Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Произвольная и непроизвольная активность





Понятие активности

Активность является проявлением психического, следовательно, в ее понимании и сегодня обнаруживаются различные подходы, которые отражают основные психологические теории современности (бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциализм, деятельностный подход, культурно-историческая психология и др.).

Бихевиоризм видит активность как результат воздействия на организм отдельных стимулов или системы стимулов. Психоанализ ставит активность в зависимость от инстинктов, которые должны найти возможность своего удовлетворения в социальной среде, полной запретов и ограничений. Когнитивная психология объясняет направленность и характер активности через суждения человека, которыми категоризирует, объясняет для себя человек конкретную проблемную ситуацию. Гуманистическая психология необходимость человеческой активности определяет стремлением к развитию, личностному росту, самоактуализации. Для экзистенциалистов активность связана с необходимостью отыскания предельных смыслов человеческого существования. Деятельностный подход трактует данное понятие через характеристики конкретной деятельности, которую совершает человек для удовлетворения своих потребностей и реализации значимых смыслов. Культурно-историческая психология акцентирует роль знаково-символических опосредователей в совершении человеком активности, причем данные опосредователи зависимы от исторически определенных культурных форм (норм, ценностей, традиций, языка, религии, образа жизни в целом).

Обобщение данных подходов является крайне трудным делом. Но некоторую общность в трактовке активности все же можно зафиксировать в таком определении: активность – это поддержание или изменение жизненно значимых связей индивида с миром.

Ниже мы будем говорить о непроизвольной и произвольной активности, но уже сейчас важно акцентировать роль специфически человеческой, личностной активности. Человек не просто реагирует на ситуацию, его активность обусловлена целью, она надситуативна, она поленезависима, в отличие от полевого поведения животного, она в значительной степени устойчива.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция. Активная жизненная позиция реализуется через деятельность.

Важно, что деятельность определяется через активность. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.

Деятельность всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и / или предметного сопротивления. Деятельность характеризуется осознанностью, хотя отдельные действия могут осуществляться автоматически.

Основными элементами деятельности выступают отдельные действия, т. е. деятельность существует как действие или как цепь действий. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Операции определяются условиями осуществления действий.

Деятельность является одним из проявлений поведения. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные обладают поведением, но не деятельностью, которая им недоступна. Не любое поведение человека можно назвать деятельностью. Хотя любая деятельность – это определенное поведение. Критерий для различения – степень прилагаемых сознательных усилий.

Совместная активность, со-активность людей, их совместная деятельность, опосредствованная артефактами, выступает условием развития ВПФ (высших психических функций), сознания человека. Этот аспект развития – культурная линия развития, которая реализуется в переплетении с натуральной линией (созреванием). Поэтому можно говорить о человеческой психике как результирующей соактивности людей, социально-психологической активности (О. Манделштам: «Что делать, самый нежный ум / Весь размещается снаружи»).

Деятельность и есть активность, но активность специфическая. Генетически она возможна благодаря артефактам и отдельным действиям. Так, у младших дошкольников, как показали эксперименты, понятие фигуры, круга, др. геометрических фигур формируются через действие: обведение пальцем контура данной фигуры. Затем это действие интериоризуется, становится внутренним действием. Данная фигура, понятие о ней выступает огранизующим началом для развития других психических процессов, придает формы внутренней жизни, переживаниям. Схожую роль в оформлении и структурировании внутреннего мира играют межличностные и социальные отношения людей.

Таким образом, можно определить два вида активности: поведение и деятельность. При этом поведение является более частным понятием по отношению к активности, а деятельность – более частным понятием по отношению к поведению.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Учение Ч. Дарвина позволило объяснить поведение живых существ в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма возникло учение о высшей нервной деятельности животных И. П. Павлова. Синонимом высшей нервной деятельности он и считал поведение. В деятельностном подходе поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ролевых предписаний и ценностей. Неадекватность поведения как правило отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Поведение изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными.

Модель редукции влечений

Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т. е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил.

Теория мотивации поведения в ее окончательном виде была сформулирована Фрейдом только в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы», хотя основные положения уже можно найти в вышедшем в 1895 г. «Проекте психологии». Согласно этой психологии, «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».

«Нервная система—это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально – то и поддержание в организме полного отсутствия такового».

О фрейдовской теории мотивации дает представление модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося раздражения. Согласно второму, всякое, снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение – чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия–неудовольствия (Lust-UnLust-Prinzip).

Понятие «влечение», по Фрейду, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления. Кроме того, в каждом влечении различаются четыре аспекта. Фрейд пишет:

«Если мы от биологического начала перейдем к рассмотрению душевной жизни, то «влечение» явится нам как понятие, пограничное между душевным и соматическим, как психическая представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налагается на душевное вследствие его связи с телесным."

Итак, ВЛЕЧЕНИЕ (англ.drive) — непосредственное эмоциональное переживаниепотребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр.,Гомосексуализм). Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.

Интересно, что в необихевиоризме сформулирована ГИПОТЕЗА РЕДУКЦИИ ДРАЙВА (англ.drive-reduction hypothesis) — гипотетическое представление о том, что все акты мотивированного поведения (животных) направлены на снижение (редукцию) состояния драйва (влечения, побуждения). Подразумевается, что поведение детерминируется негативными состояниями напряжения. Иначе говоря, движущей силой поведения является избежание неприятного. Одним из авторитетных защитников Г. р. д. был необихевиористК. Халл. С Г. р. д. трудно согласовать тот факт, что мотивация (сила стремления) возрастает по мере приближения к желанной цели (градиент цели).

 

Ошибочные действия

В поведении человека часто наблюдаются многим известные, часто встречающиеся, но, как правило, мало привлекающие к себе внимание явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового человека. Это так называемые ошибочные действия человека. Среди них обычно к первой группе относят:

оговорки — когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое;

описки — когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным;

очитки — когда читают не то, что напечатано или написано;

ослышки — когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся.

В основе другой группы таких явлений лежит забывание, но не длительное, а временное, когда человек не может вспомнить, например, имени, которое он наверняка знает и обычно затем вспоминает, или забывает выполнить намерение, о котором позднее вспоминает, а забывает лишь на определенный момент.

В третьей группе явлений этот временной аспект отсутствует, как, например, при запрятывании, когда человек куда-то убирает какой-либо предмет, так что не может его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании. Здесь налицо забывание, к которому человек относится иначе, чем к забыванию другого рода; вместо того чтобы считать его естественным – оно вызывает удивление или досаду. Сюда же относятся определенные ошибки-заблуждения, которые также имеют временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после знаешь, что это не соответствует действительности.

Условия, которые необходимы для возникновения этих феноменов, различны. Недомогание и нарушение кровообращения являются физиологическими причинами нарушений нормальной деятельности; волнение, усталость, рассеянность — причины другого характера, которые можно назвать психофизиологическими. Теоретически их легко можно объяснить. При усталости, как и при рассеянности и даже при общем волнении внимание распределяется таким образом, что для соответствующего действия его остается слишком мало. Тогда это действие выполняется неправильно или неточно. Легкое недомогание и изменения притока крови к головному мозгу могут вызвать такой же эффект, т. е. повлиять на распределение внимания. Таким образом, во всех случаях дело сводится к результатам расстройства внимания органической или психической этиологии.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что не все ошибочные действия можно объяснить данной теорией внимания или, во всяком случае, они объясняются не только ею. Опыт показывает, что ошибочные действия и забывание проявляются и у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы. Когда в важной речи или в разговоре из-за оговорки высказываешь противоположное тому, что хотел сказать, вряд ли это можно объяснить психофизиологической теорией или теорией внимания.

Вместе с тем, некоторые особенности ошибочных действий нельзя объяснить только теорией отвлечения внимания, их можно рассмотреть также и с другой точки зрения.

Можно начать с оговорки, которая больше всего подходит из ошибочных действий. Звуки и слоги в слове имеют различную значимость и иннервация более значимого элемента влияет на иннервацию менее значимого. Чаще всего при оговорке употребляют похожее по звучанию слово, этим сходством и объясняют оговорку.

Но самой обычной и в то же время самой поразительной оговоркой является та, когда произносится как раз противоположное тому, что собирался сказать. При этом соотношение звуков и влияние сходства, конечно, не имеют значения, а замену можно объяснить тем, что противоположности имеют понятийное родство и в психологической ассоциации особенно сближаются. Так же предательски, как соотношение противоположностей, могут подвести другие привычные ассоциации, которые иногда возникают совсем некстати. Таким образом, к соотношению звуков и сходству слов можно прибавить влияние словесных ассоциаций. Но и этого еще недостаточно. В целом ряде случаев оговорку едва ли можно объяснить без учета того, что было сказано в предшествующем предложении или же что предполагалось сказать.

З. Фрейд исследовал условия, при которых оговорки вообще возникают, определил, что влияет на особенности искажений при оговорках, но совсем не рассмотрел эффекта оговорки самого по себе, безотносительно к ее возникновению. Он отмечает, что для изучения этого эффекта необходимо доказать, что оговорка имеет смысл. Что значит «имеет смысл»? Это значит, что оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение. До сих пор речь шла об ошибочных действиях, однако теперь становится понятным, что иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия.

Итак, под «смыслом» какого-то психического процесса понимается не что иное, как намерение, которому он служит, и его место в ряду других психических проявлений. В связи с этим, в большинстве случаев слово «смысл» правомерно можно заменить словом «намерение», «тенденция». (Анекдот: муж вместо того, чтобы сказать жене: «Ты мне суп слишком соленый подала», говорит: «Ты мне, сволочь, всю жизнь испортила»).

Таким образом, оговорки не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений. Можно ли такое объяснение перенести и на многие другие виды ошибочных действий: на очитки, описки, забывание, захватывание вещей «по ошибке», их затеривание и т. д.?

Случаи забывания намерений в общем-то достаточно очевидны и их причины всегда можно выяснить, объяснив смысл ошибочного действия, исходя из психической ситуации с которой он связан. Вместе с тем существуют и другие действия, которые можно отнести к ошибочным — затеривание и запрятывание вещей. Большинству людей кажется, что затеривание – это досадная случайность и вовсе не подозревают, что за этим стоит какое-то намерение. Например, предметы затериваются тогда, когда человек поссорился с тем, кто их дал и о ком неприятно вспоминать, или когда сами вещи перестают нравиться и человек ищет предлога заменить их другими, лучшими. Проявлением такого же намерения по отношению к предмету выступает и то, что его роняют, разбивают, ломают.

Тот, кто пережил много неприятного из-за того, что не мог найти вещь, которую сам же куда-то заложил, вряд ли поверит, что он сделал это намеренно. И все-таки нередки случаи, когда обстоятельства, сопровождающие запрятывание, свидетельствуют о намерении избавиться от предмета на короткое или долгое время.

Все эти примеры свидетельствуют об одном, а именно о том, что ошибочные действия имеют свой смысл, и показывают, как этот смысл можно узнать или подтвердить по сопутствующим обстоятельствам.

Особое внимание следует уделить двум группам ошибочных действий – повторяющихся и комбинированных.

Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия являются своего рода вершиной этого вида действий. Это объясняется тем, что повторяемость проявлений обнаруживает устойчивость, которую почти никогда нельзя приписать случайности, но можно объяснить преднамеренностью. Кроме того, замена отдельных видов ошибочных действий друг другом свидетельствует о том, что самым важным и существенным в ошибочном действии является не форма или средства, которыми оно пользуется, а намерение, которому оно служит и которое должно быть реализовано самыми различными путями. В качестве примера повторяющегося забывания З.Фрейд приводит достаточно иллюстративную историю, которая произошла с американским психоаналитиком Э. Джонсом (1911). Однажды по неизвестным причинам в течение нескольких дней Э. Джонс забывал письмо на письменном столе. Наконец, он решился его отправить, но получил письмо обратно, так как забыл написать адрес. Написав адрес, он принес письмо на почту, но оказалось, что забыл наклеить марку. Тут уж он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо.

В другом случае захватывание вещей «по ошибке» комбинируется с запрятыванием. Это часто проявляется в некой «рассеянности»— когда человек очень хочет что-то оставить у себя.

Итак, ошибочные действия имеют смысл. Это вовсе не означает, что любое ошибочное действие имеет смысл, хотя это кажется весьма вероятным и основательным. Однако при этом достаточно того, что такой смысл обнаруживается относительно часто в различных формах ошибочных действий. Ошибочные действия – это психические акты, которые возникают вследствие интерференции двух различных намерений.

В случае оговорки намерение оттесняется. Говорящий решил не допустить его выражения в речи, и тогда произошла оговорка, т. е. оттесненное намерение все-таки проявилось против его воли, изменив выражение допущенного им намерения, смешавшись с ним или даже полностью заменив его. Таков механизм оговорки.

Итак, теперь известно, что оговорки являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение, что они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, но, кроме того, что одно из этих намерений подвергается оттеснению, его выполнение не допускается и в результате оно проявляется в нарушении другого намерения.

Случайные и симптоматические действия

Есть целый ряд других явлений, очень близких к ошибочным действиям, к которым это название, однако, уже не подходит. Мы называем их случайными и симптоматическими действиями. Они тоже носят характер не только немотивированных, незаметных и незначительных, но и излишних действий. От ошибочных действий их отличает отсутствие второго намерения, с которым сталкивалось бы первое и благодаря которому оно бы нарушалось. С другой стороны, эти действия легко переходят в жесты и движения, которые, по мнению З.Фрейда, выражают эмоции. К этим случайным действиям относятся все кажущиеся бесцельными, выполняемые как бы играя манипуляции с одеждой, частями тела, предметами, которые человек то берет, то оставляет, а также мелодии, которые люди часто напевают про себя. З. Фрейд считал, что все эти явления полны смысла и их можно толковать так же, как и ошибочные действия, что они являются некоторым знаком других, более важных душевных процессов и сами относятся к полноценным психическим актам.

Психолог должен быть внимателен к таким случайным действиям, т.к. они действительно симптоматичны, они говорят о чем-то большем, в них, в их системном выражении можно не только определить состояние человека, но и его намерения, его переживания, т.е. все то, что не лежит на поверхности, о чем не говорит человек напрямую. (Очень богатым на примеры симптоматических действий является сериал «Теория лжи»). Важно при этом обращать внимание не только на отдельные симптоматические действия, но анализировать общий рисунок поведения, общий стиль самовыражения человека, понимать контекст, психологическую ситуацию собеседника. Здесь важна эмпатия психолога и знание невербальных значений, имеющих как универсальное (относящееся как всем, описанное в книге А. Пиза «Язык телодвижений» и др. работах подобного рода), так и уникальное (относящееся только к некоторым людям, к некоторым ситуациям) психологическое содержание.

Основные понятия теории поля

Теория поля К. Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.

Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. С помощью этой теории возможно не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.

В рамках теории поля К. Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей.

Во-первых, согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

Во-вторых, ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту (восприятие ситуации субъектом). Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается делать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать, таким образом, не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

В-третьих, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.

В-четвертых, на поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем не менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое уравнение поведения,

Поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): В=f(P,Е). Это по сути дела, открывает путь для учета двустороннего влияния личностных и ситуационных факторов.

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоций в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ “на входе”, то поведение человека может описываться как навязчивое.

Потребность и Квазипотребность.

Как отмечает К. Левин в своем основополагающем труде «Намерение, воля и потребность» (1926), цели действия очень часто представляют собой «квазипотребности», т.е. производные потребности. Квазипотребности имеют преходящий характер. Они часто возникают из намерения. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия. Например, человек испытывает потребность в эмоциональной близости – он набирает номер телефона и звонит другу.

Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, связанные с «истинными», т.е. более общими и устойчивыми, потребностями. Например, указания преподавателя о необходимости записи материала лекции, как правило, принимаются студентами без предварительного намерения.:) Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая по сути не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. Решающим в силе квазипотребности (или соответствующей ей напряженной системы) является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазипотребности с истинными потребностями (которые в нашей системе понятий имеют статус мотивов), так сказать, степень «насыщенности» ими.

Наличие напряженной системы, будь то потребность или квазипотребность, сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения. Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение. Если, например, человек собирается опустить письмо, то в незнакомом месте почтовый ящик как бы сам бросается в глаза, хотя осознанно его не ищут. Сила валентности зависит от степени напряжения системы.

Валентность. Еще один конструкт, используемый К. Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то булочка будет обладать для него положительной валентностью, а если сыт, то отношение к котлете, расположенной между двумя булочками, будет носить нейтральный характер. Если же индивид съел булочек слишком много, тогда это вызовет у него отторжение и будет иметь отрицательную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени. На основании конструкта валентности К. Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта.

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

3. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности (“и хочется и страшно”). Поведение человека в данной ситуации носит характер “челнока”: приближение-удаление от объекта.

Таким образом, согласно теории поля Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

Режимы подкрепления

Скиннер отдельно изучал подкрепляющие стимулы и интервалы между ними. По мнению Скиннера, понять поведение - значит научиться управлять им. Скорость, с которой оперантное поведение формируется, зависит от режима подкрепляемого поведения.

Режим подкрепления – это правила, которые устанавливает вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Он зависит от временного интервала, с которым осуществляется подкрепление.

Режимы подкрепления:

Прикладной бихевиоризм

 

 

 

Понятие активности

Активность является проявлением психического, следовательно, в ее понимании и сегодня обнаруживаются различные подходы, которые отражают основные психологические теории современности (бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциализм, деятельностный подход, культурно-историческая психология и др.).

Бихевиоризм видит активность как результат воздействия на организм отдельных стимулов или системы стимулов. Психоанализ ставит активность в зависимость от инстинктов, которые должны найти возможность своего удовлетворения в социальной среде, полной запретов и ограничений. Когнитивная психология объясняет направленность и характер активности через суждения человека, которыми категоризирует, объясняет для себя человек конкретную проблемную ситуацию. Гуманистическая психология необходимость человеческой активности определяет стремлением к развитию, личностному росту, самоактуализации. Для экзистенциалистов активность связана с необходимостью отыскания предельных смыслов человеческого существования. Деятельностный подход трактует данное понятие через характеристики конкретной деятельности, которую совершает человек для удовлетворения своих потребностей и реализации значимых смыслов. Культурно-историческая психология акцентирует роль знаково-символических опосредователей в совершении человеком активности, причем данные опосредователи зависимы от исторически определенных культурных форм (норм, ценностей, традиций, языка, религии, образа жизни в целом).

Обобщение данных подходов является крайне трудным делом. Но некоторую общность в трактовке активности все же можно зафиксировать в таком определении: активность – это поддержание или изменение жизненно значимых связей индивида с миром.

Ниже мы будем говорить о непроизвольной и произвольной активности, но уже сейчас важно акцентировать роль специфически человеческой, личностной активности. Человек не просто реагирует на ситуацию, его активность обусловлена целью, она надситуативна, она поленезависима, в отличие от полевого поведения животного, она в значительной степени устойчива.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция. Активная жизненная позиция реализуется через деятельность.

Важно, что деятельность определяется через активность. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.

Деятельность всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и / или предметного сопротивления. Деятельность характеризуется осознанностью, хотя отдельные действия могут осуществляться автоматически.

Основными элементами деятельности выступают отдельные действия, т. е. деятельность существует как действие или как цепь действий. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Операции определяются условиями осуществления действий.

Деятельность является одним из проявлений поведения. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные обладают поведением, но не деятельностью, которая им недоступна. Не любое поведение человека можно назвать деятельностью. Хотя любая деятельность – это определенное поведение. Критерий для различения – степень прилагаемых сознательных усилий.

Совместная активность, со-активность людей, их совместная деятельность, опосредствованная артефактами, выступает условием развития ВПФ (высших психических функций),







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.