|
В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. АкуличСтр 1 из 3Следующая ⇒ В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ С ОПИСАНИЕМ МЕТОДИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ (методические рекомендации для студентов)
Витебск, 2008
УДК 616.9:371.13(072) ББК 55.14р30 П 27
Рецензент: доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМУ Г. И. Юпатов.
П 27 Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения (методические рекомендации для студентов): Учеб.-метод. пособие/ В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич. — Витебск: ВГМУ, 2008. — 29 с.
Методические рекомендации «Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения» написаны в соответствии с типовой учебной программой по предмету «инфекционные болезни» для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений. Излагаются вопросы к экзамену по практическим навыкам на кафедре инфекционных болезней, а также методика выполнения различных лечебных и диагностических манипуляций, которой следует придерживаться во время обучения на циклах «инфекционные болезни» и «детские инфекционные болезни». Также дается определение ряда патологических синдромов, знание которых представляется необходимым для успешной практической деятельности врачей любой специальности терапевтической направленности. Предназначается для студентов, обучающихся на 5 и 6 курсах высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело».
УДК 616.9:371.13(072) ББК 55.14р30
© Семенов В.М., Дмитраченко Т.И., Жильцов И.В., Акулич Н.Ф., 2008 © УО «Витебский государственный медицинский университет», 2008
Введение
В перечень включены навыки, которые широко используются в практике врачей терапевтических специальностей (в первую очередь — участковых терапевтов и педиатров, врачей приемных покоев стационаров и линейных бригад скорой медицинской помощи, а также врачей-инфекционистов), а полученная информация имеет существенное диагностическое значение. Несмотря на постепенно внедряемую в клиническую практику автоматизацию диагностического процесса, широкое распространение перспективных лабораторных методов исследования (иммуноферментный, радиоиммунный методы, метод полимеразной цепной реакции и др.), уровень диагностики по-прежнему находится в прямой зависимости от квалификации врача. На современном этапе, как и в более ранний период, участковый врач остается ключевой фигурой в решении задачи раннего распознавания инфекционных болезней. Основная часть квалифицированных врачей-инфекционистов работает в стационаре и редко принимает непосредственное участие в первичной диагностике инфекционных болезней. Первичный скрининг инфекционных болезней осуществляется врачами общей практики. Ранняя диагностика инфекционных болезней имеет ключевое значение не только с клинических, но и с эпидемиологических позиций. Если после обращения к врачу инфекционный больной не изолирован, продолжает оставаться в коллективе или госпитализируется не по назначению, это практически блокирует всю систему противоэпидемических мероприятий (особенно при антропонозных инфекциях). В условиях амбулаторной практики наиболее успешным алгоритмом диагностической тактики врачей первого звена может быть последовательный путь от симптома к синдрому и от синдрома к болезни. На догоспитальном этапе это оптимальная, если не единственная возможность решения задачи установления предварительного нозологического диагноза. Для этого необходима соответствующая подготовка врача, в частности, знание особенностей семиотики, пропедевтики, первичной дифференциальной диагностики инфекционных болезней. Это определило необходимость включения в перечень практических навыков принципов определения основных синдромов инфекционных болезней, которые должны освоить студенты после обучения на кафедре инфекционных болезней на 6 курсе. Освоение студентами указанных навыков имеет своей целью оптимизировать учебный процесс, приблизить его к задачам будущей профессиональной работы врача. Рекомендации рассчитаны на студентов 5–6 курсов лечебных факультетов медицинских вузов.
Вопросы По практическим навыкам к курсовому экзамену По инфекционным болезням
1. Введение лечебных сывороток и иммуноглобулинов; 2. Взятие мазков из зева и носа; 3. Взятие смывов из носоглотки; 4. Заполнение бланка экстренного извещения (форма 58/у); 5. Заполнение карты эпидобследования путем опроса больного без выхода в эпидемический очаг; 6. Обеззараживание рук после осмотра инфекционного больного; 7. Определение степени обезвоживания у больного ОКИ; 8. Определить тип температурной кривой; 9. Оценить эффективность антибактериальной терапии; 10. Оценить эффективность патогенетической терапии у больного ОКИ; 11. Оценка анализов серологических исследований; 12. Оценка биохимического анализа крови у больных с подозрением на вирусный гепатит; 13. Оценка иммунологических маркеров вирусных гепатитов; 14. Оценка общего анализа крови у инфекционного больного; 15. Оценка пригодности образцов вакцин для применения; 16. Оценка результата анализа спинномозговой жидкости; 17. Посев крови на гемокультуру и стерильность; 18. Проведение осмотра выделений больного с оценкой обнаруженных изменений; 19. Определение тонзиллярного синдрома при осмотре больного; 20. Определение синдрома гепатита при осмотре больного; 21. Определение диарейного синдрома при осмотре больного; 22. Определение катарального синдрома при осмотре больного; 23. Определение общеинтоксикационного синдрома при осмотре больного; 24. Определение менингоэнцефалитического синдрома при осмотре больного; 25. Произвести осмотр инфекционного больного. Взятие мазков из зева и носа Мазки из зева берут при подозрении на дифтерию, менингококковую инфекцию, гнойный тонзиллит, а также при острых респираторных вирусных инфекциях и других заболеваниях с вовлечением слизистой ротоглотки. Для забора материала необходим стерильный ватный или марлевый тампон.
Мазок из зева Мазок из зева берут натощак или не ранее 2 часов после полоскания горла, питья или еды, под визуальным контролем, с использованием шпателя, не касаясь тампоном слизистых оболочек рта, языка, зубов. Корень языка придавливают книзу и кпереди шпателем, держа его левой рукой, а правой рукой аккуратно вводят в ротовую полость тампон и осторожно снимают налет, не касаясь языка. Лучше всего снять налет или слизь на границе пораженного участка, где количество возбудителей больше, чем в других местах.
Слизь из носа Перед взятием слизи из носа необходимо предварительно предложить больному высморкаться, очистить нос сухим ватным фитилем и удалить корки. Тампон вводят в каждую ноздрю, плотно прикасаясь всеми сторонами его к стенкам и перегородке носа. Полученный материал направляется в лабораторию для исследования.
Взятие смывов из носоглотки Смывы из носоглотки используются главным образом для выделения вирусов при энтеровирусной инфекции, гриппе, парагриппе и других вирусных инфекциях. Производятся они в первые дни болезни, когда возбудитель интенсивно размножается в эпителиальных клетках дыхательных путей. Больному предлагают прополоскать горло стерильным физиологическим раствором. Процедуру повторяют трижды, используя при этом каждый раз по 10–15 мл жидкости. Смывы собирают в широкогорлую стерильную банку, кусочками стерильной ваты, захваченной пинцетом, протирают заднюю стенку глотки и носовые ходы. Ватные тампоны также опускают в банку со смывом. Материал направляют в лабораторию для последующего изучения (вирусологический, иммунофлюоресцентный и другие методы исследования).
Учебно-методическое пособие
Редактор И.В. Жильцов Технический редактор И.А. Борисов Компьютерная верстка И.В. Жильцов Корректор И.В. Жильцов
Подписано в печать «___» ____________ 2008 г. Формат 80×64 1/16. Бумага типографская №2. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. _____ Уч.-изд. л. _____ Тираж 500 экз. Заказ № _____ Издатель и полиграфическое исполнение УО «Витебский государственный медицинский университет» ЛИ №232 от 30.04.04
Отпечатано на ризографе в Витебском государственном медицинском университете. 210602, Витебск, пр. Фрунзе, 27 Тел. (8-0212) 26-19-66
В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ С ОПИСАНИЕМ МЕТОДИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ (методические рекомендации для студентов)
Витебск, 2008
УДК 616.9:371.13(072) ББК 55.14р30 П 27
Рецензент: доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМУ Г. И. Юпатов.
П 27 Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения (методические рекомендации для студентов): Учеб.-метод. пособие/ В. М. Семенов, Т. И. Дмитраченко, И. В. Жильцов, Н. Ф. Акулич. — Витебск: ВГМУ, 2008. — 29 с.
Методические рекомендации «Перечень практических навыков по инфекционным болезням с описанием методики их выполнения» написаны в соответствии с типовой учебной программой по предмету «инфекционные болезни» для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений. Излагаются вопросы к экзамену по практическим навыкам на кафедре инфекционных болезней, а также методика выполнения различных лечебных и диагностических манипуляций, которой следует придерживаться во время обучения на циклах «инфекционные болезни» и «детские инфекционные болезни». Также дается определение ряда патологических синдромов, знание которых представляется необходимым для успешной практической деятельности врачей любой специальности терапевтической направленности. Предназначается для студентов, обучающихся на 5 и 6 курсах высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело».
УДК 616.9:371.13(072) ББК 55.14р30
© Семенов В.М., Дмитраченко Т.И., Жильцов И.В., Акулич Н.Ф., 2008 © УО «Витебский государственный медицинский университет», 2008
Введение
В перечень включены навыки, которые широко используются в практике врачей терапевтических специальностей (в первую очередь — участковых терапевтов и педиатров, врачей приемных покоев стационаров и линейных бригад скорой медицинской помощи, а также врачей-инфекционистов), а полученная информация имеет существенное диагностическое значение. Несмотря на постепенно внедряемую в клиническую практику автоматизацию диагностического процесса, широкое распространение перспективных лабораторных методов исследования (иммуноферментный, радиоиммунный методы, метод полимеразной цепной реакции и др.), уровень диагностики по-прежнему находится в прямой зависимости от квалификации врача. На современном этапе, как и в более ранний период, участковый врач остается ключевой фигурой в решении задачи раннего распознавания инфекционных болезней. Основная часть квалифицированных врачей-инфекционистов работает в стационаре и редко принимает непосредственное участие в первичной диагностике инфекционных болезней. Первичный скрининг инфекционных болезней осуществляется врачами общей практики. Ранняя диагностика инфекционных болезней имеет ключевое значение не только с клинических, но и с эпидемиологических позиций. Если после обращения к врачу инфекционный больной не изолирован, продолжает оставаться в коллективе или госпитализируется не по назначению, это практически блокирует всю систему противоэпидемических мероприятий (особенно при антропонозных инфекциях). В условиях амбулаторной практики наиболее успешным алгоритмом диагностической тактики врачей первого звена может быть последовательный путь от симптома к синдрому и от синдрома к болезни. На догоспитальном этапе это оптимальная, если не единственная возможность решения задачи установления предварительного нозологического диагноза. Для этого необходима соответствующая подготовка врача, в частности, знание особенностей семиотики, пропедевтики, первичной дифференциальной диагностики инфекционных болезней. Это определило необходимость включения в перечень практических навыков принципов определения основных синдромов инфекционных болезней, которые должны освоить студенты после обучения на кафедре инфекционных болезней на 6 курсе. Освоение студентами указанных навыков имеет своей целью оптимизировать учебный процесс, приблизить его к задачам будущей профессиональной работы врача. Рекомендации рассчитаны на студентов 5–6 курсов лечебных факультетов медицинских вузов.
Вопросы Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|