Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич





В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

С ОПИСАНИЕМ МЕТОДИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

(методические рекомендации для студентов)

 

 

Витебск, 2008

 


УДК 616.9:371.13(072)

ББК 55.14р30

П 27

 

Рецензент:

доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМУ Г. И. Юпатов.

 

П 27 Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения (методические рекомендации для студентов): Учеб.-метод. пособие/ В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич. — Витебск: ВГМУ, 2008. — 29 с.

 

 

Методические рекомендации «Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения» написаны в соответствии с типовой учебной программой по предмету «инфекционные болезни» для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений. Излагаются вопросы к экзамену по практическим навыкам на кафедре инфекционных болезней, а также методика выполнения различных лечебных и диагностических манипуляций, которой следует придерживаться во время обучения на циклах «инфекционные болезни» и «детские инфекционные болезни». Также дается определение ряда патологических синдромов, знание которых представляется необходимым для успешной практической деятельности врачей любой специальности терапевтической направленности. Предназначается для студентов, обучающихся на 5 и 6 курсах высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело».

 

 

УДК 616.9:371.13(072)

ББК 55.14р30

 

 

© Семенов В.М., Дмитраченко Т.И.,

Жильцов И.В., Акулич Н.Ф., 2008

© УО «Витебский государственный

медицинский университет», 2008

 

 


Введение

 

В перечень включены навыки, которые широко используются в практике врачей терапевтических специальностей (в первую очередь — участковых терапевтов и педиатров, врачей приемных покоев стационаров и линейных бригад скорой медицинской помощи, а также врачей-инфекционистов), а полученная информация имеет существенное диагностическое значение. Несмотря на постепенно внедряемую в клиническую практику автоматизацию диагностического процесса, широкое распространение перспективных лабораторных методов исследования (иммуноферментный, радиоиммунный методы, метод полимеразной цепной реакции и др.), уровень диагностики по-прежнему находится в прямой зависимости от квалификации врача. На современном этапе, как и в более ранний период, участковый врач остается ключевой фигурой в решении задачи раннего распознавания инфекционных болезней. Основная часть квалифицированных врачей-инфекционистов работает в стационаре и редко принимает непосредственное участие в первичной диагностике инфекционных болезней. Первичный скрининг инфекционных болезней осуществляется врачами общей практики. Ранняя диагностика инфекционных болезней имеет ключевое значение не только с клинических, но и с эпидемиологических позиций. Если после обращения к врачу инфекционный больной не изолирован, продолжает оставаться в коллективе или госпитализируется не по назначению, это практически блокирует всю систему противоэпидемических мероприятий (особенно при антропонозных инфекциях).

В условиях амбулаторной практики наиболее успешным алгоритмом диагностической тактики врачей первого звена может быть последовательный путь от симптома к синдрому и от синдрома к болезни. На догоспитальном этапе это оптимальная, если не единственная возможность решения задачи установления предварительного нозологического диагноза. Для этого необходима соответствующая подготовка врача, в частности, знание особенностей семиотики, пропедевтики, первичной дифференциальной диагностики инфекционных болезней. Это определило необходимость включения в перечень практических навыков принципов определения основных синдромов инфекционных болезней, которые должны освоить студенты после обучения на кафедре инфекционных болезней на 6 курсе.

Освоение студентами указанных навыков имеет своей целью оптимизировать учебный процесс, приблизить его к задачам будущей профессиональной работы врача. Рекомендации рассчитаны на студентов 5–6 курсов лечебных факультетов медицинских вузов.

 


Вопросы

По практическим навыкам к курсовому экзамену

По инфекционным болезням

 

1. Введение лечебных сывороток и иммуноглобулинов;

2. Взятие мазков из зева и носа;

3. Взятие смывов из носоглотки;

4. Заполнение бланка экстренного извещения (форма 58/у);

5. Заполнение карты эпидобследования путем опроса больного без выхода в эпидемический очаг;

6. Обеззараживание рук после осмотра инфекционного больного;

7. Определение степени обезвоживания у больного ОКИ;

8. Определить тип температурной кривой;

9. Оценить эффективность антибактериальной терапии;

10. Оценить эффективность патогенетической терапии у больного ОКИ;

11. Оценка анализов серологических исследований;

12. Оценка биохимического анализа крови у больных с подозрением на вирусный гепатит;

13. Оценка иммунологических маркеров вирусных гепатитов;

14. Оценка общего анализа крови у инфекционного больного;

15. Оценка пригодности образцов вакцин для применения;

16. Оценка результата анализа спинномозговой жидкости;

17. Посев крови на гемокультуру и стерильность;

18. Проведение осмотра выделений больного с оценкой обнаруженных изменений;

19. Определение тонзиллярного синдрома при осмотре больного;

20. Определение синдрома гепатита при осмотре больного;

21. Определение диарейного синдрома при осмотре больного;

22. Определение катарального синдрома при осмотре больного;

23. Определение общеинтоксикационного синдрома при осмотре больного;

24. Определение менингоэнцефалитического синдрома при осмотре больного;

25. Произвести осмотр инфекционного больного.


Взятие мазков из зева и носа

Мазки из зева берут при подозрении на дифтерию, менингококковую инфекцию, гнойный тонзиллит, а также при острых респираторных вирусных инфекциях и других заболеваниях с вовлечением слизистой ротоглотки. Для забора материала необходим стерильный ватный или марлевый тампон.

 

Мазок из зева

Мазок из зева берут натощак или не ранее 2 часов после полоскания горла, питья или еды, под визуальным контролем, с использованием шпателя, не касаясь тампоном слизистых оболочек рта, языка, зубов. Корень языка придавливают книзу и кпереди шпателем, держа его левой рукой, а правой рукой аккуратно вводят в ротовую полость тампон и осторожно снимают налет, не касаясь языка. Лучше всего снять налет или слизь на границе пораженного участка, где количество возбудителей больше, чем в других местах.

 

Слизь из носа

Перед взятием слизи из носа необходимо предварительно предложить больному высморкаться, очистить нос сухим ватным фитилем и удалить корки. Тампон вводят в каждую ноздрю, плотно прикасаясь всеми сторонами его к стенкам и перегородке носа. Полученный материал направляется в лабораторию для исследования.

 

Взятие смывов из носоглотки

Смывы из носоглотки используются главным образом для выделения вирусов при энтеровирусной инфекции, гриппе, парагриппе и других вирусных инфекциях. Производятся они в первые дни болезни, когда возбудитель интенсивно размножается в эпителиальных клетках дыхательных путей. Больному предлагают прополоскать горло стерильным физиологическим раствором. Процедуру повторяют трижды, используя при этом каждый раз по 10–15 мл жидкости. Смывы собирают в широкогорлую стерильную банку, кусочками стерильной ваты, захваченной пинцетом, протирают заднюю стенку глотки и носовые ходы. Ватные тампоны также опускают в банку со смывом. Материал направляют в лабораторию для последующего изучения (вирусологический, иммунофлюоресцентный и другие методы исследования).

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Редактор И.В. Жильцов

Технический редактор И.А. Борисов

Компьютерная верстка И.В. Жильцов

Корректор И.В. Жильцов

 

 

Подписано в печать «___» ____________ 2008 г. Формат 80×64 1/16.

Бумага типографская №2. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. _____

Уч.-изд. л. _____ Тираж 500 экз. Заказ № _____

Издатель и полиграфическое исполнение УО «Витебский государственный

медицинский университет»

ЛИ №232 от 30.04.04

 

Отпечатано на ризографе в Витебском государственном медицинском университете.

210602, Витебск, пр. Фрунзе, 27

Тел. (8-0212) 26-19-66

 

В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

С ОПИСАНИЕМ МЕТОДИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

(методические рекомендации для студентов)

 

 

Витебск, 2008

 


УДК 616.9:371.13(072)

ББК 55.14р30

П 27

 

Рецензент:

доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМУ Г. И. Юпатов.

 

П 27 Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения (методические рекомендации для студентов): Учеб.-метод. пособие/ В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич. — Витебск: ВГМУ, 2008. — 29 с.

 

 

Методические рекомендации «Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения» написаны в соответствии с типовой учебной программой по предмету «инфекционные болезни» для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений. Излагаются вопросы к экзамену по практическим навыкам на кафедре инфекционных болезней, а также методика выполнения различных лечебных и диагностических манипуляций, которой следует придерживаться во время обучения на циклах «инфекционные болезни» и «детские инфекционные болезни». Также дается определение ряда патологических синдромов, знание которых представляется необходимым для успешной практической деятельности врачей любой специальности терапевтической направленности. Предназначается для студентов, обучающихся на 5 и 6 курсах высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело».

 

 

УДК 616.9:371.13(072)

ББК 55.14р30

 

 

© Семенов В.М., Дмитраченко Т.И.,

Жильцов И.В., Акулич Н.Ф., 2008

© УО «Витебский государственный

медицинский университет», 2008

 

 


Введение

 

В перечень включены навыки, которые широко используются в практике врачей терапевтических специальностей (в первую очередь — участковых терапевтов и педиатров, врачей приемных покоев стационаров и линейных бригад скорой медицинской помощи, а также врачей-инфекционистов), а полученная информация имеет существенное диагностическое значение. Несмотря на постепенно внедряемую в клиническую практику автоматизацию диагностического процесса, широкое распространение перспективных лабораторных методов исследования (иммуноферментный, радиоиммунный методы, метод полимеразной цепной реакции и др.), уровень диагностики по-прежнему находится в прямой зависимости от квалификации врача. На современном этапе, как и в более ранний период, участковый врач остается ключевой фигурой в решении задачи раннего распознавания инфекционных болезней. Основная часть квалифицированных врачей-инфекционистов работает в стационаре и редко принимает непосредственное участие в первичной диагностике инфекционных болезней. Первичный скрининг инфекционных болезней осуществляется врачами общей практики. Ранняя диагностика инфекционных болезней имеет ключевое значение не только с клинических, но и с эпидемиологических позиций. Если после обращения к врачу инфекционный больной не изолирован, продолжает оставаться в коллективе или госпитализируется не по назначению, это практически блокирует всю систему противоэпидемических мероприятий (особенно при антропонозных инфекциях).

В условиях амбулаторной практики наиболее успешным алгоритмом диагностической тактики врачей первого звена может быть последовательный путь от симптома к синдрому и от синдрома к болезни. На догоспитальном этапе это оптимальная, если не единственная возможность решения задачи установления предварительного нозологического диагноза. Для этого необходима соответствующая подготовка врача, в частности, знание особенностей семиотики, пропедевтики, первичной дифференциальной диагностики инфекционных болезней. Это определило необходимость включения в перечень практических навыков принципов определения основных синдромов инфекционных болезней, которые должны освоить студенты после обучения на кафедре инфекционных болезней на 6 курсе.

Освоение студентами указанных навыков имеет своей целью оптимизировать учебный процесс, приблизить его к задачам будущей профессиональной работы врача. Рекомендации рассчитаны на студентов 5–6 курсов лечебных факультетов медицинских вузов.

 


Вопросы







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.