Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА





Букерма л. б.

ФИЗИКА

ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА

 

Методические указания

по выполнению лабораторных работ по физике

 

для студентов, обучающихся по специальности

190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 

Бронницы 2011


 

Бронницкий филиал

«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»

 

Кафедра МЕН

 

    «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора Бронницкого филиала МАДИ (ГТУ)   _ ___________________ С.Н.Пестова  
   

 

Букерма л. б.

ФИЗИКА

ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА

 

Методические указания

по выполнению лабораторных работ по физике

 

для студентов, обучающихся по специальности

190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 

Бронницы 2011


 

 

Перечень лабораторных работ

1. Нормальные моды струны.

2. Определение скорости звука.

3. Опыт Юнга.

4. Изучение дифракционной решетки.

5. Определение отношения Сp/Cv

 

 


Лабораторная работа № 1.

Нормальные моды струны

Цель работы:

  • Знакомство с компьютерной моделью колебания струны.
  • Экспериментальное исследование процесса возникновения стоячих волн.
  • Экспериментальное определение нормальных мод струны.

Основные понятия:

Если волны, бегущие по струне во встречных направлениях, имеют синусоидальную форму, то при определенных условиях они могут образовать стоячую волну.

Пусть струна длины l закреплена так, что один из ее концов находится в точке x = 0, а другой – в точке x = l. В струне создано натяжение T.

 

Рисунок 1 Стоячая волна

 

По струне одновременно распространяются в противоположных направлениях две волны одной и той же частоты:

y1(x, t) = A cos (ωt + kx) – волна, бегущая справа налево;

y2(x, t) = –A cos (ωt – kx) – волна, бегущая слева направо.

В точке x = 0 (один из закрепленных концов струны) падающая волна y1 в результате отражения порождает волну y2. При отражении от неподвижно закрепленного конца отраженная волна оказывается в противофазе с падающей. Согласно принципу суперпозиции

y = y1 + y2 = (–2A sin ωt) sin kx.

Это и есть стоячая волна. В стоячей волне существуют неподвижные точки, которые называются узлами. Посередине между узлами находятся точки, которые колеблются с максимальной амплитудой. Эти точки называются пучностями.

Оба неподвижных конца струны должны быть узлами. Приведенная выше формула удовлетворяет этому условию на левом конце (x = 0). Для выполнения этого условия и на правом конце (x = l), необходимо чтобы kl = nπ, где n – любое целое число. Это означает, что стоячая волна в струне возникает не всегда, а только в том случае, если длина l струны равняется целому числу полуволн:

Набору значений λn длин волн соответствует набор возможных частот fn:

где

скорость распространения поперечных волн по струне. Каждая из частот fn и связанный с ней тип колебания струны называется нормальной модой. Наименьшая частота f1 называется основной частотой, все остальные (f2, f3, …) называются гармониками. На рисунке 1 изображена нормальная мода для n = 2.

В стоячей волне нет потока энергии. Колебательная энергия, заключенная в отрезке струны между двумя соседними узлами, не транспортируется в другие части струны. В каждом таком отрезке происходит периодическое (дважды за период Т) превращение кинетической энергии в потенциальную и обратно как в обычной колебательной системе. Но в отличие от груза на пружине или маятника, у которых имеется единственная собственная частота

струна обладает бесчисленным количеством собственных (резонансных) частот fn. На рисунке 2 изображены несколько типов стоячих волн в струне, закрепленной на обоих концах.

Рисунок 2 Гармоники

Скорость поперечных волн в натянутой струне или резиновом жгуте зависит от погонной массы μ (т. е. массы единицы длины) и силы натяжения T:

Методика измерений:

Запустите программу «Открытая физика 2.5 часть 1.». Выберите в разделе «Содержание» пункт 2.6 «Механические волны». Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект.

Перейдите от окна теории к окну модели, щелкнув по изображению «Модель. Нормальные моды струны». Внимательно рассмотрите рисунок, найдите все регуляторы и другие основные элементы.

Зарисуйте поле эксперимента и схему лабораторной установки. Изменяя значения регуляторов m, T, и f, пронаблюдайте на экране колебания струны. Изменяя частоту, добейтесь явления резонанса.

ТАБЛИЦА 3. Изучение зависимости скорости колебаний струны от силы натяжения

№ п/п Масса груза, mi,кг Сила натяжения струны Fi, Н Основная частота fi,Гц Скорость распространения колебаний vi=2L f i, м/с Погреш­ность Dvi,м/c Скорость распро­странения колебаний (теорет.) vi теор, м/с
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 


Лабораторная работа № 2.

Определение скорости звука

Цель работы:

Определение скорости звука в воздухе.

Оборудование:

· генератор звуковых частот

· источник питания

· осциллограф

· динамик

· микрофон

· линейка

Основные понятия:

 

Порядок выполнения работы

1. Добиться четкого изображения интерференционных полос.

2. Провести несколько (около пяти) измерений ширины интерференционной полосы для каждой из пар щелей. Полученные данные усреднить. Данные занести в Таблицу 1, где Δ х – усредненное значение ширины интерференционной полосы.

Таблица 1

Номер пары щелей
       
         
Δ х        

3. По результатам измерений, зная величину L (она равна расстоянию между экраном и оправкой со щелями) и длину волны излучения полупроводникового лазера (λ = 650 нм), рассчитать расстояние между щелями по формуле:

d = λ Lx.

Получится по одному значению d для каждой пары щелей из группы. Полученные результаты занести в Таблицу 2.

Таблица 2

       
d        

Лабораторная работа № 4.

Определение длины световой волны

с помощью дифракционной решетки

Цель работы:

  • Определение скорости звука в воздухе.

Оборудование:

· полупроводниковый лазер

· дифракционная решетка 50 шт/мм

· дифракционная решетка 150 шт/мм

· подставки угловые 2 шт.

· оптический столик

· рабочее поле с креплениями

· стойка штатива

· экран

· линейка

· рулетка

Основные понятия:

Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой совокупность большого числа параллельных, равноотстоящих друг от друга узких щелей (штрихов) одинаковой формы, нанесенных на какую-либо поверхность. Основное свойство дифракционной решетки – способность раскладывать падающий на нее свет в спектр по длинам волн. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. У отражательных штрихи наносятся на зеркальную (как правило, металлическую) поверхность, наблюдение спектра ведется в отраженном свете. У прозрачных решеток штрихи наносятся на поверхность прозрачной (как правило, стеклянной) пластины либо вырезаются в виде узких щелей в непрозрачном экране и наблюдение ведется в проходящем свете.

Рассмотрим действие прозрачной дифракционной решетки. Пусть на решетку нормально к ее поверхности падет параллельный пучок белого света (рисунок 1). На щелях (штрихах) решетки, соизмеримых с длиной волны света, происходит явление дифракции, определенное как отклонение волн от прямолинейного распространения при взаимодействии их с препятствием. В результате за решеткой лучи пойдут под разными углами во все стороны от каждой точки щели. Эти лучи можно сгруппировать в пучки параллельных между собой лучей. Установим за решеткой собирающую линзу. Каждый пучок параллельных лучей соберется в задней фокальной плоскости линзы в одной точке (точка А для лучей, дифрагировавших под углом φ к нормали решетки). Параллельные лучи других углов дифракции линза собирает в других точках фокальной плоскости. В этих точках произойдет интерференция световых волн, исходящих от разных щелей решетки. Если в разности хода между соответствующими лучами укладывается целое число длин волн монохроматического света, то в точке встречи лучей возникает максимум интенсивности света для данной длины волны, то есть,

D = k λ, где k = 0, ±1, ±2, …

Из рисунке 1 видно, что разность хода D между двумя параллельными лучами, выходящими из соответствующих точек соседних щелей, равна D = (a + b)×sin φ = d ×sin φ, где а – ширина щели; b – ширина непрозрачного промежутка между щелями. Величина d = a + b называется периодом, или постоянной, дифракционной решетки.

Следовательно, условие возникновения главных интерференционных максимумов решетки имеет вид

d ×sin φ = D = k λ (1)

В фокальной плоскости линзы для лучей, не испытавших дифракции, наблюдается центральный белый максимум нулевого порядка (φ = 0, k = 0), вправо и влево от которого располагаются цветные максимумы (спектральные линии) первого, второго и последующих порядков интерференции (см. рис. 1). Интенсивность максимумов сильно уменьшается с ростом их порядка, то есть с увеличением угла дифракции.

Уравнение (1) позволяет рассчитать длину волны монохроматического излучения, если известен период дифракционной решетки d и порядок спектра, а также измерен угол дифракции φ.

λ= d ×sin φ/k (2)

Обозначая расстояние от дифракционной решетки до экрана L, а расстояние между центральным и k-тым максимумами x, рассчитаем для малых углов дифракции sin φ~tg φ =x/L

Тогда длина волны равна

(3)

Зная период решетки, легко рассчитать число штрихов, нанесенных на один миллиметр ширины решетки:

(4)

 

 

Лабораторная работа 8

ТАБЛИЦА 1. Погонная плотность струны (не перерисовывать)

Бригада                
μ [г/м]                
T[Н] 3.2 3.0 3.2 2.8 2.6 2.4 2.2 2.0

ТАБЛИЦА 2.. Определение скорости нормальных колебаний струны при

μ = ____ г/м, Т = _____ Н.

Профиль струны f, Гц ln=2L/m,м vn=lnfn,м/c
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Длина струны L= м

m- число полуволн, укладывающихся на струне

ТАБЛИЦА 3. Изучение зависимости скорости колебаний струны от силы натяжения

№ п/п Масса груза, mi,кг Сила натяжения струны Ti, Н Основная частота fi,Гц Скорость распространения колебаний vi=2L f i, м/с Погреш­ность Dvi,м/c Скорость распро­странения колебаний (теорет.) vi теор, м/с
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 


Лабораторная работа № 2.

Определение скорости звука

 

Фамилия И.О.  
Группа  
№ бригады  

таблица 1 Характеристики приборов измерения:

Прибор Предел измерений Цена деления Погрешность прибора
Звуковой генератор      
Шкала отсчета      

 

таблица 2 Определение скорости звука

ν L1 L2 n λ λср v
             
           
           
             
           
           
             
           
           

 

 

Расчетные формулы

λ=(L1-L2)/n

v=λν
Лабораторная работа № 3.

Таблица 2

                 
Δ х                  
d                  

 

d = λ Lx.

Лабораторная работа № 4.

Определение длины световой волны

с помощью дифракционной решетки

Фамилия И.О.  
Группа  
№ бригады  

таблица 1 Характеристики приборов измерения:

Прибор Предел измерений Число делений Цена деления Погрешность прибора
Рулетка        
Измерительная линейка        

 

1. Дифракционная решетка 50 шт/мм (период решетки 0,02 мм)

Расстояние до экрана L, м
Порядок максимума k Dxk, см xk, см Длина волны l, нм lср, нм
         
         
         
         
         

 

2. Дифракционная решетка 150 шт/мм (период решетки 0,0067 мм).

Расстояние до экрана L, м
Порядок максимума k Dxk, см xk, см Длина волны l, нм lср, нм
         
         
         
         
         

3. Лабораторная работа № 8-ТД.

Букерма л. б.

ФИЗИКА

ЧАСТЬ 4. ВОЛНЫ, ТЕРМОДИНАМИКА

 

Методические указания

по выполнению лабораторных работ по физике

 

для студентов, обучающихся по специальности

190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 

Бронницы 2011


 

Бронницкий филиал

«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»

 

Кафедра МЕН

 

    «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора Бронницкого филиала МАДИ (ГТУ)   _ ___________________ С.Н.Пестова  
   

 

Букерма л. б.

ФИЗИКА







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.