Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ





ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

Требования к организации предметно-развивающей среды

1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.

3. Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.

5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);

- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.

6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

Программа «Детство»

ЦЕЛИ

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.

3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.

Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить».

Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает:

- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;

- учет половых особенностей и предпочтений детей;

- направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми;

- стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.

Детские центры развития

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

2. Оборудование для режиссерской игры:

- многофункциональные кубики;

- макеты (объемные – домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы);

- наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);

- животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа);

- неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;

- символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).

ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ

Литературный центр

1. Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:

- произведения фольклора,

- сказки русские народные и народов мира;

- произведения русской и зарубежной классики;

- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).

2. Книги, любимые детьми этой группы.

3. Сезонная литература.

4. Обменный фонд (для выдачи на дом).

5. Детские журналы (старшая группа).

6. Детские рисунки.

7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).

8. Увлечение детей (открытки, календари).

Центр речевого творчества

Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5\10 см). Наклеить кусочек искусственного меха, наждачную бумагу, кусочек мягкой ткани, воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли, кусок веревки или толстый шнурок, спички или маленькие толстые палочки, скорлупки от орехов, фольгу или целлофан, бархат или бархатистую ткань, рубчатую ткань, крупу, чешуйки от шишки.

2. Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

3. Настольно-печатные игры.

4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

12. Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету.

13. Игры, разрезанные картинки.

Центр науки

Уголок природы

1. Комнатные и искусственные растения.

2. Аквариум.

3. Декоративные птицы, млекопитающие.

4. Сезонный растительный материал.

5. Место для труда.

6. Календарь наблюдений.

7. Ящики с посадками.

8. Календарь природы.

9. Макеты.

10. Музейный и коллекционный материал.

11. Модель времена года.

Для детей 3 – 4 лет

1. Игра «Чудесный мешочек».

2. Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1 – 2 признакам (например, большую корзинку – большие мячи; в красную коробку – красные кубики).

3. Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом).

4. Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.

5. Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

6. Геометрическая мозайка.

7. Две-три матрешки.

8. Пирамидки из 3 – 4 колец одинакового и разного размера.

9. Предмета одежды разного размера и назначения.

10. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, Подбери ключ к замку).

11. Игры с алгоритмами – заданной последовательностью действий.

Для детей 4 – 5 лет

1. Игры – логические кубики, уголки, «составь куб».

2. Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «геоконд», «волшебный куб», «сложи картинку».

3. Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

4. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Достройка»).

5. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.

6. Игры для освоения величинных, числовых, пространственных отношений («составь такой же узор»).

7. Игры с алгоритмами, включающие 3 – 5 элементов простых действий («выращивание дерева»).

8. Альбомы с образцами логических упражнений.

9. Альбом для детского творчества.

Для детей 5 – 7 лет

1. Игры «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Кирпичики», «Уникуб».

2. Трафареты, линейки.

3. Игры «Петнамино», «Забавные мячи».

4. Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).

5. Игры с цифрами, монетами.

6. Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. (часы-конструктор, весы и т.д.).

7. Игры с алгоритмами.

8. Модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели).

9. Календарь, модель календаря.

10. Игры для развития логического мышления, освоения шашек и шахмат.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Для детей 2 – 4 лет

1. Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, кони-каталки), соломенные.

2. Скульптура малых форм, изображающая животных (анималистическая).

Для детей 5 – 7 лет

1. Произведения русского прикладного и искусства других народов, игрушки из глины, из дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба, керамическая посуда, кружево, вышивка из разных областей, чеканка.

2. Скульптура малых форм.

3. Монументальная скульптура

4. Станковая скульптура: бюсты, портреты.

5. Архитектура: жилищная, декоративная, общественно-гражданская.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

1. Разный бросовый материал.

2. Ткань.

3. Дерево.

4. Природный материал.

5. Опорные схемы.

6. Операциональные карты.

7. Простейшие чертежи.

8. Модели.

Программа «Радуга»

ЦЕЛИ

1. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка.

2. Способствовать всестороннему и своевременному психологическому развитию.

3. Формировать активное и бережное отношение к окружающему миру.

4. Приобщать к основным областям культуры.

Детские центры развития

Полочка красоты

Первая неделя – народная игрушка.

Вторая неделя – книга с иллюстрациями.

Третья неделя – произведения декоративно-прикладного искусства.

Четвертая неделя – репродукции с произведениями живописи.

1. Полочка.

2. Стол, стул.

МИНИ-БИБЛИОТЕКА

Книжный уголок

Младший и средний дошкольный возраст

1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.

2. Произведения поэтов и писателей России.

3. Литературные сказки.

4. Русские народные и сказки народов мира.

5. Небылицы.

6. Басни (со средней группы).

7. Серии сюжетных картинок.

Старший дошкольный возраст (дополнительно)

Иллюстрированные сборники сказок, книжки-малышки с хорошими рисунками и текстами из двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку.

Любые занимательные азбуки.

Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

1. Врач: шапочка с красным крестом, халат, атрибуты.

2. Шофер, мотоциклист – ремень безопасности, шлем, перчатки, копии разных инструментов, бензоколонка, руль.

3. Повар – колпак и фартук, посуда, продукты.

4. Летчик – фуражка, пилотка, атрибуты, пульт управления с функциональными кнопками.

5. Машинист – фуражка, инструменты, пульт.

6. Парикмахер – халат, расчески, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.

7. Моряк, капитан – бескозырка, воротник, фуражка, бинокль, якорь на шнуре, мачта с флагом, спасательный круг, подзорная труба.

8. Ящик замечательных вещей – колпачки, бобины, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.

В старших группах создаются игровые уголки для мальчиков и девочек (мальчиком – открытое пространство, девочкам – уголки уединения).

 

УГОЛОК СВОБОДНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уголок труда

1. Образцы поделок и игрушек.

2. Коробки с разными видами материалов.

3. Бумага разных видов и размеров.

4. Вата, поролон, текстиль, цветная проволока, природный материал.

5. Пробки, палочки, катушки.

6. Клей.

7. Кисть, ножницы, со старшей группы – крючок, игла, линейка, циркуль.

Конструирование

1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования (со старшей группы).

Средняя группа

1. Дидактические игры.

2. Буквенный фриз.

3. Числовой фриз.

4. Коллективные декоративные работы по математике.

Старшая группа

Познавательное развитие

1. Оборудование:

- глобус, карта мира,

- телевизор,

- часы,

- календари,

- коллекции минералов,

- телескоп.

2. Наглядные пособия:

- картинки с буквами, денежные знаки, монеты, дорожные, математические знаки.

- картинки с флагами, гербами.

- алфавит, азбука Морзе; нотная азбука, семафорная азбука,

- изображения календарей (история, часы, динозавры).

3. Полочка умных книг:

- книги, картинки, иллюстрации по темам, интересные детям.

Математическое развитие

1. Измерения приборы и инструменты.

2. Циркуль.

3. Весы, безмен.

4. Часы песочные и стрелочные.

5. Мерные стаканчики градуированные.

6. Термометры для воздуха, воды.

7. Диапроектор и набор учебных диафильмов.

8. Настольно-печатные математические игры.

9. Книги по математике.

10. Журналы, комиксы.

Речевое развитие

1. Буквенный фриз.

2. Картинки с животными, птицами их жилищем.

3. Картинки с изображением двух сюжетов.

4. Изображение человека (части тела с цифрами).

5. Картинки с вещами, оказавшимися не у своих хозяев.

6. Картинки, на которых надо найти людей, предметы, спрятанные художником.

7. Тетради, задания, связанные с буквами и чтением.

8. Азбуки, буквари.

9. Кубики с буквами.

10. Настенная магнитная азбука.

11. Настольно-печатные игры (лото, конструкторы, лото для чтения).

Уголок «Читаем сами»

1. Детские книги.

2. Комиксы.

3. Книжки с развивающими заданиями.

4. Детские журналы.

ЛИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

1. Вторая младшая группа: «Сундучок – коробочка» для каждого ребенка.

2. Средняя группа: детские коллекции, личная коллекция воспитателя (открытки, календари, ракушки, кусочки разных тканей).

УГОЛОК КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

И ЦВЕТОЧНЫХ АРАНЖИРОВОК

Педагоги самостоятельно выбирают объекты природы.

 

Детские центры развития

БИБЛИОТЕЧНАЕ ЗОНА

Выставка художественной литературы.

Со старшей группы вводятся детские журналы, детские страницы отдельных газет.

«Полочка умных книг» - книги, картинки, иллюстрации по темам, интересующим детей.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЗОНА

Авторы программы рекомендуют придерживаться «Методических рекомендаций по театрально-игровой деятельности дошкольников» Л.П. Бочкаревой.

ЛОГОУГОЛОК

1. Рабочий стол с ящиками, большое зеркало.

2. Сюжетные и предметные картинки.

3. Набор картинок для автоматизации звуков.

4. Карточки с описаниями и фотографиями, картинками артикуляционных упражнений.

5. Разнообразные поддувалочки.

6. Оборудование для постановки звуков.

7. Материалы для развития мелкой моторики рук.

8. Книги с речевыми упражнениями

9. Тетрадки со скороговорками и чистоговорками.

10. Тетрадь по звуковой культуре.

ИЗОУГОЛОК

Мини – выставки:

- изделия мастеров народного искусства,

- работы художников – иллюстраторов.

Выставка детских работ (1 раз в квартал).

Изоматериалы: набор изобразительных материалов, сумочки-пеналы для детей, маркированные кисти.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Математическая игротека – настольно-печатные игры,

Математическая копилка.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Альбомы – «Умелые руки», «Моя семья», «Все работы хороши», «Наши славные дела».

Панно – моя группа, лес.

Коллекции – сокровищницы детей, личные коллекции педагогов (ткани, бумага, пуговицы).

УГОЛОК ИМЕННИКА

Оформляется в свободной форме.

КАЛЕНДАРЬ НАСТРОЕНИЙ

Оформление со съемными деталями (в виде6 солнышка с закрепленными бантиками липучками в форме подсолнухов, дерева, звездного неба на каждом лучике.

Дети каждый день выбирают съемные детали того цвета, которые соответствуют их настроению в данный момент.

Характеристика цветовой гаммы

Красный – активность, возбуждение, напористость.

Синий – спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – уверенность, благополучие.

Серый – пассивность, безразличие.

Черный – эмоциональное неблагополучие.

Коричневый – потребность в помощи.

Фиолетовый – внутреннее колебание, беспокойство.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Элементы развивающей среды в программе не определены.

 

 

Программа «Развитие»

ЦЕЛЬ

Развивать умственные и художественные способности детей. Предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов трех видов – использовавшийся в процессе специально организованного обучения, иной, но похожий (если на занятии используются детали красного цвета, то вне занятий – синего), свободный, т.е. позволяющий ребенку применить усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Детские центры развития

КАБИНЕТ

Вторая младшая группа

Материалы по сенсорике

1. Башенки, пирамидки одно- и разноцветные.

2. Пирамидки из 6 – 10 толстых колец, из 12 тонких колец.

3. Мисочки-вкладыши 10 шт.

4. Матрешки 2 – 4 местные.

5. Наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек.

6. Мячи 3 – 4 размеров; наборы песочных формочек для игр с песком и водой.

Материалы по программе

1. Предметные картинки.

2. Звуковые часы.

3. Игры «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу».

Средняя группа

Добавлены материалы из раздела «Математика», «Грамота», «Развитие представление о себе и окружающем мире, «Природа», представлены материалы по разделу «Сенсорика», необходимые для развития представлений об отношениях предметов по величине.

На стене помещается круговая диаграмма смены времен года.

Старшая группа

Добавлен материал по математике и грамоте.

1. Доска, маркеры, мел.

2. Дидактические игры с математическим содержанием, лото, домино, настольные игры, геометрические мозайки.

3. Игры «Танграм», геометрические головоломки.

МАСТЕРСКАЯ

Вторая младшая группа

Материал по конструированию должен быть классифицирован по форме и размеру и хранился в специальных шкафах в открытых коробках.

1. Строительный материал:

- настольные наборы: кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы 2 – 3 размеров;

- напольный строительный материал;

- мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал.

2. Наборы разных мелких игрушек: куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины различной величины.

Средняя группа

1. Природный материал – кора, шишки, листья, перья. Цветная бумага, клей, пластилин, рисунки, схемы, трафареты, простые и цветные карандаши, бумага.

2. Макет кукольной комнаты, кукольная мебель, фланелеграф, геометрические фигуры – заместители мебели.

3. Макет детского сада.

4. План участка.

5. Планы отдельных помещений детского сада: групповой комнаты, спальни. Поэтажный план детского сада.

6. Вспомогательный материал: куклы, машины, автобусы, разные «секреты» для поисков, «путешествий», игр на участке.

Старшая группа

1. Вспомогательный материал: рисунки отдельных частей, построек, колонн, башен, конструкций, трафареты.

2. Металлический конструктор со схемами поделок.

3. Пластмассовые строители, Лего.

4. Макеты детского сада и города.

5. План участка детского сада, улицы.

6. Карты города, области, республики, страны.

7. Наборы открыток или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, пригорода, других городов России.

Подготовительная группа

1. Подробная карта района, где находится детский сад.

2. Транспортная схема города.

3. Совмещенная карта города и ближайщего пригорода.

4. Компас, грифельная доска, мел.

ИЗОСТУДИЯ

ТЕАТР

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Средняя группа

1. Животные – рыбки, улитки, черепахи, морские свинки, птицы. Временные обитатели – белка, кошка или собака.

2. Растения – фиалка, бегония, фуксия, бальзамин, традесканция).

3. Растения по временам года – астры, хризантемы, золотые шары, ветки хвойных и лиственных деревьев, первоцветы, пионы, гладиолусы, ноготки, ромашки, колокольчики, клевер.

4. Краеведческие материалы – фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе края, минералы, гербарии.

5. Объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микрокосмос, лупа.

6. В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр, экспериментирования на участке.

7. Волшебный сундучок с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки).

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ

ПРОСТРАНСТВО В ДОУ

Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в создании детей, поэтому коллектив ДОУ уделяет большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка.

Созданная коллективом ДОУ модель построения жизненного пространства направлена на обеспечение максимально-комфортного состояния ребенка и иго развития. Данная модель учитывает принципы и требования к организации и содержанию предметно-развивающей среды, а также рекомендации реализуемой в ДОУ программы «Сообщества».

Инновационные компоненты

Предметно-развивающей среды

ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ

Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты:

- доступность объектов;

- разнообразие;

- безопасность;

ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ

Уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, для отдыха детей и ухода за растениями.

УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ

Украшается моделями Луны, Солнца, планет, звездной картой, играми и пособиями – картотека созвездий, «собери созвездие», «солнце и планеты».

МАКЕТЫ

Изготовляются детьми и педагогами – макет района, макет к сказке, климатические и природные зоны.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ

Пирамида «Транспорт» - водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок путешествует, переставляя фигуры автомобилей, поездов, самолетов.

Пирамида музыкально-шумовая обозначает музыкальный уголок в группе. К ней прикрепляются музыкальные инструменты.

Пирамида «Ловкие пальчики» - размещаются игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Косы для плетения, шнурки, бантики, нити.

Пирамида «Край любимый» - карта региона, животные растения.

Пирамида «Времена года» - весна, лето, осень, зима, объекты живой и неживой природы.

МИНИ-МУЗЕИ

Выделяются отдельные участки холлов, групп. Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Создаются коллективом детей, родителей, воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных вместе с родителями. Экспонаты снабжаются этикетками с фамилиями и именем ребенка. Можно разместить мини-музеи: «Чудо-дерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы», «Лучший друг», «Мир книги», «Наша Родина – Россия», «Театр костюма», «Театр кукол».

Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны – экспонаты, о жизни дерева в природе – объемная модель дерева, связанные с ним животные, фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома, с окошками, через которые виден лес, размещены деревянные изделия – игрушки, предметы быта, поделки из бересты, книги о растениях.

Мини-музей «Город мастеров». Городом управляют – сапожник, пекарь, парикмахер, живущие в домиках. Обитатели города – человечки из теста – могут прокатится на поезде, лошадке или просто отдохнуть в своих квартирах.

Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак – каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигуры собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения – игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы, пластиковые пакеты соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них; собаки, сделанные деть и их родителями.

Мини- музей «Мир книги» включает виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные.

Мини-музей игрушки-забавы включает все виды игрушек-забав с веревочками, кнопочками и др.

Мини-музей «История вещей». Подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари – крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло, балалайки, патефоны, сундуки, одежда.

Мини-музей природы – необычные объекты живой и неживой природы.

1. Природные объекты – грибы, спилы деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья).

2. Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов).

3. Вещи, сделанные из природного материала.

4. Семейные коллекции марок, открыток, календарей, значков с природной тематикой.

5. Предметы, сделанные из отходов.

6. Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.

Описание экспоната выполняется на отдельных листках бумаги, помещается в папки-файлы.

Схема описания экспонатов

1. Рисунок, фотография экспоната.

2. Название – научное, бытовое, народное.

3. Где собран – место сбора, его особенности, страна, среда.

4. Кем собран: ФИО дарителя.

5. Информация об экспонате – где встречается, каковы особенности, как используется человеком.

6. Использование в работе с детьми – на что обратить внимание, в каких видах деятельности пригодится.

7. Дополнительная литература – для детей и педагогов.

 

«Бутылочное королевство»

Кукла из пластиковых бутылок

Этапы изготовления куклы.

1. Отрезать днище у бутылок в нужных пропорциях.

2. Свернуть в трубочку кусочек линолеума, просунуть в горлышки бутылок и соединить туловище и голову.

3. Голову будущей куклы обтянуть чулком в два слоя, затянув его на макушке кукольной головы и снизу на шее.

4. Из пряжи сделать волосы и прикрепить к голове, оформить детали лица.

5. Из бутылки вырезать полоску шириной 1,5 см – будущий каркас рук. Из кожи вырезать детали, изображающие кисти рук.

6. Сшить для куклы одежду, соответствующую задуманному образу.

Бутылочный термометр

Возьмите пластиковую бутылку объемом в 400 – 500 мл и налей те подкрашенную воду. Затем поместите в нее соломинку для коктейля и закрепите с помощью пластилина – аналог ртутного столбика. Сзади к бутылке прикрепите картонку с нанесенными на нее делениями от 1 до 10. При повышении температуры вода в соломинке будет подниматься, при понижении опускаться.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.