Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендерные аспекты социальной работы: мужчина и женщина как субъекты общества и клиенты социальной работы





На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических. Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного. Различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют.

Сущностью гендерной практики в социальной работе является умение социальных работников распознать гендерное неравенство на основных уровнях социальной структуры. На индивидуальном уровне при непосредственной работе с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях. Профессия социального работника носит прикладной характер, отсюда важной составляющей этой работы должно быть осуществление принципов гендерного равенства.

Основными принципами социальной работы с женщинами яв-ляются:

– отношение к женщинам как к личностям, способным самостоятельно принимать решения, соблюдать принципы, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин;

– умение внимательно слушать женщину-клиента и дать возможность женщине самой определить пути решения проблемы;

– стараться найти коллективные решения проблем, которые женщине – клиенту кажутся индивидуальными;

– рассматривать проблемы конкретных женщин не изолированно от социальных ситуаций, признавая принцип: «личное есть политическое» на всех уровнях социальной практики.

Основными принципами социальной работы с мужчинами являются:

– объяснение мужского властолюбия и стремления доминировать над социально-подчинёнными и слабыми под воздействием гендерных стереотипов;

– учет факта различия мужчин между собой;

– признание того, что мужчины, как и женщины, могут нуждаться в помощи, сострадании и не знать путей выхода из сложных жизненных ситуаций;

– обращение внимания на сходство мужчин, олицетворяющих агрессию, и мужчин, хотя и не совершающих насильственных действий, но уверенных в справедливости социальных отношений, порождающих подобное поведение;

– поддержка предопределения мужественности, основанного на отношениях поддержки и равенства полов.

В настоящее время наблюдается феминизация профессии социального работника. Женщины – социальные работники и женщины – клиенты идентичны по мировосприятию и миропониманию. Женщин часто сближает между собой опыт материнства, двойная нагрузка семья – дом, опыт отношения с мужчинами, многочисленные проблемы с детьми и родственниками. Феминистский опыт позволяет сделать вывод о том, что понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент. Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий: уровень образования и культуры, возраст, жилищные условия, индивидуальные особенности здоровья и многие другие. Поэтому процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. Социальные работники, распознавая различные типы характеров и индивидуальность клиентов, должны развивать свой профессионализм, непосредственно связанный с гендерной чувствительностью. Гендерная чувствительность базируется не на гендерных стереотипах, а на принципах эгалитаризма. Социальная политика и социальная работа направлены на достижение социальной справедливости и уменьшение неравенства, однако в некоторых случаях могут приводить к воспроизведению иерархичности между социальными группами. К примеру, высокий уровень бедности соответствует пожилым женщинам (По статистике продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин; уровень оплаты труда, а следовательно, и пенсия ниже, чем мужская). Приоритетной социальной группой относительно социальных пособий являются матери-одиночки и многодетные семьи. Но следует учитывать, что уровень бедности чрезвычайно высок как раз среди престарелых женщин.

В свою очередь, мужчины вообще исключаются из числа возможных клиентов социальной службы, хотя социально-психологическая помощь им зачастую просто необходима. Это и мужчины, переживающие разрыв отношений в результате развода, и те, кто вернулся из мест боевых действий в посттравматический период, мужчины, подвергшиеся насилию или демонстрирующие свое агрессивное поведение в отношении собственных жен или подруг, подростки, которые подвергаются наркотизации или втягиваются в экстремистские группировки, и многие другие.

В социальной работе следует стремиться применять гендерный подход, то есть в каждом конкретном случае иметь в виду, что специфика переживания человеком трудной жизненной ситуации зависит от его пола, однако эта зависимость в большинстве случаев определяется не только и не столько биологически, сколько сопровождается мощным влиянием гендерных стереотипов.

Гендерная перспектива должна учитываться в социальной работе не только с женщинами и мужчинами среднего возраста, но и с различными группами населения, а именно с пожилыми людьми, с подростками и молодёжью. Социальный работник в медико-социальной реабилитации и социально-психологической поддержке представителей старшего поколения должен тонко и деликатно относиться к интимным проблемам пожилых людей и к тем трудностям, которые приходится переживать мужчинам и женщинам в преклонном возрасте. К примеру, важным аспектом социальной работы является просвещение пациентов и членов их семей относительно самых распространённых заболеваний людей преклонного возраста (рака простаты у мужчин и рака груди у женщин), так как с этими заболеваниями связано много предрассудков из-за недостатка информации. Своевременное обращение к врачу может предотвратить отрицательные итоги болезни. Некоторые пациенты нуждаются в специальной помощи по причине углубляющейся депрессии.

Просветительская и коррекционная работа с юношами и девушками, с детьми, демонстрирующими агрессивное и противоправное поведение, должна проводиться специалистом, обладающим гендерными знаниями. Например, в социальной работе с девочками-подростками выделяют такие проблемы: подростковая беременность, несовершеннолетнее материнство, особенности сексуального поведения, риск распространения заболеваний, передающихся половым путём. Подростковыми проблемами являются наркотизация, курение, употребление алкоголя. Отличительной особенностью подростковой субкультуры становится «юнисекс» (отождествление полов) – это более активное участие девочек-подростков в деятельности хулиганских и бандитских группировок.

В качестве примера социальной работы с мальчиками-подростками предлагается открытие клубов по интересам: «Дискавери» (школа выживания). В таком объединении опытными специалистами предоставляются юношам услуги психологов, тренеров, педагогов.

Таким образом, важной составляющей в практике социального работника должна являться «гендерная чувствительность», основанная на принципах уважения прав личности.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.