Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







родственно-контрастных цветов (2-х, 3-х и 4-х тонов)





При выполнении данного задания студент углубляет и закрепляет полученные ранее теоретические знания о родственно-контрастной гармонии на практике; более обстоятельно изучает и анализирует принципы и закономерности построения гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.

Практическое задание предусматривает выполнение трех формальных выкрасок, иллюстрирующих, соответственно, гармонические сочетания 2-х, 3-х и 4-х родственно-контрастных цветов. Задание рекомендуем выполнять гуашевыми красками в «мозаичной» технике или корпусными мазками по высохшему предыдущему слою. (Рис.6)

Гармонические сочетания 2-х родственно-контрастных цветов строятся по принципу горизонтальных или вертикальных хорд (См. «Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов»); при этом могут быть получены три вида формальных колористических композиций (выкрасок) – теплая, тепло-холодная и холодная. (См. стр. 23)

Теплая гамма получается при использовании пары родственно-контрастных цветов (горизонтальная хорда) из смежных зелёно-жёлтой и желто-красной четвертей цветового круга; остальные оттенки выбираются из теневых рядов соответствующих цветов; в выкраске должно быть представлено не менее 6-7 градаций цветовых тонов.

Основой тёпло-холодной гаммы являются два родственно-контрастных цвета (вертикальная хорда) из смежных желто-зеленой и сине-зеленой или желто-красной и сине-красной четвертей цветового круга; остальные оттенки выбираются из теневых рядов соответствующих цветов.

Холодную гамму образует пара родственно-контрастных цветов (горизонтальная хорда) из смежных сине-зелёной и сине-красной четвертей цветового круга; остальные оттенки выбираются из теневых рядов соответствующих цветов.

Гармонические сочетания 3-х родственно-контрастных цветов строятся по принципу треугольника (см. «Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов); полученные формальные цветовые композиции (выкраски) могут представлять собой теплые, тепло-холодные и холодные гаммы.

Родственно-контрастные гармонии 3-х цветов могут строиться по принципу прямоугольного треугольника (соединение горизонтальной и вертикальной хорд); в этом случае использованные цвета находятся в трех разных четвертях цветового круга; полученные формальные композиции (выкраски) состоят из теплых и холодных тонов. (См. стр. 24)

В родственно-контрастных гармониях 3-х цветов, построенных по принципу равнобедренного треугольника, могут использоваться цвета как из двух, так и из трех четвертей цветового круга; такие гармонии могут быть теплыми, холодными или тепло-холодными. (См. стр. 25)

Родственно-контрастная гармония 3-х цветов, построенная по принципу равностороннего треугольника, представляет собой частный случай ранее рассмотренной гармонии, образованной на основе принципа равнобедренного треугольника; во всех четырех возможных вариантах использованные цвета находятся в разных четвертях цветового круга (один из трех цветов обязательно является основным); полученные гармонии состоят из теплых и холодных цветов. (См. стр. 25)

Гармонические сочетания 4-х родственно-контрастных цветов используют цветовые тона из всех четвертей цветового круга и выстраиваются на базе уже рассмотренных выше принципов прямоугольного и равнобедренного треугольников (см. «Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов»); получаемые в результате гаммы состоят из теплых и холодных тонов.

Родственно-контрастная гармония 4-х цветов может быть образована на основе прямоугольника (квадрата); каждая из сторон в этом случае представляет собой родственно-контрастную пару цветовых тонов, являющуюся вертикальной или горизонтальной хордой. (См. стр. 25)

Другой вид гармонических сочетаний 4-х родственно-контрастных цветов представляет собой сложение в одну фигуру двух равнобедренных треугольников (равностороннего и равнобедренного), когда к паре родственно-контрастных цветов (горизонтали или вертикали) добавляются соответствующие ближний и дальний основные цвета; в результате получается так называемый «искаженный» или «неправильный» ромб. (См.

стр. 25)

При выполнении цветовых композиций по мере необходимости можно использовать цветовые оттенки из теневых рядов выбранных цветов.

На формате для каждой из выкрасок следует выполнить схематическое изображение цветового круга и указать использованные в упражнении цвета (пару, триаду, квадру).

 

Занятие 7

2 часа

Контраст

Практическое задание предусматривает выполнение на формате А4 (каждая) двух формальных цветовых композиций; выкраски должны отражать два диаметрально противоположных (или очень отличных друг от друга) понятия: лето – зима; июль – январь; день – ночь; воскресенье – понедельник; счастье – горе; комедия – трагедия; революционная поэзия В.Маяковского – лирическая поэзия С.Есенина; мир – война; статика – динамика и т.п. (Рис. 7)

При выполнении задания может быть использована любая из ранее рассмотренных гармоний. Упражнение имеет два варианта выполнения. В первом случае разность выбранных понятий передается через отличие колористических гамм: теплая – холодная; ахроматическая – хроматическая. Во втором – колористическая гамма остается неизменной (используются те же цвета), а контраст достигается значительным различием цветовых отношений по светлоте и насыщенности. Так одна из выкрасок-композиций при высветлении (вне зависимости от выбранной гармонии) начинает восприниматься тихой и мягкой, а другая - из-за сильных контрастов использованных цветовых тонов по цвету и светлоте (или только по светлоте) характеризуется как громкая и выразительная (для усиления контраста рекомендуется использовать чистый черный и белый цвет).

Для каждой из выкрасок следует выполнить схематическое изображение цветового круга и указать использованные в упражнении цвета.

 

Занятие 8

2 часа

Нюанс

Практическое задание тесно увязано с предыдущим упражнением «Контраст»; задание предусматривает выполнение на формате А4 (каждая) двух формальных цветовых композиций, отражающих близкие (относительно близкие) по значению понятия: ранняя осень – поздняя осень; июнь – июль; закат – сумерки; грусть – тоска; буря – ураган; бег – бег с препятствиями и т.п. (Рис. 8)

При выполнении задания может быть использована любая из ранее рассмотренных гармоний. Близость, родственность выбранных понятий передается через нюансировку цветовых и тоновых (или только тоновых) отношений (выкраски рекомендуется выполнять в одном диапазоне светлоты).

Для каждой из выкрасок следует выполнить схематическое изображение цветового круга и указать использованные в упражнении цвета.

Занятие 9

2 часа

Эскиз-проект

Практическое задание предусматривает выполнение эскиза картины, эскиза-проекта (формат любой) реального или абстрактного объекта: бытового предмета (декоративное блюдо, шкатулка, кубок, гобелен, батик и т.п.), рекламной заставки для телевидения, афиши, плаката, книжной иллюстрации, товарного знака, настенной росписи, стенда, эскиза художественного произведения и т.д. Упражнение должно включать подготовительные форэскизы (линейные, тоновые, цветовые) и законченный проект в цвете в 3-х (или 2-х) вариантах (в ахроматической и хроматических гаммах). (Рис. 10)

Ахроматический вариант эскиза выполняется для уяснения светлотных отношений использованных цветовых тонов. Важно, чтобы найденные в ахроматическом варианте отношения сохранились и в цветовых решениях (решении).

При необходимости (если эскиз-проект предусматривается выполнить в ахроматической гамме) задание может представлять собой вариации ахроматической гармонии (контрастная, нюансная, выполненные в разных диапазонах светлоты).

Цветовые варианты эскиза-проекта могут выполняться в любой из ранее рассмотренных гамм; при этом цветовое решение должно быть органичным, способствовать выявлению идеи произведения.

Эскиз-проект может содержать необходимые элементы чертежа (виды, разрезы и т.д.).

При выполнении задания следует обратить особое внимание на грамотную компоновку формата; добиться выразительной подачи проекта.

Для каждого хроматического варианта эскиза рекомендуется выполнить схематическое изображение цветового круга и указать использованные цвета (принципы построения цветовой гармонии).

 

Литература

1. Алексеев С.С. Цветоведение. М., 1952.

2. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., 1986.

6. Миронова Л.Н. Цветоведение. Мн., 1984.

7. Миронова Л.Н. Учение о цвете. Мн., 1993.

8. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Мн.,2002.

9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.,2000.

10. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

11. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М., 2003.

12. Живопись. Учебное пособие для ВУЗов. М. 2003.


Вопросы к экзамену

1. Систематика и классификация цветов. Их иерархия.

2. Система цветов в средневековой Европе.

3. Систематика цветов на средневековом Востоке.

4. Цветовые системы.

5. Основные характеристики цвета. Цветовой тон.

6. Основные характеристики цвета. Светлота.

7. Основные характеристики цвета. Насыщенность.

8. Ахроматические цвета. Ахроматический ряд. Диапазоны светлоты.

9. Хроматические цвета.

10. Однотоновые гармонические сочетания цветов.

11. Теневой ряд цвета. Свойства разбела и зачернения.

12. Гармонические сочетания родственных цветов.

13. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.

14. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

15. Цветовые круги (3-х и 4-х ступенные и пр.).

16. Психологическое воздействие цвета. Характеристики цветов.

17. Слагательное смешение цветов.

18. Вычитательное смешение цветов.

19. Последовательный контраст цветов.

20. Одновременный контраст цветов.


Приложение

 

 

Рисунок 1


 

 

Рисунок 2


 

 

Рисунок 3


Рисунок 4.1

 

Рисунок 5.1

 

Рисунок 4.2

 

 

Рисунок 5.2


 

Рисунок 6

 

 

Рисунок 7

 

 

 

Рисунок 8

 

 

Рисунок 9

Рисунок 10







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.