Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Движение и развитие. Концепции развития.





Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории, абсолютизирующие одни формы движения и игно­рирующие другие. Согласно теории круговорота, все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, завершаясь возвратом к исходной точке. В наиболее яркой форме, предполагающей абсолютное повторение пройденных стадий, идея круговорота выражена пифагорейцами: через каждые 760 000 лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяет уже пройденные ступени.

Французские материалисты XVIII в. разработали понятие об атрибутивности движения. Многие из них считали, что движение есть внутреннее, неотъемлемое, необходимое свойство материи, способ ее бытия. Мысль о неразрывной связи, единстве движения и материи проводил и Гегель.

Движение существует в разных формах. Но многие естествоиспытатели и философы — Галилей, Ньютон, Лаплас, Гоббс, французские материалисты XVIII в. — сводили все формы движения материи к механическому движению, перенося его законы на другие формы движения, игнорируя специфику последних. Такая позиция характерна для механистического материализма, который опирался на развитие механики.

С возникновением опытной науки Нового времени начинают формироваться представления о развитии как особом типе дви­жения, характеризующемся необратимостью, направленностью изменений, ведущих к возникновению нового качественного со­стояния материальных и идеальных систем. Идея развития становится предметом изучения естествознания и философии, возникают различные, порой противоположные взгляды на развитие, в которых по-разному объясняются его причины и закономерности.

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое — в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития — метафизика и диалектика.

 

                   
 
 
         
 

 


ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
ü всеобъемлюще (движется всё: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идёт постоянная работа живых организмов – работают сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество; Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг солнца (звёзд); звёздные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);
ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).
ü
Качественное - изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств
Количественное – перенос материи и энергии в пространстве
механическое движение;

ü физическое движение;
ü химическое движение;
ü биологическое движение;
ü
ü Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. ü Популяционное движение - кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, перехода от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путём ничем не обусловленного «взрыва»).
социальное движение.


 

 

1.Метафизика. Термин «метафизика» (греч. «после физики») возник в I в. до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания.

Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов, вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии. Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир.

       
 
 
   


ü по вопросу связей старого и нового: если диалектика признаёт наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
ü по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
ü по вопросу взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
ü по вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития;
ü в системе мышления: если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если не то, значит, это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
ü в отношении к окружающей действительности: диалектика видит мир во всём её многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное – белое»;
ü в отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учётом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
ü в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей.

2. Диалектика рассматривает мир в состоянии динамики (в развитии, в движении). Диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противополож­ностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея.

В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическую интерпретацию. Она основывалась на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика - диалектическое мышление.

Диалектика — это и теория, и метод. Как теория, концепция она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.

Основными, исходными положениями (принципами) диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи. Как было показано ранее, под связью в широком смысле понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира. Все, что существует, составляет отдельные, относительно самостоятельные, обособленные друг от друга предметы, явления, процессы. Но их отдельность, обособленность — относительна, они находятся в разнообразных связях друг с другом, образуя единое бытие. Среди многообразных связей - внутренних и внешних, необходимых и случайных, существенных и несущественных - особое место занимают актуальные связи, называемые взаимодействиями. Взаимодействием называется связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения. Элементарные частицы, молекулы и атомы, растительный и животный мир, природа и общество не просто взаимосвязаны, они взаимодействуют, следовательно, изменяются. Но изменение есть не что иное, как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.

Принцип развития.

Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для повторяющихся изменений системы, не ведущих к изменению ее качества. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Развитие — сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедлен­ным, прогрессивным и регрессивным. В отличие от других раз­новидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие — это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот ис­точник — противоречия в самом объекте.

 

 

             
 
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности
 
   
 
   
 
Главная проблема диалектики – что такое развитие?Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причём не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения
 

 

 


ü единства и борьбы противоположностей;
ü перехода количества в качество;
ü отрицание отрицания.

 
 


ü охватывают все сферы окружающей действительности;
ü раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

       
   
является основной
 
 
Движение является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определённом месте и одновременно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире

 

 

                   
 
   
     
     
 
 
     
 
 


ü внешние и внутренние (наиболее распространённые виды связей);
ü непосредственные и опосредованные;
ü генетические и функциональные;
ü пространственные и временные;
ü случайные и закономерные.

                       
   
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность
   
 
 
   
Причинность – наличие таких связей, где она порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными
   
 
 
   
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда
   
 
 
   
Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем
 
 
 
   
 
   


ü сущность и явление;
ü форма и содержание;
ü причина и следствие;
ü единичное, особенное, всеобщее;
ü возможность и действительность;
ü необходимость и случайность.

Законы диалектики.

1. Единство и «борьба» противоположностей — один из универсальных законов диа­лектики. Закон проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает: всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они од­новременно находятся в единстве и взаимоисключении (борь­бе). Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и взаимоисключением противоположностей может давать им­пульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к ис­чезновению старого и рождению нового качества.

Таким образом, закон основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противопо­ложные стороны свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без измен­чивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимо­проникновения. Единство — важная сторона отношения проти­воположностей.

Другая сторона этого отношения — взаимное отрицание проти­воположностей, их «борьба». Противоположности находятся в от­ношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия воз­никают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению но­вого качества, а это значит, что движение и развитие не привно­сится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.

       
 
 
   


ü борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
ü борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побеждённая сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
ü антагоническая борьба, где одна сторона может выжить только за счёт полного уничтожения другой.
ü содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
ü солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
ü нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
ü мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

ü Каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием.
ü Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
ü Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нём есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 
 


2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Сущность закона можно сформулировать следующим образом: мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накаплива­ясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызы­вают коренные, качественные изменения.

Количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения.Переход происходит не из количества в ка­чество, а из старого качества в новое качество. Однако пере­ход старого качества в новое неизбежно сопровождается ко­личественными изменениями.

Качественные различия в свою очередь порождают коли­чественные различия. Становятся иными такие свойства эле­ментов, как теплопроводность, температура плавления и т. д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размно­жаться и занимать большие пространства.

Развитие не есть лишь про­стое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всег­да ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Скачокэто философская категория, выражаю­щая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким обра­зом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывнос­ти.

       
 
 
   


ü Качество – тождественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета.
ü Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объём, вес, размер и т. д.).
ü Мера – единство количества и качества.
ü При определённых количественных изменениях обязательно меняется качество.
ü Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, при закипании воды произойдёт коренное изменение качества воды – она перейдёт в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком.
ü В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти незаметно, эволюционно. Примером может служить древнегреческая апория «Куча»: «При добавлении какого зерна совокупность зёрен превратится в кучу?»

Отрицание отрицания

Р

азвитие - это поступательное движение к новому качеству, которое предстает как результат взаимосвязанных перехо­дов от старого к новому. Без отрицания старого возникно­вение и созревание нового невозможно. При этом отрицание старого не означает его полного уничтожения. Оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает и исчезает отжившее. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность.

Такое отрицание называется диалектическим отрицанием, выражающим противоречивую природу поступательности и преемственности в процессе развития, характеризующее возникновение нового и от­носительную повторяемость, необходимость моментов старого.

Таким образом, исходное состояние в силу противоречивой при­роды развития превращается в свою противоположность, свое отрицание, что, в свою очередь, неизбежно подлежит превраще­нию уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания. Развитие как бы повторяет пройденные стадии, но на новой, более высокой ступени. Весь процесс развития предстает как определенная последователь­ность циклов и образно выглядит в виде расширяющейся спира­ли, указывающей общее направление, тенденцию развития.

Итак, если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает причину, источник развития, объясняет, почему есть движение, развитие, а закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития, объясняет, каков характер этого процесса и как он совершается, то действие закона отрицания отрицания обнаруживает направление и итог, результат развития — в каком направлении и к чему ведет раз­витие.

                       
 
 
       
 
   
   
Развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие
 

 

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.