|
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙСтр 1 из 4Следующая ⇒ Кафедра культурологии БИБЛИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Для студентов Факультета международных отношений Специальностей D 1-21 04 01 “Культурология”, D 1-21 06 01 “Современные иностранные языки” МИНСК УДК ББК
А в т о р - с о с т а в и т е л ь Г. В. Синило Р е ц е н з е н т ы:
Рекомендовано Ученым советом факультета международных отношений БГУ
Библия и мировая культура: учеб. программа / авт.-сост. Г. В. Синило. – Мн.: БГУ, 2006. – с. ISBN
Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах, а также в плане ее воздействия на мировую культуру. Для магистрантов факультета международных отношений специальности D 1-21 04 01 “Культурология”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное гуманитарное образование, и прежде всего культурологическое, невозможно без изучения одного из базовых текстов, фундирующих современную цивилизацию и культуру, особенно европейскую, ставших духовной основой иудейской, христианской и исламской культур, во многом определивших развитие философии, искусства, литературы, культуры в целом – как европейской, так и мировой. Курс “Библия и мировая культура” ставит перед собой цель познакомить студентов-культурологов с книгой, которая справедливо была названа Книгой Книг, с ее духовно-религиозным, философско-этическим и художественным миром, а также показать, как библейские этика и эстетика, библейская поэтика определили пути развития последующей мировой культуры, и прежде всего религии, искуссства и литературы. Главная цель – раскрыть мир Библии в контексте мировой культуры и литературы – предопределила следующие конкретные задачи курса: – показать генезис библейских текстов в контексте Древности и становление Библии как целого в рамках еврейской (иудейской) и христианской традиций; – раскрыть важнейшие религиозные, философские, этические аспекты, кардинально отличающие библейскую культуру от предшествующих и современных ей языческих культур; – раскрыть единые смыслы, связующие три монотеистические (авраамитические) религиозные и культурные традиции – еврейскую, христианскую, мусульманскую; – выявить специфику библейской эстетики в сравнении с античной (эллинской) и значение первой для европейского искусства и литературы; – показать особенности поэтики библейских текстов и ее значение для последующей мировой литературы; – проследить особенности рецепции наиболее известных библейских книг, образов, сюжетов, мотивов в мировой литературе; – выявить общее и особенное в рецепции библейских текстов на основных этапах развития европейской культуры и литературы; – познакомить с проблемами перевода Библии на европейские языки и раскрыть значение этих переводов для становления и развития литературного языка в различных национальных традициях. В рамках общего курса “Библия и мировая культура” для студентов-культурологов факультета международных отношений читаются следующие конкретные семестровые курсы, логически являющиеся единым целым: “Библия (ТаНаХ) и мировая культура” (ч. 1–3); “Библия (Новый Завет) и мировая культура”. На основе данной программы осуществляется также более углубленное (с большим количеством практических занятий) преподавание дисциплины “Библия и мировая культура” для культурологов-гебраистов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................6 Раздел I. ТАНАХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА............................................7 Раздел II. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА...........................21 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................28 ВВЕДЕНИЕ Библия – одна из величайших книг, порожденных человеческой культурой, Первокнига иудео-христианской цивилизации, как Метатекст европейской культуры. Еврейская Библия (Biblia Hebraica), или ТаНаХ, и христианская Библия (Ветхий и Новый Заветы), их соотношение и взаимосвязь. Библия как единый исток иудейской, христианской и исламской религиозных традиций и культур. Понятие “авраамитические религии и культуры”. Духовные концепты Библии и пути развития мировой цивилизации и культуры. Роль Библии в определении лица современной культуры. Библия как один из важнейших “кодов” европейской культуры и литературы. Библия в контексте культур Древнего мира. Понятия “доосевые” и “послеосевые” культуры (К. Ясперс). Библия и “осевое” время. Библия как Священное Писание иудаизма (ТаНаХ — Ветхий Завет) и как Священное Писание христианства (Ветхий Завет и Новый Завет). Понятие Священного канона. Типичность процесса канонизации для древних восточных культур (Веды, Авеста, Трипитака и др.) и уникальность библейского канона. Древнееврейская и раннехристианская культура как культура Книги. Неразделимость религиозной и светской сфер в библейском каноне. Библия как модель мироздания и как “маленькая литературная вселенная” (С. С. Аверинцев), включающая как религиозные, так и светские литературные жанры. Библия как эстетический феномен. И. Г. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте и начало культурологического и филологического подхода к библейским текстам. Значение работы Гердера “О духе древнееврейской поэзии”. Категория возвышенного как определяющая категория библейской эстетики (трактат Псевдо-Лонгина “О возвышенном”). Идея безмерности Бога и Божественного бытия, их несоизмеримости с человеческой мерой как одна из основополагающих религиозно-философских и эстетических идей библейских текстов. Библейский подход как корректив и дополнение к античному идеалу красоты и уравновешенной меры. Антропоцентричность эллинской культуры и теоцентричность библейской культуры. Определяющее значение библейской эстетики для ряда эпох европейской культуры (барокко, романтизм, декаданс, модернизм, постмодернизм). Значение Библии не только для духовной, морально-идеологической сферы современной цивилизации, но и для развития искусства. Библия как “прародина” многочисленных архетипов, мифологем и символов, как неиссякающий источник литературных сюжетов, образов и мотивов. Библия и античность — два основных истока европейской культуры и литературы. Библейское время и античное время, их синтез в европейском времени.
Раздел I. ТАНАХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА Смысл акронима Т а Н а Х. Структура и жанровый состав ТаНаХа. Три раздела канона – Тора (Закон), или Пятикнижие Моисеево; Невиим (Пророки); Кетувим, или Ктувим (Писания), их внутренняя структура и жанровый состав. Соединение в каноне трех родовых начал поэзии — эпоса, лирики, драмы. Мировоззренческие основы ТаНаХа. Специфика мифологической модели мира в ТаНаХе. Языческий миф священного космоса и библейский миф Священной истории. Открытие направленного времени и исторического движения в ТаНаХе. Образ мира как “открытой системы”. Цель и смысл истории. Кардинальные отличия библейского понимания Бога от языческого восприятия богов. Идея монотеизма (единобожия). Подступы к монотеизму на горизонте культур Древнего Востока (реформа Аменхотепа IV, или Эхнатона). Окончательный и бесповоротный переход к монотеизму в древнееврейской культуре. Единый Бог как внеприродная волевая доминанта, как чистая духовность и нравственный Абсолют. Парадокс личностного восприятия Абсолюта в текстах ТаНаХа. Черты природных стихий в теофаниях. Именования Бога в ТаНаХе и тайна Тетраграмматона. Образ Бога в ТаНаХе как отражение новой ступени самосознания. Идея Союза, или Завета, между Богом и человеком, Богом и избранным народом как основополагающая идея ТаНаХа. Идея Завета и проблема свободы воли и ответственности. Завет и Обетование. Исход как “материализация” Завета. Духовное наполнение парадигмы Исхода. Идея поступательного исторического движения как стержень, связующий воедино книги библейского канона. ТаНаХ как единый религиозно-исторический эпос. Исторические условия формирования текстов библейского канона. ТаНаХ как синтез духовного и исторического опыта еврейского народа, как воплощенная метаистория. Осмысление истории как диалога между Я и Вечным Ты (М. Бубер). Эпоха патриархов и ее отражение в Книге Бытия. Священная история от Авраама до Моисея. Египетское рабство и Исход. Споры вокруг личности Моисея. Концепция З. Фрейда (“Человек по имени Моисей и монотеистическая релегия”) и современная библеистика. Приход евреев в Ханаан (Книга Иисуса Навина) и появление на исторической сцене народа Израиля. Борьба с ханаанеянами и филистимлянами. Первые памятники письменности на иврите. Эпоха Судей и ее отражение в Книге Судей. Специфика патриархальной демократии и харизматического лидерства Судей. Переход к централизованному государству и история Израильского царства в 1–2-й Книгах Царств. Правление Саула. Царствование Давида. Укрепление Израильского царства и создание общеизраильской столицы – Иерусалима. Генезис мессианской идеи и ее связь с личностью и родом Давида. Правление Соломона. Строительство Иерусалимского Храма. Начало систематической записи книг Священного Писания. Раскол Израильского царства на Северное Израильское и Иудейское (Иудею). Обострение коллизии “пророк и царь”. Борьба пророка Элияху (Илии) против засилия языческого культа Баала (Ваала). История двух царств в 3–4-й Книгах Царств. Начало пророческого движения и появление первых пророческих книг (Амос, Осия, Исаия). Деятельность пророка Йешаяху (Исаии). Религиозно-этический идеал пророков как выход из создавшегося кризиса. Падение Израильского царства под напором асирийцев (722 г. до н.э.). Реформы иудейского царя Йошияху (Иосии). Деятельность пророка Иеремии. Завоевание Иудеи Навуходоносором (596–586 гг. до н.э.), разрушение Иерусалима и Первого Храма. Вавилонское пленение. Осмысление общенациональной катастрофы как справедливого наказания Божьего и возможности изменить народную судьбу при сохранении и укреплении верности Завету с Богом. Начало процесса канонизации Торы накануне гибели Иудеи. Роль Книги в сохранении аутентичности народа. Новые формы религиозной и духовной жизни в Вавилонском плену. Проповедь пророка Йехезкэля (Иезекииля). Исход под водительством Зеруббавеля (Зоровавеля), затем – Эзры (Ездры) и Нехемьи (Неемии). Начало эпохи II Храма и канонизация текстов Пятикнижия. Эллинистический период древнееврейской истории. Иудея под властью Птолемеев. Возникновение Септуагинты. Иудея под властью Селевкидов. Преследования Антиоха IV Эпифана и начало Маккавейской войны. Борьба Маккавеев (Хасмонеев) против Селевкидов и собственных эллинизаторов. Хасмонейское царство. Завершение записи текстов ТаНаХа. Завоевание Иудеи Помпеем и начало римского периода древнееврейской истории. Правление Ирода и его преемников. Генезис христианской традиции. Единство иудейской и христианской традиции и их историческое расхождение: иудеохристиане и реформы апостола Павла. Открытие Кумранских текстов в ХХ в. и документальное подтверждение генетической общности двух религиозных и культурных традиций. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Ессеи и ранние христиане. Великое восстание против Рима (Иудейская война) 66–73 гг. Осада Иерусалима Веспасианом и Титом. Захват Иерусалима Титом и разрушение Второго Храма (70 г.). Деятельность Йоханана бен Заккая и создание йешивы (духовной академии) в Йавнэ (Иамнии). Окончательная канонизация ТаНаХа. Восстание Бар-Кохбы (132–135 гг.) и конец древнего этапа еврейской культуры. Деятельность масоретов и создание Масоры, или Масоретского списка еврейской Библии, – вокализованного кодифицированного текста ТаНаХа. Соотношение Масоры и Септуагинты. Фольклорные основы ТаНаХа. Фольклорные формы, зафиксированные в каноне. Соотношение поэзии и прозы. Особенности древнееврейского стихосложения. Специфические черты библейского языка и стиля. Эпические и законодательные тексты Торы (Пятикнижия Моисеева) и их духовные концепты. Тора как фундамент ТаНаХа и Библии в целом, как единый религиозно-исторический эпос. Проблема генезиса и становления текстов Пятикнижия. “Теория источников” (“документальная гипотеза”) Ю. Вельхаузена, ее последователи и критики. Структура Пятикнижия и жанровая специфика каждой из книг: Берешит (“В-Начале”), или Бытие; Шемот (“Имена”); Вайикра (“И воззвал”), или Левит; Бемидбар (“В пустыне”), или Числа; Деварим,или Дварим (“Слова”), или Второзаконие. “Встреча народа с Богом путем истории” (Н. Бердяев) как магистральный сюжет Торы. Идеи Завета, Обетования, Исхода. Начало мира (Книга Бытия) и начало избранного народа Божьего (Книга Исхода) в Торе. Духовные парадигмы и поэтика Книги Бытия. Космогония Книги Бытия в контексте древних культур. Принципиальные отличия библейской космогонии от языческих космогонических представлений. Дни Творения и их символика. Суббота и его духовный и социальный смысл. Библейская антропогония. Сотворение человека и проблема свободы воли и ответственности. Притча о грехопадении как начало опыта Добра и Зла и истории как противостояния Добра и Зла. Интерпретация притчи о грехопадении в иудаизме, христианстве, исламе, мировом искусстве и литературе. Мифологические подтексты и этический смысл притчи о Каине и Авеле, ее интерпретации в искусстве и литературе. Мифологема Всемирного Потопа в контексте древних ближневосточных культур и ее новое наполнение в библейском тексте. Всемирный Потоп в осмыслении литературы и искусства. Новое начало человечества. Завет с Ноем. Заповеди сынов Ноевых и их универсальный цивилизационный смысл. Первая классификация народов и языков. Проклятье Хама и Ханаана. Архаические подтексты и духовный смысл притчи о Хаме. Притча о Вавилонском столпотворении и смешении языков и ее религиозно-философский, этический и историко-культурный смысл. Начало избранного рода Господа. Истории еврейских патриархов — истории Завета, Обетования, Исхода. Образы праотцев — Авраама, Исаака, Иакова: мифологические архетипы, обобщенный смысл, индивидуализированность и психологическая глубина. Авраам – первый избранник Божий, “отец великого народа” и “отец множества народов”, “отец верующих”. Притча о жертвоприношении Авраама, ее религиозно-философский смысл, интерпретация в иудейской, христианской и мусульманской традициях, след в искусстве, литературе и философии (С. Кьеркегор и экзистенциалисты). Исаак – “агнец Божий” и “человек духовный”. Специфика интерпретации близнечного мифа в истории Иакова и Исава. Духовные поиски Иакова-Израиля. Женские образы в Книге Бытия: Сарра, Ревекка. Рахиль. История Иосифа как парадигма человеческой судьбы. Интерпретации притчи об Иосифе в различных религиозных традициях и ее обработки в мировой литературе. Сюжеты и образы Книги Бытия в мировом искусстве, религиозной и светской литературе: “Житие Адама и Евы”, “Книга Адама и Евы”, “Шестодневы” Оригена, Лактанция, Евстафия Солунского, Ефрема Сирина, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, Севериана Гевальского, Августина Блаженного, Георгия Писиды, Анастасия Синаита, Иоанна Экзарха; аллюзии на Книгу Бытия в агнлосаксонском эпосе “Беовульф”; средневековое “Действо об Адаме”; “Гептапл” (“Семиднев”) и трактат “О Сущем и Едином” Джованни Пико делла Мирандолы; поэма “Семь дней сотворения мира” Т. Тассо; поэма Дю Бартаса “Неделя, или Сотворение мира”; зиннеспел “Ной” К. ван Мандера; трагедия Т. де Бёза “Жертвоприношение Авраама”; драма Ф. Н. Фришлина “Ревекка”; драма Ш. Шимоновича “Целомудренный Иосиф”; “Adam Exul” (“Адам изгнанный”) Г. Гроция; трагедии Й. ван ден Вондела “Люцифер”, “Адам в изгнании”, “Ной”, “Братья”, “Иосиф в Дофане”, “Иосиф в Египте”; эпическая поэма Дж. Милтона “Потерянный Рай”; роман Г. Я. К. Гриммельсгаузена “Целомудреный Иосиф”; трагедия Л. Грото “Исаак”; критское “Жертвоприношение Авраама” и его различные переводы и переработки; мотивы Книги Бытия в “Мессиаде” Ф. Г. Клопштока; “Каин” Дж. Г. Байрона, “Авель и Каин” Ш. Бодлера. Мотивы Книги Бытия в лирике Р. М. Рильке, Э. Ласкер-Шюлер, Н. Закс и др. Роман Т. Манна “Иосиф и его братья” как культурологический роман-миф. Постмодернистская деконструкция библейского мифа в романе Дж. Барнса “История мира в десяти с половиной главах”. Образы и мотивы Книги Бытия в русской поэзии: ода Г. Р. Державина “Бог”, стихотворения А. В. Кольцова “Великое слово”, “Божий мир”, “Человек”; “Подражания Корану” А. С. Пушкина, “Грехопадение” В. Г. Бенедиктова, “Осиротелый Рай”, “Жертвенник Авеля”, “Небесный огонь (Из Виктора Гюго)”, “Небесная лестница” К. Фофанова, “Иафет” А. Майкова, “Вавилон” С. Надсона, “В Землю Обетованную” В. Соловьева, “В потерянном Раю” и “Агарь” Я. П. Полонского; образы Рахили и Лии в поэзии Вяч. Иванова; “На пути под Хевроном...”, “Благовестие о рождении Исаака”, “Иаков” и “Гробница Рахили” И. А. Бунина; “Иаков” С. Соловьева, “Красота Иосифа” Ф. Сологуба, “Слезы Рахили” В. Ходасевича, “Песнь Рахили” Н. Кукольника; “Рахиль” и “Лотова жена” А. А. Ахматовой; “Вечное”, “Сон Адама”, “Адам”, “Потомки Каина” Н. С. Гумилева, “Иосиф” М. Цветаевой, “Агарь” С. Парнок, “Размышления Авраама у жертвенника” и “Последняя ночь Авраама” С. Липкина, “Исаак” и “Ревекка” Ю. Нейман и др. Поэма И. Бродского “Авраам и Исаак”. Мотивы Книги Бытия в белорусской поэзии: сказ М. Богдановича “Страцiм-лебедзь”; стихотворения Р. Бородулина из цикла “Библейские баллады” (“Ной”, “Кайнасць”, “Спакуса”), стихотворения “Год ці...”, “Хто?”, “Быў яблык...” и др.; поэма А. Рязанова “Глiна” и др. Книга Исхода и “рождение народа как сакральной общности” (С. С. Аверинцев). Книга Исхода как исторический эпос. Судьба пророка Моше (Моисея) как парадигма духовного пробуждения и открытия собственного предназначения. Египетское рабство и Исход: конкретно-историческое и парадигмально-символическое. Историческое, религиозно-философское, духовное значение праздника Песах (Пасхи). Дарование Торы и заключение Союза между Богом и народом Израиля у подножья Синая как кульминационный момент Книги Исхода и всего Пятикнижия. Этический монотеизм Моисея. Десять Заповедей и их значение в становлении нравственного сознания человечества. Борьба пророка Моисея за свой народ: конфликт между призванием пророка и косностью толпы. Сорокалетнее блуждание в пустыне к Земле Обетованной как парадигма пути народа к истинной свободе. Осмысление образа Моисея в эпоху эллинизма (Филон Александрийский, Аристобул, Артапан, Иосиф Флавий). Развитие образа Моисея в последующей еврейской, христианской, мусульманской традициях (Аггада и Мидраши, апокриф “Вознесение Моисея”, образ Моисея в Новом Завете, “Жизнь Моисея” Григория Нисского, образ пророка Мусы в Коране). Образ первосвященника Аарона в Пятикнижии и постбиблейской культуре. Сюжеты, образы и мотивы Книги Исхода в осмыслении последующей культуры, литературы, искусства: специфика рецепции на разных этапах историко-культурного развития. Мотивы Исхода и образ пророка Моисея в еврейском и европейском изобразительном искусстве: фрески синагоги Дура-Эвропос, пластика средневековых христианских соборов, средневековая еврейская и христианская книжная миниатюра; интерпретации в творчестве Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо, Л. Синьорелли, у Рафаэля и его учеников; “Моисей” Микеланджело, “Нахождение Моисея” Джорджоне и Паоло Веронезе, “Моисей, разбивающий Скрижали” Рембрандта, “Медный змий” Ф. Бруни; “Моисей” М. А. Врубеля и др. Образ Моисея и мотивы Исхода в музыке: оратория Г. Ф. Генделя “Израиль в Египте”, оперы Дж. А. Россини “Моисей в Египте”, А. Шёнберга “Моисей и Аарон”; оратория А. Рубинштейна “Моисей”; балет Д. Мийо “Моисей”; африканский спиричуэлс в обработке Л. Армстронга “Отпусти народ Мой...” и др. Осмысление парадигмы Исхода и образа Моисея в западноевропейской литературе. Трагедия Иезекииля “Исход из Египта” как образец еврейской эллинистической литературы и одна из первых художественных интерпретаций образа Моисея. “Детство Моисея” Г. Сакса; трагикомедия Й. ван ден Вондела “Пасха, или Спасение детей Израилевых из Египта”; драма Ч. Дженненса “Израиль в Египте”; образ Моисея в “Мессиаде” Ф. Г. Клопштока; “Посланничество Моисея” Ф. Шиллера; “Храм” В. Гюго; образ Моисея в “Исповеди” Г. Гейне; стихотворения Р. М. Рильке “Моисей” и “Смерть Моисея”; драмы И. Розенберга “Моисей”, И. Зангвида “Моисей и Иисус”, А. Орвисто “Моисей”, Э. Леды “Моисей”; “Смерть Моисея” Р. Кайзера; роман Г. Фаста “Моисей – принц египетский”; новелла Т. Манна “Закон”. Трансформация мотивов Книги Исходв в романе М. Турнье “Элеазар, Источник и Куст”. Мотивы Книги Исхода и образ Моисея в восточнославянских литературах: “Обетованная Земля” И. И. Козлова, “Исход” В. Г. Бенедиктова, “Когда Израиля в пустыне враг настиг...” А. Н. Апухтина, “Подражания” А. Григорьева, поэма И. Франко “Моисей”, “Дочь фараона” и “Неопалимая Купина” К. Фофанова, “Пустынный ключ” Л. А. Мея, цикл С. Фруга (“Дитя на Ниле”, “Разбитые Скрижали”, “Несгораемый Куст”, “На Синае”, “Могила Моисея”); “Неопалимая Купина” Вл. Соловьева, “Медный змей” Ф. Сологуба, “Моисей” Вл. Ходасевича, “Тора”, “Почто, о Боже, столько лет...”, “Огненный столп” И. А. Бунина, “Моисей” В. Я. Брюсова, “Неопалимая Купина”, “Пустыня” М. А. Волошина, “И вот, навьючив на верблюжий горб...” М. Цветаевой, “Красное море” Н. Гумилева, “Моисей” Г. Шенгели, “Моисей” С. Липкина, “Подражание Батыраю” Я. Козловского, “Дочь фараона” С. Пергель, “Исход” К. Михеева и др. Баллада Р. Бородулина “Сорак год”. Законодательные книги Торы: Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим ( Второзаконие). Тора – один из древнейших письменных сводов законов. Нарративные элементы в законодательных книгах Торы, их притчевый характер. Лирические фрагменты Второзакония (“Прощальная песнь Моисея” и “Благословение Моисея своему народу”). Эпические и пророческие книги раздела Невиим (“Пророки”). Общая характеристика структуры и поэтики второй части канона – Пророки. Эпические книги второй части и их жанровые модификации. Жанровые отличия между эпическими книгами второй части и пророческими сочинениями. Книга Йехошуа бин Нуна (Иисуса Навина) как образец библейского воинского эпоса. Сходства и отличия от эпических сказаний других народов. Магическая сила Слова и символика чуда. Иисус Навин как продолжатель дела пророка Моисея и суровый ревнитель веры. Значение эпизода “Собор Иисуса Навина”. Проблема свободы воли и ответственности. Реминисценции из Книги Иисуса Навина в европейской поэзии (“Собор Иисуса Навина” Р. М. Рильке, “Слово” Н. С. Гумилева и др.). Книга Судей (Шофтим) как историческая хроника с элементами воинского эпоса. Древнейшие фольклорные пласты Книги Судей. Концепция истории в осмыслении библейского повествователя. Образы Судей – Деворы, Гедеона, Иеффая и его дочери, Самсона – и их интерпретации в мировом искусстве. Трагедия Й. ван ден Вондела “Иеффай”. Роман Л.Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Образ Самсона в творчестве А. Мантеньи, Тинторетто, Л. Кранаха, А. Ван-Дейка, П. П. Рубенса. Серия картин Рембрандта о Самсоне. Трагедия Г. Сакса “Самсон”, “школьная драма” датчанина Иеронима Ранха “Пленение Самсона”, драматическая поэма Дж. Милтона “Самсон-борец”. Образ Самсона в творчестве А. де Виньи, Ф. Ведекинда, Л. Н. Андреева. Образ Самсона в лирической поэзии: “Самсон” У. Блейка, “Сампсон” Н. М. Языкова, “Самсон” И. А. Бунина и др. Образ Самсона в музыке: оратории А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя “Самсон”, опера Ж. Ф. Рамо (на либретто Вольтера), опера К. Сен-Санса “Самсон и Далила”. Духовные, нравственные, гражданские коллизии 1–2-й Книг Самуила и 1–2-й Книг Царей (1–4-й Книг Царств). Проблема личности и истории в Книгах Царств. Проблема монархической власти. Автократия и истинная теократия. Коллизия “пророк и царь” как центральная коллизия Книг Царств: Шемуэль (Самуил) и Шауль (Саул), Натан (Нафан) и Давид. Эпическая широта и психологическая многомерность образа царя Давида. Рождение мессианской идеи и ее значение для последующей культуры. Развитие образа Давида в последующих еврейской (Аггада и Мидраш), христианской, мусульманской (сказания о Дауде) традициях. Образы Саула и Давида в мировом искусстве и литературе: специфика рецепции на различных этапах историко-культурного развития. Образ Саула и Давида в изобразительном искусстве: “Саул у Эндорской волшебницы” Н. Ге; Давид в скульптурах Донателло, Вероккьо и Микеланджело; интерпретации образа Давида в творчестве Тинторетто, Караваджо, Пуссена, Рембрандта; сюжет с Вирсавией в европейской живописи (Рубенс, Йорданс, Пуссен, Рембрандт, Тьеполо и др.); образ Давида в творчестве Рафаэля и его учеников. Образ Давида в творчестве М. Шагала. Образ Давида в музыке: оратория Моцарта “Давид”, кантата Ж. Бизе “Давид”, симфоническая поэма Й. Вагенара “Саул и Давид”, оратория А. Онеггера “Давид”, симфония М. Авидома “Давид”, оперы Л. Кортезе “Давид, царь-пастух”, Д. Мийо “Давид” и др. Осмысление образа Саула и Давида в мировой литературе: латинская поэма “Давидиада” Марка Марулича, зиннеспел К. ван Мандера “Давид”, трагедии “Неистовый Саул”, “Голод, или Гаваонитяне” Ж. де Ла Тайя, “Царь Давид”, “Давид в изгнании” и “Давид восстановленый” Й. ван ден Вондела; поэма Дж. Драйдена “Авессалом и Ахитофель”; трагедия В. Альфьери “Саул; “Давид” Ф. Г. Клопштока, “Царь Давид” Р. Зорге; драматическая поэма С. Соловьева “Саул и Давид”; “Душа моя мрачна...” (“Еврейская мелодия. Из Байрона”) М. Лермонтова, баллада Л. Мея “Эндорская прорицательница”; “Царь Давид” Г. Гейне; стихотворения Р. М. Рильке “Саул во пророках”, “Давид поет Саулу”, “Ависага” и др.; “Мелхола” А. А. Ахматовой. Образ Давида-Псалмопевца в русской поэзии. Специфика интерпретации образа Давида в романе С. Гейма “Книга царя Давида”. Образ царя Шеломо (Соломона) в Книгах Царств. Идея избранности как особой взысканности вниманием Господа и ответственности перед историей. Специфика интерпретации образа Соломона в последующей еврейской (аггадические сказания), христианской, исламской (круг сказаний о Сулаймане) традициях. Влияние аггадических мотивов (Соломон и Ашмедай, или Асмодей; чаша Соломона; печать Соломона) на европейскую литературу. Легенды о Соломоне в европейской средневековой литературе: немецкая поэма “Соломон и Морольф”, английские легенды о Соломоне и Мерлине, русские сказания о Соломоне и Китоврасе; древнерусские “Суды Соломона”. “Соломон и Маркольф” Г. Фольца. Зиннеспел фламандца К. ван Мандера “Соломон”. Трагедия Й. ван ден Вондела “Соломон”. “Школьная драма” датчанина Иеронима Ранха “Присяга царя Соломона”. Образ Соломона в русской лирической поэзии: “Соломон” М. Волошина, “Соломон” К. Липскерова, “Трон Соломона” И. Бунина, “Соломон” В. Брюсова, “Экклезиаст” Г. Шенгели и др. История Израильского и Иудейского царств в осмыслении библейского повествователя. Нравственность и верность Богу как основной критерий исторической правды. Противостояние пророков и неправедных царей. Образ пророка Элияху (Илии) и его интерпретация в последующей религиозной традиции и мировом искусстве. Специфика рецепции образа пророка Илии в баварской средневековой поэме “Муспилли”: соединение ветхозаветных и новозаветных представлений, борьба Илии с антихристом. Образ Ильи-пророка в славянских культурах. Илья-пророк и Илья Муромец. Образы и сюжеты Книг Царств в европейской литературе: трагедии Р. Гарнье “Еврейки” и Ж. Расина “Аталия” (“Гофолия”); трагедии Й. ван ден Вондела “Адония, или Бедственное властолюбие” и “Разрушение Иерусалима”; пьеса Симеона Полоцкого “О Навходоносоре-царе”; “Еврейские мелодии” Дж. Г. Байрона; “И тамо Господь” В. К. Кюхельбекера; “Илия – Богу” и “Бог – Илии” Ф. Н. Глинки, “Навуходоносор” А. С. Хомякова, “Мелодия” С. Ф. Дурова; образы и мотивы Книг Царств в лирике Р. М. Рильке, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Брюсова и др. Пророческая книга как уникальный жанр древнееврейской литературы. Феномен пророческого сознания. Письменные пророки – первые творческие индивидуальности в древнееврейской литературе. Философско-этическая концепция пророков. Пути Богопознания и осмысление истории. Примат этики над внешним культом. Социальная критика и мессианская идея в книгах пророков. Универсальная эсхатология пророческих книг. Жанровый синкретизм пророческих книг и особенности их стилистики. Первые письменные пророки: Амос, Хошеа (Осия). Особенности мировидения и поэтического стиля. Жизнь и деятельность великих пророков – Йешаяху (Исаии), Йирмеяху (Иеремии), Йехезкеля (Иезекииля), неповторимость их духовного облика. Философское и художественное своеобразие книг великих пророков. Значение пророческих книг в нравственном развитии человечества. Влияние их стилистики на литературную традицию. Образ пророка в мировом искусстве и литературе. Тема пророка в русской поэзии (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Ф. Н. Глинка, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. Голенищев-Кутузов, К. Фофанов, С. Фруг, Н. Минский, Д. Мережковский и др.). Образ пророка и топика пророческих книг в поэзии Х. Н. Бялика. Образы пророков в поэзии Р. М. Рильке. “Видение Иезекииля” М. Волошина. Книги раздела Кетувим (“Писания”). Общая характеристика структуры и жанрового состава раздела. Лирические жанры в составе ТаНаХа. Книга Хвалений (Псалтирь) – философское и духовное ядро ТаНаХа, вершина библейской и мировой лирики. Проблема авторства. Отражение личности царя Давида в Псалмах. Религиозно-философская проблематика и художественное своеобразие Псалмов, их воздействие на последующую религиозную и литературную традицию: Кумранские гимны, средневековая еврейская литургическая поэзия, христианская гимнография (Бардесан, Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Андрей Критский и др.). Ф. Скорина о Псалмах. Традиция переложения Псалмов в мировой поэзии: М. Лютер, Т. де Бёз, К. Маро, Гаррос, Ж. Де Спонд, С. Сертон, Ж. Констанс, Т. А. д’Обинье, Й. ван ден Вондел, Дж. Милтон, английские поэты-метафизики, М. Опиц, А. Грифиус, П. Герхардт, И. Гундулич, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин (“Властителям и судиям” – переложение Псалма 81-го), И. А. Крылов, Ф. Н. Глинка, А. С. Грибоедов, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, Л. А. Мей и др. Традиция целостного переложения Псалтири: 150 псалмов Бардесана, “Псалтирь” Яна Кохановского, “Псалтирь охлаждающая” К. Кульмана, “Псалтирь рифмотворная” Симеона Полоцкого, “Псалтирь в стихах” Досифея, “Псалтирь словинская” Игнята Джурджевича, “Псалтирь” В. К. Тредиаковского и др. Переложения Псалмов в поэзии модернизма (немецкие поэты-экспрессионисты, Н. Закс, П. Целан и др.) и постмодернизма (Г. Сапгир). Переложения Псалмов в поэзии Р. Бородулина. Музыка на темы Псалмов: Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, А. Шёнберг и др. “Симфония Псалмов” И. С. Стравинского. Образ Давида-Псалмопевца в мировой поэзии. Шир ха-Ширим (Песнь Песней) как шедевр древнееврейской и мировой поэзии. Проблема жанра. Лирико-драматический характер поэмы. Особенности композиции, метафорики, ритмики. Символичность текста, многообразие интерпретаций. Генезис аллегорической и мистической интерпретаций в еврейской и христианской традициях. Ориген и его интерпретация Песни Песней. Мотивы Песни Песней в еврейской литургической и светской поэзии эпохи Средневековья (Шеломо Ибн Гвироль, Моше Ибн Эзра, Йехуда ха-Леви). “Толкование на Песнь Песней” Григора Нарекаци. Песнь Песней и европейская мистическая традиция (Мехтильда Магдебургская, Мейстер Экхарт, Я. Бёме). Песнь Песней и немецкая мистическая поэзия ХVII века. Вольтер и Песнь Песней. Новое открытие Песни Песней в культуре позднего немецкого Просвещения. Переводы и интерптретации И. Г. Гердера и И. В. Гёте. Воздействие образности и стилистики Песни Песней на мировую литературу: мотивы Песни Песней в мировой поэзии (Дж. Марино, Л. де Гонгора, М. Опиц, А. Грифиус, И. В. Гёте, Новалис, К. Брентано, Г. Гейне, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. А. Фет, Л. А. Мей, С. Фруг, К. Фофанов, М. Лохвицкая, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, С. Черный, Л. Яффе, Г. Чулков, Саша Черный, С. Соловьев, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Шершеневич, Б. Кушнер, А. Грунтовский, И. Ивановский и др.); роман Шолома-Алейхема “Песнь Песней”; повесть А. И. Куприна “Суламифь”. Мотивы Песни Песней в белорусской поэзии: З. Бядуля, Ф. Жичка, Р. Бородулин. Кинот (Плачи), или Книга Плача Иеремии, как траурная лирическая поэма. Связь с древней месопотамской традицией плача по разрушенным городам. Проблема авторства. Особенности поэтики. Влияние на дальнейшую еврейскую и европейскую поэтическую традиции: синагогальные плачи, “Плач об убиенном народе Израиля” Й. Каценельсона; переложения Плача Иеремии европейскими поэтами (М. Опиц и др.); армянские плачи (“Плач” Мовсеса Хоренаци, или Моисея Хоренского, из его “Истории Армении”; “Плач о взятии Иерусалима” Нерсеса Мокаци, “Плач пророка Иеремии” Мартироса Крымеци; “Плач о граде великом Евдокии” Степаноса, “Плач о гибели города Токата” и “Плач о Валахии” Акопа Токатци, “Плач о стране Армянской” Ованеса Маквеци и др.). “Литература премудрости” в составе ТаНаХа. Машаль (притча) и ее варианты в ТаНаХе. Притча как афоризм, как образное уподобление ситуации и как короткий рассказ, иллюстрирующий нравственный и философский тезис. Влияние притч ТаНаХа на евангельские притчи и на становление жанра притчи в мировой литературе. Ф. Скорина о жанре притчи в библейском каноне. Мишлей (Книга Притчей Соломоновых) как древнейший сборник древнееврейской афористики. Связь с общей афористической традицией Древнего Ближнего Востока и кардинальные различия в миросозерцании. Единство текста, его композиционные и стилевые особенности. Элементы гомилетики. Жанр басни в составе Книги Притчей. Образ Премудрости в Книге Притчей. Философско-этическая концепция и художественное своеобразие книги. Развитие идей Книги Притчей Соломоновых в Книге Премудрости Соломона и в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Воздействие Книги Притчей на последующую культуру, на религиозную и светскую афористику. Вариации на темы Книги Притчей Соломоновых в мировой поэзии (“Из Притчей Соломоновых” Ф. Сологуба и др.). Философская поэма об Иове (Книга Ийова, или Иова) — один из шедевров мировой литературы. Проблема теодицеи в контексте древних ближневосточных литератур и своеобразие ее постановки в Книге Иова. Особенности архитектоники, композиционного решения, стилистики поэмы. Глубина и неоднозначность подхода к сложнейшим экзистенциальным проблемам человеческого бытия. Различные интерпретации Книги Иова и ее рецепция в мировой культуре и литературе: аллюзии в творчестве Шекспира (“Король Лир”) и Гёте (“Пролог на небе” к “Фаусту”); топика Книги Иова в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского; осмысление Книги Иова в философии С. Кьеркегора; Иов в интерпретации современных экзистенциалистов; роман Й. Ротп “Иов”; проблематика Книги Иова в творчестве Э. Визеля. Образ Иова в мировой лирической поэзии. Переложения книги Иова (“Ода, выбранная из Иова” М. В. Ломоносова, “Иов” Д. Мережковского, “Иов” В. Шилейко, “Скорбь Иова” К. Фофанова, “Левиафан” М. Волошина, “Скребет себя на пепле Иов...” И. Эренбурга, “Иов” Г. Раевского и др.). Кохэлет (Экклесиаст), его философский смысл и художественное своеобразие. Мотив бренности бытия. Сознание смыслоутрат и поиски преодоления абсурдности бытия. Иудейская природа скепсиса Кохэлета. Вечные проблемы человеческого бытия и сознания в Экклесиасте. Мотивы Экклесиаста в еврейской поэзии. Переложение Экклесиаста, выполне ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|