Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙПОТЕНЦИАЛ





Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

памятники археологии;

культовую и гражданскую архитектуру;

памятники ландшафтной архитектуры;

малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности - приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях - ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма - организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Следует оговориться, что оба метода во многом субъективны. Не всегда культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объекта в известной степени определяется построением экскурсионных маршрутов и доступностью объекта. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образованности, национальных особенностей экскурсантов. Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой.

Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами:

устойчивостью к рекреационным нагрузкам;

стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов.

Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и пр.). Вместе с тем целый ряд объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например многочисленные ленинские места, утратили притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Из этого следует, что одной из основных задач организаторов туризма является не только выявление того или иного культурного комплекса для туризма, но
и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от следующих факторов:

аттрактивности объекта осмотра;

психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

5. Архитектурные памятники

5.1. Памятники культовой архитектуры

Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

Первые храмы на Руси появились в X в. Из самых ранних до нашего времени сохранились лишь каменные постройки, возведенные при Ярославе Мудром: Новгородская и Киевская Софии, Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерская Лавра. В то далекое время это были центры русской культуры, потому что с приходом христианства на Руси началось распространение письменности, живописи
в виде иконографии и фресок, получила развитие каменная архитектура - сначала по образцам, заимствованным из Византии, потом в творениях русских мастеров стало проявляться свое, национальное видение как в строительстве, так и в живописи.

До наших дней сохранилось много древних монастырей и соборов. Монастыри - образцы полифункциональных образований. В первую очередь, это мощные фортификационные сооружения, поскольку в средние века все монастыри несли функции форпостов на подходах к городам, многие содержали даже полки. Монастыри являлись крупными феодалами, которые владели пахотными землями, лесами, деревнями и крепостными крестьянами. Здесь занимались сельским хозяйством и самыми разнообразными видами ремесел. Монастырь - это обитель Божья, центр духовности, поэтому их создавали как прекрасные архитектурные ансамбли, которые гармонировали с окружающей природой. Здесь собирались большие библиотеки, переписывались книги, за много веков накапливались ценные предметы искусства религиозного назначения: фрески, иконы и резные иконостасы, прекрасные ювелирные изделия - кресты, потиры, оклады икон и книг. В Предуралье и в Приселигерье применялись скульптурные изображения святых, вырезанные из дерева. В женских обителях было развито художественное ткачество и вышивка золотом, которой украшалась одежда церковных служителей.

В соборах вершилось судопроизводство: в средние века все гражданские дела (семейные споры, споры между соседями) разрешались только в храмах.

Монастыри привлекали множество людей, которые шли на паломничество по святым местам.

Самым большим скоплением монастырей отличаются большие древние города: Новгород, Псков, Старая Русса, Вологда, Москва, а также старинные города Поволжья (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород) и Центральной России (Смоленск, Владимир и др.). Богаты памятниками культовой архитектуры и малые города России: Торжок, Суздаль, Старица, Торопец, Гороховец, Вязники, Каргополь, Углич. В одном Подмосковье насчитывается свыше 500 культовых сооружений, из них 50 монастырей.

В настоящее время паломничество снова активизируется и монастыри становятся целью религиозных путешест­вий. А такие православные святыни, как Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерская Лавра, Валаамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Иверский, Оршин, Ипатьевский, Иосифо-Волоцкий монастыри, Нилова пустынь, Оптина пустынь всегда притягивали к себе не только русских православных, но и верующих со всего мира.

Сейчас, в период возрождения религиозности, паломничества становятся очень актуальными. Путешествия к культовым комплексам могут осуществляться разными группами с разными целями.

Экскурсионные поездки - знакомство с монастырями как объектами русской культуры, с их художественными достоинствами.

Религиозный тур - экскурсия верующих людей, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.

Паломничество - путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна. Религиозные люди, совершая паломничество в святые места, пребывают там несколько дней, в течение которых живут в монастыре, где поклоняются святым мощам, совершают вместе с монахами богослужение, при этом они питаются в монастырской трапезной, помогают монахам в работах по хозяйству или строительству.

Русские люди поклонялись не столько святым древней византийской церкви, сколько своим собственным. Исстари особым почитанием пользуются на Руси Сергий Радонежский, его ученики и последователи, которые основали множество монастырей: Стефан Пермский (монастыри в Великом Устюге), Ферапонт (Лужецкий монастырь в Можайске и Ферапонтов на Вологодчине), Александр Свирский (Ва­лаамский монастырь), Зосима и Савватий (Соловецкий монастырь), Афанасий (Высоцкий монастырь в Серпухове), Пафнутий (Пафнутьево-Боровский монастырь). В более поздние времена к лику святых были причислены церковные просветители Иосиф Волоцкий, Нил Сорский и Трифон Вятский. В XVII—XIX вв. в развитии русского православия огромную роль сыграли Серафим Саровский и старцы Оптиной пустыни. Наряду с ними было множество местных святых; среди них особо почитаемыми были Никола Можайский и Нил Столбенский.

При посещении святых мест огромную роль играет сохранение исторического ландшафта. С этой целью предполагается организация рекреационных природно-истори­ческих монастырских парков, включающих территории монастырей и прилегающих окрестностей.

В монастырском парке должны быть возрождены традиционные формы хозяйствования: занятия экологически чистым сельским хозяйством, заготовка грибов, ягод, лекарственных растений, приготовление пищи по старинным рецептам монастырской кухни, развитие народных промыслов и изготовление сувениров. Для детей предусматривается организация воскресных школ и художественных мастерских по изготовлению резных иконостасов, изразцов, окладов икон, иконописи, золотому шитью и прочее.

5.2. Памятники светской архитектуры

Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зда­ниями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов.

В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными “золотыми” или “красными” воротами. А в XVIII—XX вв. крупные военные события ознаменовывались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных зодчих.

К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.

Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими, как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское, Ярополец, Ольгово, Ильинское и другие в Подмосковье.

5.3. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы.История развития русской усадьбы

Русская усадьба является феноменом русской культуры.

Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII—XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI—XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и полити­ческие изменения: сформировались и юридически оформились феодальные отношения - крепостное право; в дворянской среде произошел раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в окружении монарха, а среднее дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло реализовать свои личные возможности.

Сначала помещичий дом находился в деревне и от крестьянских изб отличался только большими размерами. С закреплением крепостнических отношений помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек, вынеся его за пределы деревни. В первоначальный период усадьба была деревянной, однако от крестьянских домов она отличалась многоэтажностью, разнообразием архитектурных форм (ме­зонины, галереи, балконы, террасы).

Во второй половине XVII в., во время правления Алексея Михайловича, русская знать начинает более широко знакомиться с европейской культурой, и это вызвало обмирщение русского общества.

С проявлением светских форм жизни дом владельца и его сад становятся предметом особой заботы, в архитектуре усадеб господствует стиль русское барокко с характерной для него причудливостью форм и яркостью красок.

В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для проживания, прочны и надежны, но несколько скупы и аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка.

Со смертью Петра I протестантизм навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и воспринимавший ее как вечный праздник. В этом стиле возводились царские дворцы в Петербурге и пригородах, а также дворцы приближенной знати, строившей загородные резиденции по типу Версаля: с богато украшенными зданиями, роскошью в оформлении интерьера и великолепными регулярными парками. Наступает пора блистательного зодчества великого итальянского мастера Франческо Бартоломео Растрелли.

В усадьбе не жили, она предназначалась для увеселений. Внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся продолжением основного здания - это грандиозный зал приемов и театрализованных действий с боскетами, павильонами, гротами, прудами, каналами и фонтанами.

Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм - самый демократичный стиль, порожденный идеями Французской революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство.

Это проявилось и в архитектурном оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам как в оформлении внешнего вида здания, так и в интерьере. Прошлое воплощалось материально, указывая на связь времен: дом с колоннами, ордерность орнаментов древней Эллады, мебель и утварь в стиле ушедших эпох, скульптурные изваяния в парке и доме, представляющие героев древности и мифологические аллегории. В парке сооружались постройки в виде античных храмов, руин, в отделке зданий и башен применялись псевдоготические элементы, напоминающие о средних веках. Также в парке возводились “голландский” и “итальянский” домики, “маго­метов грот” и прочее. В результате человек ощущал себя гражданином всей Земли, а его гармонию с окружающим миром подчеркивало обустройство парка.

В период барокко усадебные парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного здания, а большую часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств и подбора различных пород деревьев - кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт.

Классицизм охватил не только высшие слои дворянства, но и средние и мелкие. География русской усадьбы значительно расширилась, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья.

Классицизм - самый “говорящий” стиль, он весь построен на символах. Каждая его форма, вплоть до деталей орнамента, что-то утверждает или проповедует. То был язык чувств и образов, и усадьбы той поры имеют легкое поэти­ческое, чувственное выражение.

Созданный на рубеже XVIII—XIX вв. образ усадьбы прочно вошел в сознание людей. Именно такой воспринимаем мы усадьбу в произведениях Тургенева, Лескова, Толстого, Брюсова, Чехова, Бунина.

Строительству усадьбы уделялось много внимания. Специалистов - архитекторов, декораторов, скульпторов, живописцев - зачастую готовили из крепостных. Их посылали учиться в Европу, в основном в Италию, некоторые из них благодаря своим талантам, получали вольную, например, скульптор Шубин, архитекторы Воронихин и Никитин.

Вопросам строительства и организации усадеб посвящалось множество статей в журналах. В них давались типовые проекты и рекомендации: как оформить приусадебные дом и парк, какой интерьер в моде. Так что любой дворянин, исходя из своих возможностей и вкуса, мог выбрать для себя образец.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась отменой крепостного права. Дворяне стали разоряться, и поместья нача­ли скупать разбогатевшие купцы и промышленники. Среди них встречались меценаты, такие как Морозов, Рябушинский, которые превращали усадьбы в места встреч деятелей культуры, науки и искусства (например, усадьбы Абрамцево, Мураново и Кучино).

После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь некоторые из них оказались под охраной государ­ства. В них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-ис­торический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. Большинство из них дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Но они ценны не только как архитектурные памятники, но и как мемориальные места.

Не занятые рекреационными учреждениями усадебные комплексы рекомендуется превратить в природно-истори­ческие усадебные парки, в которых туристам предлагалось бы прожить в обстановке дворянской усадебной культуры XIX в. с элементами занятий и развлечений (сельские балы, псовая охота и пр.), свойственными той эпохе.

6. Археологические памятники

К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много. (например) в Московской области их в каждом районе на­считывается до нескольких десятков - городища, захоронения, курганы и пр.). Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. А туристов в основном привлекают наскальные рисунки (сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае), осмотр вскрытых археологических пластов (как было организовано в Москве на Манежной площади в период строительства торгового комплекса под землей), а также археологические экспозиции
в музеях.

7. Этнографические памятники

Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т.д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.

С этнографическими особенностями русской культуры туристов можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.

Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, эвенков, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.

Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильчес­кого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно; наиболее типичные районы российской глубинки (ареалы выразительного традиционного сельского ландшафта на русском Севере, в средней полосе, на Урале, в Поволжье и т. д.).

8. История развития музейного дела в России

Музейное дело в России было заложено еще Петром I. Им было создано три музея. В 1709 г. - музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии. В 1714 г. был сформирован научный музей и библиотека, знаменитая кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности. За два столетия этот музей обогатился материалами, собранными Ю. Ф. Лисянским, П. С. Палласом и Н. И. Миклухо-Мак­лаем. Здесь в 1741—1765 гг. работал М. В. Ломоносов. В 1879 г. из двух отделов кунсткамеры выделился музей антропологии и этнографии.

XVIII в. знаменит частным коллекционированием. Во дворцах и имениях русской знати собираются богатейшие коллекции станковой живописи, миниатюры, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Интерес к естественным наукам обусловил появление научных коллекций: археологических, зоологических, минералоги­ческих, ботанических и пр. Собираются большие библиотеки, и в 1795 г. в Петербурге открывается первая публичная библиотека.

В XIX в. произошел переход от частного коллекционирования к созданию общедоступных музеев. Начало было положено князем Голицыным, который в 1809 г. при благотворительной больнице, созданной его семьей в Москве, организовал художественный музей из картин западных мастеров.

В двадцатых годах XIX в. вопросы создания общественных музеев широко обсуждались общественностью в российских журналах и газетах. С интересными предложениями выступили Адалонг и Вихман, которые обосновали структуру русских музеев, где должна была быть представлена русская культура с древнеславянских времен до настоящего времени. Они первыми предложили собирать не только светскую живопись, но и иконопись.

Самым значительным проектом было предложение З. А. Волконской, которое заключалось в создании образовательного эстетического музея при Московском университете, где были бы собраны копии лучших мировых коллекций для знакомства с ними гимназистов и студентов, а также деятелей русского театра, находящегося в стадии становления. З. А. Волконская провозгласила, что музей будет представлять органичное сочетание науки, образования и культуры. Он должен был также содержать коллекцию по истории архитектуры. Проект Волконской публиковался и широко обсуждался общественностью. Многие из положений были реализованы впоследствии при развитии русских музеев. Например, предложения по истории архитектуры были реализованы в политехническом музее, созданном в 1872 г., а основатель Музея изобразительных искусств И. Цветаев (1912 г.) утверждал, что он только воплотил идеи З. А. Волконской.

С шестидесятых годов XIX в. в России появляется множество различных музеев, созданных меценатами. В 1862 г. в Москве открываются художественный музей и библиотека графа Н. П. Румянцева и картинная галерея крупного предпринимателя В. А. Кокарева. Коллекции этих музеев впоследствии вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств.

В 1883 г. открылся Исторический музей в Москве. В 1885 г. Московским губернским земством был создан Кустарный музей, который собрал все образцы русского народного декоративного искусства и ремесел XVII - XIX вв. В 1891 г. в Торговых рядах (ныне ГУМ) открылась художественная галерея парфюмера Генриха Брокара, представлявшая огромную коллекцию в 8 тысяч экспонатов: живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. При этой галерее действовала тематическая библиотека по искусствоведению.

В 1892 г. открылся художественный музей П. М. Треть­якова (ныне Третьяковская галерея), в 1895 г. - картинная галерея в Пензе, основанная художником К. А. Савицким и путешественником П. П. Семеновым-Тянь-Шанским, через три года, в 1898 г. - Русский музей в Петербурге, в 1899 г. - литературный музей “Пушкинский дом” в Петербурге. В восьмидесятых и девяностых годах появилось множество краеведческих музеев в различных городах России.

Таким образом, в конце XIX в. в России уже сложилось развитое музейное дело.

После революции, в 1918 г. по распоряжению В. И. Ле­нина предписывалось сохранить все ценности усадеб и организовать местные музеи. Их спасением занялись деятели русской культуры. Им удалось собрать великолепные коллекции, в результате наши провинциальные музеи представляют прекрасные собрания предметов искусства, которые во много раз богаче нестоличных музеев Европы. Например, Старицкий музей, собранный внуком скульптора Е. Клодта, перед Великой Отечественной войной был занесен в список 36 лучших музеев мира.

В советский период развитие музейного дела продолжалось по всей стране.

В настоящее время, помимо традиционных краеведчес­ких, художественных, литературных, этнографических музеев, в нашей стране имеются уникальные военные музеи, равных которым в мире нет: Музей бронетанковых войск в Кубинке и Музей авиации и космонавтики в Монино; а также технические, политехнические, зоологические, геологические и др. Многие предприятия декоративно-прик­ладного искусства имеют собственные экспозиции. За последнее столетие было создано огромное множество мемориальных музеев, связанных с жизнью деятелей русской истории и культуры (писателей, ученых, художников, полководцев, актеров и т. д.). Некоторые из них получили статус музеев-заповедников, например, “Пушкинские Горы”, “Яс­ная Поляна”, “Мелихово” и др.

Много музеев было создано при научных институтах и крупных промышленных предприятиях. Закрытые до недавнего времени для широкого посещения, эти собрания предлагаются для вовлечения в маршруты научного туризма.

Работа с посетителями в музеях приобрела разнообразные формы. Наряду с традиционным ознакомлением экскурсантов с экспозицией проводятся литературные и музыкальные вечера, например, известные декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств, литературные чтения, диспуты т. д.

Экологическим воспитанием занимаются музеи природы, организованные при заповедниках и национальных парках.

В последние годы появились новые музеи, например, музеи “одной картины” в Ярославле и Пензе, частный музей музыкальных инструментов в Ярославле, оригинальные музеи, связанные с названиями городов: “Музей Мышки” в городе Мышкин и “Музей Петушков” в городе Петушки.

9. Народные промыслы

Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хох­лома, Гжель).

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изыс­канные виды вышивки - мстерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое - в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий. В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простоту народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан - расписные деревянные “тара­рушки”, Вятская губерния - плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы народного профессионального искусства: жостовские подносы, хохлома, дымковская игрушка. И наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в которых изделия создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине XIX в. Многие деятели русской культуры стали коллекционировать произведения народного творчества, приобретая их после ярмарок, проходивших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начале XIX в. В 1885 г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советское время на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Музее этнографии в Петербурге. Интерес к народному искусству в конце XIX в. способствовал не только увлече­нию коллекционированием, но и организации промыслов с обучением местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева организовала художественные мастерские по вышивке.

В советский период одни промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствует экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Обширный материал собран в Историчес­ком музее, Музее этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладает собственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.).

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства - это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

10. Научные и технические комплексы и сооружения

В век НТР научные комплексы являются одними из важных ресурсов познавательного туризма. К ним относятся научные музеи, космодромы, энергетические объекты по выработке современных экологически чистых видов энергии (солнечные и ветровые электростанции), выставки достижений в различных сферах научной деятельности. Техничес­кие сооружения являются не только ресурсами познавательного туризма, но и средствами технического обеспечения курортов и туристских объектов.

Технические комплексы, выступающие в качестве рекреационных ресурсов, можно подразделить на следующие крупные блоки:

общая инженерная инфраструктура населенных пунктов и транспортные связи;

техническое оснащение социокультурной инфраструктуры;

материальная база туризма.

В первый блок входят автомобильные и железные дороги и их туристское обустройство, вокзалы, аэропорты, пирсы, морские, озерные и речные порты, тепло-, водо-, энергообеспечение, телекоммуникационные связи, инженерное оснащение торговли и службы быта, гостиничная и ресторанная инженерия.

Ко второму блоку относятся технические устройства, обеспечивающие работу музеев, театров, библиотек, киноконцертных залов, выставочных павильонов.

Материальная база туризма содержит все технические сооружения и комплексы, работающие по техническому обеспечению и организации различных видов рекреационной деятельности:

 курортные здания и сооружения (спальные и лечеб­ные корпуса, столовые);

 элементы благоустройства (курортные парки, видовые площадки, подпорные стенки);

 климатосооружения (аэросолярии и климатоверанды, терренкуры, лечебные пляжи, круги здоровья);

 бальнеообеспечение (скважины на минеральные воды, водоводы, питьевые бюветы, водолечебницы, грязелечебницы);

 корригирующие устройства (навесы, стенки-жалюзи на пляжах);

 спортивные сооружения (бассейны, зимние и летние спорткомплексы, игровые площадки, корты, лодочные стан­ции, горнолыжные трассы и подъемники);

 хозяйственные сооружения (склады, гаражи, мастерские, прачечные);

 развлекательная и досуговая инфрастру<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.