманно, и найдутся слова искаженные и речи переиначенные, а не то, что повелело Мое царское Величество, да будут разорваны такие хрисовулы, а бащинник больше да не имеет бащины.

 

II

 

О меропхах

Меропхам в земле Моего царства не вправе господин ничего учинить противное закону. Только то, что написал царь (Моё царское Величество) в Законнике, обязаны они делать и давать. Если же [господин] сделает ему что-либо вопреки закону, царское моё повеление, чтобы всякий меропх мог судиться со своим господином: будь то Моё царское Величество или госпожа царица, или церковь, или властели моего царства и кто бы то ни было другой. Никто не властен удерживать его от суда, но пусть судят его судьи по правде. И если меропх выиграет дело, пусть судья моего царства отдаст его на поруки, что господин всё заплатит меропху в срок, и после того не вправе господин причинять зло меропху[209].

О приёме человека

Повелевает Мое царское Величество, никто да не принимает ничьего человека. Ни Мое царское Величество, ни госпожа царица, ни церковь, ни властель, ни другой какой-либо человек да не принимает ничьего человека без грамоты Моего царского Величества. Иначе да наказывается всякий, как изменник.

О торге

Также и торги и князья в городах, если примут чьего человека, то наказываются таким же образом и да возвратят его.

О властеличичах

Если кто из властелей и властеличичей, которым царём даны земли и города, насильственно завладеет сёлами и людьми или чем-либо другим, нарушит закон царский, установленный мною на соборе, то отнимется у него земля, а тот, кто устроил этот захват, пусть платит всё со своего дома, и будет наказан, как перебежчик[210].

О разбойнике

И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина и ограбил где-нибудь и снова воротился с добычей, да платит пограничный властель всемеро.

О разбойнике и воре

Повелевает Моё царское Величество по всем землям[211] и городам, и по жупам, и по окраинам, чтобы не было разбойника и вора ни в чьём владении. И таким образом укротится воровство и разбой: в каком селе будет обнаружен вор или разбойник, то село пусть будет разграблено, а разбойник повешен головой вниз, вор же ослеплён, а господин того села – приведён связанным к Моему царскому Величеству, и платит за всё, что с самого начала причинил разбойник или вор, и, кроме того, наказан, как вор и разбойник[212].

О судьях

Если судьи, которых Мое царское Величество поставило судить по земле, пишут о чем-либо, о разбойнике и воре или о каком-либо судебном деле, и нарушат грамоту судьи Моего царского Величества, или церковь, или властель, или какой-либо человек в земле Моего царства, все те да судятся, как нарушители Моего царского Величества.

О разбойнике и воре

Указанным образом да будет наказан явный разбойник и вор, и таково [их] уличение: если у них найдется что-либо поличное или если схватят их на разбое или воровстве, то да предадут их или жупе, или селам, или господам, или властелю, который над ними, как написано выше; такие разбойники и воры да не будут помилованы, да будут ослеплены и повешены.

О воровстве

И если кто на суде обвиняет кого в разбое и воровстве, а не будет улик, да будет им в оправдание железо, как то постановило Мое царское Величество; да вынут его [железо] у церковных ворот из огня и да понесут и положат его на Святой алтарь.

О пороте

Повелевает Мое царское Величество: отныне и в будущем да будет порота и за большое дело, и за малое; в большом да будет 24 поротника, а в малом - 12 поротников, а в меньшем деле - 6; и эти поротники да не вольны никого помирить, но только оправдать или обвинить, и пусть будет всякая порота в церкви, и поп в ризах да приведет их к присяге; и в пороте, за кого большинство клянется и кого большинство оправдает, тем следует [и] верить.

О поротниках

Которые соприсяжники поклянутся и оправдают кого-либо по закону, и если после этого оправдания действительно откроется поличное у этого оправданного, коего оправдала порота, то Мое царское Величество да возьмет с этих соприсяжников по тысяче перперов, и пусть более да не дается веры этим поротникам и да никто из них ни замуж не выходит, не женится.

О стражах по дорогам

Где находятся совместные жупы, церковные села или Моего царского Величества, или властельские, и будут совместные села и не будет в такой жупе одного господина, но если будут кюфалии[213] и судьи Моего царского Величества, которых поставило Мое царское Величество, да поставят они стражей по всем дорогам и да передадут эти дороги кюфалиям, да оберегают их стражами. Если учинится разбой или воровство или какое-либо зло, тотчас да идут (обиженные) к кюфалиям, да платят они им со своих домов, а они (потом) да взыскивают со стражей и ищут разбойников и воров.

О гостях или путниках

Если что приключится какому-нибудь гостю или купцу, или монаху и у него отымет что-либо разбойник или вор, или иная какая беда (произойдет), да идут все они к Моему царскому Величеству, да заплатит им Мое царское Величество то, что они утратили, а Мое царское Величество да взыскивает (потом) с кюфалий и властелей, которым был дан путь и поручена стража. И всякий гость, и торговец, и латинянин да приходит к первым стражам со всем, что имеет и несет (с собой), да передает его стража страже со всем (его добром). Если же случится (какая беда) и он что-нибудь утратит, да будет (ему) порота из достоверных людей; что скажет по душе с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему кюфалий и стражи.

О приставах

Пристава без судейской грамоты или без грамоты Моего царского Величества никуда да не ходят, но куда их посылают судьи, да пишут им грамоты, и да не берет пристав ничего иного, кроме того, о чем написано в грамоте. А судьи пусть держат [у себя] копии тех грамот, какие дали приставам, которых послали, чтобы они исполняли [судебные приговоры] по земле [царской]. Если же будет донос на приставов, что они поступили иначе, чем написано в грамоте, или что они другим образом переписали грамоты, то они должны оправдаться и да явятся перед судьями, и если окажется, что они поступили так, как написано в судейской грамоте, которую [у себя] имеют, то они правы; если же окажется, что они переиначили судебный приговор, то отсечь им руки и вырезать язык.

О судьях

Все судьи, что судят, да записывают судебные решения и да хранят при себе записи, а другой список, переписавши, дают тому, который оправдался на суде. Судьи да посылают приставов добрых, справедливых и достойных веры.

О пьянице

Если пьяница… нападёт на кого, ударит и окровавит, но не до смерти, у такого пьяницы выкалывать глаза и отсекать руку. Если пьяный будет задевать кого-либо или собьёт шапку [капоуч], или иначе оскорбит, но не окровавит, дать ему 100 палок и бросить в темницу, а выведя из темницы – бить его ещё и отпустить.

О мошенничестве

Если окажется какой-либо мошенник и ищет с кого-либо обманом, ложью и клеветою, таковой да будет наказан, как вор и разбойник.

О тяжущихся

Тяжущиеся, которые придут на суд Моего царского Величества, что скажут вначале, тем речам и верить, и по тем речам и судить, а последним [не верить] ни в чём.

О незаконной чеканке монеты

Если в каком-либо селе, вне городов и торгов, будет обнаружен золотых дел мастер, пусть будет то село разграблено, а сам он сожжён[214].

О законе

Еще повелевает Моё царское Величество. Если Моё царское Величество напишет грамоту по злобе на кого-либо или по любви и милости, и эта грамота отменяет Законник… судьи не должны верить такой грамоте, но судить и решать дела по правде.

Все судьи пусть судят по Законнику, справедливо, как написано в Законнике, и да не судят по страху Моего царского Величества.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.