Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ





Первое, о чем родители спрашивают любого специалиста, — как преодолеть двигательные нарушения ребенка. Давайте вспом­ним, как и почему мы двигаемся и как двигаются дети. Любое наше движение, даже самое незначительное и незаметное, мы совершаем для того, чтобы чего-то достичь. Например, мои пальцы двигаются, чтобы набирать текст на компьютере, а ребенок вытягивает руку вперед, чтобы дотянуться до игрушки. Для того чтобы двигаться, наш организм тратит энергию, а расходовать ее без причины очень невы­годно. Иными словами любое наше движение имеет цель (то есть оно целенаправленное) и у нас есть мотивация для достижения цели. Наличие цели и важной для ребенка мотивации имеет первостепен­ное значение, когда ребенок еще только учится двигаться, управлять своим телом, пользоваться конечностями и поддерживать позу. Это очень важно помнить, когда мы начинаем раздумывать о методах помощи ребенку с церебральным параличом. Ни массаж, ни пассив­ная гимнастика, ни какие-то физиотерапевтические процедуры не смогут научить ребенка правильным движениям. Да, возможно, мас­саж снизит мышечный тонус, а при пассивной гимнастике конечнос­ти ребенка будут двигаться в полном объеме, но через несколько часов ребенок не сможет использовать движения, которым его учили пассивно. Важно, чтобы малыш был активен все время, пока мы с ним занимаемся, чтобы он, так же как и обычный ребенок, играл, двигаясь, и двигался, играя. Только ребенку с церебральным параличом важно помочь двигаться правильно.

Когда маленький ребенок учится самостоятельно двигаться, он осваивает очень много навыков за первые годы жизни. Многие навыки, например ходьба, будут нужны ему всю жизнь, а другие, такие как ползание на четвереньках, он использует активно лишь в течение ограниченного времени. Десять-пятнадцать лет назад специалисты считали, что для ребенка с церебральным параличом очень важно освоить все двигательные навыки, которыми овладели все дети, причем непременно в той же последовательности, в которой их осваива­ет ребенок, не имеющий нарушений. Но ведь, например, ребенок со спастической тетраплегией может годами учиться правильно пере­ворачиваться или ползать на четвереньках, и не добиться в этом больших успехов. Было бы намного важнее и полезнее для развития этого ребенка учить его, например, поддерживать позу сидя и стоя с поддержкой, — «перепрыгнув» через перевороты и ползание, мы смогли бы научить малыша удерживать тело в вертикальном положе­нии. В настоящее время специалисты стараются размышлять о том, какие движения и навыки важны для повседневной жизни ребенка и его развития, а вовсе не стремятся научить его быть «таким же, как другие дети».

Мы двигаемся в течение всей жизни, а не только тогда, ког­да делаем утреннюю гимнастику. Любое повседневное дело — от умывания и одевания до укладывания в кровать вечером — связа­но с движениями, а именно из таких «простых» дел и состоит вся наша жизнь; умение самому справиться с ними делает нас само­стоятельными, то есть независимыми от посторонней помощи. По­этому крайне важно обучать ребенка правильным движениям во время обычных повседневных действий, стимулировать и поощрять его не зависеть полностью от посторонней помощи во время купа­ния, одевания, приема пищи. Может быть, эта часть помощи, или терапии, покажется не самой важной, но попробуйте проанализи­ровать, чем именно вы занимались, например, вчера и как именно вы двигались — тогда вы увидите, насколько сложные и разнообраз­ные движения вам приходилось выполнять. Если ребенок научится все это делать самостоятельно, — он научится этим движениям. Если вы решите, что они пока неважны, то время купания, одевания, приема пищи и пользования туалетом будет потеряно для обуче­ния правильным движениям.

Церебральный паралич — это состояние, при котором пора­жение центральной нервной системы не прогрессирует. Почему же так часто с течением времени у детей усиливаются деформации и контрактуры? Почему усугубляются двигательные нарушения? Это происходит потому, что ребенок часто и подолгу находится в непра­вильном положении, например, сидит, согнувшись в углу дивана, или лежит в кровати, при этом его тело расположено несимметрично, конечности согнуты, а позвоночник искривлен. На всех нас постоянно действует сила тяжести и, если наше тело постоянно находится в неправильном положении, то под действием этой силы позвоночник и конечности будут деформироваться. Попробуйте подсчитать, какую часть времени проводит ваш ребенок в той или иной позе, и оцените, насколько велик для него риск развития деформаций. Для того чтобы такие осложнения не возникали, нужно постоянно поддерживать ребенка в правильном положении, независимо от того, держите ли вы его на руках или используете специальные стульчики, кресла или коляску.

Кроме того, наши мышцы устроены таким образом, что в те­чение дня им необходимо сокращаться и растягиваться в полном физиологическом объеме — только тогда движения в соответствующем суставе будут сохраняться, а мышцы нормально расти. Если в суставах малыша не происходит движений в необходимом объеме, то со временем у него начнут формироваться контрактуры. Именно по­этому так важно не давать ему быть пассивным и лежать без движе­ния большую часть дня.

Любой маленький ребенок постоянно развивается, активно взаимодействуя с окружающим миром и, прежде всего, с близкими людьми. Только в процессе социального взаимодействия ребенок развивается как независимая личность. Часто ребенок с церебральным параличом ведет себя не так, как другие дети, его трудно понять, он совсем не может говорить или говорит очень непонятно — воз­можно, из-за двигательных нарушений или трудностей с концентра­цией внимания; порой крайне трудно определить, нравится ли ему та или иная игра или занятие. Родителям и специалистам приходится быть очень внимательными и наблюдательными, для того чтобы разгадать или расшифровать «сигналы» малыша. Именно с расшифров­ки первых ответов ребенка начинается взаимное общение между родителями и малышом. Многие дети с церебральным параличом никогда не научатся говорить, но если малыш может ответить нам «да» или «нет», пусть даже на своем языке, то такой ответ вполне может стать основой для коммуникации. Развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия — очень важная задача помо­щи ребенку с церебральным параличом.

Если ребенок совсем не может разговаривать — задача специалистов придумать для него способ, с помощью которого он мог бы вступать в коммуникацию. Может быть, он может показывать на картинку, чтобы попросить у вас предмет или игрушку, или, если двигательные нарушения в руках выражены не сильно, сможет ис­пользовать жесты. Придумать для такого ребенка систему дополни­тельной коммуникации — задача, которую необходимо решить, что­бы малыш смог, пусть и не совсем обычным способом, общаться с другими людьми.

Еще один вопрос — нужно ли ребенку с церебральным па­раличом принимать лекарства, чтобы помочь его нервной системе развиваться или снизить мышечный тонус? Сегодня в большинстве стран таким детям не назначают всех тех препаратов, которые столь обычны у нас. Конечно, это не касается противоэпилептических пре­паратов или других лекарств, которые назначаются по каким-то дру­гим важным причинам! Считается, что не существует лекарств, кото­рые эффективно помогали бы при церебральном параличе, за ис­ключением некоторых, которые могут снижать мышечный тонус.

Использование препаратов, изготовленных на основе токси­на ботулизма (таких как «Ботокс» или «Диспорт»), для временного снижения тонуса — весьма ответственный вид терапии. Назначать их может только опытный врач, обладающий опытом применения та­ких лекарств. К тому же, в России родители вынуждены сами поку­пать эти очень и очень дорогие препараты, поэтому, прежде чем на что-то решиться, необходимо взвесить все «за» и «против».

К сожалению, пока лекарства от церебрального паралича нет. Но уже сейчас можно очень многое сделать для ребенка, необ­ходимо только помнить, что малыш должен развиваться уже сейчас — ожидая появления новых методов и пробуя их применять, мы часто теряем время. То, что мы можем делать, — это помогать ребенку развиваться!







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.