|
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей хирургииСтр 1 из 4Следующая ⇒ Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии «» января 2012 года, Протокол №
Зав. кафедрой общей хирургии, д.м.н., профессор (П.М. Лаврешин)
Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин «» 2012 года
Председатель ЦМК д.м.н., профессор И.В. Суздальцев
Согласована:
Декан педиатрического факультета Доцент Л.Я. Климов «» 2012 года
Начальник УМУ Н.П. Вышковский «» 2012 года
Руководитель ЦУКО профессор (Ю.В. Первушин) «» 2012 года
Рецензенты:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина является одной из базовых хирургических дисциплин. Ее изучение направлено на усвоение студентами основ общей хирургической патологии, общих принципов диагностики и лечения общих хирургических заболеваний (в том числе ургентных) и основ клинического мышления, на формирование умения обоснованного, комплексного использования методик лучевой визуализации с применением современных рентгеновских установок, компьютерных и магнитно-резонансных томографов, ультразвуковых аппаратов. Растущие требования к теоретической и, особенно, практической подготовке будущего специалиста с учетом новых достижений медицинской науки и техники и изменений законодательства делают возможным своевременное внесение изменений в программу по дисциплине. В современных условиях в связи с изменениями законодательства значительно повышаются требования к умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации. Умение грамотного ведения медицинской документации позволит в дальнейшем избежать многих правовых и юридических ошибок Преподавание общей хирургии должно базироваться на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний в хирургии с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности и последующим переходом к основам клинической и частной хирургии. Содержание программы представлено 4 разделами: • элементы процессов в хирургии; • этапы лечения хирургического больного; • основы клинической хирургии; • лучевая диагностика. В 4 разделе дисциплины студенты изучают методы лучевой диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный, компьютерную и магнитно-резонансную томографию). Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного, знание основных синдромов существенно облегчает в последующем освоение как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины. Особо следует обратить внимание на применение в хирургии новейших технологий, таких как малоинвазивная и эндоскопическая хирургия, эндоваскулярные вмешательства, современных рентгенологических и радиоизотошых методов исследования, применение ультразвука, экстракорпоральных методов детоксикации и др. При прохождении курса общей хирургии и лучевой диагностики студенты должны ознакомиться и освоить необходимый перечень практических умений, уметь оказать первую медицинскую помощь, закрепляя знания и навыки при прохождении производственных практик. Успешное изучение предмета возможно при наличии достаточного методического обеспечения учебного процесса комплексом средств обучения. В комплекс входят учебники, практикумы, методические разработки для преподавателя и студентов, учебные таблицы, диапозитивы, кино- и видеофильмы, муляжи, тренажеры для отработки практических умений, системы программированного обучения, компьютеризация кафедры и др. Аудиторная работа студентов включает лекции и практические занятия. Тематика практических занятий направлена на применение знаний, полученных в ходе изучения теоретического материала, на отработку умений и тех или иных навыков. Внеаудиторная работа студентов включает изучение учебных материалов, конспектов лекций, специальных материалов по Интернету, подготовку рефератов на заданную тему. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач, проверки историй болезни с собеседованием. Если студент дает по тестам: 91-100% правильных ответов - ставится оценка "отлично", 81-90% - оценка "хорошо", 71-80% - оценка "удовлетворительно. Пропущенные лекции отрабатываются изложением реферата, со ссылкой на литературные источники информации. Отработка практических занятий осуществляется работой в хирургическом отделении, в том числе с демонстрацией необходимых практических навыков, под контролем дежурного преподавателя, в пределах часов предусмотренных учебным расписанием и ответом теоретической части как устно, так и при помощи письменного тестирования. Завершается курс обшей хирургии, лучевой диагностики курсовым экзаменом, который проводится в три этапа: I этап - проверка освоения практических умений; II этап - проверка знаний с применением тестовых заданий; III этап - собеседование с использованием билетов и ситуационных задач. 1. ЦелИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика» является формирование у студентов личностных качеств и компетенций в соответствии с требованиями основной образовательной программы 060103.65 Педиатрия, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Задачами дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика» являются: - вооружить студентов знаниями и умениями, позволяющими осуществлять пропедевтику хирургических болезней, устанавливать общие хирургические патологии и др.; - научить будущего врача видеть области применения полученных знаний и умений; - формировать врачебное поведение и основы клинического мышления; - воспитывать профессионально значимые качества личности (рефлексию, эмпатию, коллегиальность и др.). . 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 0601093.65 Педиатрия и изучается в пятом и шестом семестрах в цикле хирургических дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, лучевая диагностика, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика). Освоение дисциплины «Общая хирургия.Лучевая диагностика» необходимо как предшествующее при изучении таких дисциплин, как «Факультетская терапия, профессиональные болезни», «Факультетская хирургия, урология», «Акушерство и гинекология», «Детская хирургия», «Оториноларингология», «офтальмология», «Факультетская педиатрия, эндокринология», «Травматология, ортопедия». ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1); способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способен и готов осуществлять первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК- 21). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях; 2. современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения хирургического профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий; 3. особенности лучевой диагностики при патологии различных систем органов - диагностические возможности, показания и противопоказания к использованию, подготовка пациентов к проведению исследований; 4. принципы и методы оказания первой медицинской и при неотложных состояниях у детей и подростков; 5. общие принципы клинического обследования хирургического больного; 6. диагностические возможности основных методов обследования хирургических больных. 7. основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических заболеваний; 8. основы деятельности медперсонала; 9. принципы коррекции критических состояний; Уметь 1. собрать анамнез; провести опрос пациента, его родственников, провести физикальное обследование больного различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), при необходимости направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам; 2. интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз; 3. разработать больному план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия; 4. выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям, подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях; 5. самостоятельно распознавать основные виды лучевых изображений с указанием объекта исследования и основных анатомических структур; 6. проводить описание рентгенологической картины в форме протокола; 7. определить лучевые признаки «неотложных состояний» (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо- гидроторакс, травматические повреждения костей и суставов, жёлчнокаменная болезнь, мочекаменная болезнь); владеть / БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ: 1. алгоритмом постановки предварительного диагноза больному с последующим направлением его на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным; 2. алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 3. алгоритмом лучевых исследований; 4. обработкой рук дезинфицирующими растворами и умением подготовить их к операции, обработать пролежни и операционное поле. 5. пользоваться специальной одеждой для проведения хирургических операций, современными перевязочными материалами и бандажами, современной мебелью. 6. первой медицинской помощью (восстановить проходимость верхних дыхательных путей, наложения бактерицидных повязок, гипсовой лонгеты, транспортной шины, владеть методикой плевральной пункции, непрямого массажа сердца, методикой ИВЛ способом «рот в рот», «рот в нос», мешком Амбу, помощи больному при рвот); 7. накладывать и снимать транспортные шины, бинтовые и стандартные повязки. 8. оказать неотложную помощь при ожогах и отморожениях, при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе, при остановке дыхания, при остановке сердца, при отравлениях, при ожогах пищевода, при гипертермии, при судорогах, организовать транспортировку с переломами и вывихами, транспортировку в критических состояниях; 9. оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; 10. установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: - критическое (терминальное) состояние, - состояние с болевым синдромом; 11. поставить предварительный синдромальный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; 12. наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет: 6 зачетных единиц (ЗЕТ), 216 часов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины. ВВЕДЕНИЕ. Краткие исторические сведения. Предмет и задачи дисциплины, порядок ее изучения. Рекомендуемая литература. Современное состояние хирургии. Современная хирургия – научно обоснованная область медицинского знания. Современные медицинские специальности хирургического профиля. Место хирургии в современной медицине. Современная хирургическая литература. Использование элементов хирургии в других медицинских специальностях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Краткий итог изучения дисциплины. Задачи на предстоящую аттестацию. Способы самостоятельного пополнения знаний. 5.2 Разделы (темы) дисциплины и формы занятий
План лекций
5.4. План практических занятий
Самостоятельное изучение разделов
Литература а) основная литература 1. Общая хирургия. Учебник / С.М. Петров. – М.: С/П, 2010. – 768 с.. (297 шт.). б) дополнительная литература 1. Общая хирургия: Учебник / Н.П. Зубарев, М.И. Лыткин, М.Е. Епифанов.- С/П.- 2004. – 491 с. (281 шт.) 2. Общая хирургия. Учебник / В.К. Гостищев. – М.: Медицина, 2010. – 848 с. (63 шт.). 3. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. «Медицинская радиология и рентгенология» (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М. - 2000. – 672 с. (123 шт.). 4. Савельев В.С., Гельфанд Б.Р.Абдоминальная хирургическая инфекция: клиника, диагностика, антимикробная терапия: Практическое руководство.- М, 2006. – 168 с. (1 шт.). 5.Чернов В.Н., Маслов А.И. Общая хирургия. Практические занятия. М.-Ростов-на-Дону, 2004.- 256 с. (189 шт.). Программное обеспечение - компьютерные презентации; - видеофильмы. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Задача 1 Больной Ф. 48 лет выполнена секторальная резекция правой молочной железы по поводу фиброаденомы. При срочном гистологическом исследовании операционного материала выявлены клетки злокачественной опухоли. Что делать? ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|