Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рабочая программа педагога-психолога





Рабочая программа педагога-психолога

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Руссу Натальи Закиевны

На 2014-2015 учебный год.

 

Югорск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка__________________________________________________3

Психологическая диагностика____________________________________________9

Психологическая диагностика в первой младшей группе__________________9

Психологическая диагностика во второй младшей группе_________________11

Психологическая диагностика в средней группе_________________________14

Психологическая диагностика в старшей группе_________________________17

Психологическая диагностика в подготовительной группе_________________23

Психологическая работа с педагогами__________________________________33

Психопросвещение и психопрофилактика__________________________________34

Развивающая работа и психологическая коррекция _________________________ 35

Психологическое консультирование______________________________________ 61

Литература ___________________________________________________________62

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразование, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Объектом профессиональной деятельности являются феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет.

Предмет деятельности – психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст соци­альных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носи­тель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в соци­альное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.

Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы об­щественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОО.

Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его ин­дивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересами и склонностями. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждения­ми ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную ак­тивность воспитанника и приобретающих прогностический характер.

В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:

· побуждений, мотивов и интересов;

· сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;

· способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрос­лых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;

· элементов творчества.

Целью деятельности является охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологиче­ских условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи деятельности:

· определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

· предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

· создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольни­ком образовательных областей.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

· поддержки разнообразия детства;

· сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

· полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

· создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

· содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодей­ствия с людьми, культурой и окружающим миром;

· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

· учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

На основе примерной рабочей программы составлен годовой план рабо­ты, осуществляется перспективное и календарное планирование деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфики образова­тельных потребностей детей.

Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.

Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспе­чение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

· уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

· использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответству­ющих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искус­ственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

· построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ори­ентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситу­ацию его развития;

· поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

· поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах дея­тельности;

· возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной дея­тельности и общения;

· защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образова­нии», ст. 34, п. 1.9);

· построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Решение программных задач и целей осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно- образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов, коррекционной работе в соответствии со спецификой дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»

2.Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2014

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Ильина М. «Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 и 5-6 лет»,
  8. Вайнер М. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников»,.
  9. Урунтаева Г. «Практикум по детской психологии. Данилина Т.А. В мире детский эмоций.
  10. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе.
  11. Уханова А. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. Завтра в школу! – Санкт-Петербург, Сфера, 2011 г.
  12. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»/ под редакцией Куражевой Н.Ю. – Санкт-Петербург, Сфера, 2012 г.
  13. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)/Составитель Доценко Е.В. Волгоград, 2011 г.
  14. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе./автор-составитель Останкова Ю.В. Волгоград, 2008 г.

17. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

18. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

19. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

20. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

21. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

22. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

23. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

24. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

25. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

26. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

27. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.

28. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. - «Дошкольное воспитание», №7, 2010 год.

29. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей старшей группы. – Книголюб, 2010

 

Рабочая программа педагога-психолога







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.