Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическая социализация: подходы и определение





Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм политической культуры, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта — определенной системы социальных ролей и культуры,— т. е. процесс становления человека как личности.
Понятие политической социализации употребляется главным образом в двух смыслах. Во-первых, для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентации. Во-вторых, для обозначения процесса передачи политических взглядов, идей, представлений и норм (т. е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим социальным группам и общностям. В этом смысле политическую социализацию называют также «культурной трансмиссией». Таким образом, в обоих случаях политическая социализация — это процесс, причем процесс единый, общий, хотя и осуществляющийся как бы на разных уровнях — индивидуальном и общественном. Соответственно этим уровням можно говорить о двух видах политической социализации — индивидуальной и общественной.
Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического «я», которое бы, с одной стороны, способствовало политическому самовыражению личности, а с другой — соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения. Хронологически данная разновидность политической социализации охватывает весь период жизни человека. Ее основные стадии — детство, юность и взрослость. Каждой из этих стадий соответствуют свои типы политических ориентации: детству — идентификация с определенной политической общностью (государством, нацией) и усвоение ее символов (флага, гимна и т. д.), патриотизм и лояльность; юности — более специфические знания о политических институтах и их назначении в обществе; наконец, взрослости — практическое осуществление тех или иных социальных ролей в политическом мире, реакция на политические события, программы, лозунги и т. д.
Результаты проведенных исследований показывают, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственное политическое «я» в основном вырабатывается к 18 годам, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20—30 лет, после чего либо еще более растет, либо начинает заметно снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостаток социального и политического развития в этом возрасте рано или поздно дает о себе знать в будущем.
Хотя основы политических ориентации закладываются уже в детские и юношеские годы, период взрослости также рассматривается в качестве важной стадии политической социализации. Сказанное объясняется следующими обстоятельствами. Прежде всего, из-за быстрых технических, социально-экономических и политических изменений невозможно предвидеть, каким будет мир даже в ближайшем будущем. Кроме того, политический мир становится настолько разносторонним и разнообразным, что создает все возрастающие трудности при определении индивидами своего мира. Значительно увеличивается горизонтальная и вертикальная социальная и политическая мобильность. Ребенок (юноша), социализованный в одной общественной среде, став взрослым, может оказаться в совершенно ином социальном и политическом окружении. И наконец, институты, ответственные за социализацию детей и юношей, например семья и школа, могут быть более компетентными в других областях знаний и в то же время 'менее компетентными в своих знаниях о политическом мире, чем те учреждения, которые осуществляют политическую социализацию в период взрослости (например, политические партии и движения).
Что касается другой разновидности политической социализации — так называемой культурной трансмиссии, то ее основное назначение, как уже отмечалось, состоит в передаче политической культуры от одного поколения к другим, от одной группы к другим социальным группам. Культурная трансмиссия осуществляется тремя путями. Первый путь — это поддержание и сохранение существующей политической культуры. Он связан, как правило, с передачей политических взглядов, норм, ценностей, ориентации и т. д. от старшего поколения к младшему — от родителей к детям, от учителей к ученикам, от преподавателей к студентам и т. п., причем старшее поколение выступает в роли контролера за соблюдением данного процесса. Передача может идти и иным порядком — от младшего поколения к старшему, когда, например, социализации подвергаются иностранцы, в частности иммигранты. В качестве агентов социализации здесь очень часто выступают дети. Именно они в первую очередь знакомятся в школе с политическими нормами и ценностями данной страны, а затем уже дома приобщают к ним старших.
Второй путь — преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры. Этот путь обусловлен постоянными изменениями, происходящими в экономической, социальной и политической структурах общества. Хотя западные политологи и делают оговорку относительно стабильности своего общества, тем не менее и они вынуждены признавать неизбежность таких изменений. Основными агентами социализации здесь уже выступают политические партии, государственные средства массовой коммуникации. В ряде случаев преобразованию подвергаются не только отдельные элементы политической культуры, но и определенные ее носители, например негры и индейцы в Америке, французы в Канаде, турки в Германии.
Третий путь — создание новой политической культуры. Таким путем идут главным образом те страны, которые впервые обрели возможность выбора самостоятельного экономического, социального и политического пути развития. Народы этих стран в силу обстоятельств исторического характера, и прежде всего в силу неразвитости экономических, социальных и политических структур, поставлены перед необходимостью формирования такого типа политической культуры, который бы, с одной стороны, органически вписывался в систему цивилизованных политико-культурных отношений современного мира, а с другой — максимально учитывал веками сложившиеся национальные и религиозные традиции.
Большое внимание представители рассматриваемой теории уделяют не только отдельным разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которых она осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социсишзсщии на две основные формы: прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентации носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы, например, представления о политическом и государственном строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий, о внутренней и внешней политике, о характере политической идеологии и т. д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем. Например, в результате общения с родителями, учителями и другими неполитическими субъектами, обладающими определенной социальной властью, индивид развивает в себе чувство уважения (или неуважения) к власти и авторитету вообще, которое со временем переходит у него в чувство уважения (неуважения) к политической власти и политическому авторитету.
К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации — межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение (generalization). Проводя различие между прямой и косвенной формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней. И это не случайно, поскольку косвенная форма политической социализации, будучи связана с неполитическими ориентациями индивидов, рассматривается ими как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека. Прямая и косвенная формы политической социализации диалектически переплетаются и воспроизводятся в динамике политического мира личности в виде ее политической адаптации и политического самоопределения. Политическая социализация личности протекает в форме политической адаптации, если ее главной стороной выступает политизация, и в форме политического самоопределения, если ее главной стороной выступает генерализация, т. е. выведение политического «я» из всей системы установок, ориентации и ценностей личности.
Органы политической социализации подразделяются на первичные и вторичные группы. Критериями такого деления служат характер личных контактов и степень формальной организованности. Первичные — это непосредственно контактные и, как правило, неформальные группы. Вторичные — это неперсонифицированные группы с формально организованной структурой. К первичным группам политической социализации относятся семья, объединение друзей и товарищей (так называемые группы равных—peer groups), деловые, религиозные, игровые и прочие малые группы; к вторичным — школа, рабочие союзы, политические организации и средства массовой информации. Отдавая должное первичным органам политической социализации, нельзя в то же время умалять значение и вторичных органов, поскольку именно в их руках сконцентрированы такие рычаги воздействия на личность, которые практически недоступны первичным органам, как, например, радио, печать и телевидение.

Идеология либерализма

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;

— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.