|
ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКАСтр 1 из 3Следующая ⇒ Букерма л. б. ФИЗИКА ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА
Методические указания по выполнению лабораторных работ по физике
для студентов, обучающихся по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Бронницы 2011
Бронницкий филиал «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
Кафедра МЕН
Букерма л. б. ФИЗИКА ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА
Методические указания по выполнению лабораторных работ по физике
для студентов, обучающихся по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Бронницы 2011
Перечень лабораторных работ 1. Нормальные моды струны. 2. Определение скорости звука. 3. Опыт Юнга. 4. Изучение дифракционной решетки. 5. Определение отношения Сp/Cv
Лабораторная работа № 1. Нормальные моды струны Цель работы:
Основные понятия: Если волны, бегущие по струне во встречных направлениях, имеют синусоидальную форму, то при определенных условиях они могут образовать стоячую волну. Пусть струна длины l закреплена так, что один из ее концов находится в точке x = 0, а другой – в точке x = l. В струне создано натяжение T.
Рисунок 1 Стоячая волна
По струне одновременно распространяются в противоположных направлениях две волны одной и той же частоты: y1(x, t) = A cos (ωt + kx) – волна, бегущая справа налево; y2(x, t) = –A cos (ωt – kx) – волна, бегущая слева направо. В точке x = 0 (один из закрепленных концов струны) падающая волна y1 в результате отражения порождает волну y2. При отражении от неподвижно закрепленного конца отраженная волна оказывается в противофазе с падающей. Согласно принципу суперпозиции y = y1 + y2 = (–2A sin ωt) sin kx. Это и есть стоячая волна. В стоячей волне существуют неподвижные точки, которые называются узлами. Посередине между узлами находятся точки, которые колеблются с максимальной амплитудой. Эти точки называются пучностями. Оба неподвижных конца струны должны быть узлами. Приведенная выше формула удовлетворяет этому условию на левом конце (x = 0). Для выполнения этого условия и на правом конце (x = l), необходимо чтобы kl = nπ, где n – любое целое число. Это означает, что стоячая волна в струне возникает не всегда, а только в том случае, если длина l струны равняется целому числу полуволн: Набору значений λn длин волн соответствует набор возможных частот fn: где
скорость распространения поперечных волн по струне. Каждая из частот fn и связанный с ней тип колебания струны называется нормальной модой. Наименьшая частота f1 называется основной частотой, все остальные (f2, f3, …) называются гармониками. На рисунке 1 изображена нормальная мода для n = 2. В стоячей волне нет потока энергии. Колебательная энергия, заключенная в отрезке струны между двумя соседними узлами, не транспортируется в другие части струны. В каждом таком отрезке происходит периодическое (дважды за период Т) превращение кинетической энергии в потенциальную и обратно как в обычной колебательной системе. Но в отличие от груза на пружине или маятника, у которых имеется единственная собственная частота струна обладает бесчисленным количеством собственных (резонансных) частот fn. На рисунке 2 изображены несколько типов стоячих волн в струне, закрепленной на обоих концах. Рисунок 2 Гармоники Скорость поперечных волн в натянутой струне или резиновом жгуте зависит от погонной массы μ (т. е. массы единицы длины) и силы натяжения T: Методика измерений: Запустите программу «Открытая физика 2.5 часть 1.». Выберите в разделе «Содержание» пункт 2.6 «Механические волны». Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект. Перейдите от окна теории к окну модели, щелкнув по изображению «Модель. Нормальные моды струны». Внимательно рассмотрите рисунок, найдите все регуляторы и другие основные элементы. Зарисуйте поле эксперимента и схему лабораторной установки. Изменяя значения регуляторов m, T, и f, пронаблюдайте на экране колебания струны. Изменяя частоту, добейтесь явления резонанса. ТАБЛИЦА 3. Изучение зависимости скорости колебаний струны от силы натяжения
Лабораторная работа № 2. Определение скорости звука Цель работы: Определение скорости звука в воздухе. Оборудование: · генератор звуковых частот · источник питания · осциллограф · динамик · микрофон · линейка Основные понятия:
Порядок выполнения работы 1. Добиться четкого изображения интерференционных полос. 2. Провести несколько (около пяти) измерений ширины интерференционной полосы для каждой из пар щелей. Полученные данные усреднить. Данные занести в Таблицу 1, где Δ х – усредненное значение ширины интерференционной полосы. Таблица 1
3. По результатам измерений, зная величину L (она равна расстоянию между экраном и оправкой со щелями) и длину волны излучения полупроводникового лазера (λ = 650 нм), рассчитать расстояние между щелями по формуле: d = λ L /Δ x. Получится по одному значению d для каждой пары щелей из группы. Полученные результаты занести в Таблицу 2. Таблица 2
Лабораторная работа № 4. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки Цель работы:
Оборудование: · полупроводниковый лазер · дифракционная решетка 50 шт/мм · дифракционная решетка 150 шт/мм · подставки угловые 2 шт. · оптический столик · рабочее поле с креплениями · стойка штатива · экран · линейка · рулетка Основные понятия: Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой совокупность большого числа параллельных, равноотстоящих друг от друга узких щелей (штрихов) одинаковой формы, нанесенных на какую-либо поверхность. Основное свойство дифракционной решетки – способность раскладывать падающий на нее свет в спектр по длинам волн. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. У отражательных штрихи наносятся на зеркальную (как правило, металлическую) поверхность, наблюдение спектра ведется в отраженном свете. У прозрачных решеток штрихи наносятся на поверхность прозрачной (как правило, стеклянной) пластины либо вырезаются в виде узких щелей в непрозрачном экране и наблюдение ведется в проходящем свете.
D = k λ, где k = 0, ±1, ±2, … Из рисунке 1 видно, что разность хода D между двумя параллельными лучами, выходящими из соответствующих точек соседних щелей, равна D = (a + b)×sin φ = d ×sin φ, где а – ширина щели; b – ширина непрозрачного промежутка между щелями. Величина d = a + b называется периодом, или постоянной, дифракционной решетки. Следовательно, условие возникновения главных интерференционных максимумов решетки имеет вид d ×sin φ = D = k λ (1) В фокальной плоскости линзы для лучей, не испытавших дифракции, наблюдается центральный белый максимум нулевого порядка (φ = 0, k = 0), вправо и влево от которого располагаются цветные максимумы (спектральные линии) первого, второго и последующих порядков интерференции (см. рис. 1). Интенсивность максимумов сильно уменьшается с ростом их порядка, то есть с увеличением угла дифракции. Уравнение (1) позволяет рассчитать длину волны монохроматического излучения, если известен период дифракционной решетки d и порядок спектра, а также измерен угол дифракции φ. λ= d ×sin φ/k (2) Обозначая расстояние от дифракционной решетки до экрана L, а расстояние между центральным и k-тым максимумами x, рассчитаем для малых углов дифракции sin φ~tg φ =x/L Тогда длина волны равна
Зная период решетки, легко рассчитать число штрихов, нанесенных на один миллиметр ширины решетки:
Лабораторная работа 8 ТАБЛИЦА 1. Погонная плотность струны (не перерисовывать)
ТАБЛИЦА 2.. Определение скорости нормальных колебаний струны при μ = ____ г/м, Т = _____ Н.
Длина струны L= м m- число полуволн, укладывающихся на струне ТАБЛИЦА 3. Изучение зависимости скорости колебаний струны от силы натяжения
Лабораторная работа № 2. Определение скорости звука
таблица 1 Характеристики приборов измерения:
таблица 2 Определение скорости звука
Расчетные формулы λ=(L1-L2)/n v=λν Таблица 2
d = λ L /Δ x. Лабораторная работа № 4. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
таблица 1 Характеристики приборов измерения:
1. Дифракционная решетка 50 шт/мм (период решетки 0,02 мм)
2. Дифракционная решетка 150 шт/мм (период решетки 0,0067 мм).
3. Лабораторная работа № 8-ТД. Букерма л. б. ФИЗИКА ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА
Методические указания по выполнению лабораторных работ по физике
для студентов, обучающихся по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Бронницы 2011
Бронницкий филиал «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
Кафедра МЕН
Букерма л. б. ФИЗИКА ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|