Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЪЯСНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ СТАТЕЙ





Мы, начальники, совет и все собрание всеобщего хри­стианского отряда Оденвальда и долины Неккара, заявля­ем. После того как не только мы, но и многие другие хри­стианские собрания по велению божию порешили унич­тожить бывшие доселе великие недостатки... к нам стали приходить вести о многообразных заблуждениях, раздо­рах и недоразумениях, которые возникают у простого на­рода и... порождают частое непослушание подданных и... могут случиться даже убийства и другие бедствия. Чтобы предупредить всё это и устроить наше доброе, верное пове­дение, мы сочинили объяснение указанных выше Двенад­цати Статей...

Во - первых.

Итак, каждая община должна иметь силу и власть вы­бирать священника или пастора, который бы верно пропо­ведовал и изъяснял народу слово божье, а также отли­чался добрыми нравами и христианским поведением, вся­кий раз как потребует нужда, а также смещать его, если бы он стал неподобно вести себя.

Во - вторых.

Итак, каждый город и каждый поселок должен верно собирать десятину вина, зерна и всякого хлеба и склады­вать в том посёлке, на который она падает, впредь до окончательного решения всеобщей реформации. Малая де­сятина должна быть отменена совсем.

В-третьих.

Личная крепость должна быть отменена совсем и не иметь больше силы и применения.

В - четвертых.

Каждый горожанин или крестьянин в городах и дерев­нях должен иметь право ловить, стрелять и всячески унич­тожать дичь на своей земле, приносить её домой как своё добро, а также есть, как кому будет угодно.

Также, впредь до общей реформации, воды и реки ду­ховных, которые до сих пор были заповеданы и запреще­ны под угрозою казни, должны быть открыты и стать свободны для каждого, разве только докажут доста­точными доводами, что вода была куплена или сдана за плату.

В - пятых.

Что касается леса, то рощами и лесами должны заве­довать — в городах бюргермейстеры и советы, в деревнях староста и суд, чтобы каждый не смел рубить по собст­венному усмотрению. В каждом посёлке совет или суд должен поставить из среды общины людей для указаний, где можно рубить, и их надо слушаться под опасением установленного наказания. Также под опасением опреде­лённого наказания нельзя выгонять скот на засеку или на молодую поросль и опустошать или рубить лес без прика­за поставленных на то людей. Но всякий безвредный скот может пастись во всех лесах марки. А где один посёлок гоняет скот на землю другого, — это ему нужно позволить, но чтобы взамен и другому посёлку можно было без поме­хи выгонять таким же образом.

В - шестых.

Итак, эта статья касательно барщины остаётся впредь до решения начатой реформации.

В - седьмых.

Итак, эта статья об имениях и о барщинных работах, которые на них увеличились, должна также оставаться в силе впредь до решения реформации.

В - восьмых.

Итак, эта статья о цензе должна оставаться впредь до решения реформации.

В - девятых.

Что касается отягощения штрафами, то по праву надо каждого наказывать, смотря по проступку, как это велось исстари, впредь до реформации, чтобы тогда улучшить, уменьшить или увеличить.

В - десятых.

Что касается присвоенных лугов и пашен, то впредь до реформации всё должно оставаться, как есть, а во время реформации от каждого посёлка должен быть доклад о недостатках в существующих правах на угодья.

В - одиннадцатых.

Посмертный побор, согласно со статьёй, с настоящего времени должен быть отменен и мёртв, и впредь никто не обязан давать ничего. Точно так же побор при допуске должен быть отложен впредь до реформации и дальней­шего решения.

В - двенадцатых.

Увеличение и уменьшение статей остаётся при установ­ленном в Двенадцати Статьях содержании.

Далее решено:

Чтобы никто не грабил без приказа и не подбивал уйти в отряд. А кто нарушит это, должен подвергнуться казни.

Цензы и долги впредь до реформации должны вно­ситься и уплачиваться без противоречия.

Луга, пашни, сады и имения, принадлежащие духовной и светской власти, должны быть огорожены и содержаться ото всех в целости, как было до сих пор. В особенности имения, принадлежавшие доселе духовным, должны быть взяты светскою властью каждого посёлка в верные руки и охраняться.

Никто не должен несправедливо, по собственному бес­чинству, обижать другого, будь то духовного или свет­ского, но всякий, в любом поселке, должен всякому ищу­щему правосудия во всем помогать добиться правого суда и возмездия.

Во всех городах, деревнях и посёлках все подданные должны быть послушны своим предержащим властям и не уклоняться от наказаний за свои проступки. А где от одно­го или нескольких окажется ослушание, там совет и суд должны каждого подвергнуть подобающему и заслуженно­му наказанию и при содействии послушных подавить дерз­кое бесчинство. Если же кто будет противиться власти, со­ставлять шайки или оказывать им помощь, то нужно за­явить начальникам и советникам всего Светлого отряда, и те должны подвергнуть виновных подобающей и суровой казни.

Затем мы строго приказываем под угрозою наказания, чтобы все, принадлежащие к нашему братству или соеди­нению, придерживались этого порядка впредь до дальней­шего разъяснения; чтобы все города, деревни и поселки, где есть установленные должностные лица, советники, судьи и власти, удерживали от всех проступков и преступ­лений установленными карами, причем и мы будем соблю­дать это. Пусть каждый этим руководствуется. Дано и припечатано нашей общей печатью в Аморбахе в пятницу, что после обретения креста господнего [то есть 5 мая] в год 1525.

[Там же. С.142-144].

 

ГЕЙЛЬБРОННСКЯ ПРОГРАММА

(Из «Хроники» Лоренца Фриса)

Какого вида устройство или реформацию нужно принять и установить на пользу и благо всех братьев-христиан:

В о - п е р в ы х, чтобы все духовные, как бог повелел и заповедал им в XXVIII главе Матфея, были реформированы и получали содержание согласно с их действительными потребностями, а не взирая на их породу и происхождение, высокий или низкий чин и корень.

К этой статье четыре декларации.

Первая касается важных господ, как-то: епископы, пробсты[225], деканы[226], каноники и тому подобные.

Далее, чтобы все монашествующие, как иноки, инокини, нолльгарды[227], тевтонские рыцари и другие тому подобные, которые с очевидностью опознаны как хищные волки в духовной личине, были реформированы согласно велению божьему, как написано в Бытии и в XIX главе Матфея.

Далее, чтобы каждая община достала себе хороших пастырей, которые бы старались пасти своих овец только словом божьим, основанным на Писании; чтобы община могла ставить и смещать их.

Далее, чтобы все священники и избранные лица на службе божьей показывали пример людям, подобно тому, как это делал наш спаситель Христос. Содержать их должно честно, но с таким расчетом, чтобы остаток шёл на бедных, нуждающихся людей и на общую пользу.

В о - в т о р ы х, должны быть реформированы все светские князья, графы, господа, рыцари и дворяне, чтобы бедный человек не был отягощён ими так сильно, свыше христианской свободы.

К этой статье тоже четыре декларации. Во-первых, чтобы низшим против князей и господ, бедным против богатых оказывалось равное, скорое и действительное правосудие.

Далее, чтобы все, имеющие лен от Священной Империи и её членов, начиная от князей и кончая дворянами, получали честное содержание, – каждый сообразно своему рождению. За то они должны верно служить Священной Римской Империи, охранять послушных и благочестивых, вдов и сирот, наказывать непослушных и злых.

Далее, чтобы все ленники честно служили единому римскому императору, как указано в Писании, более, нежели другим своим ленным господам, светским князьям Империи, для христианского мира и умножения Империи; чтобы они без дальнейшего отягощения охраняли бедных подданных; чтобы они любому человеку оказывали помощь, совет и правый суд, дабы никто не жаловался на бесправие.

Далее, чтобы все князья, графы, рыцари, дворяне, служилые - все равно, получили ли они лен от Империи и имперских князей или нет, – должны вести себя по-божески, по-братски, по-христиански, честно, чтобы никто не терпел от них несправедливых отягощений. Они должны также посильно и верно охранять и защищать слово и право божье от всякого насилия, чтобы оно не уничтожалось нарочно, как это случалось до сих пор.

В - т р е т ь и х, все без исключения города, коммуны и общины в Священной Империи должны быть реформированы и утверждены по божескому и естественному праву, согласно с христианской свободой.

Далее, чтобы против этого никто не вводил ни старой, ни новой человеческой выдумки ради своекорыстия, но чтобы бедному помогали так же, как богатому, и чтобы поддерживалось братское единение.

Далее, чтобы можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг[228].

Далее, чтобы купцам было безопасное передвижение и чтобы на продажу любого товара был установлен порядок, которого бы и держались при торговле, чтобы преуспевала и множилась общая польза.

В - ч е т в е р т ы х, никаких докторов[229], духовных или светских, нельзя допускать ни заседать, ни говорить, ни давать советы, ни действовать в каком бы то ни было княжеском совете и в каком бы то ни было суде, но их нужно устранить совершенно так, чтобы они от человеческих законов обратились к божественному Писанию и в качестве лиц искусных были призваны проповедовать; ибо от их деяний разоряется много народа...

Далее, так как доктора суть не наследственные служители права, но наёмные холопы, которые из корысти чинят проволочки и неспешно подают советы и служат, то ни в каком суде они не должны заседать, постановлять или произносить приговор.

Далее, так как ясно как день, что через корысть докторов обе стороны часто терпят проволочку лет на десять и больше, то докторов нужно звать пасынками, а не законными наследниками права. Потому никого из них нельзя допускать ни в какой суд.

Далее, если, однако, какой-либо государь или город пожелают иметь одного или несколько докторов, то не сажать их в совет, но употреблять их лишь для совещания. Таким образом, у этих советчиков остается возможность применить разум и мудрость на умягчение, или усиление, или закрепление решения, поскольку бог обещал каждому справедливому человеку способность познать справедливость.

В - пятых, хорошо бы было, чтобы никто из духовных, будь он высокого или низкого чина, не принимался в Совет Империи или другого светского князя, господина или коммуны, ибо это им запрещено, как ясно видно в Писании.

Причина та, что через светскую мудрость и жизнь они затемняются в духе божьем, становятся ленивы и пренебрегают божьею службою. А больше всего надо опасаться, что их обольстят светские почести, так что они потеряют божью благодать, если только она у них была…

В - ш е с т ы х, хорошо было бы, чтобы в Империи было устранено все светское право, которое употреблялось до сих пор, и утверждено было право божеское и естественное, как указано выше и ниже; тогда бедняк имел бы столько же доступа к праву, сколько самый главный или самый богатый.

Пусть императорский камергерихт[230] в Священной Империи германской нации состоит из 16 храбрых, честных, безупречных мужей – именно: 2 от князей, 2 от графов и господ, 2 от рыцарства, 3 от имперских городов, 3 от княжеских городов, 4 от всех коммун в Империи. Они должны будут выбрать себе [в председатели] имперского камеррихтера из графов или господ. И из числа этих 16 лиц истец и ответчик должны выбирать себе ходатая и советника по своему делу. Взятые в камергерихт лица до этого должны, по крайней мере, 10 лет заседать и действовать в суде …

В - седьмых, хорошо было бы устранить все имевшие доселе место пошлины[231], проводные поборы, пошлины со съестных припасов и другие подати и отягощения, за исключением самого необходимого, дабы простой человек не терпел бы от корысти.

Причины: так много развелось пошлин у духовных и светских князей, графов, господ, рыцарей, дворян, прелатов и городов, что этим затруднены все купеческие сделки, и простой человек все дороже и дороже покупает даже розничный товар.

Далее, необходимые пошлины на поддержание общеполезных нужд – мостов, дорог, путей – должны продолжаться, а остаток от них должен откладываться на общую пользу.

В - восьмых, все дороги в немецком народе должны содержаться свободно и без принуждения, без насилий и провозных поборов, без всякого исключения, ибо князья и господа держат их на правах лена от Римской Империи. А если в области какого-нибудь князя или господина кто-нибудь потерпит ущерб или у него будет отнято его имущество, то пусть этот самый князь или господин вполне за это заплатит и возместит убыток.

Далее, должна быть отменена всякая пошлина с вина, пива и мёда, разве что-либо из этого будет оставлено по причине основательной.

В - д е в я т ы х, должны быть устранены помоги и другие податные новшества. Исключение: римскому императору[232] должна быть оставлена его подать, которая взимается раз в 10 лет, как подтвердил и бог в главе XXII Матфея.

В - д е с я т ы х, вся золотая и серебряная монета должна быть переплавлена и приведена к одному зерну и весу, однако без ущерба для вольностей и прав каждого.

И чтобы всякое горное дело было сделано свободным, будь то золото или серебро, ртуть, медь, свинец или что иное, без всякого исключения. Кроме того, необходимость требует, чтобы вся добыча золота, серебра, свинца и меди принималась имперскою камерою и покупалась за настоящую плату.

Далее, появилось много новых господ, чеканящих свою монету, отчего старая хорошая монета пропала, и распространилась в большом количестве малоценная монета. Хорошо бы выяснить право и давность этого чекана и, что не находит себе основания в вольностях и старых правах, то отменить, а исстари чеканивших свою монету, убедившись в необходимости, допустить; но они должны сообразоваться с имперской монетой, как она будет установлена и в смысле монетного дохода и в смысле чекана; на одной стороне должен быть имперский орел, на другой - герб чеканящего монету господина.

Далее, было бы достаточно иметь во всей Империи 20 или 21 чеканщика. Они должны были бы под присягою и под страхом сожжения чеканить по всей Империи золото и серебро одного зерна и веса, чтобы простой человек не терпел обмана в монете. И чтобы такие монетные дворы были установлены сообразно с положением страны и торговыми оборотами.

Далее упомянутые монетные дворы должны быть расположены в следующих странах и границах: Австрия, Бавария, Швабия, Франкония, верхнее течение Рейна.

В - о д и н н а д ц а т ы х, нужно обратить внимание на большие потери бедных при покупках и продажах. В Империи должна быть введена одна мера, один локоть, один воз, одинаковый вес, одна длина для сукна, бумазей и всех других товаров. Отсюда следует, что все пряности и другое, что продается на центнер, будет иметь одинаковый вес. Но какие пряности или подобные товары продаются на фунты, те должны иметь вес города Труа[233].

В - двенадцатых, чтобы компании, как Фугтеры, Гехштетеры, Вельзеры и т. п., были отменены, ибо от их произвола богатые и бедные одинаково терпят отягощение во всех товарах.

Составляется ли компания или кто торгует один, в торговле нельзя иметь больше 10 000 гульденов. А у кого окажется больше, у того отнять в казну основной капитал и излишек наполовину.

Далее, купец, который сверх 10 000 гульденов имеет избыток в деньгах, может, кому хочет, давать всякие ссуды и помогать по-евангельски.

Далее, если купец сверх своего вложенного в торговые дела капитала, имеет избыток в деньгах, то он может отдать их совету своего города и в год брать 4 гульдена со 100. А господа советники могут ссужать их бедным людям под обеспечение и брать 5 гульденов со 100, и бедному и способному при этом можно будет кормиться.

Далее, чтобы всякие монетные разменные сделки были запрещены и устранены под угрозою тяжёлого наказания.

Далее, чтобы было установлено соглашение между большими оптовиками и торговцами, чтобы более бедным осталась розница и они могли бы кормиться.

Далее, чтобы мелкие торговцы в городах, которые продают всякого рода товар и мелочи, были разделены и чтобы каждому разрешался только один товар.

В з а к л ю ч е н и е, чтобы были устранены всякие союзы князей, господ и городов и чтобы всюду соблюдался только императорский мир, без всяких проводных поборов и иных отягощений, и всякие частные распоряжения, установленные с этой целью, должны быть устранены и никогда не должны устанавливаться впредь под угрозою потери всех вольностей, ленов и регалий.

Также пусть все в Империи, даже иностранцы из других королевств, странствуют свободно и безопасно, верхом, в повозке, водою, пешком и не принуждаются ни к каким проводным поборам и ни к какому личному или имущественному отягощению, на преуспеяние бедному человеку и к общей пользе. Аминь.

[Практикум по истории средних веков /cост. М.Л. Абрамсон и др. М.: Просвещение, 1988. Вып.2. С. 145 - 150].

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.