Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Список цитируемой литературы





1. Августин Блаженный. Исповедь. М.: Эксмо 2006. – 528 с.

2. Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. – 1296 с.

3. Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. – М.: 1975-1982.

4. Виндельбланд. История древней философии. СпБ.: 1893. 367 с.

5. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, 368 с.

6. Вернон Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: 1988. 224 с.

7. Всемирная история: Начало колониальных империй. Период английской революции. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 1056 с.

8. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: 2000. – 319 с.

9. Гальфрид Монмутский «История бриттов». М.: Наука. – 1984г.

10. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство. – 1989

11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 571 с.

12. История философии: учебник для вузов/ Под ред. В. В. Васильева, А.А. Кротова, Д. В. Бугая. – М.: 2008. – 783 с.

13. Кадмин Н. Философия убийства. Очерки Средневековья Италии и Лангедока // Нелли Р. Катары. Святые еретики. – М.: Вече, 2005. – 400 с. С. 220 – 230.

14. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I. – М.: 2003. – 335 с.

15. Нелли Р. Катары. Святые еретики. – М.: Вече, 2005. – 400 с.

16. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 – М.: Мысль, 1990. – 829 с.

17. Онтология мировой философии в 4-х т. М., 1969

18. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мысль 1990 – 1993.

19. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2003. – 992 с.

20. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. – «Петрополис», 1994. – 336 с.

21. Свенцицкая И.С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. – М.: Вече, 2006. – 400 с.

22. Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. Т. I – II. М., 1975 – 1976.

23. Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. – Симферополь: Таврия, 1996. – 624 с.: Т. 1.

24. Тарнас Р. История западного мышления – М.: Крон-пресс. 1995 – 448 с.

25. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. – М.: АСТ, 2005. – 633 с.

26. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989, 576 с.

27. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М.: 1999. -703 с

28. Этьен Жильсон «Разум и Откровение в Средние Века».// Богословие в культуре Средневековья. Киев: 1992.

29. Филипп де Коммин. Мемуары. М.: Наука, 1986.

30. Сомервилл, Барбара. Империя инков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 128 с.

31. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). – М.: «Греко-латинский кабинет», 1995. – 480 с.

32. Бах в квадрате. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2008. – 96 с.

33. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон – М.: Ладомир, 1994. – 716 с.

34. Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 1993. – 477 с.

35. Сванидзе М. Исторические хроники с Николаем Сванидзе: в 2 кн., кн. 1, СПб.: Амфора, 2007. – 436 с.

36. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. К. 1. М.: Книга, 1990. – 737 с.

37. Докинз Ричард. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, 2010. – 560 с.

38. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. – 512 с.

39. Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: Русич, 1996. – 608 с.

40. Библия.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предварительные замечания

Вместо первой главы. О философии

Часть первая. Происхождение философии

Глава 1. Первобытное мышление и миф

§. 1. Симпрактическая и теоретическая культуры

§. 2. Мифологическое мировосприятие

Глава 2. Происхождение античной философии и ее основные черты

§. 1. Природные и социо-культурные обстоятельства возникновения античной цивилизации

§. 2. Основные характеристики античной культуры и античной философии

§. 3. Значение античной философии. Периодизация. Источники

 

Часть вторая. Натурфилософы

Глава 1. Ионийская философия

§. 1. Милетская школа

§. 2. Гераклит

Глава 2. Италийская философия

§. 1. Пифагор

§. 2. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

 

Глава 3. Физики-плюралисты: Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит и Левкипп

§. 1. Эмпедокл

§. 2. Анаксагор

§. 3. Атомисты: Левкипп и Демокрит

 

 

Часть третья. Греческое Просвещение. Софисты и Сократ

Глава 1. Софисты

 

Глава 2. Сократ

§. 1. Жизнь Сократа

§. 2. Философия Сократа

 

Глава 3. Сократические школы

§. 1. Киники

§. 2. Киренаики

 

Часть четвертая. Древнегреческая классическая философия. Платон. Аристотель

Глава 1. Платон

§. 1. Жизнь Платона

§. 2. Метафизика Платона

§. 3. Теория познания Платона

§. 4. Антропология

§. 5. Политика, или учение о государстве

Глава 2. Аристотель

§. 1. Жизнь Аристотеля

§. 2. Метафизика

§. 3. Физика, космология, этика, политика

Часть пятая. Эллинистически-римская философия

Глава 1. Стоики

§. 1. Физика

§. 2. Этика

Глава 2. Эпикурейцы, скептики, неоплатоники

§. 1. Эпикурейцы

§. 2. Скептики

§. 3. Неоплатоники

 

Часть шестая. Средневековая философия

Общая характеристика Средневековья

 

Глава 1. Возникновение христианства. Иудейские истоки христианства. Учение Иисуса

Глава 2. История христианства

Глава 3. Основные идеи христианской доктрины

§. 1. Монотеизм

§. 2. Креационизм

§. 3. Бог как сверхличность

§. 4. Первородный грех и миссия Спасителя

§. 5. Христианская переоценка ценностей

§. 6. Церковь как посредник между Богом и человеком

§. 7. Христианская философия истории

Глава 4. Вера и Разум в Средние века

Глава 5. Патристика. Блаженный Августин

§. 1. Патристика

§. 2. Блаженный Августин. Биография

§. 3. Онтология Блаженного Августина

§. 4. Антропология Блаженного Августина

§. 5. Философия истории

 

Глава 6. Схоластика. Фома Аквинский

§. 1. Схоластика и ее социо-культурный контекст

§. 2. Теория познания Фомы Аквинского

§. 3. Естественная теология Фомы Аквинского

§. 4. Учение о душе, человеке и обществе

Приложение. Бывшая первая глава.

О предмете философии

§.1. Общее и первичное определение философии

§.2. Виды вненаучной философии

§.3. Философия как наука

§.4. Функции Философии

§.5. Личность философа

 

Список цитируемой литературы.

Содержание.

 

 


[1] Знание является величайшим благом и прекраснейшим сокровищем, но современный человек перекормлен им - в итоге у многих оно вызывает отвращение.

[2] И здесь студент обычно попадает впросак. Краткие учебники хороши для тех, кто уже знаком с этим предметом. Чем сложнее предмет, чем труднее он дается, тем толще и доходчивей должен быть учебник. В этом я убеждаюсь всякий раз, когда вижу, как после экзамена «провалившиеся» студенты спешно избавляются от книжечек по философии и одалживают у товарищей более солидные издания. Благодаря этому я однажды стал обладателем презабавной брошюры в несколько десятков страниц под названием «Как произвести впечатление знатока философии, не являясь таковым» - разочарованный результатами своего ответа студент извлек ее из-за пазухи и подарил мне.

[3] Конечно, бывает и такое. Но речь идет о позициях, устоявшихся и принятых многими. В историю философии оказываются включены именно такие позиции.

[4] Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003

[5] Эта симпрактическая черта еще долго проявляется даже у представителей теоретической культуры. Вот как описывает современный ученый метод исторического исследования, характерный для Средневековья: «Правда, потребности в критическом отношении к свидетельствам очевидцев, к критическому сопоставлению данных источников еще не ощущалось, и главным критерием достоверности был обычно социальный статус информатора – чем выше было его положение в обществе, тем больше он казался достойным доверия» (29, 386).

[6] Рефлексия – самонаблюдение, самопознание; осмысление человеком собственных действий и их законов.

[7] Напомню, что один из любимейших и знаменитейших героев Древней Греции – Одиссей - именовался «хитроумным».

[8] Первобытные сообщества постоянно враждуют по этому поводу. Если человек умер, то очевидно, что его смерть – дело рук колдуна из соседней общины. Колдуна необходимо наказать. В итоге – серия стычек и конфликтов, завершающаяся неизбежным примирением.

[9] Сам Платон термином «метафизика» не пользуется. Этот термин появился значительно позже. Но для простоты я буду использовать этот термин в отношении философии Платона.

[10] Бог и прочие сверхматериальные сущности, согласно доктринам большинства религий, могут материализовываться, но это состояние для них ситуативно и чуждо, поскольку материя есть низший и примитивный тип бытия.

[11] Здесь можно вспомнить и русские народные сказки, повествующие о поимке черта посредством мешка.

[12] Ю. И. Семенов. Философия истории. – М.: «Современные тетради». 2003. – 776 с. А также см. Чухлеб С. Н., Краснянский Д. Е. Комментарии к материалистическому пониманию истории. Критический очерк. – М.: Пробел-2000, 2009. – 364 с.

[13] Необходимость в масштабной ирригации не является единственной причиной возникновения подобного типа обществ. Довольно часто политарную социальную структуру порождает необходимость защищаться от постоянной внешней агрессии.

[14] Конвергенция - возникновение сходства в строении и функциях в относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции, сближение.

[15] То есть мужчины. Античная культура, как культура древности дискриминировала женщин. В этом отношении античная культура была более натуралистична по отношению к мужчине и более антинатуралистична по отношению к женщине.

[16] Гетера— в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Они по функциям во многом подобны гейшам Японии. Их задача - снимать не только физическое сексуальное напряжение мужчины, но и развлекать его интеллектуально.

[17] Например, в книге Ф. Ницше «ЕССЕ НОМО» есть главы со следующими названиями: «Почему я так мудр», «Почему я так умен», «Почему я пишу такие хорошие книги» и, наконец, «Почему являюсь я роком».

[18] Исключение из этого правила составляют лишь немногие формы знания. Прежде всего, те, которые Аристотель, в свое время, обозначил как науки продуктивные. Речь идет о знании, связанном с ремеслом, строительством, военным делом и искусством. Архимед является классическим представителем подобных наук. Сегодня мы назвали бы эту деятельность деятельностью инженера. Медицина также не рассматривалась как часть философии, но она, безусловно, в своих теоретических основаниях опиралась на те или иные философские школы. Единственная наука, которая получила блестящее развитие в эпоху античности, но которая никогда не рассматривалась как часть философии – это история.

Кроме того, желание непременно разграничить и развести различные научные дисциплины более характерно для нашей цивилизации, чем для древних греков. В эпоху Античности эта парадигма лишь формировалась.

[19] Но, при этом, античное знание все равно оказывается на порядок выше, чем знание средневековое. И античный, и средневековый ученые делали ставку на умозрение. Но античный философ время от времени подкреплял и питал это умозрение наблюдением. Средневековый же философ, как правило, и вовсе не покидал стен своей кельи, основывая свое умозрение на той информации, которую он черпал из книг.

[20] Часто историки философии несколько опрометчиво заявляют о том, что основной корпус источников уже составлен и в дальнейшем не предвидится его серьезного пополнения. Но, тем не менее, время от времени случаются удивительные открытия, восполняющие наше представление о духовной культуре древности. В особенности чреват, в этом отношении, регион эллинистического Востока и Африки – засушливый климат способствует сохранению текстов древности.

[21] В своих работах Аристотель часто сообщает о взглядах предшественников. В этом отношении, его тексты являются ценнейшим источником по истории философии. А поскольку милетские философы жили в VI-м веке до н. э., а Аристотель – в IV-м веке до н. э., постольку он оказывается одним из наиболее близких к ним по времени авторов.

[22] Использование термина «естественный» само по себе уже воспроизводит достижения последующих культур.

[23] Древние греки не имели фамилий. Чтобы определить, о ком идет речь, прежде всего, указывали город или место, в котором человек родился и сообщался род, к которому он принадлежит с добавлением имени отца. Именно поэтому большинство философов, которыми мы будем заниматься, имеют прозвища Милетский, Эфесский, Элейский и т. д.

[24] Анекдо́т — жанр фольклора — короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны. В России XVIII—XIX вв. (и в большинстве языков мира до сих пор) слово «анекдот» имело несколько иное значение — это могла быть просто занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять. (Википедия).

 

[25]Древнегреческое понятие, обозначающее духовный и физический расцвет человека - возраст около 40 лет.

[26] Из этой книги до нас дошло сто сорок пять фрагментов, но больше тридцати из них, как полагают исследователи, являются подложными. Такое количество фрагментов чрезвычайно радует историков философии, поскольку от текстов многих античных философов не осталось вообще ничего.

[27] «Пять лет они (ученики – С.Ч.) проводили в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя его, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению». (11, с. 309)

[28] Сны вообще вещь чрезвычайно загадочная. Однажды мне приснился сон, в котором некто авторитетно и строго внушал мне мысль о пагубности и вреде сновидений. Он говорил мне: «Ты завязывай с этим делом – видеть сны! Это очень вредно для здоровья».

[29] О феноменализме более подробно во втором томе, в главах о Беркли, Юме и Канте.

[30] Заметно здесь и влияние Ксенофана.

[31] Любопытно, что эту теорию в наше время с успехом воспроизвел известнейший писатель Бернар Вербер в своих романах о мирах по ту сторону смерти.

[32] Гераклит.

[33] Символом философии считается сова Минервы (Минерва – римский аналог Афины Паллады). Здесь уместно будет вспомнить изречение Гегеля – «Сова Минервы вылетает в полночь».

[34] Аристотель. Метафизика. // Собрание сочинений в 4 т. – М.: 1975-1982. Т. 2. С. 533 – 594.

 

[35] Я посчитал полезным привести эти слова Каликла, переданные пером Платона, полностью, поскольку они любопытны не только тем, что характеризуют взгляды софистов, но и тем, что впоследствии они выступили главным источником философии Ф. Ницше.

[36] Эта черта весьма характерна для начальных ступеней развития исторической науки. До недавнего времени историки имели своих «любимых авторов» относительно того или иного исторического предмета. Уже в университете начинающим историкам профессора сообщали, что относительно того или иного периода или события имеется древний автор, сообщения и мнения которого наиболее адекватны сути произошедшего. В итоге, историческая наука смотрела на соответствующие события глазами Геродота, Фукидида или Тита Ливия. Лишь в последние десятилетия наука окончательно признала порочность такого подхода, поскольку каждый древний автор в той или иной степени оказывается весьма заинтересованным свидетелем. Ныне преобладает подход крайне критического отношения к любым древним свидетельствам. Историк старается как можно меньше следовать за древним авторитетом и как можно больше вычитывать у него между строк.

[37] Особенности климата и социальной структуры Древней Греции способствовали тому, что общественная и духовная жизнь переместилась из помещений на улицу. Трагедии и комедии исполнялись в театрах под открытым небом, литературные произведения декламировались на религиозных и спортивных праздниках, философские беседы велись в садах, портиках, на улицах и площадях.

[38] В римской мифологии – грации. Добрые богини веселого и вечно юного начала жизни.

[39] Ученик Сократа, основатель школы киников, которые стремились вести аскетический образ жизни.

[40] По сообщению Ксенофонта Сократ не брал денег с учеников потому, что хотел иметь дело лишь с теми, кто ему был симпатичен. Софисты же, беря плату за обучение, принуждены были обучать тех, кто им платит вне зависимости от того, приятны и интересны им эти люди или нет. Правда, я не вижу препятствий к тому, чтобы софист мог и отказать неподходящему человеку. Сократ также вполне мог брать в платное обучение лишь тех, кто ему был симпатичен.

[41] По преданию Сократ был крайне некрасив.

[42] Кстати, бывают весьма причудливые виды консерватизма. В современной России коммунизм – вчерашняя сверхрадикальная новация – превратился в глубоко консервативную идею. И старшее, консервативное поколение привержено ему, но с мыслью и чувством, что оно служит делу прогресса. Удачная находка – одним выстрелом убивают двух зайцев. Являясь по своей сути консерваторами, эти люди наслаждаются чувством принадлежности к сверхсовременности.

[43] Слово «киник» вам хорошо известно. Надеюсь, самые проницательные уже узнали его. В современном русском языке греческое «к» читается как «ц». В дореволюционных книгах (думаю, скоро выражение «дореволюционный» устареет и станет непонятным, поэтому поясню - до 1917-го года) вы можете обнаружить более адекватное написание: «Кербер» (совр. «Цербер»), «киклоп» (совр. «циклоп»), «киник» (совр. «циник») и т. д.

[44] На всякий случай напомню, что укоренившееся в современном русском языке слово «бомж» расшифровывается как «человек без определенного места жительства». Существовало и недавно забытое слово «бич» - «бывший интеллигентный человек». Оба термина вполне подходят киникам.

[45] Естественно, я язвлю. Поясняю же это для той группы читателей, которые преисполнены такой серьезности, что обычно все понимают буквально. Надеюсь, такая группа будет среди моих читателей - эти приличные люди придадут должный «вес» моей книге. Я же не останусь в долгу перед ними и, надеюсь, смогу поколебать и сделать более живым их «правильное» мировосприятие.

[46] Распространенный способ порчи монеты в древности – ее обрезка. В итоге, в монете оказывалось меньше драгоценного металла, чем должно. Большинство древних монет имели весьма забавный вид. Либо они были чрезвычайно истерты, либо представляли из себя многоугольники в результате обрезки первоначально круглой монеты.

[47] Агора – рыночная площадь и место собраний граждан. Пифос – большая глиняная бочка, служившая для хранения зерна и вина.

[48] Пердикка – один из военачальников Александра Македонского, впоследствии возглавивший его империю в качестве регента.

[49] Аристипп – ученик Сократа, основатель «Киренской школы». Более подробно см. о нем ниже.

[50] Я часто вспоминаю этот сюжет во время чтения лекций. Иной раз и у меня возникает нужда начать верещать по-птичьи.

[51] Сравните с мыслью Эпикура: смерти бояться не надо, поскольку пока мы есть – ее нет, а когда она есть – нас нет.

[52] Еврипид. «Вакханки».

[53] Правда, это определение с каждым десятилетием последнего столетия становится все более неверным. Я полагаю, что в XX веке, в Европе, да и во всем мире, стал формироваться новый тип культуры.

[54] Здесь термин «европейская культура» я использую в самом широком смысле этого слова. И под него подпадают как Европа, так и Америка, и Россия, а также другие европеизированные страны.

[55] Астрономическая сумма!

[56] Над входом в Академию Платона висела надпись, запрещающая входить в нее человеку, не сведущему в математике.

[57] Любопытно и показательно одно из определений, данное Платоном материи. Материя – это «лежбище чувственного».

[58] У меня нет опыта общения с гомосексуалистами, но зато есть богатый опыт общения с женщинами. Для многих же из них этот страх увядающей красоты и молодости весьма характерен. По своей психологии некоторые гомосексуалисты отчасти близки женщинам.

[59] Таким образом, женщина – это первая ступень падения, согласно Платону.

[60] Явный намек на физиков типа Анаксагора.

[61] Демон – здесь некий дух, руководствующий человека ко благу. Сейчас мы бы сказали – гений. В христианской же традиции – ангел хранитель. Сократ утверждал, что его «деймон» с детства предостерегал его от дурных и роковых поступков.

[62] Одна моя знакомая - преподаватель ВУЗа – жаловалась, что диалог «Пир» невозможно предложить студентам для чтения - настолько он неприличен. И она ужаснулась тому, что я открыто сообщаю о его гомосексуальном контексте. По ее словам, она старается молчать об этом даже в том случае, когда студенты сами спрашивают ее. Здесь проявляются различные подходы к образованию. Для нее образование – это, прежде всего, воспитание. Для меня – получение знаний и развитие интеллекта. Я считаю, что информация, исходящая от преподавателя, должна быть точной, объективной и всеобъемлющей. Именно такая информация лучше всего способствует воспитанию. Подобная позиция восходит к эпохе Просвещения.

[63] Впоследствии перед подобной же проблемой встало христианство - близкое по духу к платонизму учение. Эту проблему христианство решило в том же духе, что и Платон, и не без влияния Платона: следует стремиться к созданию христианского государства, устройство которого будет способствовать спасению наибольшего числа подданных.

[64] Правда, впервые эти идеи, пусть и не до конца в развернутом виде, высказали софисты, киники и стоики.

[65] К слову сказать, те из выпускников Академии, которым удалось стать государственными деятелями, проявили себя весьма неприглядно и заслужили дурную славу.

[66] Требование, достойное ученика Сократа. Если бы Сократ руководствовался подобными принципами, то Платон не смог бы стать его учеником, пробавлялся бы поэзией и политическими делами и, следуя логике самого Платона, в итоге стал бы порочным, распущенным человеком.

[67] Забавный советский термин, долженствующий сохранить приличия. Октябрьская революция освободила трудящихся и сделала невозможным прислуживание одного человека другому человеку. «Прислуги» при Советской власти быть не может. Но есть «обслуга» - люди, которые выполняют домашнюю работу для тех, кому некогда этим заниматься, поскольку они выполняют более важные обязанности. Например, правят государством. Какое элегантное решение! Изменяем приставку в слове и тотчас переносимся из злого и несправедливого общества, основанного на социальном неравенстве в общество справедливое и добродетельное.

[68] Эту меру впоследствии с удовольствием реализовали в фашистской Германии.

[69] Проблема отношения философий Платона и Аристотеля и вытекающая из нее проблема эволюции философских взглядов Аристотеля не имеет однозначного решения в научной литературе. Часто высказываются диаметрально противоположные взгляды на этот счет.

[70]Последнее замечание справедливо в относительном смысле. Своей тягой к фактам Аристотель так же оказывается близок современной науке, как и Платон в своем стремлении математизировать (формализовать) знание.

[71] Типичнейший ход мысли для моралиста. Я держусь иного мнения. В мире есть много вещей, которые мы считаем плохими и опасными. Моралист полагает, что от них нужно отвернуться и о них не следует думать, чтобы «не испачкать» себя. Но, не видя плохие и опасные вещи, мы не знаем их, а, значит, мы беззащитны перед ними. Видеть и знать нужно все, с тем, чтобы воспользоваться хорошим и победить плохое.

[72] Странно, что этого не понимают многие «интеллектуальные затейники», злоупотребляющие объяснениями, в основе которых лежит «дурная бесконечность». Например, отрицая теорию эволюции и утверждая, что человек заселен на землю инопланетянами, утверждающие не замечают, что дают псевдообъяснение, абсолютно бесперспективное в эвристическом (познавательном) плане. Проблема не решается, а лишь переносится в иную область, поскольку теперь нам нужно объяснить, как возникли инопланетяне. Но при этом, мы лишаемся возможности исследовать этот вопрос, в то время, как прежняя точка зрения предоставляла нам богатые возможности понять, как человек возник на планете Земля естественным путем.

[73] То есть, общие понятия как бы возникают в результате «скачка», «броска» мысли от частных восприятий, ощущений к общим понятиям.

[74] Напрасно! Пусть бы Пиррон поставил точку в своей философии, свалившись в обрыв. Это было бы справедливо. Хочу специально отметить, что любой последовательный скептик нуждается в верных друзьях, чуждых скептической философии.

[75] Традиционно церковь предлагает в подобных местах текста понимать под «Сыном Человеческим» самого Иисуса, вернувшегося на землю в качестве Судьи. Но если мы будем рассматривать эти строчки как запись реальных слов Иисуса, то возникает стойкое ощущение, что Иисус предсказывает появление кого-то другого, то есть Мессии. Весьма вероятно, что сам Иисус не считал себя Мессией. Он постоянно указывает на того, кто должен придти за ним. Скорее всего, его ученики решили, что он – это Он, лишь после смерти учителя.

Или, возможно, сам Иисус эволюционировал от пророка к Мессии. Это часто случается с основателями новых религий. Сначала они считают себя пророками и посланцами, но в какой-то момент понимают, что сами есть боги.

[76] Очень интересное место! То, что мы считаем революционным новшеством Христа, оказывается, уже было в иудейском законе! Напомню, что законник – это человек, уполномоченный обществом на знание и толкование моисеевого закона. Здесь он – не христианин. Он - скорее враг, ибо желает искусить Иисуса Христа.

[77] Здесь мы видим, что Иисус отрицает, что он обладает божественной природой.

[78] Первая глава «Деяний Апостолов», книги повествующей о первых шагах христианства без Иисуса, начинается с того, что Иисус Христос является своим ученикам и те спрашивают у него: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1.6.)

[79] В связи с историческими обстоятельствами значение александрийского и антиохийского патриархов со временем умалилось, в то время как римский и константинопольский патриархи заняли главенствующее положение.

[80] Характерны в этом отношении слова новгородского архиепископа Геннадия (ок.1410 – 1505) по поводу возможности одолеть еретиков в полемике: «Люди у нас просты – писал он – не умеют по обычным книгам говорить, так лучше о вере никаких речей не плодить, только для того собор и учинить, чтобы еретиков казнить, жечь и вешать». (36, с. 326).

[81] Господь ли? Для современного человека весь этот эпизод выглядит крайне подозрительно. Случись нечто подобное сегодня - правоохранительные органы не оставили бы этот эпизод без внимания и непременно инициировали расследование. Анания вошел к Петру и после этого его больше никто не видел. Членам общины сообщили лишь, что он умер и погребен. Причем, погребение состоялось без участия его жены, родственников и друзей. Супруга Анании приходит к Петру, ничего не зная о смерти мужа, а ей говорят, что Господь умертвил его и тело уже погребено «юношами». После чего женщину тоже уже никто в живых не видел. Подозрительны и сами «юноши». Что они могли представлять из себя прекрасно показано в историческом художественном фильме «Агора» (2009 г.).

[82] А повеление Бога вырезать всех жителей вражеского города, начиная с мужчин и кончая детьми, а также всех животных этого города, и послушное исполнение этого повеления – безусловно, является зверством. В этом отношении, наиболее характерной является «Книга Иисуса Навина».

[83] В Средние века возник и еще один вариант решения этой проблемы. Речь идет о так называемой позиции «двойной истины». Истины религии и истины разума параллельны и существуют независимо друг от друга. Но эта теория не имела в истории философии широкого распространения.

[84] Любопытная характеристика членов первых христианских общин.

[85] Это настроение первых христиан прекрасно передал Анатоль Франс в своем замечательном романе «Таис». Главный герой монах Пафнутий, рассматривая бронзовые бюсты знаменитых греческих философов Платона, Сократа, Аристотеля и Зенона, восклицает: «Тщетно прославлять в бронзе этих мнимых мудрецов. Их ложь опровергнута; души их низринуты в ад, и сам пресловутый Платон, который некогда разглагольствовал на весь мир, теперь препирается только с бесами».

[86] Наш современник, как человек рационалистического, светского общества воспринимает термин «абсурд» как негативный. А между тем, он означает лишь отсутствие разумности, рациональности. В этом отношении, любовь между мужчиной и женщиной, безусловно, абсурдна. Наличие рационального расчета в любви делает такую любовь подозрительной.

[87] Работа Жильсона «Разум и Откровение в Средние Века» выше всяких похвал. Не надеясь превзойти его, я не нашел ничего лучше, как следовать за ним. Кроме того, я не смог устоять перед соблазном привести две обширные цитаты из этой работы.

[88] Фома Аквинский на латыни пишется «Thomas Aquinas». Соответственно, его последователи именуются «томистами».

[89] Вновь и вновь напоминаю, что готов в дискуссии подтвердить свои утверждения. Студентам на занятиях я предлагаю, в случае их несогласия с моими утверждениями, либо дискутировать самим, либо выставлять вместо себя более сильных противников со стороны. Всякий раз я обязуюсь принять такого противника или отправиться к нему лично и вступить с ним в дискуссию. То же предложение адресую и читателям. (Информация о контактах на форзаце книги)

[90] В научной литературе заметны серьезные колебания в периодизации патристики. В этой ситуации я не нахожу ничего лучше, как привести наиболее радикальную версию – II – VIII вв. н э.

[91] Территория Северной Африки во времена Римской империи была совершенно романизированной. Так что не стоит переносить реалии сегодняшнего дня на IV век.

[92] Слова, под которыми с удовольствием подписались бы просветители XVIII века. Правда, в ту же компанию они обязательно добавили бы и самого Блаженного Августина.

[93] Очевидно, что для Блаженного Августина история человечества концентрируется на библейских событиях. Для современного ума такой взгляд представляется наивным и ограниченным. Но эта наивность и ограниченность проистекают из условий той эпохи и из характера христианского вероучения. История – это путь человека к Богу. В эту схему трудно вписать китайскую или индийскую цивилизации (о цивилизациях Америки и Африки, о племенах, живущих за океаном и говорить не приходиться – Августин не знал об их существовании). Лучше о них не вспоминать.

[94] Судя по всему наименование «ангельский доктор» было присвоено Фоме Аквинскому неслучайно.

[95] К сожалению, эта глава получилась излишне академичной, что и послужило причиной ее «ссылки» в приложение. Если вы – не студент, который готовится к экзамену, то можете вовсе не читать ее. В конце концов, установка, что книгу должно читать последовательно от начала к концу и с начала до конца – предрассудок.

[96] Традиционно считается, что философия также возникла в Древней Индии и в Древнем Китае. Правда, у меня существуют серьезные сомнения относительно того, можно ли философии этих регионов считать полноценными. Философия – это, прежде всего, рациональное мышление. Рациональное мышление немыслимо без осознания законов рационального мышления. А в Древнем Китае философия так и не смогла обнаружить законы логики. Конечно, меня могут обвинить и обвинить справедливо в европоцентричности, поскольку я в качестве стандарта зрелой философии использую европейскую философию. Это не совсем корректно, но возможно. Впрочем, эта проблема предполагает длительную и сложнейшую дискуссию, и посему я оставляю ее пока без внимания.

[97] Перспектива здесь двоякая: либо подобные феномены в будущем будут исследованы наукой и получат естественное объяснение, либо рано или поздно наука будет вынуждена отнести их к особой реальности. До сих пор прогресс научного знания осуществлялся согласно первому варианту. Это обстоятельство заставляет нас предположить, что и в дальнейшем эта тенденция сохранится.

[98] Об этом см. приложение во втором томе или мою кандидатскую диссертацию «Реализм и трансцендентализм в социальном познании», защищенную в 1997 году на философском факультете МГУ.

[99] Релятивный – относительный.

[100] Очень многие так называемые «сложные проблемы» в действительности просты. Их «сложность» возникает вследствие ошибочного методологического подхода.

[101] О значении навыков теоретического мышления в деле жизнеустроения в соответствии с нравственными нормами будет сказано во второй главе. Пока же лишь укажу на практику Средних веков. Среднестатистический человек того времени много слышал о заповедях Христа, он верил в них, но ему и в голову не приходило реально воплощать их в своей жизни. То же мы наблюдаем среди «простых умов современности». Часто простой человек верит в Бога, но при этом мошенничает, лжет, ворует, не замечая явного противоречия между его жизнью и тем, во что он верит. Пожалуй, наиболее «удивительный» пример здесь являют российские бандиты и чиновники. Часть украденных денег они отдают Богу, поскольку верят в то, что Он есть. Кажется, они считают необходимым «отстегнуть» Ему его долю.

[102] Мой товарищ указал мне, что в параграфе, посвященном функциям философии, я не упомянул эту функцию. Замечание верное. Но оно не обеспокоило меня. По своему характеру я не склонен заниматься детальным систематизированием и согласованием. Да и смысла в этом не вижу. Признание научного текста значимым мало зависит от истинности содержания этого текста. Здесь слишком много привходящих и случайных факторов. Так что уверен, что не отсутствие детальных согласований и систематизаций погубит мой текст. Кроме того, я пребываю в постоянном шоке от академического сообщества. Члены его могут сознательно игнорировать научные тексты, идущие в разрез с их мнением или демонстративно покидать аудиторию, чтобы не слышать слов оппонента. В этом отношении, у меня нет надежды «пронять» этих людей какими-то там систематизациями и ссылками.

[103] Но это вовсе не значит, что они довольны этим большинством. Наоборот, они сетуют на большинство и обличают его порочность. Парадокс здесь в том, что большинство не живет в соответствии с принципами, которые оно рассматривает как истинные.

[104] Невроз является, в том числе и нарушением контакта человека с окружающим миром. В результате этого нарушения человек погружается в собственный внутренний мир. Одним из результатов такого погружения часто оказывается предельное развитие теоретических способностей.

В этой книге я часто пользуюсь методами и теориями, разработанными современными психологией и психотерапией. В XX веке в этой области знания свершилась целая революция, которая позволяет ученому взглянуть на человека с принципиально иной стороны. Печально, что большинство социальных теоретиков ничего не знает об этом и все еще пользуется антропологией (учением о человеке), разработанной во времена Античнос







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.