Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. ПРОБНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЙ





В свете всего сказанного выше можно предложить пробную теорию, учитывающую все, что можно считать весомым вкладом ученых в исследование Нового Завета.

Этап 1. Апостольские проповедники уделяли исключительное внимание повествованию о Страстях Господних, но они не могли изложить его отдельно от другого материала. Поэтому в своих проповедях Петр дал связанное описание событий в жизни Иисуса (ср. его проповедь в Деян. 10.39 и далее), и оно могло стать стандартным образцом.

Этап 2. В то же время катехизические наставления давались новообращенным, что несомненно требовало определенного распределения этого материала. Основным содержанием катехизиса скорее всего были изречения Иисуса, специально выбранные под руководством Святого Духа. Такой катехизис мог иметь исключительно устную форму, либо исключительно письменную, либо смешанную. Последнее предположение весьма убедительно, и если оно верно, то позволяет полагать, что были изданы какие-то официальные трактаты в помощь учителям катехизиса. Методы, которые Церковь использовала в этом процессе, к сожалению нам не известны. Возможно, что этот первый катехизис был тесно связан с Евангелием от Матфея и существовал в своей первой форме на арамейском языке.

Этап 3. Марк, который был тесно связан с Петром и много раз слышал его проповеди, записал содержание его проповедей. В результате появилось Евангелие, в котором больше места отводилось делам, чем беседам. Вполне возможно, что Марк делал записи во время своего сотрудничества с Петром и позже использовал их, когда писал свое Евангелие. Если внешнее предание верно, то Марк и Петр были вместе в Риме, и после ухода Петра Марк записал свои воспоминания.

Этап 4. После того, как было написано евангелие от Марка, очевидно в Риме, Матфей получил его копию и расширил его, добавив довольно большой материал поучений из катехизиса и другого материала, в который входили и личные воспоминания. Многие изречения сохранились в беседах и были использованы Матфеем, чтобы связать учение с содержанием Евангелия от Марка.

Этап 5. Лука, который лично знал Марка, решил описать ход событий с самого начала (т.е. с пришествия Иисуса). Он изучил весь материал, который мог достать, и все устные свидетельства, данные ему очевидцами. По-видимому, он имел копию Евангелия от Марка, хотя получил ее только после того, как написал черновик, состоящий из поучительного и большого повествовательного материала (если верна теория какой-то формы Прото-Луки). Основной материал поучений он взял главным образом из катехизиса, когда был в Кесарии, где очевидно оставался некоторое время. Он мог даже иметь копию Евангелия от Матфея, хотя в этом нет никакой уверенности. Но если он использовал Евангелие от Матфея, то дополнил его материалом из устного предания. Катехизис, который имел Лука, сохранил более короткие беседы, чем мы имеем в Евангелии от Матфея. Это может объяснить разное расположение изречений у Матфея и у Луки. В целом очевидно легче объяснить особенности каждого, если Лука не использовал Матфея в качестве своего источника, но если оба независимо друг от друга заимствовали материал из катехизиса.

Этап 6. Вполне возможно, что сначала церкви пользовались только одним из трех Евангелий, потому что необязательно все они имелись в одной и той же области. Мы не можем с уверенностью определить сколько времени прошло, прежде чем все три стали известны, но обмен ими, как в случае с Посланиями Павла, вполне мог происходить. Легкость сообщения в древнем мире могла очень облегчить этот процесс. Но почему сохранились все три Евангелия? Разные акценты и содержания очевидно не помешали эвентуальному признанию всех трех. Не понимали ли первые христиане эти проблемы, или же они считали их неважными по сравнению с огромным преимуществом иметь множество свидетельств о жизни и учении Иисуса? Здесь также нельзя забывать, что они были людьми Духа, которые сразу же признали те литературные произведения, которые действительно были написаны под руководством Святого Духа, и потому считали, что сами по себе расхождения в повествованиях имеют откровенный характер.

Пройдя эти разные этапы, синоптические Евангелия могли принять формы, в которых мы их теперь знаем. Но нельзя упускать из виду экспериментальный характер этих предположений, потому что в конечном счете, наших данных недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод. В лучшем случае мы имеем дело только с догадками, в правильности которых не можем быть уверены, но мы можем утверждать огромное влияние, которое эти Евангелия имели на ранней стадии своей истории. Если еще не сказано последнего слова об их происхождении, то их важность во всей христианской истории бесспорна.

Примечания

1 Memory and Manuscript (1961).


2 В своей статье "The Gospel Tradition and its Beginning", in StEv (1959), pp. 43-65.


3 "Die Sprache im Neuen Testament", in Das Problem der Sprache in Theologie und Kirche (ed. W. Schneemelcher, 1959), pp. 21-55.


4 "Form-history and the oldest tradition", in Neotestamentica et Patristica (ed. W. C. van Unnik, 1962), pp. 3-13.


5 "The Gospel Tradition", in Neotestamentica et Patristica, pp. 14-34. Дэвис добавил к своей книге приложение (W. D. Davies, The Setting of the Sermon on the Mount (1964), pp. 464-480), в которой подверг критике Герхардссона. Однако последний выступил с зашитой своих воззрений в работе: Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity (1964). Хотя в общем признается, что Герхардссон зашел в своих рассуждениях слишком далеко, все-таки его исследования обладают несомненной ценностью, которая заключается в том, что он обратил внимание на иудейские методы устной передачи предания. Ср. также замечания Дэвиса в статье: W. D. Davies, "Reflexions on Tradition: The Aboth revisited", in Christian History and Interpretation (eds. W. R. Farmer, C. F. D. Moule and R. R. Niebuhr, 1967), pp. 127-159; а также: E. R. Sanders, The Tendencies of the Synoptic Tradition (1960), pp. 26 ff. Б. Герхардссон вкратце излагает свои более поздние воззрения: Gerhardsson, The Origins of the Gospel Traditions (1979).


6 M. Смит (M. Smith, JBL 82 (1963), pp. 169-176) выступил с резкой критикой Герхардссона за неправильное представление как о раввинистическом, так и о христианском предании. Смит утверждает, что у нас нет никаких данных в пользу существования техники запоминания в иудаизме до 70 г., и далее он обращает внимание на то, что Герхардссон не принимает во внимание многие иудейские группы, а рассматривает только фарисеев. Смит полагает, что эти части Мишны, которые касались повседневной жизни (в противовес историческим трактатам), написаны раввинами во втором веке от Р.Х. Более того между раввинистическим и новозаветным материалом существует значительная разница, что необходимо принимать во внимание, хотя это в целом по признанию критика не отвергает гипотезу Герхардссона. Вполне возможно, что различные типы материала требовали применения разных техник его запоминания, однако сведения об этом в I в. настолько скудны, что трудно сформировать какое-либо определенное мнение относительно данной проблемы. Ср. также: W. S. Green, "What's in a name? - The Problematic of Rabbinic "Biography"", in Approaches to Ancient Judaism: Theory and Practice (ed. W. S. Green, 1978).


7 "Le Role de la Tradition orale dans la composition des Evangiles synotiques", in La Formation des Evangiles (ed. J. Heuschen, 1957), pp. 70-84. Ср. также: idem, Jewish Hermeneutics in the Synoptic Gospels and Acts (1954), pp. 177 ff.


8 Testimonies, I (1916).


9 Primitive Gospel Sources (1951).


10 According to the Scriptures (1952).


11 Рассмотрение Иисуса Христа как Учителя представлено в книге Кертиса: W. A. Curtis, Jesus Christ the Teacher (1943). Автор проводит параллели между методами обучения Иисуса и методами раввинов, причем показывает превосходство в этом Христа.


12 См. дальнейшее обсуждение этой позиции в следующем разделе.


13 Memory and Manuscript (1961), pp. 157 ff.


14 Герхардссон (Gerhardsson, op. cit., p. 335) полагает, что евангелисты "работали на основе установленного особого предания об Иисусе - предания, которое частично запоминалось, а частично записывалось в отдельные записки и личные свитки, однако вне всякого сомнения, что оно не испытало влияния других авторитетных учений того времени.


15 Необходимо решительно отвергнуть искусственные методы экспериментальной проверки передачи устного предания, подобные тем, которые проводил в аудиториях В. Тейлор: V. Taylor, Formation of the Gospel Tradition (1935), pp. 202-209. По мнению автора эксперимента его ценность обуславливалась тем, что он проводился среди студентов, чьи мыслительные процессы во многом определяются устной передачей. К. Гробель (К. Grobel, Form-geschichte und synoptische Quellenanalyse, 1937, p. Ill) подверг резкой, уничижительной критике этот метод, исследователь назвал его абсурдным, поскольку академическая атмосфера не может правильно воспроизвести условий, при которых это устное предание передавалось.


16 Многие ученые придерживаются предвзятого мнения о том, что Евангелия необходимо рассматривать под тем же углом зрения, что и любые другие книги (ср.: V. Taylor, The Gospels, p. 11; Т. Henshaw, New Testament Literature, 1952, p. 63). Однако это мнение спорно, так как Евангелия рассматривают уникальные события. В то же время эта уникальность не означает, что они вовсе не подлежат критическому исследованию. Это просто говорит о том, что не все методы, применяемые для других писаний хороши для Евангелий.


17 Вуд (Н. G. Wood, Jesus in the Twentieth Century, 1960, p. 80), подчеркивая уникальность Евангелий, обращает внимание на отсутствие точных литературных параллелей. Ср. также: Н. Е. W. Turner, Jesus, Master and Lord (1954), pp. 29 ff. Вне всякого сомнения, что там, где этот факт учитывается, он помогает избежать многих критических спекуляций, основанных на сомнительных параллелях.


18 См.: S. H. Hooke, Alpha and Omega, 1961, p. 137. Автор указывает на то, что в основе текстуальной критики, критики источников и метода "истории форм" лежит представление о Евангелиях, как о произведениях человеческой мысли, посвященных раскрытию способа искупления перед Богом. Исследователь присоединяется к выступлению Остина Фаррера против подобных воззрений, которые превращают авторов Евангелий в "бесцветных учеников".


Именной указатель

Абрахаме, Израиль /Israel Abrahams/ - иудейский библеист, исследователь новозаветной истории и иудо-христианской литературы, труды которого относятся к нач. нашего века.


Август /лат. Gaius Octavius, с 44 г. до Р. X. - Gaius lulius Caesar Octavianus, с 27 г. до Р.Х. - imp. Caesar Augustus ("священный" - употреблялось до этого только по отношению к божествам, стало входить в титулатуру последующих императоров), англ. Augustus/ - первый римский император (27 до Р.Х. - 14 от Р.Х.), внучатый племянник и приемный сын Цезаря, талантливый политик, объединивший под своей властью все Средиземноморье и установивший на всем пространстве Римской империи долгожданный мир (pax Romana) после длительного периода гражданских войн (133-30 до Р.Х.), - необходимое условие для распространения Благой вести; в его правление родился Христос (Лк. 2.1).


Августин, Аврелий /лат. Sanctus Aurelius Augustinus, в православной традиции -"блаженный", англ. Augustine/ (354-430) - еп. Гишюнийский с 395 г. (по названию города близ Карфагена - Hippo Regius), отец Церкви, крещенный в 387 г. Амвросием, богослов, философ, экзегет, аскет, апологет, критик пелагианства и манихейства, автор 93 трудов в 232 книгах, среди которых "Исповедь" (лат. "Confessiones"), "О граде Божьем" (лат. "De civitate Dei") и др.


Адриан, Публий Элий /лат. Publius Aelius Hadrianus, с 117 г. - imp. Caesar Traianus Hadrianus Augustus, англ. Hadrian/ - римский император (117-138), который продолжил политику гонений своего предшественника Траяна.


Аланд, Курт /Kurt Aland/ (p. 1915 г.) - немецкий протестантский специалист по Новому Завету и истории Церкви, составитель и редактор широко известных критических изданий Нового Завета на греческом языке.


Алло, Эрнест Бернар /Е. Bernard Allo/ (1873-1945) - французский католический экзегет, монах-доминиканец.


Альбертц, Мартин /Martin Albertz/ - немецкий протестантский модернистский библеист, сторонник метода "истории форм", современник Бультмана.


Альтхаус, (Август Вильгельм Герман) Пауль /(August Wilhelm Hermann) Paul Althaus/ (1888-1966) - немецкий лютеранский богослов и библеист, критик либерализма, проф. Эрлагенского ун-та (1925-1966).


Амвросиастер /лат., англ. Ambrosiaster/ - неизвестный автор "Commentaria in xiii epistolas beati Pauli" ("Комментарии к 13-и посланиям блаженного Павла"), названный так Эразмом в 1527 г.; тем самым Эразм отверг авторство Амвросия, принятое в Западной церкви; в 1908 г. А. Саутер доказал принадлежность труда "Quaestiones veteris et novi testamenti" этому же автору; скорее всего, этот римлянин жил ок. 375 г. и побывал в Испании, Италии и Риме; его экзегеза носит буквальный и практический характер и обнаруживает хорошее знакомство с иудейскими обычаями и культурой; его сочинения представляют значительный интерес для новозаветной библеистики ввиду использования им древнелатинской версии (до Вульгаты) Собрания писем Павла из 13 канонических Посланий (кроме Евр.).


Амвросий Медиоланскнй /лат. Sanctus Ambrosius Mediolanus, англ. Ambrose of Milan/ (ок. 339 - 397) - en. Медиоланский (совр. г. Милан) с 373 г., отец Церкви, богослов, экзегет, апологет и литургист, критик арианства, всеми силами утверждал в Западной церкви никейский символ веры и сформулировал по-латыни многие христианские догматы и доктрины, в т.ч. догмат о Троице и воплощении Иисуса Христа; автор ряда сочинений, среди которых: "De Fide ad Gratium" ("О вере в благодать"), "De Spirito Sancto" ("О Святом Духе"), "De Officiis Ministrorum", "De Mysteriis" ("О тайнах"), "De Sacramentis" ("О таинствах") и др.


Арндт, Вильям Фредерик /William Frederick Amdt/ (1880-1957) - американский лютеранский библеист, экзегет, специалист'по греческому языку Нового Завета и раннехристианской литературы, один из издателей известного англо-греческого словаря (1957).


Аулен, Густаф Эмануель Гильдебранд /Gustaf Emanuel Hildebrand Aulen/ (1879-1977) - шведский лютеранский богослов, библеист, литургист, музыкант и деятель экуменического движения, проф. Люндского ун-та (1913-1933), еп. Странгнаса (1932-1952), с 1952 г. - почетный проф. Люнда, вместе с А. Нигреном и Н. Зодербломом -основатель "Люндской школы", которая противостояла как лютеранской ортодоксии, так и либерализму L фон Гарнака.


Ахтемайер, Пауль /Paul Achtemeier/ - современный немецкий протестантский богослов и библеист, специалист по Новому Завету.


Баркли, Вильям /William Barclay/ (1907-1978) - шотландский пресвитерианский библеист и экзегет, специалист по экзегезе Нового Завета, автор широко известных комментариев, проф. ун-та в г. Глазго.


Баррет, Чарльз Кингли /Charles Kingly Barrett/ (p. 1917 г.) - англиканский библеист, специалист по Новому Завету.


Барт, Карл /Karl Barth/ (1886-1968) - швейцарский модернистский богослов, библеист и философ, один из самых влиятельных протестантских богословов XX в., основатель так называемой "диалектической теологии", или "теологии кризиса", привнесшей в богословие экзистенциалистские подходы, проф. Геттингенского, Мюнстер-ского, Боннского (1922-1935) и Базельского (1935-1962) ун-тов; его богословские воззрения неоднократно менялись: будучи консервативным швейцарским кальвинистом увлекся немецким классическим протестантским либерализмом Шлейермахера и Гарнака, который он окончательно подверг критике в 1919 г. из-за дискредитации категории веры и необоснованного социального оптимизма; став родоначальником христианского модернизма (не только протестантского, но и косвенным образом католического) с его акцентом на индивидуализме и отрицанием ценностей морали и церковной организации в вопросе спасения под конец своей жизни перешел к более умеренным позициям, в частности к признанию значения этики и церковности.


Бартон, Джордж Аарон /George Aaron Barton/ (ум. 1942 г.) - американский библеист и семитолог, проф. ун-та Пенсильвании (1922-1932) и "The Divinity School of Protestant Episcopal Church" (1921-1937), служитель квакерской (1879-1918) и епископальной (с 1918 г.) церквей.


Батлер, Бейсл /Basil С. Butler/ - британский библеист, выдвинувший в своей книге "The Originality of St. Matthew" (1951) идею приоритета Евангелия от Матфея.


Баур, Фердинанд Христиан /Ferdinand Christian Baur/ (1798-1860) - немецкий протестантский либеральный богослов, историк Церкви и экзегет, проф. Тюбингенского ун-та, основатель Тюбингенской школы.


Бауэр, Бруно /Bruno Bauer/ (1809-1882) - немецкий философ-гегелианец, автор ряда работ по раннему христианству, написанных в критическом духе.


Бауэр, Вальтер /Walter Bauer/ (p. 1877 г.) - немецкий лютеранский историк ранней Церкви и библеист, специалист по Новому Завету, проф. Марбургского (1903-1913), Бреслауского (1913-1916) и Геттингенского (с 1918 г.) ун-тов.


Баченен, Колин /Colin О. Buchanan/ - современный англиканский богослов и библеист, еп. Астонский.


Беа, Августин /Augustin Bea/ (1881-1968) - немецкий католический богослов, библеист и деятель экуменического движения, проф. (1927-1949) и ректор (1930-1949) Григорианского ун-та в Риме, редактор научного журнала "Biblica" (1931-1951), иезуит (с 1902 г.), архиеп. иезуитской провинции в Германии (с 1921 г.), личный исповедник папы Пия XII (с 1945 г.), кардинал (с 1959 г.), видный деятель I Ватиканского собора.


Беар, Френсис Райт /Francis Wright Beare/ - британский протестантский послевоенный богослов и библеист, специалист по Новому Завету.


Бейлли, Дональд Макферсон /Donald Macpherson Baillie/ (1887-1954) - шотландский пресвитерианский богослов, пастор и экуменический деятель, специалист в области систематического богословия.


Бекон, Бенджамин Виснер /Benjamin Wisner Bacon/ (ум. 1932г.) - американский конгрегационалистский историк раннего христианства, библеист и библейский археолог, специалист по Новому Завету, сторонник критики источников, проф. "Yale Divinity School" (1897-1932).


Бенуа, Морис Пьер /Maurice Pierre Benoit/ (p. 1906 г.) - французский исследователь Нового Завета, католический священник.


Беркит, Френсис Крофорд /Francis Crawford Burkitt/ (1864-1935) - английский протестантский библеист, текстолог, специалист по Новому Завету и сирийским текстам Писания, предвосхитивший с консервативных позиций метод "истории форм".


Берни, Чарльз Фокс /Charles Fox Burney/ (1868-1925) - англиканский библеист и семитолог, специалист по Ветхому Завету, проф. Оксфордского ун-та (1914-1925).


Берроуз, Миллар /Millar Burrows/ (p. 1889 г.) - американский протестантский богослов, кумрановед и библеист, президент "American Schools of Oriental Research" (1934-1948).


Бертон, Эрнест Дюит /Ernest Dewitt Burton/ (1856-1925) - американский баптистский библеист, проф. (с 1892 г.) и президент (с 1923 г.) ун-та в Чикаго.


Бертон, Эрнест де Вит /Ernest de Witt Burton/ - американский протестантский библеист и экзегет, автор известных комментариев к Посланию к Галатам (1921).


Биллербек, Пауль /Paul Billerbeck/ - немецкий библеист и семитолог, один из авторов "Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch" (1924).


Блеиклок, Эдвард Масгрейв /Edward Musgrave Blaiklock/ (1903-1983) - новозеландский баптистский библеист, экзегет, писатель и археолог, специалист по новозаветной библеистике и археологии, уроженец Англии, проф. Оклендского ун-та (до 1968 г.), президент Баптистского союза Новой Зеландии (с 1971 г.), кавалер Ордена Британской империи за научные заслуги и общественную деятельность.


Блек, Мэтью /Matthew Black/ (p. 1908 г.) - британский протестантский библеист, специалист по Новому Завету.


Борнкам, Понтер /Gunther Bornkamm/ (p. 1905 г.) - немецкий протестантский богослов, исследователь Нового Завета, сторонник движения "Новых поисков исторического Иисуса", проф. Гейдельбергского ун-та.


Боумен, Джон Вик /John Wick Bowman/ - американский протестантский богослов, библеист и экзегет, специалист по Новому Завету, проф. Богословской Семинарии в Сан-Франциско.


Браун, Реймонд /Raymond Brown/ (p. 1928 г.) - американский библеист, специалист по новозаветной экзегетике, католический священник.


Бриггс, Чарльз Огастес /Charles Augustus Briggs/ (1841-1913) - американский либеральный библеист и богослов, специалист по Новому Завету и древнееврейскому языку, в 1893 г. отстранен из-за либеральных воззрений от служения в пресвитерианской церкви и в 1898 г. рукоположен на служение в епископальной церкви.


Бромайли, Джеффри /Geoffrey W. Bromiley/ - современный американский библеист и филолог.


Бруннер, (Генрих) Эмиль /(Heinrich) Emil Brunner/ (1889-1966) - швейцарский реформатский модернистский богослов и библеист, пастор кантона Гларус (1916-1924), проф. ун-та в Цюрихе (1924-1955), ближайший сподвижник Карла Барта и один из основателей "диалектической теологии" и "неоортодоксии".


Брюс, Фредерик Фиви /Frederick Fyvie Bruce/ (1910-1990) - шотландский протестантский (Christian Brethren) консервативный библеист, специалист по экзегезе и греческому языку Нового Завета, один из авторов "Jesus of Nazareth" (1966), проф. Шеффилдского (1947-1959) и Манчестерского (1959-1978) ун-тов.


Буамар, Мари Эмиль /Marie Emile Boismard/ (p. 1916 г.) - французский библеист, специалист по Новому Завету, католический священник.


Бультман, Рудольф Карл /Rudolph Karl Bultmann/ (1884-1976) - немецкий протестантский модернистский богослов и историк религии, крупнейший представитель школы "истории форм", выступивший в 1941 г. с богословской программой "демифологизации" Нового Завета, проф. Марбургского ун-та (1921-1951).


Буссе, Иоганн Франц Вильгельм /Johann Franz Wilhelm Bousset/ (1865-1920) - немецкий протестантский либеральный историк религий, специалист в области патристики и исследователь Нового Завета, проф. Гиссенского ун-та (1916-1920), один из основателей школы истории религии.


Вейсс, Бернард /Bernard Weiss/ - немецкий протестантский консервативный библеист и экзегет, основные труды которого относятся к кон. ХГХ в.


Вейсс, Иоганн /Johannes Weiss/ (1863-1914) - немецкий протестантский либеральный библеист, специалист по Новому Завету, во многом предвосхитивший метод "истории форм" и положивший начало "эсхатологической школе" в библеистике.


Вейссе, Христиан Герман /Christian Herman Weisse/ (1801-1866) - немецкий протестантский библеист, исследователь Нового Завета, автор гипотезы о хронологическом приоритете Евангелия от Марка.


Веспасиан, Тит Флавий /лат. Titius Flavius Vespasianus, с 69 г. - imp. Caesar Flavius Vespasianus Augustus, англ. Vespasian/ - первый в римской истории император (69-79), получивший этот титул в провинции, полководец, руководивший подавлением Иудейского восстания (66-70), был провозглашен римскими легионами в Иудее императором (июль 69 г.), окончательно захватил власть в Италии в январе 70 г.


Весткотт, Брук Фос /Brooke Fos Westcott/ (1825-1901) - англиканский библеист и богослов, еп. Даремский (1889-1901), до 1890 - проф. Кембриджского ун-та (Regius Professor - проф., кафедра которого учреждена королем).


Викгрен, Аллен /Allen Wikgren/ - американский протестантский библеист, специалист по литературе и языку Нового Завета и раннехристианской литературы, проф. ун-та в Чикаго.


Викенхаузер, Альфред /Alfred Wikenhauser/ - немецкий протестантский библеист и богослов 1 пол. XX в., специалист по Новому Завету.


Виндиш, Ганс /Hans Windisch/ - немецкий протестантский библеист, сторонник критики источников, труды которого относятся к межвоенному периоду.


Винтер, Пауль /Paul Winter/ - немецкий протестантский библеист, специалист по Новому Завету, основные труды которого относятся к 50-м - 60-м гг. XX в.


Вителлий, Авл /лат. Aulus Vitellius, с 69 г. - imp. Caesar Vitellius Augustus Ger-manicus (Германский), англ. Vitellius/ - римский император (апрель - декабрь 69 г.), полководец, до 69 г. - легат в Нижней Германии, разгромивший Отона; после признания Веспасиана императором зверски убит римлянами, возмущенными его грабежами и бесчинствами.


Вреде, Вильям /William Wrede/ (1859-1906) - немецкий лютеранский либеральный библеист, исследователь Нового Завета, проф. Бреслауского ун-та (1893-1906).


Вульф, Бертрам Ли /Bertram Lee Woolf/ - британский протестантский библеист, труды которого относятся к межвоенному периоду.


Вуо, Лео /Leon Vouaux/ - французский католический библеист, специалист по Новому Завету, основные труды которого относятся к нач. XX в.


Гальба, Сервий Сулышций /лат. Servius Sulpitius Galba, англ. Galba/ - римский император (июнь 68 - январь 69), до 68 г. - легат в Северной Испании, возведенный к власти в результате восстания против Нерона; убит со своим приемным сыном сторонниками Отона.


Гарнак, (Карл Густав) Адольф фон /(Karl Gustav) Adolf von Harnack/ (1851-1930) - немецкий протестантский историк Церкви и богослов, один из влиятельнейших представителей либеральной теологии, проф. Берлинского ун-та (1888-1921), основатель и президент (1903-1911) Евангельского Социального Конгресса (англ. Evangelical Social Congress), директор Королевской библиотеки в Берлине (1905-1921).


Гаррис, Джеймс Рендел /James Rendel Harris/ (1852-1941) - английский конгре-гационалистский (до 1880 г.) библеист, востоковед, египтолог, палеограф и лингвист, специалист по Новому Завету, греческой палеографии и папирологии, с 1880 г. -квакер, проф. по палеографии Кембриджского ун-та (1893-1903), куратор рукописей библиотеки Джона Райленда (John Rylands Library, 1918-1925), первооткрыватель и исследователь многих древних рукописей.


Гаррисон, Эверет Фелконер /Everett Falconer Harrison/ (p. 1902 г.) - американский пресвитерианский богослов и библеист, проф. "Dallas Theological Seminary" (1928-1947) и "Fuller Theological Seminary" (1947-1980).


Гаек, Уорд, псевдоним Маршалла Шегшарда /W. Ward Gasque, E. Marshall Shep-pard/ - современный канадский протестантский библеист и историк ранней Церкви.


Генгель, Мартин /Martin Hengel/ - современный немецкий протестантский библеист и историк.


Геннеке, Эдгар /Edgar Hennecke/ - немецкий специалист по новозаветной и иудо-христианской апокрифической литературе.


Генхен, Эрнст /Ernst Haenchen/ - современный немецкий протестантский библеист и историк раннего христианства, специалист по Новому Завету.


Генри, Карл Фердинанд Говард /Carl Ferdinand Howard Henry/ (p. 1913 г.) -американский баптистский богослов, библеист, евангелист, общественный деятель, редактор "Christianity Today" (1956-1968), проф. четырех семинарий, президент Американского Богословского Общества (1979-1980), редактор и издатель сборника "Jesus of Nazareth" (1966) - ответа консервативного богословия неолиберализму и идее "смерти Бога".


Гердер, Иоганн Готфрид /Johannes Gotfried Herder/ (1744-1803) - немецкий ученый, философ, поэт, впервые оценивший Библию как памятник литературы, народной поэзии, автор устной гипотезы.


Гертнер, Бертиль /Bertil Gartner/ - немецкий протестантский послевоенный библеист и кумрановед, специалист по Новому Завету.


Герхардссон, Биргер /Birger Gerhardsson/ (p. 1926 г.) - шведский лютеранский консервативный библеист, один из авторов книги "Jesus of Nazareth" (1966).


Гесс, Иоганн Якоб /Johann Jackob Gess/ (1741-1828) - швейцарский протестантский богослов.


Гизелер, Иоганн Карл Людвиг /Johann Karl Ludwig Gieseler/ (1792-1854) - немецкий протестантский библеист и историк Церкви, обосновавший теорию Гердера об устном предании как источнике синоптических Евангелий.


Гингрич, Феликс Вильбур /Felix Wilbur Gingrich/ (p. 1901 г.) - американский протестантский ("Evangelical United Brethren Church") библеист, специалист по греческому языку Нового Завета и раннехристианской литературы, один из издателей известного англо-греческого словаря (1957 г.).


Гогель, (Анри) Морис /(Henri) Maurice Goguel/ (p. 1880 г.) - французский богослов и библеист, специалист по протестантскому богословию и раннему христианству, проф. Сорбонны.


Гольцман, Генрих Юлиус /Heinrich Julius Holtzmann/ (1832-1910) - немецкий протестантский либеральный богослов и библеист, автор гипотезы "Прото-Марка".


Гоппелыг, Леонард /Leonard Goppelt/ - современный немецкий протестантский богослов и библеист, специалист по богословию Нового Завета.


Грант, Роберт Мак-Куин /Robert McQueen Grant/ (p. 1917 г.) - американский епископальный библеист и историк ранней Церкви, проф. ун-та в Чикаго (с 1953 г.).


Грант, Фредерик Клифтон /Frederick Clifton Grant/ (p. 1891 г.) - американский англиканский богослов и библеист, проф. "Union Theological Seminary" (с 1938 г.), сторонник метода "истории форм".


Грисбах, Иоганн Якоб /Johann Jackob Griesbach/ (1745-1812) - немецкий протестантский богослов, исследователь Нового Завета.


Гроцнй, Гуго /Hugo Grotius, латинизированный псевдоним от Huig van Groot/ (1583-1645) - голландский протестантский ученый, юрист, богослов и государственный деятель.


Гудспид, Эдгар Джонсон /Edgar Johnson Goodspeed/ (1871-1962) - влиятельный американский протестантский библеист, экзегет и лингвист, специалист по Новому Завету, греческому и латинскому языкам, переводчик Нового Завета (1923) и сборника апокрифов Нового Завета (1938) на английский, проф. ун-та в Чикаго (1902-1937), сторонник критики источников.


Даль, Нильс Альструп /Nils Alstrup Dahl/ - современный шведский протестантский богослов и библеист, специалист по богословию Нового Завета.


Дана, Джеймс /James D. G. Dunn/ - современный британский протестантский богослов, проф. Даремского ун-та.


Даньелу, Жан /Jean Danielou/ - современный французский библеист и текстолог, специалист по Новому Завету, один из издателей "Studia Evangelica".


Де-Ветте, Вильгельм Мартин Леберехт /Wilhelm Martin Leberecht de Wette/ (1780-1849) - немецкий протестантский библеист, один из основоположников библейской научной критики.


Дейссман, Густав Адольф /Gustav Adolf Deissmann/ (1866-1937) - немецкий протестантский библеист и экуменический деятель, специалист по Новому Завету, проф. Гейдельбергского (1897-1908) и Берлинского (1908-1934) ун-тов.


Денни, Джеймс /James Denney/ (1856-1917) - шотландский пресвитерианский богослов, библеист и миссионер, специалист по Новому Завету и систематическому богословию, проф. "Free Church College" (Глазго, 1897-1917), под конец своего творчества перешел от либеральных к фундаментальным евангельским позициям.


Джеймс, Монтегю Роудс /Montague Rhodes James/ - британский библеист и текстолог нач. XX в., специалист по новозаветной литературе.


Джонсон, Шерман /Sherman Johnson/ - современный американский протестантский библеист, специалист по Новому Завету.


Дибеяиус, Мартин Франц /Martin Franz Dibelius/ (1883-1947) - немецкий лютеранский библеист, проф. Гейдельбергского ун-та (1915-1947), один из основоположников школы "истории форм".


Добшютц, Эрнст (Адольф Альфред Оскар Адальберт) фон /Ernst (Adolf Alfred Oscar Adalbert) von Dobschutz/ (ум. 1934 г.) - немецкий протестантский библеист, богослов и текстолог, специалист по Новому Завету, проф. ун-та в Галле (1913-1934).


Додд, Чарльз Гарольд /Charles Harold Dodd/ (1884-1973) - британский конгрега-ционалистский библеист, исследователь Нового Завета, богослов и экуменический деятель, проф. Манчестерского (1930-1935) и Кембриджского (1935-1949) ун-тов, обосновавший теорию "осуществленной эсхатологии" (англ, realized eschatology) в противовес немецкой либеральной теории "последовательной эсхатологии" (англ, consistent eschatology).


Домициан, Тит Флавий /лат. Titus Flavius Domitianus, с 81 г. - imp. Caesar Flavius Domitianus Augustus, англ. Domitian/ - римский император (81-96), сын Веспасиана, сводный брат и преемник Тита; убит в собственном дворце и предан проклятию из-за кровавых репрессий против невинных римских граждан и требований называть себя "господином" и "богом".


Драммонд, Джеймс /James Drummond/ (ум. 1918 г.) - английский протестантский библеист и богослов, проф. "New College" в Оксфорде (1889-1906).


Евсевий Кесарийский /греч. Evsebnos, лат., англ. Eusebius/ (ок. 260-340) - еп. Кесарийский, "отец церковной истории", автор "Хроник" (сохранилось только в армянском пер.) и компиляционного труда "Церковная история" в 10 кн. (лат. "Historia Ecclesia"), основная ценность которого заключается в том, что он сохранил до наших дней множество утраченных произведений раннехристианских писателей; написал также ряд апологетических, полемических, экзегетических сочинений, среди которых: "О богоявлении" (греч. pern ths qeofaneias /peri tes theophaneias/), "0 небесной иерархии" (лат. "De caeleste hierarhia"), "Об имени Божьем" (лат. "De divinis nominis"), "О церковной иерархии" (лат. "De ecclesiastica iеrarhiа"), приготовление к Евангелию" (лат. "Praeparatio evangelica"), "Доказательство в пользу Евангелия" (лат. "Demonstratio evangelica") и др.


Епифаний /Epiphanius/ (ок. 315-403) - еп. Кипрский, один из отцов Восточной Церкви, аскетический писатель, ересиолог и экзегет.


Ефрем Сирин /греч. Efraim O Svros, англ. Ephraim/ (нач. IV - нач. V вв.) - один из крупнейших сирийских отцов и учителей Церкви, уроженец г. Нисибис (Сирия), богослов, экзегет, проповедник и апологет, согласно Фотию, автор ок. 1000 трудов (265 переведены на русский).


Зеллин, Эрнст /Ernst Sellin/ (1867-1946) - немецкий протестантский библеист, исследователь Нового Завета, археолог.


Землер, Иоганн Соломон /Johann Salomo Semler/ (1725-1791) - немецкий протестантский богослов, один та основоположников либеральной протестантской теологии.


Игнатии, в православной традиции - Игнатий Богоносец /лат., англ. Ignatius/ (ок. 35 - ок. 107) - еп. Антиохийский, раннехристианский писатель и богослов, принявший мученическую смерть в Риме при императоре Траяне, автор семи пастырских посланий, адресованных римской и малоазийским церквям.


Иеремиас, Иоахим /Joachim Jeremias/ (1900-1979) - немецкий протестантский библеист, историк и экзегет, специалист по арамейскому языку.


Иероним Стридонский, Софроний Евсевий /лат. Sophronius Eusebius Hieronimus, англ. Jerome/ (347-420) - один из раннехристианских писателей и апологетов, vir trilinguis - "муж, владеющий тремя языками", автор "De viris illustrious" (О знаменитых мужах) и "Vitae patrum" (Жизнеописания отцов), переводчик Библии на латинский язык (канонические книги Ветхого Завета были переведены непосредственно с еврейского - хотя и с учетом существующих греческих переводов); его переводы легли в основу Вульгаты.


Иоанн Златоуст /греч. Iwannhs O Crvsostomos, от crvsos - "золото" и stoma -"уста", англ. Chrysostom/ (347-407) - архиеп. Константинопольский (с 397 г.), уроженец Антиохии, автор литургии, принятой в православной церкви, один из самых влиятельных экзегетов ранней Церкви.


Иосиф Флавий, римское имя Иосифа бен Матгафии (др.-евр. Йосэф бен Мат-титьяху), которое он получил, став вольноотпущенником Веспасиана и приняв по римскому обычаю его родовое имя (nomen gentilicium) Флавий /лат., англ. Josephus Flavius/ (37/38 - ок. 101) - уроженец Иерусалима, фарисей, назначенный в ходе Иудейской войны командиром галилейских повстанцев, перешел на сторону римлян; выдающийся историк, автор книг Иудейские древности" (англ. "Jewish Antiquities") и 'Иудейская война" (англ. "Jewish War"), содержащих наиболее ранние нехристианские сообщения об Иисусе Христе и уникальные сведения об Ироде I (Великом), Ироде Антипе, Ироде Филиппе, Иродиаде, Понтии Пилате, Феликсе, Порции Фесте, Квиринии и в целом Иудее.


Ипполит Римский /лат., англ. Hippolytus/ (ок. 170 - 235) - римский греко-язычный раннехристианский писатель, экзегет и апологет, автор "Апостольского предания", противник избрания Кал листа римским епископом (217 г.), которого Ипполит обвинял в савеллианстве, избранный одновременно с ним римским епископом (217-235); в католической традиции - первый антипапа; умер на о. Сардиния вместе со своим противником, сосланный туда на каторжные работы в ходе гонений имп. Максимина, перед смертью призвал Римскую церковь к единству.


Ириней /Irenaeus/ (ок. 130 - ок. 202) - еп. Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, автор ряда богословских трактатов, направленных в первую очередь против гностических ересей, наиболее известный из которых - "Detectio et eversio falso cog-nomitate Gnoseos" ("Обличение и опровержение лжеименного знания").


Истон, Бертон Скотт /Burton Scott Eastern/ (1877-1950) - американский библеист и богослов, служитель епископальной церкви, проф. "Western Theological Seminary" (Чикаго, 1911-1919) и "General Theological Seminary" (Нью-Йорк, 1919-1948), сторонник метода "истории форм".


Иустив Философ, или Иустин Мученик /англ. Justin the Martyr/ (ум. ок. 165 г.) -раннехристианский писатель, апологет, уроженец Сихема, автор "Диалога с Трифоном Иудеем" и двух апологий, адресованных императору Антонину Пию (138-161), принял мученическую смерть в Риме.


Каброль, Фернан /Fernand Cabrol/ (1855-1937)







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.