|
VII. 1.1. Директория (ранняя стадия классицизма)Стиль классицизм, возникший еще в конце XVIII в. как результат огромного интереса к раскопкам античных городов Помпеи и Геркуланума, проявился в искусстве очень отчетливо. В живописи это работы Ж.-Д. Давида, в архитектуре — постройки с использованием античных ордеров и декора, например Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже и др. Мебель имела гладкие поверхности, сдержанные формы и декор. Силуэты модной одежды также формировал стиль классицизм. Ранняя стадия классицизма в костюме называется директория и приходится на конец XVIII — начало XIX в., когда в период демократизации общества возник интерес к греческой эстетике. В спектаклях с античным сюжетом актеры выходили на сцену в одеждах, напоминавших древнегреческие, с прическами, стилизованными под греческие. Вскоре в Париже появились платья шмизы из тончайшего муслина, прилегающие к телу, с большим декольте, с подхватом под грудью и без рукавов.
украшений — камей, диадем, браслетов, брошей. Шмизы придавали легкость и воздушность женщинам, особенно юным красавицам, подчеркивая их очарование, нежность, стройность тела, придавая им сходство с нимфами. Образ делового мужчины олицетворял стабильность и богатство. Виды и формы одежды. Текстиль. Женщины носили платья, напоминающие туники. Это были легкие накладные одежды, к которым полагалась шаль, выполнявшая роль драпирующегося плаща. Мужчины носили все виды распашных одежд: фрак, жилет, сорочку и др. Текстиль для шмизов — белые батист и муслин, вышитые белой гладью, а также перкаль, газ, креп. У мужчин были популярны шерсть и сукно. Они прекрасно подходили для всех видов мужской одежды. Мужская одежда. Мужчины носили фрак, под ним жилет и рубашку; узкие штаны имели штрипки. Обувь была на низком каблуке. Ансамбль завершала треуголка, позже — двууголка на голове (рис. VII.5). Женская одежда. Шмиз стал любимым платьем дам эпохи директории (рис. VII.6—VII.9). Шмизы были настолько тонкими и легкими, что иногда масса платья достигала 200 — 300 г. Шмиз красиво облегал тело, ос- Рис. VII.6. Шмиз с коротким рукавом. Рис. VII.7. Шмиз с большим декольте и коротким рукавом. Рис. VII.8. Шмиз в сочетании с шалью. Рис. VII.9 Шмиз в сочетании с шалью и тюрбаном тавляя обнаженными шею, руки, плечи. Днем дамы набрасывали на плечи кружевную косынку. В качестве гиматия к шмизу очень хорошо подходила шаль, которая набрасывалась, как правило, на одно плечо либо окутывала тело, как в античные времена (см. рис. VII.8). Наполеон, привезший из военных походов в подарок жене тончайшую шаль из нежной шерсти кашмирских козлят, даже и не подозревал, что этот факт надолго определит женскую моду XIX в. Шаль была исключительно модной деталью туалета. Дамы быстро поняли красоту драпированной шали и умело пользовались этим. Шали, шлейфы и шмизы часто отделывались каймой (бордюром) — широкой полосой орнамента (рис. VII. 10). Этот вид отделки станет особенно популярен в эпоху ампира. Чуть позже Жозефина Богарнэ наладит производство французских шалей, которые покорят всю Европу. Модными стали прически, выполненные на манер античных.
Обувь. Мужчины носили закрытые туфли на низком каблуке и сапоги. Обувью для женщин служили «греческие сандалии», а также туфли на плоской подошве. Благодаря такой обуви походка дам была легкой, что считалось хорошим тоном. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Головные уборы мужчин — треуголки, позже популярными станут дву-уголки (рис. VII. 11). У женщин популярны тюрбаны, чалмы (см. рис. VII.8). В домашних условиях широкое распространение имеют различные чепцы. Женские прически «греческий узел» и «а-ля грек» (рис. VII. 12; см. рис. VII.8), «а-ля Титус» (см. рис. VII.7), «а-ля Каракалла» (по имени римских императоров Тита Веспасиана и Каракаллы) были созданы на манер античных. Последние две из названных были и мужскими. Украшения женщины носили в изобилии. Они были красивым дополнением к «скромному» шмизу. Головы женщин украшали серповидные диадемы, как в Греции (см. рис. VII. 12). Очень популярны были камеи, броши (рис. VII. 13), браслеты, шпильки для причесок, нити жемчуга в прическах и на шее. Жемчуг хорошо сочетался с белизной одежды и кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. У нее была очень красивая кожа и черные бархатистые глаза. Она считается самой обольстительной женщиной эпохи Директории. Это она придумала прически «а-ля Титус» и «а-ля Каракалла». Однажды мадам Тальен появилась на балу в шмизе, напоминающем греческий хитон. Ткань, легко струящаяся по телу, была сколота на плечах камеями, игравшими роль фибул. Мадам Рекамье, напротив, украшений носила мало и предпочитала для шмизов более скромные ткани. Естественность и простота делали ее особенно очаровательной
Антимода. Улеглись страсти, смягчилось впечатление от ужасов революции. Из эмиграции стали потихоньку возвращаться представители буржуазных кругов бежавшие вместе с аристократией. Молодые представители этого сословия изображали «золотую молодежь», пострадавшую от революции. Они создавали клубы, устраивали балы «жертв» и пытались выделиться из основной массы молодежи. К ним присоединялись дети биржевиков и нуворишей, разбогатевших в период революции. Поскольку представители этого класса не обладали утонченностью, свойственной аристократии, то их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими. Дети нуворишей создали свой стиль, который в истории костюма причисляют к проявлениям «антимоды». Примером этого могут служить молодые люди в костюме «инкруаябль» (невероятный), в мешковатом, иногда плохо отглаженном фраке, жилете, застегнутом через пуговицу (рис. VII. 14), с прической «инкруаябль» (рис. VII. 15, см. рис. VII. 11). Менее вызывающий вид имел «мюскаден» (щеголь). На шее эти щеголи носили галстук, заходящий на лицо и символизирующий петлю на шее висельника, либо красный жгут или ленту, символизирующие кровь от гильотины («след топора»). Этим же целям служило красное ожерелье. Другой вариант имиджа «инкруаябль»: на голове выбрита затылочная зона, как перед казнью (прическа «жертва»), на шее красное ожерелье («след топора»), частое подергивание головы («конвульсии казненного»). Подходящим дополнением к юношам «инкруаябль» и «мюскаден» были экстравагантные девушки «мервьез» — чудесни-цы (рис. VII. 16). Они, как и мюскадены, осмеливались носить прически «жертва», «висельник», а также «соваж» (дикарка). Платья их отдаленно напоминали шмиз, так как шились из тонкого муслина с завышенной талией, но были очень широкими. На голове располагалась шляпа с огромным клювообразным козырьком, волосы были в беспорядке разбросаны по плечам и спине.
Вообще в эпоху директории возникало много мод-однодневок. Связано это было с большими изменениями в жизни, насыщенной различными событиями, и демократизацией одежды всех слоев общества. ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|