|
Тема 6. Причины и условия конкретного преступления.
План семинарского занятия 1. Понятие причин и условий конкретного преступления. 2. Антиобщественная ориентация и установка как причины конкретного преступления. 3. Криминогенная мотивация как причина преступного поведения. 4. Условия и механизм неблагоприятного нравственного формирования личности преступника. 5. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения преступления. Непосредственный повод и его роль в детерминации преступного поведения.
Практические задания 1. Назовите основные отличия причин конкретного преступления от условий, способствующих его совершению. Полагаю, что:… 1) Причины – это внутренние мотивы и побуждения индивида, а условия – внешние явления и процессы, способствующие, нейтрализующие или препятствующие совершению преступления. 2) Отличий нет. 3) Причины первично воздействуют на индивида и являются для него социально более значимыми, а условия воздействуют на него вторично, создавая лишь «фон» совершения преступления. 4) Причины непосредственно вызывают у лица решимость совершить преступление или непосредственно приводят к совершению преступления по неосторожности, а условия – способствуют, провоцируют или затрудняют совершение умышленного или неосторожного преступления. 5) Причины и условия одинаковы по своей природе и отличаются только силой воздействия на индивида: причины воздействуют сильнее, а условия – слабее.
Звенья этой цепочки следует расположить следующим образом: 1)преступление (1) – предпреступн.волевое - формирование негативн. решение и выбор его нравственно-психологич. преступником из ряда свойства личности (3а) др. решений (2) - создание криминогенных условий и жизненных ситуаций (3б) 2) преступление (1) – негативное психофизиологич. - наследственность состояние преступника (2) (3а) - облегчающие или способствующие совершению преступления криминогенные условия и конкретные жизненные ситуации (3б) 8) преступление (1) – стихийное и - стечение негативных об-в и неосознанное жизненных ситуаций (3а) побуждение, инстинкт (2) - наследственность (3б) 4) преступление (1) - негативное психо- - формирование под воздейств.физиол. состояние среды негативн. нравственно- (повышенная эмоц. психологич. свойств возбудимость, личности (3а) несдержанность, превышение по силе и интенсивности процессов возбуждения над процессами торможения и т.п.) (2) - создание провакационных или способствующих совершению преступления условий и жизнен. ситуайий (3б)
5) преступление (1) – формирование - формирование отриц. нрав. преступного мотива психологич. особенностей или побуждения (2) личности под воздействием криминогенных факторов (3а) - создание конкретных криминогенных условий и жизненных ситуаций (3б)
3. С целью изучения методики выявления причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления и принятие по нему предупредительных мер, предполагается следующая фабула учебного дела. В очереди за спиртными напитками к Иванову подошел Генералов и попросил его купить ему бутылку водки. После того как Иванов купил литр водки, он вместе с Генераловым пошел в темный подъезд девятиэтажного дома и там распил одну бутылку из горлышка. Опьянев, они пошли в сквер, где играли дети, и возле фонтана, на виду у всех, стали распивать другую бутылку из горлышка, пели песни с нецензурным содержанием. Находившиеся в сквере дружинники, не желая связываться с пьяными, покинули сквер. В это время пенсионер Долгунина, проходившая мимо, сделала Генералову и Иванову замечание о их недостойном поведении. В ответ на это Генералов оскорбил Долгунину и, подойдя к ней, толкнул ее в бассейн фонтана. Ударившись о одно (глубина 25 см.), Долгунина сломала левую руку и стала громко звать на помошь. Генералов и Иванов быстро скрылись с места преступления в темном подъезде того же дома. Прибывший наряд милиции увез Долгунину в больницу. Поняв, что их не преследуют, Генералов предложил Иванову «дело»: проникнуть в квартиру к Беловой, которая уехала на черноморское побережье на отдых, о чем Генералов знал, так как иногда навещал Белову как женщину легкого поведения. Иванов отказался, но Генераов намекнул, что Белова живет нечестно, работает в продуктовом магазине и ворует дефицитные продукты и что у нее имеются металл и камни (т.е. золото и драгоценные камни). Спустившись в подвал, они нашли гвоздодер и легко выломали замок. Отыскав на сумму свыше 2 тыс. рублей, они сложили их в чемодан и покинули квартиру. Прибыв к приятелю Генералова Жильцову, они рассказали ему о краже и попросили оставить их ночевать. Жильцов достал литр водки и предложи «обмыть» удачу. Иванов, опьянев, быстро уснул, а Генералов предложил Жильцову убрать компаньона и свидетеля. Жильцов набросил на голову Иванова телогрейку, а Генералов нанес несколько ударов топором по голове. Разможжив голову Иванову, они решили зарыть его труп в лесу. На «Жигулях» они приехали в лес и вырыли яму. Когда Генералов нагнулся, чтобы поднять труп Иванова, Жильцов сильным ударом гаечного ключа по голове убил Генералова и оба трупа закопал. Жильцову 29 лет, в прошлом судим за хулиганство и разбой. Объяснил на следствии, что он завязал и хотел жить честно, собрался жениться на состоятельной (с «Жигулями») вдове Марине, у которой он жил без прописки, так как уклонялся от административного надзора. В ночь прихода Генералова и Иванова Марина уехала навестить мать. Жильцов вместе с Генераловым отбывал срок. Испугался, когда узнал о краже Генералова, так как считал, что ему никто не поверит, что он не причастен. Когда же Генералов убил Иванова, то у него возникла мысль избавиться и от Генералова. Ценности его не прельщали, но раз уж так получилось, то он, естественно, завладел ими. Несовершеннолетний Иванов (17 лет), не судимый, проживал с матерью, которая работала уборщицей (оклад 7 тыс. руб.). На иждивении находилось еще трое детей. Воспитанием сына не занималась. Он был вспыльчивый, малообщительный, к учебе интереса не проявлял, с учителями дружеского контакта не было, отношение к нему было грубым, никто не стремился оказать на него индивидуального влияния. Рано пристрастился к водке, свободное время проводил во дворе и подъезде или стоял за спиртными напитками, где и познакомился с Генераловым. 1. Определите причины и условия по эпизоду с хулиганством. 2. Определите причины и условия, способствующие краже. 3. Какие обстоятельства обусловили убийства? Назовите причины и условия. 4. Дайте социально-психологическую характеристику преступникам.
Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
Планы семинарского занятия 1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для организации борьбы с преступностью. 2. Цели и задачи криминологического прогнозирования. 3. Виды криминологических прогнозов. 4. Методика криминологического прогнозирования. 5. Индивидуальное прогнозирование как процесс познания личности. 6. Понятие планирования мер предупреждения преступлений. Планы и программы предупреждения преступлений. 7. Виды программ борьбы с преступностью. Их структура и содержание. 8. Субъекты криминологического программирования. 9. Критерии эффективности комплексных и отраслевых программ борьбы с преступностью. Практические задания 1. Укажите, какие из приведенных ниже определений больше всего соответствуют понятию криминологического прогнозирования. Криминологическое прогнозирование – это: 1) Предсказание возможного преступного поведения. 2) Информационное обеспечение предупреждения преступности. 3) Предсказание о влиянии уголовного законодательства и его применения. 4) Постоянно идущий творческий процесс познания, в который все время вводятся данные о развитии преступности, предсказывается эффективность применяемых предупредительных мер и корректируются предсказания о развитии преступности и дальнейшая эффективность предупредительных мер, применявшихся ранее, определяются наиболее эффективные меры предупреждения. 5) Процесс разработки криминологических прогнозов. 6) Научно обоснованное вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, криминологических факторов, последствий и мер борьбы с преступностью.
2. Определите виды криминологических прогнозов, которые подразделяются:
3. Из перечисленных ниже методов исследования, используемых в криминологии, назовите методы криминологического прогнозирования. К методам криминологического прогнозирования относятся: 1) модульный анализ конструирования социума (МАКС), 2) метод системно-структурного анализа, 3) формально-логический метод, 4) экстраполяция, 5) метод моделирования, 6) метод математического моделирования (программа ARИМА), 7) метод системного анализа криминогенных факторов и системного прогноза, 8) метод анкетирования, 9) метод группировок, 10) метод экспертных оценок, 11) метод сравнительного исследования.
Какие из названных Вами методов криминологического прогнозирования можно отнести: а) к фактографическим, б) к экспертным методам прогнозирования.
4. Определите порядок расположения частей и элементов соответствующей программы борьбы с преступностью (предупреждения преступности).
Структура программы борьбы с преступностью (предупреждение преступности) включает: 1) финансирование программы, 2) кадровое обеспечение, 3) концепцию, 4) сроки реализации программы и контроль за ее реализацией, 5) организационно-правовое обеспечение, 6) правовое информирование населения в сфере борьбы с преступностью, 7) подсистемы мер борьбы с отдельными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями, 8) участие негосударственных объединений в борьбе с преступностью.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|