Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА





Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

 

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

План

Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.

Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

Значение средневековой теологической философии.

 

Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

а) Определение: средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление,
распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего существующего начала, а весь
окружающий мир - Его творением,

б) Исторические рамки: теологическая философия начала
зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе
раннего христианства, ересей и античной философии и достигла
высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом
Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи
Возрождения).

в) Наиболее яркими представителями средневековой
теологической философии являлись:
Тертуллиан
Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций
(480 - 524), Альберт Великий (1193 -1280), Фома Аквинский
(1225 - 1274), Ансельм Ксeтерберийский (1033 - 1109), Пьер
Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из
Отрекура (XIV в.).

г) Основные черты средневековой геологической
философии:

- - теоценгризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога; уделялось мало внимания изучению космоса, природы,
явлений окружающего мира, так как они считались
творением Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в
доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении
(Бога о Самом Себе - в Библии);

- сглаживается противоречие между материализмом и
идеализмом;

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась божественная
сущность человека);

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках
божественного предопределения;

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как
души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и
человечества путем воплощения Бога в теле человека -
Иисуса Христа (богоощющения) и принятия Иисусом
Христом на Себя грехов всего человечества;

- мир считался познаваемым через познание Бога, которое
может быть осуществлено через веру в Бога.

д) Средневековая теологическая философий отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

а) Основополагающими догматами средневековой
философии и теологии являлись: догмат творения и догмат
откровения.

б) Согласно догмату творения:

- Бог сотворил окружающий мир из ничего;

- творение мира есть результат акта Божественной воли;

- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

- природа не может творить сама себя;

- единственным творческим началом во Вселенной является
Бог;

- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

- подлинным бытием является только Бог;

- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он
вторичен по отношению к Богу;

- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник
по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и
временен;

- нет четкой границы между Богом и Его творением,
в) Согласно догмату откровения:

- мир можно познать, только познав Бога;

- Бог недоступен для познания;

- несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил
познать Себя (дал информацию о себе) через откровение -
Библию;

- единственный способ познания Бога и всего сущего -
толкование Библии;

- Бога можно познать лишь сверхъестественным- путем,
благодаря особой способности человека - вере.

Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.

а) Особое место в средневековой теологической философии
занимает проблема добра и зла.

б) Гносеологический и онтологический аспекты:

- проблема добра и зла решается исходя из идеи творения;

- окружающий мир всецело сотворен Богом;

- Бог является носителем и сосредоточением добра и
справедливости;

- окружающий мир изначально наполнен добром;

- зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел,
восставший против Бога;

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто
маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но
поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в
итоге одержит победу над злом.

в) В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

а) Суть проблемы; средневековая теологическая философия
(в отличие от античной) практически не противопоставляет
материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то,
что древнегреческие философы (например, Аристотель)
считали единой сущностью - бытием, теологическая философия
разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность

- эссенцию.

- Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли
вещь вообще (то есть существует или не существует).

- Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь?
Какая вещь? Для чего она существует?

б) Античные философы видели сущность (признаки) и
существование
(факт бытия) в неразрывном единстве, как
единую сущность - бытие:

- согласно теологической философии сущность (признаки)
может иметь место и без бытия (без существования);

- чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки)
должна быть сотворена Богом.

Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.

- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;

- только в Боге сущность и существование совпадают.

ЛЕКЦИЯ 2

План

Августин Блаженный о Боге.

Августин Блаженный о Боге.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

- Бог существует;

- главными доказательствами существования Бога
являются его присутствие во всем, всемогущество и
совершенство;

- все - материя, душа, пространство и время - является
творениями Бога;

- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в
настоящее время, будет творить в будущем;

знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное,
неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории (редкость
для того времени);

- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена тоже властью наряду с
государственной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а
Римского Папы -над монархами - главная идея за
выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила,
Августина Блаженного, особенно в средние века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью), что также было крайне
выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и
полностью подчиняться Богу.

ЛЕКЦИЯ 3

План

Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М.,
«Проспект», 1996.

2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.

4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка,
1997.

5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.

6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4

ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................10

ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................13

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................17

 

 

Глухова Оксана Геннадиевна

Философия Средних веков

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

 

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

 

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

План







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.