|
При нарушениях чтения и письмаРазвитие устной и письменной речи — тесно связанные стороны единого процесса речевого развития. При обследовании ребенка, страдающего нарушениями чтения (дислексия), необходимо в первую очередь исследовать состояние его устной речи. При выявлении нарушения чтения логопед может использовать классификацию дислексии О.А. Токаревой, а также любую другую принятую в настоящее время классификацию: — акустическую, при которой отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие слухового анализа; — оптическую, при которой отмечается неустойчивость зрительного восприятия или представлений, плохо усваиваются отдельные буквы, нет четкого зрительного образа буквы, наблюдается смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении; — моторную, при которой отмечаются затруднения в движении глаз при чтении, сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процессов письма, представляющего собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Для детального исследования письма логопед должен внимательно изучить школьные тетради ребенка с самостоятельными работами по русскому языку, продиктовать специальные тексты, направленные на выявление той или иной формы дисграфии. При обследовании письменной речи и определении характера ее нарушения не следует забывать, что не всякое ошибочное письмо есть проявление дисграфии. Часты случаи, когда ребенок плохо овладевает чтением и письмом не из-за речевых нарушений, а из-за того, что по своим интеллектуальным возможностям не может усваивать предлагаемую ему программу или форма обучения письму не соответствует его психологическому состоянию. Все результаты обследования речи записываются в амбулаторную карту ребенка (в краткой форме) или в индивидуальную карту в случае приема его на занятия в поликлинику (подробно). Описание речи при первичном обследовании делается при направлении ребенка на медико-педагогические комиссии. При этом используется бланк стандартной формы 027у, утвержденный Минздравом СССР 4 октября 1980 г. № 1080. Содержание логопедической работы с детьми, Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка, различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Коррекционно-воспитательное воздействие определяется зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка. В логопедии широко используются данные психологии мышления, восприятия, памяти. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопед должен воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности. 1. Результатом формирования понимания обращенной речи является следующее: — неговорящие дети должны научиться понимать как названия предметов (игрушки, части тела, предметы одежды, домашнего обихода, отдельные названия явлений окружающей жизни), так и названия действий, совершаемые самим ребенком и другими людьми; — дети, владеющие некоторым пассивным и активным словарем, должны научиться понимать (различать) некоторые признаки предметов, их количество (много, мало, один), вкус, а также научиться различать пространственное расположение предметов, конечно, в привычных для них местах; — дети, владеющие фразовой речью, должны научиться понимать вопросные формы косвенных падежей, предлоги, грамматически усложненные инструкции, а также устанавливать логико-грамматические связи в контекстной речи. 2. Результатом формирования собственной речи является следующее: — у неговорящих детей должна появиться подражательная речевая деятельность в форме любых звуковых проявлений, сформироваться простейший словарный запас, состоящий из существительных и глаголов. На этом этапе допустимо употребление звукоподражаний, лепетных слов и слов с грубо нарушенной слоговой структурой и дефектным звукопроизношением; — дети, обладающие некоторым экспрессивным словарным запасом, должны научиться правильно строить двух- и трехсловное предложение, постепенно переходя к отработке слоговой структуры слова; — дети, владеющие простой фразовой речью, должны расширить свой словарный запас по основным логико-грамматическим группам, овладеть правильным употреблением грамматических категорий и форм, научиться составлять с помощью вопросов небольшой текст; — дети, владеющие фразовой речью, должны связно, последовательно и логично излагать свои мысли, события из окружающей жизни и личного опыта. На этом этапе должен быть сформирован фонематический слух и исправлено звукопроизношение. Ребенок по своему речевому развитию должен быть подготовлен к овладению письменной речью. 3. Логопедические занятия с заикающимися детьми в амбулаторных условиях делятся на несколько периодов. Подготовительный период: — стимуляция детей на активную работу над своей речью и поведением; — разучивание речевых зарядок (произнесение гласных звуков, их сочетаний с согласными); — разучивание стихов в сопровождении имитации движений; — проговаривание автоматических рядов (дни недели, месяцы и пр.); — заучивание психотерапевтических текстов для утреннего и вечернего проговаривания. Речевые упражнения используются на сопряженно-отраженном виде речи, беззвучном артикулировании, шепоте, ритмизированной речи. Для усложнения речевых ситуаций на занятия приглашаются родители. Тренировочный период: — постепенное осваивание трудных участков речи заикающимся ребенком; — разучивание нового текста утреннего и вечернего самовнушения. Речевые упражнения: от ответов — к спонтанной речи, от тихой речи — к громкой. Деятельность: от тихих занятий — к подвижным и эмоциональным, от описания несложных действий — к рассказу о предстоящем сложном комплексе действий. Речевые ситуации: от ситуаций внутри кабинета — к сложным жизненным ситуациям. Обстановка на занятии усложняется за счет все большей активности родителей. Несколько занятий проводит логопед, а затем дает поручение родителям потренировать речь ребенка дома, на прогулке, в музее, магазине и т.д. Закрепительный период: — закрепление правильной речи ребенка в сложных условиях; — интенсивная работа по тренировке правильной речи в ролевых и творческих играх; — тренировочные речевые упражнения в различных ситуациях. В зависимости от результата проведенных занятий логопед делает индивидуальные указания. Детям с практически правильной речью рекомендуются ежедневные речевые занятия дома, посещение логопедического кабинета сначала 1 раз в 2 недели, затем 1 раз в месяц, 1 раз в 2 мес. и, наконец, 1 раз в 3 мес. Детям с незначительными остаточными явлениями заикания рекомендуются ежедневные речевые зарядки и занятия дома и посещение логопедического кабинета 1 раз в неделю в течение 3 мес. После некоторого перерыва желательно повторить курс логопедических занятий, начиная с тренировочного периода. Детям со значительными остаточными явлениями заикания рекомендуются стационарное лечение и специальные речевые школы. 4. Логопедические занятия при ринолалии включают в себя следующие разделы: — формирование продолжительного, устойчивого, плавного ротового выдоха; — дифференциация ротового и носового дыхания; — активизация нёбно-глоточного смыкания; при отсутствии глоточного рефлекса необходим массаж нёба; — развитие артикуляционной функции после хирургического лечения; — использование стандартных артикуляционных упражнений для развития подвижности губ и языка; — коррекция звукопроизношения. При ринолалии постановку звуков начинают с формирования артикулем глухих звуков — губно-губного [п] и губно-зубного [ф]. Каждый сформированный звук вводится в дыхательную гимнастику и отрабатывается на каждом занятии; — автоматизация сформированных навыков последовательно от слога к слову, словосочетанию, предложению. Автоматизация полученных навыков у ринолаликов требует долгой и кропотливой работы, в которой обязательно должны принимать участие родители. 5. Схема логопедической работы при нарушениях чтения и письма: — развитие фонематического восприятия (последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков, проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, каждый звук в процессе работы соотносится с соответствующей буквой); — развитие языкового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза, устранение аграмматизма при чтении и письме; — устранение оптической дислексии и дисграфии (развитие зрительного восприятия, расширение объема и уточнения зрительной памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза). Обследование слуха детей Обследование слуха детей второго-третьего года жизни, подлежащих первичной диспансеризации у логопеда, представляет собой определенную трудность. Его результаты могут считаться лишь приблизительными и, в случаях, когда состояние слуха при логопедическом обследовании вызывает сомнения у логопеда, ребенок должен быть направлен к отоларингологу с диагнозом «снижение слуха —?». При нормальном развитии годовалый ребенок начинает говорить. К 12—14 мес. он в активной речи использует около 10 слов. Эти слова могут быть полными, лепетными или представлять собой звукоподражания. К 2 годам расширяется словарный запас ребенка, появляются первые фразы или словосочетания. К 3 годам продолжают развиваться словарный запас, грамматический строй языка, появляется фразовая речь. Если у ребенка отмечается отставание в раннем развитии речи, необходимо при первичном обследовании обратить внимание на его слух и провести простейшее исследование. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте могут быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение слова). Так и взрослый, ребенок в этом возрасте способен услышать шепотную речь на расстоянии б м. В проверке участвуют логопед и мать. Но здесь особенно важно войти с ребенком в контакт, так как в раннем возрасте он пристрастно относится к посторонним людям, а отсутствие контакта может сделать обследование затрудненным, а иногда невозможным. В качестве источника звука используются шарманка, дудка, барабан, негромкий голос и шепот при произнесении звукоподражаний, имени ребенка и звукосочетаний типа «кшш», непривычных для ребенка. В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентировочные реакции ребенка на звуковые сигналы: поворот головы или глаз в сторону источника звука. Если же он не реагирует на стимулы, проявляет негативные реакции к процедуре обследования, то методику следует изменить. Логопед совместно с матерью демонстрирует ребенку, как под звучание шарманки «танцует» кукла, как она «прячется», если шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, по звучанию которой «едет» машина, и с барабаном, под негромкий стук которого «прыгает» зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. За спиной ребенка на расстоянии 6 м заводят шарманку. Если ребенок повернется на звук, ему демонстрируется соответствующая игрушка. Организуя совместное с ребенком манипулирование с игрушкой, например с собачкой, птичкой, мать произносит соответствующее звукоподражание (ав-ав, пи-пи). После этого предлагают малышу послушать, кто его позовет. Логопед за спиной ребенка, с расстояния 6 м шепотом произносит звукоподражание, и после того, как малыш обернется, ему демонстрируют соответствующую игрушку. Усадив ребенка за детский столик, организуют манипулирование с игрушками. Важно, чтобы его внимание не было полностью поглощено. Логопед за спиной ребенка с расстояния 6 м шепотом зовет его по имени. Если реакции нет, расстояние уменьшается. Если реакции на шепот так и не возникло, обследование проводится негромким голосом. Независимо от того, получена ли реакция ребенка на свое имя, произнесенное шепотом, ему таким же образом предъявляются звукоподражания. В результате обследования у ребенка должна быть получена реакция на шепот с расстояния б м. Если же в ходе обследования он не прореагировал ни на один из стимулов, процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых малыша следует готовить. Для этого дома мать использует все вышеприведенные задания, а затем в условиях поликлиники проводится повторный эксперимент. Если отмечается реакция только на один из стимулов, это свидетельствует о снижении слуха, и ребенок должен быть направлен логопедом к отоларингологу для специального аудиологического исследования. Методика логопедического обследования слуха детей дошкольного и школьного возраста зависит от того, владеют ли они речью или нет. Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал, состоящий из хорошо известных им слов, отвечающих определенным акустическим параметрам. Так, для обследования слуха русскоязычных детей целесообразно использовать список, составленный Л.В. Нейманом, включающий равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. В список включены 30 слов, хорошо знакомых детям 5—6 лет: — зайчик, Вова, дом, часы, море, чашка, бык, чайка, урок, чай; — Саша, окно, час, ворон, шишка, дым, часы, волк, птичка, ухо; — щи, чайка, ухо, гром, часы, урок, Вова, чижик, сеть, мыло; — часы, дом, море, Саша, рыба, ворон, окно, чашка, час, кисть; — рыба, спичка, бык, ухо, шашка, волк, сеть, часы, чижик, урок; — дым, часы, чашка, шишка, кисть, спичка, мыло, окно, гром, рыба; — урок, волк, птичка, город, чай, часы, море, ухо, щи, шашка; — чай, город, окно, спичка, дом, Вова, рыба, кисть, часы, зайчик; — шишка, мыло, сеть, урок, чайка, щи, ворон, дым, море, часы; — чижик, бык, часы, мыло, окно, зайчик, гром, город, Саша, час. Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки. Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Логопед отходит от него на 6 м и предлагает повторять за ним слова из вспомогательного списка. Если ребенок справляется с заданием, логопед показывает ему соответствующую картинку. Если ребенок повторяет и другие слова, значит, он понял задание и готов к обследованию. Проверяющий предлагает ребенку в разной последовательности слова основного списка. Если он не повторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случает он не услышал произнесенное слово, оно повторяется еще раз около уха ребенка. Возможен и другой вариант обследования. Логопед произносит слово шепотом сначала на расстоянии 6 м от ребенка. Если он не дает правильного ответа, нужно повторить это же слово негромким голосом. При правильном ответе следующее слово вновь произносится шепотом. Слово, вызвавшее затруднение, произносится еще раз после прослушивания ребенком двух-трех слов. Этот вариант позволяет сократить время обследования. При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть обследован в сурдологическом кабинете. Дети, у которых диагностировано снижение слуха, нуждаются в медицинской и педагогической коррекции. Если у ребенка выявлена кондуктивная тугоухость (нарушение в наружном или среднем ухе), необходимо назначить лечение или определить срок хирургического вмешательства. До восстановления слуха такой ребенок остро нуждается в коррекционной помощи. При речевых нарушениях вследствие потери слуха ребенок должен быть поставлен на учет в сурдологическом кабинете и получать коррекционную помощь по направлению сурдолога. В этом случае занятия с логопедом в поликлинике не целесообразны. Дети со снижением слуха на систематические или консультативные логопедические занятия не зачисляются. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|