Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правильное поведение родителей во время кормления лучше всего способствует хорошему аппетиту ребенка.





А если все же, несмотря ни на что, ребенок отказывается от еды? Часто в этом случае родители, боясь, чтобы он не остался голодным, «не похудел, не убавил в весе», не вникая в причины отказа, начинают очень энергично, любыми средствами добиваться, чтобы ребенок непременно поел, и при этом большей частью не скрывают от ребенка своей тревоги. В ход идут уговоры, упрашивания: «Съешь за папу, за маму»; предостережения — «Если не съешь, отдам киске», «Собачка съест»; обещания (которые, кстати сказать, не всегда выполняются) — «Если поешь, дам конфету, куплю книжку» и т. п.

Ребенку предлагают взамен одного блюда на выбор то одно, то другое, ребенка стараются чем-нибудь отвлечь (разговорами, песнями, игрушками), а в это время незаметно суют ему пищу в рот.

Если это не удается маме, в кормление включается папа или бабушка, а то и оба вместе, и каждый в попытках накормить изощряется по-своему (лишь бы поел!), доводя иногда ребенка до рвоты.

Когда все эти усилия не приводят к желаемому результату, что чаще всего и бывает, взрослые начинают раздражаться, насильно кормить ребенка, сердито кричат на него, угрожают наказаниями. Его то выводят из-за стола, то снова сажают. Гнев, раздражение матери сменяются потоком поцелуев, ласк, заискивающими уговорами и невыполнимыми обещаниями.

И так иногда повторяется изо дня в день. Каждая еда становится мукой для матери и ребенка. Внимание всех членов семьи привлечено к тому, как он ест. Если ребенок иногда хорошо поест, то об этом в его присутствии все говорят, как об очень большом достижении. Все его хвалят и всячески за это вознаграждают и тем самым прочно закрепляют неправильное поведение ребенка во время кормления. Он уже не желает есть «даром», без уговоров. Невыполнение его причуд, требований вызывает с его стороны слезы, крик.

Все это приводит к возбуждению ребенка и снижает его аппетит. А насильное кормление вызывает резко отрицательное отношение к еде. Известны случаи, когда отвращение к какому-нибудь блюду, которым насильно кормили в детстве, сохранялось у человека на всю жизнь.

Как же приучить ребенка с аппетитом съедать все, что ему полагается, не прибегая для этого ни к каким искусственным мерам? Прежде всего надо выяснить причину плохого аппетита и уже в зависимости от нее применять те или другие меры.

Если ребенок отказывается от еды потому, что устал или чем-либо расстроен, то следует попробовать его накормить, сказав ему ласково: «Ты устал, давай я тебя покормлю».

Если же он все-таки категорически отказывается, надо предложить ему пойти отдохнуть.

Если ребенок капризничает и никаких законных оснований для отказа от еды у него нет, надо спокойно, без выговора и угрозы, твердо сказать: «Ну, не хочешь есть, не надо. Поешь потом» — и убрать тарелку.

Чаще всего такое спокойное отношение взрослого успокаивает ребенка, и он заявляет: «Нет, я буду кушать» — и начинает с аппетитом есть. Если же он продолжает шалить, капризничает, то ни в коем случае не надо давать ему есть. При таком твердом поведении взрослых ребенок вскоре перестает капризничать и шалить за столом.

Если ребенок здоров, то не надо волноваться, когда он не съест всего, что ему предлагают. Не страшно даже, если он пропустит одно кормление. В следующее по режиму кормление он поест с большей охотой, так как голод лучше всего способствует аппетиту.

Если ребенок плохо или даже совсем не ел, например второй завтрак или обед, то не следует кормить его через 1—2 часа. Нужно предложить ему есть лишь тогда, когда настанет время следующего кормления. Вообще не нужно ничего давать ребенку в перерывах между едой. Сласти и фрукты он должен получать за столом после очередного кормления.

Подчас отсутствие аппетита является результатом или первым симптомом болезни. Отказ от еды в данном случае является защитной реакцией организма, и поэтому настаивать на еде ни в коем случае нельзя. Надо прибегнуть к помощи врача, но нельзя при ребенке выражать беспокойство по поводу того, что он не ест.

Иногда можно слышать жалобы родителей на то, что ребенок хорошо ел до болезни, а затем стал капризным, отказывается от еды и кормить его стало сплошным мучением. Отсутствие аппетита не является неизбежным результатом перенесенного заболевания.

Это скорее следствие того, что во время болезни родители проявляли слишком много волнения по поводу его плохого аппетита и применяли неправильные воспитательные приемы. В таких случаях хорошо помогают прогулка перед сном, более длительный сон, особенно на воздухе, и меньшая по объему, но более питательная пища.

Часто жалобы матери на плохой аппетит ребенка не имеют основания, а вызваны тем, что мать не знает, сколько может съесть ребенок данного возраста. Так, например, мать жалуется врачу на плохой аппетит ребенка, а в разговоре с ней выясняется, что утром ребенок съедает яйцо, кусочек хлеба с маслом и выпивает чашку молока. Этого ребенку вполне достаточно, и поэтому тревога матери не обоснована.

Во время кормления надо избегать посторонних разговоров с ребенком, которые могут отвлекать его от еды. Но с детьми можно говорить о том, что непосредственно связано с кормлением: «Ешь осторожно, суп горячий», «Кончай скорее суп, а то котлеты остынут и будут невкусными», «Сегодня на третье я тебе приготовила кисель».

Если родители правильно проводят кормление, то обычно оно не представляет трудностей. Дети не только спокойно, с аппетитом едят, но и соблюдают уже определенные правила поведения за столом.

Как кормить ребенка.

Кормить ребенка нужно, как и раньше, четыре раза в день с промежутками между кормлениями в 3,5—4 часа. Первый утренний завтрак должен быть не позднее, чем через час-полтора после пробуждения. К этому времени ребенок уже успевает проголодаться. Обед — после прогулки, через 4 часа после завтрака и примерно за час до дневного сна.

Полдник — минут через 30 после дневного сна, т. е. через 3,5—4 часа после обеда. Ужин — через 3,5—4 часа после полдника, но обязательно не позднее чем за час-полтора до ночного сна. Если ребенка укладывают сразу после еды, то он спит беспокойно, а поэтому за ночь плохо отдыхает.

Если ребенок живет недалеко от яслей, то кормить его утром дома нет необходимости. Если далеко и завтрак в яслях будет позже, чем через l,5 часа после пробуждения, то надо утром покормить ребенка, но немного, чтобы он мог с аппетитом съесть горячий завтрак в яслях.

В выходной день кормление следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Одно из первых условий хорошего аппетита— это кормление ребенка в то время, когда он действительно голоден. Для этого кормить ребенка надо всегда в одни и те же часы, т. е. строго соблюдать режим питания.

Нужно стараться, чтобы ребенок к моменту кормления не был очень усталым или возбужденным, так как это снижает его аппетит, а иногда, устав, он и совсем отказывается есть: с прогулки надо прийти за полчаса
до кормления, не надо устраивать непосредственно перед едой возбуждающих игр или давать ему новые игрушки.

Хорошо привлекать ребенка к участию в приготовлении к еде, предложить ему принести посуду, стульчик, вытереть свой столик, постелить на него клеенку и т. п. Выполнение таких простых обязанностей создает у ребенка установку на еду, что положительно влияет на аппетит. Участие ребенка в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону — приучает его к труду и самостоятельности.

Кормить ребенка лучше за маленьким столом, на низеньком стульчике или табурете, чтобы ему удобно было сидеть. Если же этого сделать нельзя, надо во время еды малыша за большим столом положить что-либо на его стул, чтобы ему не пришлось тянуться к столу, а чтобы ножки не висели, подставить под них скамеечку.

Если, сидя за столом, ребенку приходится ждать, когда подадут пищу, то он начинает играть, шалить. Поэтому сажать его за стол надо только тогда, когда пища уже подана. Она не должна быть очень горячей, чтобы сразу можно было начать ее есть.

Хотя ребенок 2—3 лет ест самостоятельно, предоставленный сам себе, он легко отвлекается, не закончив есть, выскакивает из-за стола, разговаривает, забывая есть, часто еду превращает в игру — разбрасывает хлеб, разливает суп и т. д., поэтому взрослые должны следить за тем, как он ест, в какой позе сидит за столом, учить его спокойно, не отвлекаясь, аккуратно есть.

Чтобы научить ребенка есть аккуратно, опрятно, надо показывать ему, как правильно держать ложку, когда и как пользоваться салфеткой, останавливать и поправлять его, если он ест неопрятно. В случае надобности нужно тотчас же приводить в порядок стол и одежду ребенка, давая соответствующие указания: «Кушай не спеша, а то прольешь суп», «Возьми салфетку и вытри себе губы», «Поближе подвинь к себе тарелку, а то у тебя макароны падают на стол» и т. д.

Детей на третьем году жизни надо приучать к выполнению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, когда дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку, ставить на место стул и т. п. Все это можно воспитывать, давая ребенку соответствующие указания: «Подожди минутку, разве ты не видишь, что я уже наливаю тебе молоко. Если ты будешь кричать, я не буду тебя кормить»; «Я не пойму, что ты хочешь? Тебе надо еще хлеба? Скажи: «Дай мне, пожалуйста, еще хлеба». Ведь ты умеешь говорить?» Нужно поощрять правильное поведение малыша: «Вот, молодец, убрал свою салфетку».Шалости за столом следует немедленно прекращать, привлекая внимание ребенка к еде; если это не помогает, то спокойно предложить: «Не хочешь кушать, иди играй».

Сон ребенка

Желательно, чтобы дети этого возраста, как и более младшие, дневной сон зимой проводили на воздухе. Поэтому, если есть удобное для этого место и можно обеспечить наблюдение за ребенком, надо укладывать его во дворе, саду или на балконе. Если это невозможно, то в комнате, где спит ребенок, надо открывать окно, конечно, соответствующим образом укрыв ребенка.

Кровать должна быть таких размеров, чтобы ребенок мог лежать на ней, свободно вытянувшись. Она может быть уже без боковых сеток и невысокой, чтобы ребенок мог сам на нее залезть.

Ребенок быстро заснет, если перед сном он не был чрезмерно утомлен или возбужден длительной прогулкой, шумными подвижными играми. Не следует, как уже говорилось, незадолго до сна давать ребенку новые игрушки: не успев ими в достаточной мере наиграться, ребенок будет протестовать, плакать, если от него потребуют прекратить игру.

Незадолго до укладывания спать надо занять ребенка какой-либо спокойной настольной игрой или предложить ему навести порядок в своем уголке.

 

Для спокойного перехода ребенка от игры ко сну хорошо, как уже указывалось, привлекать его к различным делам, связанным с укладыванием: «Пойдем перед сном умоемся хорошенько. Помоги мне сложить твое одеяло. Принеси стульчик, сюда ты положишь свое платье» и т. п.

Дети этого возраста, уложенные в кровать, обычно двигаются, разговаривают, интересуются тем, что происходит вокруг, живо на все откликаются. Поэтому при укладывании ребенка и в то время, когда он засыпает, надо создать более спокойную обстановку и исключить все то, что может развлечь ребенка, возбудить его или огорчить.

Нельзя, например, матери уходить из дому, когда ребенок засыпает, надо уйти либо до его укладывания, либо подождать, пока он заснет. Не должно быть в это время в комнате громких разговоров, шума и чего-либо необычного, что может сильно заинтересовать ребенка и т. п.

Часто родители, придя с работы и застав ребенка в кровати, начинают его ласкать, играть с ним и разговаривать, смеяться, шутить, развлекать его. Желание поиграть с ребенком весьма понятно. Но ребенок, возбужденный игрой, смехом, не может быстро успокоиться. Он долго не засыпает, вскакивает, кричит, хохочет, потом его возбуждение часто заканчивается слезами и тревожным беспокойным сном.

На поведение ребенка при укладывании спать оказывает влияние поведение взрослого. Неторопливые движения, спокойный, но твердый тон, несколько более тихий голос успокаивают ребенка. Можно подсказать ребенку, что нужно сделать, чтобы скорее заснуть: «Закрой глазки и тихо, тихо лежи», «Повернись на бочок», «Дай я закрою тебя получше, а то ножка открылась, тебе будет холодно» и т. п. Сердитые окрики: «Спи! Не смей двигаться!», «Сейчас же засни!» — производят часто обратное действие — они возбуждают ребенка, и он при всем желании не может заснуть.

Разные дети ведут себя перед сном различно: одни быстро засыпают, другие — медленно; одни при этом много двигаются, разговаривают, поют, другие лежат спокойно, тихонько шепчут что-то, двигают пальчиками и т. п.

Различными должны быть и воспитательные приемы по отношению к разным детям. Если ребенок шалит, не хочет спать, то в одних случаях, на него действует успокаивающе ласковый разговор с ним, в других — лучше отвлечь его внимание предложением сделать что-нибудь самому: закрыться одеялом, повернуться на другой бок. Иногда на ребенка хорошо действует выраженное твердым, но спокойным тоном категорическое предложение спать.

Если ребенок засыпает спокойно, но любит немножко поговорить перед сном, хорошо иногда уйти на время из комнаты, оставив его одного. Ребенка легко возбудимого, много двигающегося, наоборот, не следует оставлять одного, а нужно иногда даже постоять около него, не давая ему двигаться и не развлекая его разговорами.

Надо проследить, что лучше действует на вашего ребенка, и использовать соответствующие приемы.

Когда ребенок заснет, в комнате может идти обычная жизнь: могут выполняться домашние работы, вестись тихие разговоры. Следует помнить, что шум, громкие голоса, яркий свет нарушают глубину сна. Хотя ребенок и спит, не полностью не отдыхает, так как он продолжает воспринимать звуки и свет. Поэтому во время сна ребенка должна быть относительная тишина — звук радио, телевизора должен быть приглушен, яркий свет выключен.

Летом в очень жаркие дни, когда солнце ярко светит, надо следить, чтобы лучи его не падали на ребенка, так как это мешает ему заснуть. Но не надо создавать у ребенка привычку спать только при полной тишине. Такая привычка может быть даже вредной: он не сможет заснуть, если взрослые будут не в состоянии создать ему абсолютную тишину, что в жизни часто сделать довольно трудно.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.