Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволгоционно-динамическая классификация ДЦП





 

Ранний возраст Старший возраст
1. Спастические формы: ■ гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемипле­гия. 1. Спастические формы: • гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемиплегия
2. Дистоническая форма 2. Гиперкинетическая форма
3. Гипотоническая форма 3. Атактическая форма. 4. Смешанные формы • спастико-атактическая; ■ спастико-гиперкинетическая; ■ атактико-гиперкинетическая; • атактико-спастико-гиперкинетичес-кая

Представленная классификация отражает возрастные ста­дии развития мозга и связанные с этим различные проявле­ния ДЦП. Особый интерес представляет выделение дистони-ческой и гипотонической форм.

Сочетание разнообразных двигательных расстройств осо­бенно часто встречается при гиперкинетической форме ДЦП. У одного и того же ребенка часто обнаруживаются гиперки-незы, атаксия, повышение мышечного тонуса и дистония, патологические синкинезии.

Фаза мышечной дистонии, которая рассматривается у но­ворожденных с ДЦП, обычно возникает на фоне мышечной гипотонии в возрасте 2-3 месяцев жизни и может быть дли­тельное время ведущим синдромом. Гиперкинезы в связи с особенностями созревания мозга (стриопаллидарной систе­мы) обычно появляются к концу первого — началу второго года жизни ребенка.

Если атоническая симптоматика является ведущей весь первый год жизни, то в дальнейшем у таких детей развива­ется атактическая, либо атактико-астатическая форма. Это является свидетельством поражения мозжечка и его прово­дящих путей. Такие дети в 1 год не могут удержать позу и


 


при развитии произвольных движении не удерживают свои конечности, ни туловище.

Наряду с ведущим синдромом двигательных расстройств в клинической картине наблюдаются и другие нарушения моторики, которые более четко определяются тогда, когда ребенок начинает овладевать навыками сохранения позы и произвольной двигательной активности. При гемипарезах могут появиться атетоидные движения (застывание в опре­деленной позе) в дистальных отделах паретичных конечнос­тей. При спастической диплегии могут появиться симптомы атаксии, в свою очередь атактическая форма может сопро­вождаться умеренно выраженным спастическим напряже­нием мышц ног.

При гиперкинетической форме ДЦП у одного и того же ре­бенка можно обнаружить гиперкинезы, атаксию, мышечную гипертонию и дистонию, патологические синкинезии.

Известно, что особое место в психическом развитии ребен­ка занимают движения глаз и зрительные ощущения, слухо­вые ощущения, ощупывание предметов пальцами. Чем бога­че тактильные ощущения и другие сенсорные афферентации, тем полнее происходит формирование кинестетического ана­лизатора и развитие познавательной функции. Произвольное захватывание предмета начинает развиваться тогда, когда ребенок видит предмет и может зрительно оценивать рассто­яние. Многообразные клинические картины двигательных нарушений, которые объединяются названием апраксия, не включают такие моторные нарушения как параличи, паре­зы и стабильные расстройства координации. При апракси-ческом нарушении страдает не координация двигательного акта, а его реализация. Такие нарушения характерны для кортикальной локализации очагов поражения.

У детей с ДЦП, наряду с общим моторным недоразвити­ем, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, отмечается нистагм. Задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных наруше­ний в среднем ухе и снижении слуха.

Таким образом, поражение рецепторных систем приводит к задержке либо к недоразвитию познавательных процессов.

У маленьких детей до года обязательно присутствует ди-энцефальная гипоталамическая патология, которая прояв­ляется в нарушении регуляции температуры тела, аппетита, функции желудочно-кишечного тракта. Формируется особая


Глава 3


Дизартрии у детей


 


реакция на внешние раздражители в виде рвоты, головокру­жений, повышения температуры, судорог и т.п. У таких де­тей наблюдается физическая и психическая истощаемость.

Астенические явления ярко выражены у детей с ДЦП. Ин­тенсивность их проявления связана со временем суток, со вре­менем года и" погодой, с приемом пищи и т.д. С возрастом эта астения часто сочетается с нарастанием вялости, бездеятель­ности. Постепенно, по мере взросления ребенка органическая симптоматика несколько изменяется. К ней присоединяются расстройства невротического регистра и неврозоподобные яв­ления: нарушения сна (его длительности, глубины и ритма), расстройства настроения, головные боли и т.п.

Повышенная истощаемость всех психических процессов связана с церебрастеническими явлениями. У детей отмеча­ются низкая интеллектуальная работоспособность, эмоцио­нальная лабильность, нарушения памяти, внимания, усили­вающиеся после соматических заболеваний, к концу недели, учебного года. Это сочетается с повышенной внушаемостью, инертностью, замедленностью психических процессов, что обусловливает трудность переключения, патологическое за­стревание, перенос заученного способа выполнения задания на другое задание.

У детей с ДЦП отмечается задержка в развитии эмоцио­нальных реакций. В младенческом возрасте не выражен ком­плекс оживления при появлении матери, реакций на ее голос или улыбку.

Дети с ДЦП растут пугливыми, нерешительными, неуве­ренными в себе, нередко отличаются обидчивостью, болез­ненным реагированием на тон голоса, малейшее замечание. У них легко возникают реакции упрямства и негативизма.

В подростковом возрасте у некоторых отмечается боязнь высоты, темноты, новых предметов, новых лиц, животных.

В целом для детей с ДЦП характерны недостаточность раз­вития волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, психоорганическая симптоматика.

Состояние детей, имеющих психоорганическую симптома­тику, в литературе обозначается разными терминами: «пси­хоорганический синдром», «легкая моторная дисфункция», «гиперкинетическое поведение» и пр. Многие ученые в кри­терии границ психоорганического синдрома включают на­рушение памяти, расстройство эмоциональной сферы, нару­шение восприятия и мышления, истощаемость психических


процессов, соматовегетативные расстройства (И.А. Скворцов, 2000 и др.). Перечисленные нарушения имеют у каждого ре­бенка разную степень выраженности. К ним нередко присо­единяются нарушения развития речи и моторики, трудности обучения в школе. Так, расстройства эмоциональной сферы могут проявляться как в неустойчивости настроения, так и во взрывчатости и сильных аффективных реакциях. Сомато­вегетативные расстройства могут быть выражены головными болями, плохой переносимостью жары и духоты, поездок на транспорте и т.п.

Задержка и патология развития мозга при ДЦП проявля­ются в нарушениях психического развития. Задержка пси­хического развития констатируется у 50% детей с ДЦП, оли­гофрения — у 25% детей, отсутствие грубых отклонений от нормы отмечается лишь у 20%. Речь нарушается у 90% детей с ДЦП.

С возрастом психоневрологическое состояние детей стано­вится более стабильным. Резидуальные явления органичес­кого поражения мозга начинают квалифицироваться иначе. В отличие от параличей у взрослых лиц квалификация де­тского церебрального паралича остается симптоматической.

Существует более 20 используемых в практике класси­фикаций ДЦП. В настоящее время чаще всего используется классификация К.А. Семеновой (1979), которая была разра­ботана с учетом классификации. Д.С. Футера и М.Б. Цукер (1954). В соответствии с этой классификацией выделяют шесть форм:

1. Двойная гемиплегия. Одинаковая степень нарушений
функций верхних и нижних конечностей, т.е. тетрапарез (по­
ражение четырех конечностей).

Тетрапарез, при котором руки поражены, так же как и ноги, а в части случаев паралич рук бывает тяжелее, чем паралич ног. При этой форме паралича поражены оба полу­шария мозга, причем нижележащие отделы мозга длитель­ное время сохраняют патологическую активность: тоничес­кие рефлексы могут не исчезать совсем, установочные выпря­мительные рефлексы не развиваются. В связи с этим дети не сидят, у них не развивается произвольная моторика. У боль­шинства таких детей наблюдается олигофрения. Речевое со­стояние характеризуется дизартрией или анартрией.

2. Спастическая диплегия чаще выражена тетрапарезом,
при котором руки поражаются в значительно меньшей степе-


Глава 3


Дизартрии у детей


 


ни, чем ноги. Эта форма ДЦП была известна под названием болезни Литтла.

У детей со спастической диплегиеи чаще всего наблюда­ется вторичная задержка психического развития, преодо­лимая при своевременной медико-педагогической коррек-ционной помощи. У подавляющего числа детей со спасти­ческой диплегиеи наблюдается дизартрия с преобладанием спастических явлений в мыщцах. Такая дизартрия чаще квалифицируется как псевдобульбарная. При данной форме паралича чаще наблюдается задержка психического разви­тия, чем олигофрения.

3. Гиперкинетическая форма. Новорожденные дети, у ко­торых впоследствии может развиваться гиперкинетическая форма ДЦП, имеют выраженную мышечную дистонию. Лишь по мере созревания стриопаллидарной системы синдром мы­шечной дистонии осложняется появлением гиперкинезов.

Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулату­ре начинают выявляться с 4-6 месяцев жизни. При всех ти­пах гиперкинезов, кроме самых тяжелых (двойной атетоз и торсионная дистония), установочные рефлексы и произволь­ные движения развиваются удовлетворительно.

Психически такие дети развиваются с некоторой задерж­кой по сравнению с нормой. У них наблюдается целый ряд нарушений гностических функций, однако несмотря на это, мышление развивается обычно нормально.

Речевые нарушения представлены практически у всех де­тей чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии.

4. Атонически-астатическая форма обусловлена пораже­нием мозжечка и развивается у детей, у которых при рож­дении отмечалась выраженная гипотония мышц, которая обычно наблюдается у них на протяжении первого года жиз­ни. К 12 — 15 месяцам жизни начинают развиваться произ­вольные движения. В дальнейшем развиваются атактическая либо атонически-астатическая форма.

При атактической форме, которая встречается чаще, спо­собность удерживать позу резко нарушена. Туловищная атак­сия сопровождается невозможностью стабилизации проекции общего центра массы ребенка при стоянии. В связи с этим и другими сопутствующими нарушениями (деформация стоп и пр.) развивается порочная траектория перемещения тела при ходьбе и других передвижениях. Это препятствует фи­зиологической реализации функции вертикального положе-


пия туловища и опоры. Со временем дети обучаются сидеть, стоять и ходить. Ведущей клинической симптоматикой дли­тельно остается атаксия туловища и конечностей (нарушение функции мозжечка). Психическое развитие детей несколько задерживается, однако, как правило, олигофрении у них не наблюдается.

Речевые нарушения выражаются, главным образом, в неко­торой задержке, которая может быть компенсирована полно­стью при соответствующих педагогических мероприятиях.

Атонически-астатическая форма встречается редко. Со­хранность безусловных рефлексов отличает гипотонию при поражениях мозжечка от гипотонии бульбарного характера. Тяжелая мышечная гипотония наблюдается в результате по­ражения мозжечка и лобных долей коры больших полуша­рий, лобно-мосто-мозжечковых путей.

У детей с этой формой длительное время наряду с низким тонусом мышц остаются патологические тонические рефлек­сы, нарушение координации и равновесия.

Отсутствуют рефлексы опоры, автоматизированной поход­ки, слабо выражены или отсутствуют защитный и хвататель­ный рефлексы. У них наблюдаются невозможность сохране­ния положения тела в пространстве.

Такие дети самостоятельно сидеть начинают к двум годам, а некоторые из них обучаются ходить к шести годам. Харак­терными симптомами являются атаксия, гиперметрия, ин-тенционный тремор.

У них наблюдается задержка психического развития, реже выраженная олигофрения.

5. Гемиплегическая, или гемипаретическая, форма. При этой форме ДЦП страдает левое или правое полушарие. При раннем поражении левого полушария дефицит его функций компенсируется здоровым правым полушарием. Если пора­жение касается правого полушария, то левое не замещает правое.

Левосторонняя гемипаретическая форма. Считается, что левое полушарие является доминантным в формировании концептуального пространства, т.е. понятийным отображе­нием, связанным со словесной символизацией пространс­твенных отношений (чертежи, схемы пространства и т.п.).

У школьников с этой формой двигательного поражения от­мечаются специфические особенности слухоречевой памяти в виде нарушения порядка воспроизведения слов, нарушение


Глава 3


 


Дизартрии у детей


 


восприятия реальных предметов и их схематических изобра­жений.

Нарушения пространственного восприятия проявляются в наглядно-действенной активности (трудности одевания, вы­полнения геометрических заданий, игнорирование левой сто­роны листа бумаги и собственных конечностей левой сторо­ны, игнорирование собственного дефекта). Рассматривание сюжетных картинок начинается с середины серии.

Поведение таких детей характеризуется расторможен-ностью, внимание неустойчивое, отмечается утомляемость, инфантильность, отсутствие переживания дефекта. В пове­дении характерным является несобранность, неорганизован­ность, неряшливость.

Основные нарушения развития речи у детей при поражении левого полушария выражаются в нарушении фонологической системы языка, морфологических механизмов словообразова­ния, развития синтаксических структур и семантики речи.

Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей с самого ран­него возраста и проявляется повышенным мышечным тону­сом более выраженным справа или слева.

По мере развития мозга двигательные расстройства стано­вятся менее заметными.

Речевые расстройства наблюдаются чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрии и, значительно реже, по типу моторной алалии.

При этой форме поражения ЦНС у подавляющего числа детей может наблюдаться вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой терапии. У части детей с гемиплегической формой ДЦП наблюдается олигофрения в степени дебильности.

Правосторонняя гемипаретическая форма. Полагают, что правое полушарие регулирует активность речевых центров левого полушария, с этим связана полиустойчивость речево­го слуха (распознавание слов в условиях действия различно­го рода шумов), собственно языковая функция, интонация, голосовые средства, частично лексика, характер денонтатив-ной соотнесенности.

С правым полушарием связаны конкретное и предметное высказывание, ориентированность общения на внеязыковую деятельность. Правое полушарие формирует перцептивное пространство, т.е. наглядно-чувственный образ пространс­твенных отношений, стабильность восприятия формы, вели­чины предмета.


При этой форме ДЦП у детей выявляется интеллектуаль­ная недостаточность, которая проявляется основными двумя симптомами:

1. Оптико-пространственная аграфия (т.е. зеркальность
рисунка и письма), пальцевая агнозия и апраксия, на­
рушение счета. Такие дети могут писать не слева на­
право, а наоборот. Счет в обратном порядке и т.д.

2. Наличие легких преходящих расстройств речи.

У детей дошкольного возраста эти нарушения проявляются и минимальных проявлениях дизартрии, нарушений фонема­тического восприятия, у школьников выявляется забывание слов, трудности вербального изложения. Интеллектуальная недостаточность проявляется в виде инертности психических процессов, трудности переключения, запаздывания развития фразовой речи и далее контекстной ограниченности запаса сведений и представлений.

У таких детей позже формируется схема тела (путают пра­вую, левую руку, ногу, ухо и т.д.). Они с трудом запоминают дни недели, времена года, месяцы и т.д. В отличие от детей с левосторонней гемиплегией, эти дети характеризуются по­вышенной мотивированностью к коррекционным занятиям, охотно участвуют в лечебных и других мероприятиях (ЛФК, массаж и пр.). В то же время бывают истощаемы и в силу это­го пассивны при всей их заинтересованности в коррекцион-ном и учебном процессах.

В их психическом состоянии отмечаются инертность мыс­лительных операций, замедленность включения в задание, трудность переключения, невысокий уровень абстрактного мышления.

Часто при правостороннем гемипарезе наблюдаются симп­томы зеркального письма. Они рисуют и пишут обычно спра­ва налево. Эта симптоматика нередко сочетается с нарушени­ем счета (так как счет первоначально формируется благода­ря мышечно-суставному чувству пальцев рук, а у этих детей имеется односторонняя пальцевая агнозия и апраксия). Они путают правую и левую сторону тела, отражение в речи про­странственных отношений предметов соответствующие у них нарушения восприятия схематических изображений (воспри­ятие реальных предметов не нарушены).

Наряду с дисграфией отмечается и дислексия, связанная со смешением сходных фонем.

Школьники с этой формой ДЦП с трудом запоминают пос­ледовательность явлений (времени года, дней недели и т.п.).


 




 
 


Глава 3

Расстройства речи у таких детей носят, как правило, мини­мальный характер. У школьников остается симптом затруд­нения актуализации слов, невысокая речевая активность, дисграфия и дислексия, связанные со смешением сходных фонем как по артикуляции, так и по написанию. В процессе занятий с логопедом и психологом отмечаются положитель­ные результаты.

Формирование межполушарных взаимоотношений в про­цессе онтогенеза имеет сложную динамику.

6. Смешанные формы. Подавляющее число, имеющих ран­нее органическое поражение мозга, имеют смешанные фор­мы ДЦП.

Наряду с ведущим синдромом двигательных расстройств, на основании которых определяется та или иная форма ДЦП, в клинической картине нередко наблюдаются и другие нару­шения мышечного тонуса, моторики, произвольной двига­тельной активности. Так, при спастическом гемипарезе могут появиться с возрастом атетоидные движения в конечностях. При спастической диплегии нередко отмечаются симптомы атаксии.

Особенно часто бывают разнообразные расстройства при гиперкинетической форме ДЦП. У одного и того же ребенка с возрастом развиваются гиперкинезы, атаксия, мышечная гипертония и дистония, патологические синкинезии.

Разнообразными могут быть формы поражения и степени нарушения интеллекта и речи. Такие состояния расценива­ются как смешанные формы ДЦП.

Нередко при смешанных формах спастика в одних мыш­цах сочетается с вялым параличом в других. Так, при нару­шении пирамидного пути близко к уровню варолиева моста могут быть поражены ядра черепно-мозговых нервов, нахо­дящиеся в Варолиевом мосту (V и VII пара). В этих случаях псевдобульбарная дизартрия сочетается с вялым параличом некоторых мышц речевого аппарата.

Таким образом, выделяются следующие общие черты пси­хического дизонтогенеза:

1. Неравномерность развития различных психических
функций.

2. Наиболее выражена задержка развития высших кор­
ковых функций, которые в своем формировании на­
иболее тесно связаны с двигательной сферой, т.е. про­
странственные представления, стереогнозис, оптико-
пространственный гнозис и праксис.


Дизартрии у детей

3. Сочетание интеллектуальной недостаточности с лич­
ностной эмоциональной незрелостью.

4. Задержанное формирование понятийного, абстракт­
ного мышления, детерминированного ограниченным
практическим опытом.

5. Сочетание всех этих расстройств с патологией гипота-
ламо-диэнцефальных структур мозга, что выражается
в наличии астено-органического синдрома.

Выводы

1. ДЦП является следствием органического поражения
мозга во внутриутробном, перинатальном или раннем
постнатальном периодах жизни ребенка, вызванного
разнообразными причинами.

2. При ДЦП происходит нарушение программы нейроон-
тогенеза, что вызывает следующие феномены:

 

• отклонения в развитии функциональных систем на
каждом этапе последующего развития, что особенно
четко проявляется в критические периоды;

• по мере развития ребенка выявляется функциональ­
ный дефицит, обусловленный структурными измене­
ниями мозга;

• клинические проявления не являются симптомами
изолированного очагового поражения мозга, а пред­
ставляют собой результат патологического хода разви­
тия двигательных, перцептивных, интеллектуальных,
речевых и коммуникативных процессов.

Вопросы для самопроверки

1. Основные характеристики центрального паралича.

2. Основные характеристики периферического паралича.

3. В чем заключается основное отличие проявлений параличей
у детей и взрослых?

4. Перечислите формы детского церебрального паралича.

5. В чем состоит особенность онтогенетической классификации
ДЦП?

6. В чем проявляются нарушения программы нейроонтогенеза
при ДЦП?

7. Назовите общие черты психического развития у детей с ДЦП.


 




Глава 3


Дизартрии у детей


 


3.3. Дизартрии у детей

Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бы­вают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений. Дизарт­рия у детей, как правило, наблюдается на фоне резидуальных явлений церебрального паралича.

Общие клинические признаки дизартрии у детей явля­ются достаточно близкими к тому, что имеется у взрослых, а именно:

• нарушение мышечного тонуса;

• нарушение артикуляционной моторики;

• нарушение голосообразования;

• нарушение дыхания.

Все эти признаки дизартрии у детей, как и взрослых, вы­званы нарушением иннервации мышц периферического ре­чевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигатель­ный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограни­чения объема движений, координаторных расстройств, нали­чии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как уско­ренным, так и замедленным, часто отмечается неустойчи­вость темпа речи. Фраза формулируется нечетко, беспорядоч­но расставляются смысловые ударения, нарушается расста­новка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), мо­нотонный, иногда назализованный.

В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, моно­тонная.

При дизартрии у детей, несмотря на задержку речевого раз­вития, нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных меха­низмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной патологии всех звеньев речевой системы ребенка с церебральным параличом.


 


Несмотря на общность этих явлений у детей и взрослых, существуют феномены, которые в рамках этих клинических проявлений имеют разную выраженность и другой характер. Органическое поражение мозга у детей предшествует разви­тию речи. Следовательно, искажается ход онтогенеза речевой деятельности и потому эти нарушения можно отнести к ди-картрии развития. Отсутствие у детей с самого начала речево­го развития двигательных образов элементов речи (наруше­ние кинестезии вследствие паралича) затрудняет формиро­вание слуховых дифференциальных признаков речевых зву­ков, создавая вторичные нарушения в виде фонематического недоразвития.

Наряду с этим, разница между клинической картиной дизартрии взрослых и детей заключается еще и в том, что у взрослых дизартрии вызваны локальным поражением моз­га, а у детей диффузными нарушениями мозговой деятель­ности иногда без четко выраженного очага поражения.

Дизартрии у детей, как и детский церебральный паралич, являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, которое име­ет специфические черты. В первую очередь, это сочетанные формы нарушения психоневрологических функций, патоге­нетическая взаимосвязь отклонений в моторном, психичес­ком, речевом и коммуникативном онтогенезе. Эти явления связаны с нарушением интеграции в процессе развития всех видов восприятия: проприоцептивного, зрительного, слу­хового, тактильного и т.п. Особенности деятельности мозга не позволяют получить своевременной и достаточно полной информации о внешнем мире, что приводит к вторичной за­держке развития психических функций, речи, и в целом лич­ности таких детей.

Первые проявления факторов риска дизартрии можно об­наружить при сборе анамнеза: крик новорожденного с орга­ническим поражением мозга отличается от крика здоровых детей слабостью, непродолжительностью, отсутствием звон­кости голоса. Сосание не так энергично, как у детей в норме, иногда наблюдается неполный захват соска, захлебывание, утечка молока через нос.

Гуление и лепет задержаны в сроках появления, харак­теризуются ограниченным репертуаром вокализаций. Это сочетается с задержкой сроков становления психомоторных функций.


Глава 3


Дизартрии у детей


 


Сроки появления первых слов родители не всегда опреде­ляют. Это обусловлено тем, что слова произносятся нечлено­раздельно, как правило, их трудно понять.

Словарный запас накапливается замедленно по сравнению с нормой. Общим является то, что все этапы речевого разви­тия детей с дизартрией затянуты и задержаны по срокам. При одной и той же форме дизартрии речь у одного ребенка отличается от нормы несущественно, у другого может быть грубо искаженной и задержанной по срокам развития.

Нарушения звукопроизношения могут быть разными при одной и той же форме дизартрии и, в то же время несуществен­но различаться при разных ее формах. Однако, для всех детей признак в виде искажения звуков речи является облигатным.

Помимо нечеткого произнесения звуков отмечается замед­ленное развитие фонетической стороны речи в целом. Арти­куляционная база остается длительное время недостаточно дифференцированной, в связи с чем произнесение слов дли­тельное время остается нечетким, смазанным.

У детей с дизартрией страдают все стороны просодической организации речи: голос, ритм, интонация. Это связано с осо­бенностями дыхания и фонации. Нарушение дыхания имеет сложный патогенез, который связан с задержкой созревания дыхательной функции и с нарушением формирования фона­ционного и речевого дыхания. Для таких детей характерен малый объем вдыхаемого воздуха, грудобрюшной тип ды­хания не формируется спонтанно, а требует коррекционных мероприятий. Задержка формирования грудобрюшного типа дыхания обусловливает недостаточность фонационного выдо­ха и делает невозможным развитие речевого дыхания.

Голос у многих детей хриплый, иногда прерывистый, час­то назализованный. Как правило, дети не могут менять про­извольно силу и высоту голоса.

Фразовая речь развивается значительно позже, чем в нор­ме. В то же время, при полноценной коррекционной работе к школьному возрасту она может быть достаточно полноцен­но сформирована в лексико-грамматическом плане.

Речевая активность детей и в целом общение определяются социальными условиями, в которых воспитывается ребенок. В тех случаях, когда у ребенка семья формирует мотивацию к речевому общению, заинтересованно и много разговаривает с ребенком, поощряя малейшие успехи, дети характеризуют­ся достаточно высокой активностью.


Нередко у детей с дизартрией обнаруживается готическое пли уплощенное твердое нёбо. В дошкольном возрасте прак­тически у всех отмечаются тугоподвижность и укороченность подъязычной уздечки, что тесно связано с малой моторной активностью языка, начиная с первых дней жизни.

Классификация дизартрии у детей сложна и не может быть полностью соотнесена с клинической картиной парали­чей, т.е. уровнем поражения мозга. Это приводит к тому, что классификации дизартрии у детей и взрослых построены с разных позиций.

Так, одной из ранних попыток классифицировать дизарт­рию у детей представлена в работе Е.М. Мастюковой (1966). Она систематизирует дизартрию у детей в зависимости от кли­нического фона, на котором выявляется речевая патология. Дается характеристика дизартрии у детей разных клиничес­ких групп: с минимальной мозговой дисфункцией, с задерж­кой психического развития, с нормальным психофизическим развитием и церебральным параличом. Эта систематизация дает представление о том, что у детей с дизартрией может на­блюдаться большой диапазон их психического состояния: от олигофрении до нормы.

Классификация собственно речевых нарушений при дизар­трии у детей до настоящего времени является дискуссионной. С одной стороны, речевые нарушения при дизартрии у детей, как правило, не могут быть соотнесены с локализацией орга­нического поражения мозга, т.е. диффузное поражение ЦНС, характерное для детских церебральных параличей, обуслов­ливает смешанную клиническую картину. С другой стороны, развивающийся мозг и различного рода декомпенсационные и компенсационные нервные процессы меняют клинические проявления изначального поражения ЦНС. Многие исследо­ватели, тем не менее, считают возможным выделение форм дизартрии у детей, связанных с локализацией органического поражения ЦНС. Классификация по этому принципу харак­теризуется возможностью соотнести симптоматику речевых нарушений с нарушением функции определенных структур мозга, участвующих в речеобразовательном процессе. Такой подход позволяет в теоретическом плане достаточно очевидно представить себе механизм нарушения речи (моторики и пси­хических функций в том числе), а значит и аргументировать выбор логопедических технологий для коррекционной рабо­ты. Такая классификация представлена в работах М.Б. Эй-


Глава 3


I


Дизартрии у детей


 


диновой, Е.Н. Правдиной-Винарской (1959), К.А. Семено­вой (1968), К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Я. Смуг-лина (1972), Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук (2001) и др. Эта классификация отражена и в учебниках по логопедии (О.В. Правдина, 1973, К.П. Беккер, М. Совак, 1981), а также учебник под редакцией Л.С. Волковой (2004). Следует заме­тить, что все авторы отмечают своеобразие форм дизартрии у детей по сравнению с дизартрией у взрослых. Никто из ис­следователей детской дизартрии не выделяет бульбарной формы. Это понятно, так как продолговатый мозг, наруше­ние состояния которого бывает при бульбарном параличе, не совместимо с жизнью новорожденного. В тех случаях, когда выделяется бульбарная форма, имеется в виду поражение пе­риферических нервов или их корешков вследствие заболева­ний у детей в постнатальном онтогенезе (вирусные инфекции, заболевания уха и т.п.), что не тождественно поражению ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. Следова­тельно, речь идет о периферическом, а не о собственно буль­барном параличе. Односторонняя гипотония ограниченного участка речевых мышц (периферический паралич) как пра­вило не влечет за собой дизартрии.

Другим принципом классификации дизартрии у детей является синдромологический подход. Этот подход подроб­но освещен в работах И.И. Панченко (1974, 1977), а позже у болыного числа авторов.

Диагностика по этому принципу связана с выделением ве­дущего неврологического синдрома и ведущих феноменов на­рушения моторики. Такая систематика требует не только уг­лубленного неврологического исследования, но и всесторон­него учета динамики неврологического состояния в процессе постнатального онтогенеза ребенка.

В соответствии с этим подходом большинством исследовате­лей выделяются следующие формы: спастико-паретическая; спастико-ригидная; гиперкинетическая; атактическая.

Все авторы указывают на то, что практически всегда ди­зартрия у детей носит смешанный характер, свидетельствую­щий о разноуровневом поражении мозговых структур. В свя­зи с чем выделятся: спастико-атактическая, спатико-атакти-ко-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая и дру­гие формы дизартрии.

И.И. Панченко (1977) выделены три формы звуковых на­рушений у подростков с ДЦП.


1-я форма — элементарное фонетическое расстройство (ис­кажение звуков), но с сохранностью всех дифференциальных фонематичских признаков.

При этой форме нарушения произношения дети владели.языковыми средствами построения высказываний: фонем­ными, морфемными, лексическими, синтаксическими. Фор­мулирование артикуляционного праксиса проходит у них и соответствии с возрастными нормами.

Такие нарушения звуковых расстройств наблюдаются при следующих ведуших синдромах: ригидность при спес-тическом парезе, атаксии, гиперкинезах и сочетание этих синдромов.

Различный характер двигательного поражения опреде­ляет качество ритмико-мелодической характеристики речи у таких детей. Темп речи замедлен, голос слабый, истощаю­щийся, монотонный, смысловые отрезки высказываний в це­лом не выделяются с помощью средств интонации.

Следственно, специфика дизартрического расстройства при этой форме звукового расстройства определяется нару­шением просодической стороны речи.

2-я форма звукового расстройства — фонетико-апракси-ческое расстройство, включающее: элементарные фонетичес­кие расстройства с сохранностью всех дифференцировок фо­нетических признаков; апраксические расстройства, препят­ствующие реализации дифференцированных фонематичес­ких признаков.

3-я форма звукового расстройства — фонетико-апрактико-фонематические расстройства. Эти нарушения были харак­терны для детей со спастико-ригидным синдромом.

Дети, страдающие 3-й формой звукового расстройства, имеют более грубые нарушения фонетической системы: иска­жение звуков, множественная замена согласных, неустойчи­вая слоговая структура слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова, недоразвитие синтакси­ческих структур слова.

Такие дети не могут свободно использовать логико-грамм







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.