Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процесс оперантного обусловливания





Реакция - это всегда внешне наблюдаемая часть поведения. Сущность процесса научения заключается в установлении связи реакций событиями внешней среды. Скиннер изучал преимущественно реакции, которые приводят к каким-либо событиям среды, а не реакций в качестве ответа на эти события. Реакции первого типа называются оперантами. Оперантное поведение определяется событиями, которые следует за реакциями. Сила позитивного подкрепляющего стимула определяется воздействием на последующую частоту реакций, которые предшествовали этому стимулу.По мнению Скиннера, оперантное поведение оперирует негативными последствиями.

Свободный оперантный метод в эксперименте Скиннера: полуголодную крысу помещают в ящик Скиннера, был рычаг и миска для еды. Крыса демонстрировала множество различных оперантов. В процессе научения крыса все чаще и чаще нажимала на рычаг. Данное поведение крысы называется инструментальным (оно воздействует на окружающую среду) с помощью внешних инструментов. Если пищу не подавать при нажатии на рычаг, то реакция сразу же усиливается, но при постоянном отсутствии пищи она угасает, исходит на нет.

Определение оперантного обусловливания

Процедура обучения получила название - "оперантное обусловливание". Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления - поощрения или наказания. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой для Скиннера была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Простая - слюноотделение, отдергивание руки; сложная - решение математической задачи, агрессивное поведение. Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции. Далее, Скиннер различал (1) реакции, которые вызываются определенными стимулами (отдергивание руки от горячего предмета) - в этом случае связь стимула и реакции безусловна; и (2) реакции, которые непосредственно не связаны со стимулом. Последние реакции продуцируются самим организмом и называются оперантами. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма.

Пример: Когда крыса нажимает лапой на рычаг - это оперантное поведение, при котором, если оно сопровождается подкреплением, увеличивается вероятность его повторения. Оперантное обусловливание формирует поведение так же, как скульптор лепит фигуру из глины. Хотя в какой-то момент скульптор, казалось бы, создает совершенно новый объект, мы всегда можем вернуться назад, в начало процесса, к первоначальной болванке и выделить сколь угодно маленькие шаги, или последовательные этапы, следуя которым можно дойти до нужной кондиции. Ни в какой отдельно взятый момент не может появиться ничего такого, что очень сильно отличалось бы от того, что ему предшествовал. Оперант - это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это результат непрерывного процесса формирования.

Подкрепление – это любое событие или стимул, который следует за реакцией и увеличивает вероятность её появления.

Принципы оперантного обусловливания

Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов.

Существуют два разных вида подкрепления. Некоторые, например еда или устранение боли, называются первичными подкреплениями, т.к. они обладают естественной подкрепляющей силой. Другие подкрепляющие стимулы (улыбка, внимание взрослого, одобрение, похвала) являются обусловленными подкреплениями. Они становятся таковыми в результате частого сочетания с первичными подкреплениями.

Оперантное обусловливание опирается в основном на положительное подкрепление, т.е. на такие последствия реакций, которые их поддерживают или усиливают, например, пища, денежное вознаграждение, похвала. Тем не менее Скиннер подчеркивает важность негативного подкрепления, которое приводит к угасанию реакции. Такими подкрепляющими стимулами могут быть физическое наказание, моральное воздействие, психологическое давление. При наказании неприятный стимул следует за реакцией, уменьшая вероятность того, что реакция появится вновь. Кроме подкрепления, принципом обусловливания является его незамедлительность. Было обнаружено, что в начальной стадии эксперимента можно довести реакцию до наивысшего уровня только в том случае, если подкреплять ее немедленно. Иначе реакция, начавшая было формироваться, быстро угаснет.

При оперантном обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация - это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на которые первоначально был выработан условный рефлекс. Примерами генерализации являются - страх перед всеми собаками, который сформировался вследствие нападения какой-то одной собаки, положительная реакция ребенка (улыбка, произнесение слова "папа", движение на встречу и проч.) на всех мужчин, похожих на его отца.

Формирование реакции представляет собой процесс. Реакция не возникает сразу и вдруг, она оформляется постепенно, по мере осуществления ряда подкреплений. Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать.

Сам процесс поддерживается так называемым режимом подкрепления. Режим подкрепления - процент и интервал подкрепления реакций.

Поведение контролируется при помощи изменения условий среды (или подкрепления). Их, например, можно давать (1) через определенный промежуток времени, независимо от числа реакций; (2) через определенное число реакций (нажатие на рычаг) и др. Скиннер говорил об индивидуальности подкреплений, о вариативности развития того или иного навыка у разных людей, а также у разных животных. Более того, само подкрепление носит уникальный характер, т.к. уверенно нельзя сказать, что у данного человека или животного может выступать в качестве подкрепления.

Генерализация и различение стимулов

Поведение, усиленное в одной ситуации с большой вероятностью повториться, когда организм столкнется с другими ситуациями напоминающими ее. В теории данная тенденция называется генерализацией стимула.

Оборотной стороной генерализации стимула выступает различение стимула.

По предположению Скиннера, здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализующей и различительной способности, с помощью которых человек регулирует поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.

Режимы подкрепления

Скиннер отдельно изучал подкрепляющие стимулы и интервалы между ними. По мнению Скиннера, понять поведение - значит научиться управлять им. Скорость, с которой оперантное поведение формируется, зависит от режима подкрепляемого поведения.

Режим подкрепления – это правила, которые устанавливает вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Он зависит от временного интервала, с которым осуществляется подкрепление.

Режимы подкрепления:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.