|
Однородные дифференциальные уравнения и приводящиеся к нимСтр 1 из 3Следующая ⇒ Предисловие
Данное учебно-методическое пособие предназначено в первую очередь, для студентов экономико-управленческих специальностей; может быть полезным для всех категорий студентов, изучающих в том или ином объёме высшую математику. Пособие является дополнением к конспектам лекций по высшей математике часть I, а также руководством для подготовки и проведения практических занятий. Пособие разбито на учебные элементы — занятия, каждое занятие содержит справочный материал (основные определения, формулы, признаки и т.п.), необходимый для решения задач. Каждый учебный элемент содержит три блока задач (аудиторные, домашние и дополнительные), при составлении которых особое внимание уделено стандартным задачам, которых так не хватает для успешного хода учебного процесса. Приводятся методические рекомендации по решению определённого круга задач, в частности, алгоритмы их решения. Такая форма изложения позволяет сначала познакомиться с приёмами решения типовых задач и оформлением записи их решения, а затем приступить к выработке навыков в их самостоятельном решении. Тем не менее, в пособии довольно много сложных заданий и устных вопросов. Приводится два варианта типовой контрольной работы, а также решение индивидуального домашнего задания. Среди устных заданий немало качественных вопросов, обычно предлагаемых на экзаменах по высшей математике, эта часть данного издания будет полезна студентам для подготовки к экзаменам.
Список обозначений: ▲ ▼ — важные определения; [ — «обратите особое внимание!» ► ◄ — начало и конец решения. Занятие 1 Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными и приводящиеся к ним Цели Знать: v Основные определения, связанные с понятием дифференциальные уравнения. Уметь: v Определять, что функция удовлетворяет заданному дифференциальному уравнению; v находить решения дифференциального уравнения с разделяющимися переменными; v решать задачу Коши.
▼ Дифференциальным уравнением называется уравнение относительно неизвестной функции и ее производных различных порядков, т.е.
▼ Решением дифференциального уравнения называется функция, которая при подстановке в уравнение обращает его в тождество.▲ ▼Дифференциальное уравнение первого порядка в общем случае можно записать в виде
Если уравнение (1) можно разрешить относительно у ', то его записывают в виде
и называют дифференциальным уравнением первого порядка, разрешенным относительно производной. Дифференциальное уравнение первого порядка, разрешенное относительно производной, можно записать в дифференциальной форме: P (x; y)× dx + Q (x;y)× dy =0, (3) где Р (х; у) и Q (x; y) — известные функции. ▼Условие, что при х = x 0 функция у (x) должна быть равна заданному числу y o, т.е. у = у 0, называется начальным условием (условие Коши). Начальное условие записывается в виде
▼Дифференциальное уравнение вида или Р (х) dx + Q (y) dy =0, (5) где Р (х) и Q (y) — непрерывные функции, называется уравнением с разделяющимися переменными (с разделенными переменными).▲ ▼ Уравнения с разделяющимися переменными в общем случае имеет вид
Общий интеграл этого уравнения имеет вид
Уравнение
Данное уравнение принимает вид Интегрируя это уравнение и заменяя u на ах + by + с, получим общий интеграл исходного уравнения.
Постановка задачи 1: Доказать, что функция у = у (х) удовлетворяет дифференциальному уравнению План решения: 1. Вычислить производную 2. Подставить у (х) и 3. Убедиться в том, что получается тождество, т.е.
№ 1. Проверить, что функция у = х + С есть общее решение дифференциального уравнения ►Функция у = х + С удовлетворяет данному уравнению при любых значениях произвольной постоянной С. В самом деле, Общее решение данного дифференциального уравнения, т.е. функция у = х + С определяет в плоскости
Рис.1 Через каждую точку М 0(х 0; у 0) плоскости №2. Проверить, является ли функция ►Необходимо проверить два условия: 1) удовлетворяет ли функция дифференциальному уравнению при любом С; 2) для всякого ли начального условия у = у 0 при х = х 0 найдётся С = С 0. В результате дифференцирования функции заданной неявно получим Подставив это значение в исходное уравнение, получим тождество. Итак, первое условие выполняется, указанная функция является решением уравнения. Проверим второе условие. Зададим начальные условия Если взять точку (х 0; у 0) вне окружности с центром в начале координат и радиусом R =2, то получим
Постановка задачи 2: Решить уравнение вида План решения: 1. Убедиться, что уравнение с разделяющимися переменными, для этого исходное уравнение привести к виду
2. Обе части уравнения умножаем на dx (вообще говоря, нужно сделать так (используя различные алгебраические приемы), чтобы дифференциалы
3. В области, где и
(другими словами делаем так, чтобы каждая из функций «стояла у своего дифференциала», то есть где Замечание. Если одно или оба уравнения 4. Вычислим интегралы в уравнении
Константа С при этом есть произвольная постоянная интегрирования, которую достаточно прибавить к первообразной в любой части равенства; 5. Полученное выражение преобразуем к виду
№3. Решить уравнение ►1)Данное уравнение — уравнение с разделяющимися переменными, так как оно имеет вид 2) Обе части уравнения умножать на dx не надо, так как уравнение уже имеет нужный вид, а именно:
3)В области, где
В нашем случае надо разделить обе части уравнения на y:
4)Интегрируем обе части уравнения:
5)Можно его записать в виде №4. Найти частное решение уравнения ►1)Данное уравнение — уравнение с разделяющимися переменными. Запишем его в дифференциальной форме
2)Обе части уравнения умножаем на dx.
3)Разделяем переменные 4)Интегрируя, найдём общий интеграл
что является общим решением исходного уравнения. Положим теперь №5. Найти решение уравнения ►Воспользуемся подстановкой z =3 x + y, где z = z (x). Дифференцируя, находим Тогда исходное уравнение принимает вид:
1)Данное уравнение — уравнение с разделяющимися переменными. Заменяем 2)Умножаем обе части уравнения на 3)Разделяем переменные. Для этого делим на «стоящую не у своего диффереренциала» функцию
4)Интегрируя, получаем: Возвращаемся к замене:
Аудиторное занятие Проверить, что данная функция является решением дифференциального уравнения: №1. №2. №3. Решить уравнения: №4. Ответ: №5. №6. №7.
№8.. Ответ: №9. Ответ: №10. 2 xy dx + x 2 dy =0. Ответ: C = x 2 y. №11. Ответ: №12. №13. №14. №15. №16. Ответ:
Домашнее задание Проверить, что данная функция является решением ДУ: №17. №18. №19. Решить уравнения: №20. №21. №22. Ответ: №23. Ответ: №24. №25. №26. №27. Ответ: №28. №29. Ответ: №30. Ответ: №31. №32. №33.
Дополнительные задания Проверить, что данная функция является решением ДУ: №34. №35. №36. №37. №38. №39. Решить уравнения: №40. Ответ: №41. Ответ: №42. №43. Ответ: №44. Ответ: №45. Ответ: №46. №47. Ответ: №48. №49. y ln y dx + x dy =0; у (1)=1. Ответ: у =1. №50. Ответ: №51. Ответ: №52. Ответ: №53. №54. №55. №56. №57. (x + xy) dy +(y - xy) dx =0, y (1)=1. Ответ: y - x +ln| xy |=0. №58. №59. Ответ: №60. Ответ: №61. Ответ:
Занятие 2 Цели Знать: v основные формы записи однородного дифференциального уравнения; v методы решения однородных дифференциальных уравнений. Уметь: v Определять, порядок функции; v находить решения однородного дифференциального уравнения; v решать задачу Коши для однородного дифференциального уравнения.
▲Дифференциальное уравнение ▲Однородное уравнение в дифференциальной форме
где Р (х; у) и Q (x; у) — однородные функции одинакового порядка.▲
№ 6. Определить порядок функций: 1) ►1) Функция = 2) Функция
Постановка задачи 3: Решить уравнение вида
где Р (х, у) и Q (x, у) — однородные функции одинакового порядка, т.е. План решения: 1. Убедиться, что уравнение однородное; 2.Преобразуем исходное уравнение к виду
3. Ввести новую функцию t (х) с помощью подстановки y = tx, дифференцируя это равенство имеем:
4. Записать уравнение (9) через новую функцию:
5. Разделяем переменные в области, где
6. Интегрируем полученное уравнение; 7. Делаем замену 8. Записываем общее решение или общий интеграл.
№7. Решить уравнение: ►1)Убедимся, что уравнение однородное. Для этого перепишем исходное уравнение в виде Здесь Обе эти функции – однородные первого порядка. Итак, уравнение 2)Преобразуем исходное уравнение к виду
Замечание: не всегда опеделение порядка функций является необходимостью; чаще всего бывает достаточно привести исходное уравнение к виду 3)Полагаем 4)Тогда уравнение принимает вид: 5)Разделяем переменные: - переносим слагаемые с t в одну сторону: - заменяем - умножаем обе части на 6)Интегрируя, получаем: ln|ln t -1|=ln| x |+ln| C | или ln t -1= Cx. 7)Делаем замену 8)Записываем общее решение: Для того, чтобы получить частное решение, подставим начальное условие в полученное решение: Постановка задачи 4: Решить уравнение вида Такие уравнения приводятся к однородному с помощью замены №8. Решить уравнение (x -2 y +3) dy +(2 x + y -1) dx =0. ►Представим исходное уравнение в виде:
Решаем систему Делаем замену переменных
Деля числитель и знаменатель правой части уравнения на - приводим уравнение к виду - делаем замену получили уравнение с разделяющимися переменными. Решая его, находим
Замечание: если
Аудиторное занятие Решить уравнения: №62.
№63. №64 x dy – y dx = y dy, y (-1)=1. Ответ: x =- y (1+ln y).
№65. (x + y -2) dx +(x - y +4) dy =0. Ответ: x 2+2 xy - y 2-4 x +8 y = C. №66. №67. №68. x dy =(x + y) dx. Ответ: y = x (ln| x |+ C). №69. №70. Ответ: №71.
Домашнее задание №72. №73. 2 x 2 dy =(x 2 + y 2) dx. Ответ: №74. (x 2+ y 2) dx -2 xy dy =0. Ответ: y 2= x 2- Cx. №75. (x 2 +2 xy) dx + xy dy =0. Ответ: №76. №77. Ответ: №78. Ответ: №79. №80. №81. №82. Указание: подсановка №83. Дополнительные задания №84. №85.
№86. №87.
№88.
№89. №90.
№91. №92. №93. №94. №95. Ответ: №96. Ответ: №97. №98. Найти общий интеграл дифференциального уравнения: №99. №101. Указание: сделать замену Ответ:
Занятие 3 Уравнение Бернулли Цели Знать: v основные формы записи линейного дифференциального уравнения; v методы решения линейных дифференциальных уравнений. Уметь: v находить решения линейного дифференциального уравнения; v решать задачу Коши для линейного. дифференциального уравнения.
▼Дифференциальное уравнение
Коэффициенты а и b — либо постоянные, либо функции от х. Классическая форма линейного уравнения дифференциальная форма
Постановка задачи 5: Решить уравнение План решен
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|