|
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАСтр 1 из 2Следующая ⇒ Глухова О.Г. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009 Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293 Г14 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии. Глухова О.Г. Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.
ЛЕКЦИЯ 1 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА План Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма. Значение средневековой теологической философии.
Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии. а) Определение: средневековой теологической философией б) Исторические рамки: теологическая философия начала в) Наиболее яркими представителями средневековой г) Основные черты средневековой геологической - - теоценгризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога; уделялось мало внимания изучению космоса, природы, - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в - сглаживается противоречие между материализмом и - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и - мир считался познаваемым через познание Бога, которое д) Средневековая теологическая философий отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии. а) Основополагающими догматами средневековой б) Согласно догмату творения: - Бог сотворил окружающий мир из ничего; - творение мира есть результат акта Божественной воли; - мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; - природа не может творить сама себя; - единственным творческим началом во Вселенной является - Бог вечен, постоянен и всепроникающ; - подлинным бытием является только Бог; - сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он - поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник - нет четкой границы между Богом и Его творением, - мир можно познать, только познав Бога; - Бог недоступен для познания; - несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил - единственный способ познания Бога и всего сущего - - Бога можно познать лишь сверхъестественным- путем, Проблема добра и зла в средневековой геологической философии. а) Особое место в средневековой теологической философии б) Гносеологический и онтологический аспекты: - проблема добра и зла решается исходя из идеи творения; - окружающий мир всецело сотворен Богом; - Бог является носителем и сосредоточением добра и - окружающий мир изначально наполнен добром; - зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто в) В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии. а) Суть проблемы; средневековая теологическая философия - эссенцию. - Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли - Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? б) Античные философы видели сущность (признаки) и - согласно теологической философии сущность (признаки) - чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. - существование (бытие) может быть познано чувственными - только в Боге сущность и существование совпадают. ЛЕКЦИЯ 2 План Августин Блаженный о Боге. Августин Блаженный о Боге. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: - Бог существует; - главными доказательствами существования Бога - все - материя, душа, пространство и время - является - Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и 3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им: - уделено большое внимание проблеме истории (редкость - Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в - обоснована идея господства Церкви над государством, а - выдвинута идея социального конформизма (смирение с воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); - одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять ЛЕКЦИЯ 3 План Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный). ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М., 2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002. 3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002. 4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка, 5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996. 6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4 ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................10 ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................13 ЛИТЕРАТУРА...................................................................................17
Глухова Оксана Геннадиевна Философия Средних веков (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Глухова О.Г. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009 Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293 Г14 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии. Глухова О.Г. Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.
ЛЕКЦИЯ 1 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА План Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|