Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Единство материи и движения. Основные формы движения.





С точки зрения материалисти­ческой диалектики движение неразрывно связано с мате­рией, является способом ее существования, ее неотъемле­мым атрибутом. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. Существует движущаяся материя или, что то же самое, материальное движение. Быть, — значит быть в движе­нии.

Определение движения как всякого изменения вообще выра­жает то, что все существующее находится в постоянном стремле­нии к другому, измененному состоянию. Но изменяется только сохраняющееся, то, что имеет относительную устойчивость и на­ходится в относительном покое. В широком философском смысле движение есть разрешение противоречий между сохранением и изменением. Движение носит абсолютный характер, покой — относительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно обречено на изменение. Движение — вечно, абсолютно. Изменение в противоречивой природе движения выступает как ведущая, определяющая противоположность. Противоречивая природа движения выражается не только в понятиях устойчивости и изменчивости, но и в других категориях: прерывности и непрерывности, качества и количества, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение — вечно, оно не привносится извне, не берется ни­куда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой противоречивой природе мате­риального мира. Движение — не внешнее свойство материи, ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способ ее существования. В этом смысле природа движения абсолютна, так как абсолютна сама материя. Эта абсолютность сражается в объективности движения, в несотворимости и неуничтожимости, его универсальность в том, что оно есть самодвижение. Вместе с тем движение относительно, так как всегда существует и проявляется в различных конкретных изменчивых формах, каждая из которых не может быть представлена как исключительная, наиболее важная в изучении всего многообразного движения. Познание движения осуществляется через изучение отдельных преходящих его форм. И понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения одних форм движения к другим.

Клас­сификация форм движения материи (Ф. Энгельс):

-механическая;

-физическая;

-химическая;

-биологи­ческая;

-социальная.

Данная клас­сификация была разработана во второй половине ХIХ века и основывалась на знаниях того времени. Учитывая это обстоя­тельство, Энгельс не считал данную им классификацию закон­ченной. Современная наука располагает новейшими научными данными. Поэтому, признавая справедливость основополагаю­щих принципов классификации основных форм движения ма­терии, которую дал Энгельс, многие современные ученые ста­вят вопрос о необходимости ее уточнения и изменения. Напри­мер, понимание механической формы движения материи осно­вывалось прежде лишь на классической механике. Современная наука установила наличие и других механик. Поэтому если раньше считали, что механическая форма движения включает в себя лишь количественные изменения, то теперь установлено, что она несет в себе и качественные изменения. В настоящее время стало известно много нового и о других формах движе­ния материи, например, о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.

Однако выделенные Энгельсом основные формы движения материи не противоречат современному научному знанию. Дан­ная классификация, во-первых, не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, так как целое есть не про­стая сумма частей; во-вторых, она раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат в себе более простые, низшие.

 

Пространство и время

К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время.

Античные атомисты считали, что все состоит из материальных частиц — атомов и пустого пространства. Ньютон рассматривал простран­ство и время в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения; они, по его представлениям, есть «вместилища», в которых расположены различные тела и происходят события.

Согласно взглядам объективных идеалистов, пространство и время, существуя объективно, являются производными от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Гегель, не­отомисты)

Так, в учении Гегеля пространство и время есть результат саморазвивающейся абсо­лютной идеи. Он писал: «Идея, дух стоит выше времени, потому что таковой составляет понятие самого времени. Дух вечен, су­ществует в себе и для себя, не увлекается потоком времени, по­тому что он не теряет себя в одной стороне процесса».

В субъективно-идеалистической философии пространство и время рассматривают как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Данной точки зрения придерживались Бер­кли, Юм, Мах, Авенариус и др. Близка к этим взглядам и кон­цепция И. Канта. Он утверждал, что пространство и время суть чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что они не являются свойствами самих вещей, а даны до всякого опыта (априорно), являются формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия.

Дальнейшая история развития учений формировала взгляды, согласно которым пространство и время суть формы движущейся материи, вне пространства и времени движение материи было бы невозможно, т.е. развивалось понимание пространства и времени как свойств объективного мира. С этой точки зрения перцептуальное (личное) пространство и время представляет собой образ (ощущение, чувственное восприятие, представление) в сознании человека, в определенной мере соответствующий реальному пространству и времени. Упорядоченность наших ощущений, восприятий, представлений определяется упорядоченностью самих реальных тел и событий объективного мира. В самой действительности одни тела находятся рядом с нами, другие — дальше, справа, слева и т.д., а события происходят раньше, позже и т.п. Но наши чувственные образы пространства и времени нельзя безоговорочно переносить, «проецировать» на реальный мир. Вопрос о существовании объективного простран­ства и времени значительно сложнее, чем он представляется на первый взгляд.

Поиски ответов на вопрос о соответствии нашего перцептуального пространства и времени их объективному содержанию неизбежно приводили к разработке философских и естественно-научных понятий, к созданию различных математических моделей, способных более точно воспроизвести, выразить реальное пространство и время, полнее выявить соотношение субъективного и объективного в данной проблеме. Так возникло концептуальное пространство и время (лат. - понимание, система).

На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время — субстанциальная и реляционная:

- субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность;

- реляционное понимание (лат. — относительный) рассматривало их как объективные формы существования тел и событий (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время — особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.

Реляционное понимание пространства и времени как всеобщих форм существования движущейся материи было последовательно и ясно сформулировано и обосновано Ф. Энгельсом. Оно получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. Суть данного понимания заключается в том, что пространство и время — формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания — движущейся материи, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими, объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах движения материи, поэтому пространственно-временная структу­ра Вселенной не одна и та же для разных ее частей, для разных уровней и форм движения материи. Отсюда следует, что понять действительную природу пространства и времени независимо от движения материи невозможно, свойства пространственно-вре­менной структуры определены материальным движением. Про­странство и время находятся в единстве друг с другом, с движе­нием и материей.

Пространство и время имеют общие характеристики как непо­средственно связанные между собой формы существования мате­рии:

-объективность;

-абсолютность (в значении всеобщности и необходимости);

-относительность (зависимость от конкретных свойств, особенностей, видов и состояний материи);

-единство непрерывности (отсутствие пустого пространства) и прерывности (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет пространственные и временные границы);

-бесконечность.

Вместе с тем пространство и время имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.

Многообразие всех свойств и отношений различных материальных объектов составляет объективное содержание реального пространства.

Пространство — объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженностъ, взаимное расположение, структурность и сосущеествование.

Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании разных элементов. В совокупности различных положений элементов образуется определенная система сосуществования, пространственная структура, которая имеет специфические свойства: трехмерностъ, непрерывность и прерывность, симметрия и ассиметрия, распределение вещества и полей, расстояние между объектами, их местоположение и т.д.

Реальное пространство трехмерно. Трехмерность органически связана со структурностью различных объектов и их движением. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений (координат). Утверждения о многомерности реального пространства не подтверждаются никакими опытами, экспери­ментами и т.п. Обычно многомерное пространство используется в математике и физике для более полного описания процессов микромира, которые не могут быть наглядно представлены. Данные «пространства» являются абстрактными, концептуальными, предназначенными для выражения функциональных связей между различными свойствами сложных процессов микромира. Теория относительности пользуется четырехмерностью: к пространственным измерениям прибавляется время (четвертое измерение). Это свидетельствует лишь о том, что данный объект с определенными пространственными координатами находится именно здесь в данное определенное время.

Время также имеет свои специфические свойства. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имею, место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временные интервалы между свершающимися событиями, отмечаем смену одних явлений другими.

Время - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний. Время существует как связь смены, чередования различных систем и их состояний, выражающая их длительность и последовательность существования, представляющая собой объективную, всеобщую форму связи сменяющих друг друга событий и явлений. Материальный мир и его всеобщие формы бесконечны и вечны. Но время существования каждой конкретной вещи, явления, события и т.п., конечно, прерывно, так как всякая вещь имеет начало и конец своего существования. Однако возникновение и разрушение конкретных вещей не означает их полного, абсолютного разрушения, меняются их конкретные формы существования, и эта последовательная связь смены конкретных форм бытия не­прерывна, вечна. Конкретные, преходящие и уходящие вещи и события включены в единый непрерывный поток вечности, через конечное, временное существование вещей проявляется их всеоб­щая связь, раскрывающая несотворимость и неуничтожимость мира во времени, т.е. его вечность.

Реальное время характеризует определенную направленность всех явлений и событий. Оно необратимо, асимметрично, всег­да направлено от прошлого через настоящее к будущему, его те­чение нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Иначе, время равномерно и предполагает строго определенную упорядоченность, последовательность моментов прошлого, настоящего, будущего. Эта одномерность, однонаправленность, необратимость течения времени определяется принципиальной необратимостью движения и изменения всех систем материального мира, его процессов и состояний, обусловлена необратимостью причинно-следственных связей.

Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно, в абстракции. В действительности же они составляют единую пространственно-временною структуру мира, неотделимы как друг от друга, так и от материального движения, именное естествознание полностью подтверждает и конкретизирует представления о единстве пространства, времени, движения и материи.

Понадобилось длительное время для возникновения новых идей, объясняющих, что пространственно-временная структура мира неоднородна, что «плоская» геометрия Евклида не является абсолютным, полным выражением реальных пространственных свойств. Так, русский ученый Н.И. Лобачевский создав в 20-х гг. XIX в. новую геометрию, обосновал идею зависимости пространственных свойств от физических свойств материи. Лобачевский показал, что реальные пространственные формы принадлежат самому материальному миру, определяются его свойствами, а различные положения геометрии лишь более или менее правильно выражают отдельные свойства реального пространства, имеют опытное происхождение. В этом смысле, становится ясным, что все многообразие свойств бесконечного пространства нельзя выразить лишь одной геометрией Евклида, поэтому и возникли другие геометрии.

Развитие познания о реальном пространстве и времени позволяет нам постоянно уточнять, совершенствовать и изменять наши представления о них как объективных, всеобщих формах движения материи. Пространство и время не являются абсолютными, неизменными, так как они определены, обусловлены движущейся материей как форма своим содержанием и зависят от уровня организации материи и ее движения, их характеристики в разных материальных системах являются относительными, различными.

Особую структуру имеют пространство и время в социальных формах движения. Эти особенности вытекают из всей организационной деятельности людей, которые обладают волей, па мятью, переживанием тех событий, участниками и очевидцами которых они являются. Следовательно, мы уже имеем дело с характеристиками исторического пространства и времени, с особенностями психологического времени, связанного с субъективным переживанием и т.п.

Философия, основываясь на обобщении достижений в изучении пространства и времени современной наукой, рассматривает их как объективные, всеобщие формы бытия материи, необходимые условия существования материального движения.

       
 
 
   

                           
   
Подходы к проблеме
 
     
 
   
Теории относительности Альберта Эйнштейна (середина XX в.). Согласно данной теории пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Теория подтвердила правильность реляционной теории, то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины
 
   
 
 
   
 
 
   
 
   


ü время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смена состояний) данных объектов в процессе их развития;
ü пространство – форма бытия материи, которая характеризует её протяжённость, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой;
ü время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.






Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.