|
Природа и социальное назначение политики: теоретические подходыСтр 1 из 5Следующая ⇒ Методы политологии. Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека. Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала. Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности). Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей. Предмет политической науки Отдельные представления о политической жизни общ-ва появились в глубокой древности. В период возникновения этих взглядов такие представления носили божественный хар-р. В I тыс. появл. первые категории (определения).В средние века (вплоть до 15 века) идет становление науки о политике. Основоположники: Николо Макиавелли (итал. философ). Он впервые систематизировал отдельные политические взгляды, определил политику как точную науку, кот. способна дать точные знания, может предсказать события, развитие политич. процессов. В XIX веке политология вводится в преподавательский курс (1857: США, Колумбия). Целью этого было дать студентам знания о политике, научить их разбираться в политических процессах. В Европе политологию начали преподавать во II пол. XIX в. В СССР политологию преподавали со II пол. 80-х годов XX в. Объектом политологии является: политика, ее природа, содержание, основные эл-ты, общие закономерности. Предметом истории политологии явл: политика, но в ее: систематическом и историческом измерениях. Политика – самост. мир, отличный от других сфер общ-нной жизни. Политология занимается исследованием особенностей субъектов политики, специфики их действий, связанных с формированием и реализацией общих потребностей и интересов, прежде всего, больших соц. групп. Предмет политологии включает выявление условий, орудий, компонентов, пределов полит. действия полит. поведения, полит. жизни. Структура политологии: методология и методы изучения политики, знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деят-ти и общ-нных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий, обоснование целей, задач и сущности полит. власти; учение о полит. системах, закономерностях и принципах их функционирования и развития; теория полит. сознания и полит. Культуры Политика и мораль Мораль – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. Нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основные проблемы в морали: вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Общее между политикой и моралью: они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей. Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль Же опирается главным образом на «санкции» совести. Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям»не приемлет его, – значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др. Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали: • морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства; • ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»; • компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества. В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты. В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны. Демократический политик борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и Опыт, является самым верным. Ресурсы власти 1. Понятие ресурсов власти, их сущность и типологизация. Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) ПВ: экономические – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые – выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные – с оциальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные – СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д. Легитимность власти-нормальное функционирование полит. Властиосущ. на базе двух основных принципов: суверенитета и легитимности. Эти понятия характ. полит. власть по двум основным аспектам:1.с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей гос-ва, 2.в плане опр-я использования различных средств и ресурсов власти для достижения полит. целей. Принцип сувер. Означает верховенство и независимость гос власти. Принцип легитимности связ с обоснованием мех решений, кот приним власть и добровольности их выполнения сщ строны граждан. Легитимность власти-признание обществом законами и правомерн офиц власти и ее право управлять ею. Три типа легит власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая.
Типы политических систем В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим семь основных типов ПС в обобщенном виде: 1) Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2) Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3) Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4) Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5) Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. 6) Французский политолог Блондель выделял: либерально-демократическую, авторитарную (коммунистическую), консервативную, традиционную, популистскую. 7) Выделяют по степени нестабильности: гибкие (негибкие), имперские (характерна обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный культурный, этно-национальный состав). 8) По способности к изменениям выделяют: консервативную и способную к адаптации. ПС образована благодаря отношениями власти и подчинения, элитами и массами. Происходит борьба за власть между элитой и теми, кто в них хочет войти. Происходит борьба между консервативными, реформаторскими формациями. Типологизация ПС несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что ПС существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют полит. хар-р. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной ПС, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в ПС, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие. Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: ПС чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные. Не менее важное значение имеет типологизация политических систем Г. Алмонда. Вз-ие различных типов ПС осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур. Это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различ. ПС. Вряд ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые основания для выявления различий между ними, в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования. 22 Понятие политического режима: содержание понятия, признаки легитимности Юридически Пол режим – системы конституационных (законных) порядков и конкретное воплощение их в жизнь. Социологически Пол. Режим(лат.-порядок управления) – специальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.Политический режим это система методов приемов, средств осуществления гос полит власти. Демократический режим – самый прогрессивный полит порядок, тк создает условия для свободы личности, ее творчества, самовыражения во всех сферах. Признаки: 1. народ- источник власти 2. участие граждан в принятии полит решений, формирования влати 3. приоритеты прав и свобод граждан 4. полит равенство всех граждан 5. верховенство закона 6. разделение властей 7. многопартийность 8. гласность и свобода СМИ 9. Все что не запрещено- разрешено Признаки государства Наличие определенной территории и границ; наличие населения; исключительное право гос-ва на взимание налогов; наличие особого аппарата принуждения и чиновничества; суверенитет (независимость);монопольное право на применение принуждения. Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти. Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками: — выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; — интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий; — является носителем государственного суверенитета; — располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным для управления обществом; — обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); — имеет, как правило, монополию на правотворчество; — владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).
Типы лидеров и их функции Полит. лидер (ПЛ) – лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и неформальные. Сверхчеловек – ч-к, кот. игнорирует христ. мораль. Лидер по Платону – государь. Лидерство – влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распростран. на всю орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет главенствующ роль. Лидер явл. субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий, наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит?-ов он всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая – Л анализирует, опр-ет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая – Л разрабатыв. напрвлен. действий для решения проблемы. 3) мобилизующая – Л добивается поддержки своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса – умение избегать капканов, скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев – прямолинейность, силовые методы, основной принцип – уничтожить противника в откр. бою. 2) Авторитарные – наличие у чел-ка безраздельн. власти над людьми. 3) Демократическое – учет интересов всех членов орг-ции в их участии в упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный – вождь племени, монарх; б) легитимный – президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический – божья благодать, появл. когда страна переживает острый кризис.5) По методам и способам деят-ти: а) великий гос. Л – действует на переломном этапе развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик – решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л – не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог – использует любые ср-ва (чел-ие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенац., Л класса, местный.
Типы политической культуры Типология политических культур. Родоначальниками современной типологии П.к. являются амер. социологи Алмонд и Верба. Они предлагают 3 типа: -патриархальная; -подданическая; -активистская. Патриархальная культура характерна для общества, которое отстало в своем развитии. В нем не сформирована полит. система, нет специфических полит. ролей. Подданическая культура характеризуется пассивным отношением к полит. системе. Личность осознает авторитет власти, испытывает различные эмоции, но у нее отсутствует стремление к участию в полит. жизни. Активистская культура отражает ориентацию индивидов на активное участие в полит. системе. Этот тип культуры характерен для развитых демократических государств. В этих гос-вах высокий уровень образования и не менее 60% населения принимает участие в полит. жизни. Довольно распространенным является принцип, согласно которому тип П.к. определяется характером полит. режима. Согласно этому выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую П.к. Тотал. П.к. хар-ся признаками: -культ власти; -атмосфера революционного напряжения в обществе; -необходимость преодолевать трудности. Автор. П.к.: -отсутствие культа власти; -осознание обществом отчуждения от власти; -армия (или спецслужбы) в качестве опоры режима. Демок. П.к.: -преобладает открытость (гласность), активность, приверженность закону; -власть подконтрольна обществу; особую ценность представляют гражданские права и свободы. Полит культ. (ПК) - неотъемлемая часть общенац. культуры. Это полит опыт челов-ва, соц общностей, больших и малых соц групп, получ. в ходе историч. развития. Существуя в опр. формах, этот опыт оказ.. воздейств. на формир. полит сознания людей и выражается в их полит ориентац. и установках, кот, в свою очередь, определяют полит повед. людей. ПК – часть дух. культуры, связанная с общ. – полит. ин-тами и процессами. Ф-ции ПК. 1 ) Познавательная – формирован. у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности. 2) Интегративная – достижен. на базе общеприн. полит-культ ценностей согласия в рамках сущ. полит с-мы и избранного об-вом полит строя. 3) Коммуникативная – связь между участниками полит процесса как “по гориз.”, так и “по верт. ” в соответствии с иерархией полит с-мы. 4) Обеспечения соц прогресса – ПК создает условия для эффект. развития полит с-мы и об-ва в целом. 5) Нормативно-регулятивная – формир. и закрепл. в об-ном сознании необх. полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм повед.. 6) Воспитательная – формир. личность, гражд. Полит субкультуры (СК). ПК об-ва не может быть абсол. однор. Разнообр. интересов разл. общностей порождает разные ПК - СК, кот существуют во всех странах. Типы СК: региональные, социоэк-кие, этнолингвистические, религиозные, возрастные.Типы ПК. 1) По степени согласов. во взаимодействии ПСК: а) интегрированная (однородная); б) фрагментарная (разнородная).2) По базовым ценностям:а) культура высокой гражданственности (баз. цен. – ч-к с его потребн. и интерес.); б) элитарная (баз. полит цен. - власть, властные стр-ры, гос-во, элиты). – ч-к выступ. как средство для достиж. цели, кот ставит полит элита; в) архаическая (цен. - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнич. общности. 3) Ориентация об-ва на те или иные регулятивн. мех-мы в рамках полит с-мы (рынок, гос-во): а) рыночная; б) бюрократическая. Структура ПК:. ритуалы, полит. традиции, установки людей, идеи, символы, убеждения.ПК реализуется через полит. поведение людей.Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага. Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента). Идеология либерализма Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль. Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни. Основные принципы либерализма: — рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства; — разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную; — наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений; — признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов; — понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному. Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма: —зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений; — государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека; — признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.
Методы политологии. Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека. Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала. Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности). Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей. Предмет политической науки Отдельные представления о политической жизни общ-ва появились в глубокой древности. В период возникновения этих взглядов такие представления носили божественный хар-р. В I тыс. появл. первые категории (определения).В средние века (вплоть до 15 века) идет становление науки о политике. Основоположники: Николо Макиавелли (итал. философ). Он впервые систематизировал отдельные политические взгляды, определил политику как точную науку, кот. способна дать точные знания, может предсказать события, развитие политич. процессов. В XIX веке политология вводится в преподавательский курс (1857: США, Колумбия). Целью этого было дать студентам знания о политике, научить их разбираться в политических процессах. В Европе политологию начали преподавать во II пол. XIX в. В СССР политологию преподавали со II пол. 80-х годов XX в. Объектом политологии является: политика, ее природа, содержание, основные эл-ты, общие закономерности. Предметом истории политологии явл: политика, но в ее: систематическом и историческом измерениях. Политика – самост. мир, отличный от других сфер общ-нной жизни. Политология занимается исследованием особенностей субъектов политики, специфики их действий, связанных с формированием и реализацией общих потребностей и интересов, прежде всего, больших соц. групп. Предмет политологии включает выявление условий, орудий, компонентов, пределов полит. действия полит. поведения, полит. жизни. Структура политологии: методология и методы изучения политики, знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деят-ти и общ-нных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий, обоснование целей, задач и сущности полит. власти; учение о полит. системах, закономерностях и принципах их функционирования и развития; теория полит. сознания и полит. Культуры Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|