|
Нарушение интеллекта и памяти.
Интеллект – совокупность всех познавательных процессов, способность к приобретению знаний и навыков, а также способность их использовать в практической деятельности. В структуре интеллекта различают собственно интеллект (способность к абстрактно-логическому мышлению) и предпосылки интеллекта: память, внимание, активность волевых процессов, запас знаний и т.д. Расстройства интеллекта: Олигофрении – группа стойких, непрогредиентных патологических состояний, характеризующихся наследственным, врожденным или приобретенным в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумием, выражающимся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации. Выделяют 3 степени олигофрении:
Деменция – приобретенное слабоумие (после 3 лет жизни). Различают два типа деменций: лакунарную (частичную, парциальную) и тотальную (глобарную). При лакунарной деменции страдают предпосылки интеллекта, в первую очередь – память (гипомнезия), присутствует осознание болезни и критическое отношение к своему состоянию, «ядро личности» сохранено. Данный тип деменции наиболее свойственен сосудистым заболеваниям головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), но может встречаться и при других заболеваниях. Тотальная деменция проявляется относительно равномерным снижением всех познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и др. Расстройства мышления проявляются в невозможности образования логических связей, абстрагирования. Резко снижается доступный больному уровень обобщения понятий, выявляется слабость суждений. Постепенно нарастает расстройство как кратковременной, так и долговременной памяти, нарушается активное внимание. Больные не способны сосредоточиться на задаваемых вопросах. Снижение высших нравственных чувств обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные эмоции. Преобладающий эмоциональный фон может быть угрюмо-раздражительным, эйфорически-благодушным либо апатическим. Очень быстро больные теряют критику к своему состоянию, суждения и поступки становятся нелепыми. Быстро утрачиваются индивидуальные психические особенности, ценностные установки, навыки поведения (распад «ядра личности»). Тотальное слабоумие характерно для грубоорганических процессов, при которых поражается преимущественно кора головного мозга. Оно может наблюдаться при дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие), при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе. В некоторых случаях к аналогичному исходу приводит локальный патологический процесс, например, при травмах, опухолях мозга.
Память — психический процесс отражения, способность к фиксации (запоминанию), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) прошлого опыта.
Расстройства памяти могут касаться всех ее основных компонентов (фиксации, ретенции, репродукции) и проявляются в дисмнезии (повышение, снижение и выпадение участков памяти) и парамнезии (искажение или извращение памяти). Дисмнезии. Гипермнезия — кратковременное усиление памяти.
Гипомнезия — болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Легкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и т. п. Встречается при невротических, наркоманических, психоорганических синдромах, паралитическом и слабоумии. · Органическая (стойкий дефект) · Функциональня (при депрессии, тяжелом невротическом состоянии) – исчезает после выхода из состояния. Амнезия — отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации. По отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания) выделяют:
По преимущественно нарушенной функции памяти:
По динамике:
По объекту:
Парамнезии – ошибки памяти. Псевдореминисценции — перемещение воспоминаний во времени, события, имевшие место в другой период, переносятся на текущий период времени. Чаще всего носят замещающий характер, заполняя пробелы памяти, обусловленные фиксационной амнезией. Входят в состав Корсаковского синдрома, частичной и тотальной деменции, псевдодеменции и пуэрилизма (Больной, в прошлом преподаватель, при встрече с врачом торжественно сказал: «Вчера я принимал экзамен у школьниц старших классов, хотя в действительности это происходило более 50 лет назад. В другой раз он сообщил: «Какое наслаждение я получил от «Лебединого озера» вчера, ведь вчера я был в Большом театре». Хотя это событие состоялось 4 года тому назад). Криптомнезии — искажение памяти, при котором ослабляются или исчезают различия между событиями личной жизни и событиями общественной жизни, увиденными во сне, прочитанными и т. п. Путается источник информации (Больной с возмущением говорит: «Ужасные безобразия творятся в этой клинике. Вчера, например, меня посадили в клетку с тигром, а потом заставили вылезать на улицу через форточку».) Конфабуляции — вымыслы, искаженные воспоминания о событиях, которых не было ни в период времени, о котором говорит больной, ни в прошлой его жизни.
Корсаковский амнестический синдром был впервые описан С.С. Корсаковым в 1887г. как специфическое проявление алкогольного психоза. Описание корсаковского психоза наряду с мнестическими расстройствами включало неврологические нарушения в виде алкогольной полиневропатии. В дальнейшем оказалось, что наблюдающиеся при этом алкогольном психозе расстройства кратковременной памяти не являются специфическими и наблюдаются при самых разных органических заболеваниях мозга. Органический синдром (психоорганический) – триада Вальтер – Бюеля: эмоциональная лабильность, расстройство памяти, снижение интеллекта (при поражении головного мозга, соматогениях, алкоголизме, наркомании, атрофических процессах головного мозга). Варианты:
Расстройства мышления.
Мышление - специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего. Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Понятия – основной элемент мышления - это выработанные человечеством категории, отражающие самые существенные признаки предметов и явлений.
Речь - главный способ выражения мышления. Полноценность речи человека определяется наличием суждений, представляющих собой отдельные высказывания о предметах и явлениях, и умозаключений, являющихся логическим выводом из сопоставления нескольких суждений. Суждения и умозаключения составляют содержание мышления. Ассоциации - установление связей между понятиями - важнейшие элементы процесса мышления. Расстройства ассоциативного процесса приводят к нарушению способа мышления, что делает его в целом непродуктивным, хаотичным, нецеленаправленным. Различают: - Расстройства мышления по форме - Расстройства мышления по содержанию.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|