|
При дизартрии у детей и подростков ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Психологическая помощь основывается на принципах лечебной педагогики (Н.Е. Полякова, 1995), концепции сотрудничества в пихологическом консультировании К. Роджерса, адаптировано к случаям школьной дезадаптации (О.Н. Усано-ва, 1995), методу реконструктивной психотерапии (В.Н. Мя-сищев, 1961), модификации, Э.М. Козлова, 2003), пассивной и активной арттерапии (Н.Н. Волоскова, 2001). 8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП Психологическое сопровождения ребенка с дизартрией и его семьи начинается с самого рождения при наличии признаков ДЦП. При рождении реализуется генетическая связь мать—дитя. Эта связь обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощущения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, меняет эти взаимоотношения. Со стороны ребенка происходит снижение сенсорных ощущений, а со стороны матери — резкое изменение эмоционального отношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой. Глава 8 Цель психологического консультирования в роддоме: снятие послеродового стресса с женщины, родившей ребенка с ДЦП. В дальнейшем психологом проводятся мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, гармонизации отношений между супругами. Психологическое сопровождение преследует следующие задачи: • разработка методики психодиагностики и изучение ин • составление плана психокоррекционной работы; • профилактика психосоматических заболеваний; • психологическая коррекция личностных особенностей; • методы реконструктивной психотерапии по В.Н. Мяси- • профориентационная помощь; • семейное консультирование. Любое индивидуальное психотерапевтическое/психо-коррекционное воздействие на членов семьи преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Психолог, выслушивая пациента, выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, мыслит в категориях целостной структуры и «следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отразится на семейных взаимоотношениях в целом» (В.В. Столин, 1981). Стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящий цикл. Семейная психотерапия направляется на разрушение этого цикла в случае его дезадаптивности и создание конструктивных вариантов семейного функционирования. 8.2. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности Психотерапия в узком понимании основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики у детей и подростков с дизартрией, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. ______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________ В старших классах дети с остаточными явлениями дизартрии имеют трудности в обучении, наряду с чем у них развивается целый ряд патопсихологических комплексов. Они имеют особенности развития личности и формирование аномальной личностной изменчивости в диапазоне акцентуаций характера и пограничной аномальной личности. Неблагоприятное сочетание личностной изменчивости с типами темперамента требует оказания психологической помощи с участием триады специалистов: психолог, клинический психолог, психоневролог. Психологическая помощь основывается на принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); концепции сотрудничества в психологическом консультировании К. Роджерса, адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н. Усановой (1995); методе реконструктивной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации Э.М. Козловой (2003), пассивной и активной арттерапии Н.Н. Волосковой (2001). Психологическая помощь проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения. Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым эталоном общения — клише, в которой обучающийся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения моделируемых психологом и закрепляемых педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного учреждения, и родителями — в повседневной жизни в семейных межличностных отношениях. Помимо коррекционных педагогических воздействий, такие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психологического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработку таких свойств и качеств личности, которые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих. Глава 8 Для подростков с истероидной и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, меланхолический: Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), Бах (Концерт № 5). Психологическая помощь проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения. Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым клеше, речевым эталонам общения, в которой обучающийся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения, смоделированных психологом и закрепленных педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного учреждения; родителями — в повседневной жизни, в семейных межличностных отношениях. Подросткам с признаками дизартрии рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы-акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положение между крайним вариантом нормы -акцентуации и психопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов. Психологическая коррекция для подростков включает психотерапевтическую помощь, танцевальную терапию с рефлексивным слушанием и активным оперированием эмо-тивной лексики, помогающей идентифицировать чувства; психологических тренингов ролевых ситуаций с заучиванием речевых клише; арттерапию в сочетании с музыкотера-пией; социально-психологического тренинга, позволяющих повысить значение звеньев контроля и мотивации общения, операционально-технических возможностей коммуникативно-речевой деятельности, ее активизации. ______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________ Задачи патогенетической реконструктивной психотерапии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса от изучения личности пациента через осознание к изменению, т.е. к коррекции нарушенных отношений лиц с ДЦП и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению функционирования личности. Конечные задачи патогенетической психотерапии состоят в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Индивидуальная психо-коррекционная форма работы в большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии). Благодаря этим особенностям работы, центр тяжести индивидуальной психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания и ориентирован на биографический материал. На основании анализа своей биографии подросток с дизартрией может: • осознать мотивы своего поведения, особенности своих от • осознать неконструктивный характер ряда своих отно • осознать связь между различными факторами и особен • осознать меру своего участия и ответственности в воз • осознать более глубокие причины своих переживаний и Основными задачами психологической коррекции являются: выяснение источников дезадаптивного состояния личности и выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. В течение психокоррекционной работы пациент может: . получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов; . научиться понимать и вербализировать свои чувства; . испытывать более искренние чувства к самому себе;
Глава 8 . раскрывать свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от себя); . произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования; • корригировать свои неадекватные реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной сфере. Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов общеобразовательного учреждения в виде курсов лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и интеллектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуан-тов, но и представителей пограничной личностной изменчивости. Подросткам с дизартрией и признаками аномальной личности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы — акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положение между крайними вариантами нормы, акцентуации и психопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов. 8.3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерпия Общепризнанной классификации арттерапии не существует. В настоящее время используются в психокоррекции искусство и творчество в качестве мощного эмоциогенного фактора. Творческий процесс снижает чувство напряжения, способствует осознанию внутренних конфликтов, а следовательно, и нахождению решения деструктивных проблем под- I ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|