Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.





Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).

- Для схоластики характерно восприятие Библии как
жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

- Схоласты подразделяли знание на два вида:
сверхъестественное,
даваемое в откровении (то есть то, что
имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то
есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии,
как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели
многочисленные споры, написали сотни философских
томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога,
спрятанные за строчками Библии.

Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость

понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально­логическая сторона религиозного учения.

б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.

- Реализм - направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно существующими (т.с
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие -
универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона
о «чистых идеях»^, воплощением которых являются реальные
вещи). Видными представителями реализма были
Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

- Номинализм (от лат. потен - имена) - направление
теологической философии,
сторонники которого считали
реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то
время как общие понятия (универсалии) воспринимали как
имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению
Аристотеля,
отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
реально существующими «индивидуумы» - определяемые
материальные вещи). Согласно номиналистам
универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным опытом. К числу номиналистов
принадлежали
Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.

Значение средневековой теологической философии.

- она стала связующим звеном между античной
философией и философией эпохи Возрождения и нового
времени;

- сохранила и развила ряд античных философских идей,
поскольку возникла на основе античной философии
христианского учения;

- способствовала расчленению философии на новые сферы
(помимо онтологии - учения о бытии, полностью
сливавшегося с античной философией, выделилась
гносеология - самостоятельное учение о познании);

- способствовала разделению идеализма на объективный и
субъективный;

- положила начало появлению в будущем эмпирического
(Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт)
направлений философии как результатам соответственно
практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и
повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-
концепция, рационализм);

- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу
добра над злом и в воскрешение.

ЛЕКЦИЯ 2

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО

План

Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.

Августин Блаженный о Боге.

Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства.

 

Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.

а) Жизнь и творчество:

- Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский
теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская
империя), заложил основы католицизма как главного в то
время направления христианства.

- Был одним из основателей ранней схоластики.

- Главное произведение Августина Блаженного - «О граде
Божьем»
- на протяжении столетий стало
распространенным религиозно-философским трактатом, на
который опирались средневековые теологи при изучении и
преподавании схоластики.

- Другими известными произведениями Августина
являются:
«О прекрасном и пригодном», «Против
академиков», «О порядке».

б) основные положения философии Августина Блаженного:

- ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных
царств - Земного (грешного) и Божественного;

- Земное царство воплощается в государственных
учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах,
императоре;

- Божественное царство представлено
священнослужителями - особыми людьми, наделенными
благодатью и близкими к Богу, которые объединены в
христианскую Церковь;

- Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано
или поздно побеждено Божественным царством;

- в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от
Бога, светская (государственная) власть необходима и будет
существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
короли и императоры должны выражать волю
христианской Церкви и подчиняться ей, а также
непосредственно Папе,, Римскому;

- Церковь - единственная сила, способная объединить мир;

- бедность, зависимость от других (ростовщиков,
землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, по,
пока эти явления существуют, с ними надо смириться и
терпеть, надеяться на лучшее;

- высшее блаженство - счастье человека, которое понималось
как углубление в себя, ученость, понимание истины;

- после смерти праведники в награду от Бога получают
загробную жизнь.

Августин Блаженный о Боге.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

- Бог существует;

- главными доказательствами существования Бога
являются его присутствие во всем, всемогущество и
совершенство;

- все - материя, душа, пространство и время - является
творениями Бога;

- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в
настоящее время, будет творить в будущем;

знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное,
неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории (редкость
для того времени);

- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена тоже властью наряду с
государственной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а
Римского Папы -над монархами - главная идея за
выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила,
Августина Блаженного, особенно в средние века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью), что также было крайне
выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и
полностью подчиняться Богу.

ЛЕКЦИЯ 3

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО (ТОМИЗМ)

План

Фома Аквинский и его основные произведения.

Пять доказательств существования Бога.

Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.