Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные подходы к созданию развивающей среды в ДОУ





В структуре среды, влияющей на формирование личности ребенка, выделяется природная социальная среда, она имеет множество элементов. Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, философов, экологов, психологов, и других специалистов.

О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. Как подчеркивал А.С. Макаренко воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А. Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).

В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды (А.Т. Куракин, М.В. Новиков, В.Я. Асвин). Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования (В.И. Слободчиков 1997), стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда – мир – предметные формы – искусство – общество). Описанные основные характеристики образовательной среды (Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, 2001).

Автор диссертационного исследования на тему «Эмоционально-насыщенная образовательная среда, как средство коммуникативного развития старших дошкольников» (Е.В. Рыбак, 2001) рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды в дошкольном детстве. Она базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно – образовательной среды воспитании человека (Т.С. Буторина, Б.С. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Р.В. Авчарова), о природо – и культуросообразности народности (Г.Н. Волков, З.И. Васильева, Т.Д. Ушинский); системоформирующих средовых факторах управления нервно-психическим развитием (А.В. Пятков); развитие эмоционального мира личности (В.В. Лебедянский); на идеи гуманизации образования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).

Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В. Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную.

В курсе «Дошкольная педагогика» - одно из профильных дисциплин подготовки будущих специалистов дошкольного образования – предусмотрено ознакомление с разными аспектами терминов «среда» и «развивающая среда». Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро -, мезо - и мазофактуры). Социокультурная среда раскрывается как фактор сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Под развивающей средой понимается не только предметное окружение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребенка.

Создание развивающей среды в рекомендациях «по экспертизе образовательных программ» для ДОУ РФ рассматривается как необходимое требование для их реализации (Р.Б. Стеркина, 1995). В последние годы появились парциональные программы специализации личности ребенка с целью формирования благоприятной среды воспитания и обучения, укрепления духовных связей воспитывающих и воспитуемых, развитие самосознания дошкольников («мы основа безопасности жизнедеятельности, азбука нравственности, вместе, чудесный город»).

Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Среда развития ребенка как комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих жизнедеятельность детей и взрослых, является предметом экспертизы в период лицензирования и аттестации ДОУ. С этой целью разработаны критерии оценки условий пребываний детей в детском саду. Ребенок – дошкольник даже обладая элементарными навыками чтения, не может самостоятельно использовать книгу, как источник знаний. Социальный опыт, новые сведения об окружающем мире он получает в процессе непосредственного общения со взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы она была именно развивающей.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Большое внимание вопросам оснащения детских садов оборудованием и материалами уделяли Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.В. Суровцева. Исследования в области построения развивающей среды начались вскоре после создания 1960 г. научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР. В 60 – 70-е гг. 20 в. были разработаны требования и созданы эскизы оформления интерьера и участка детского сада (Е.В. Максимов, Л.В. Пантелеева). Значимость организации эстетической среды в ДОУ отмечает Ю.А. Екжанова, В.И. Ляскала, С.Л. Новоселова, А.И. Савенков, О.В. Цаплина. Важную роль эстетической среды в развитии художественно-творческой деятельности подчеркивает Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова. Созданию развивающей среды в энтегративной образовательной системе посвящены работы Т.С. Комаровой, В.И. Ляскала, О.Ю. Филипс.

Прослеживая историю разработки проблемы построения развивающей среды С.Л. Новоселова пишет, что к середине 70-х гг. 20 в. были разработаны системы развивающих игрушек для младенцев, новые принципы формирования развивающей среды, развивающие модульные и игровые среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, развивающие игрушки и дидактические пособия, направленные на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего и дошкольного возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявиченье, Е.В. Зворыгина).

Во второй половине 80-х гг. разработана концепция и система «компьютерно-игровой комплекс». Вслед за школой началась постепенная компьютеризация дошкольного образования. Появляются специалисты по обучению старшего дошкольника работе на компьютере. Компьютерно-игровые комплексы через развивающие игры и символико-моделирующую деятельность способствуют подготовке детей к жизни в современном, информационно-насыщенном обществе.

Создание развивающей среды в ДОУ стало важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России. Основные подходы к его осуществлению сформулированы в концепции дошкольного воспитания 1989. Особое место в ней занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая должна обеспечить личностно-ориентированное отношение между специалистами и воспитанниками детского сада. В начале 90-х гг. в дошкольных учреждениях России активизируется процесс обновления предметно-развивающей среды. В 1991 г. утвердили целевую программу «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Изменение предметной среды рассматривают Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1992; как одно из направлений гуманизации и повышении эффективности педагогического процесса в ДОУ и формулирует ряд требований к ее организации:

1. Свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности и реализации своих замыслов;

2. Возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находится в постоянно утомляющей детей многочисленной группе, пространство групповой комнаты имеет смысл строить нишеобразно, отделяя части комнат низкими стеллажами, ширмами и т.п.

3. Пространство групповой комнаты для занятии, лишенной казенной школьной атрибутики.

В 1993 г. творческий коллектив специалистов-представителей разных профессий (психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов) разработал концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, М.Н. Кларина, Л.А. Смыгина, Л.П. Стрелкова), в которой получили дальнейшее развитие общей концепции дошкольного воспитания. Применительно к организации условий жизни детей в детском саду авторы сформулировали следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды:

· Дистанции, позиции при взаимодействии;

· Активности, самостоятельности, творчества;

· Стабильности и динамичности;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Эмоциагенности, индивидуальной комфортности, эмоциаонального благополучия взрослого и ребенка;

· Сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации;

· Открытости и закрытости;

· Принцип учета половых и возрастных учетов детей.

Один из авторов программы «Детство» М.Н. Полякова под развивающей средой понимает естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Она предлагает свой перечень принципов построения развивающей среды в группе детского сада: уважение к потребностям, нуждам ребенка, учета типа, направленности детской деятельности и опережающего характера содержания образования; динамичности, эстетичности среды.

Характеристиками развивающей среды, по мнению М.Н. Поляковой должны быть:

· Комфортность и безопасность;

· Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

· Сомостоятельная индивидуальная деятельность;

· Возможности для исследования и экспериментирования;

· Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно- воспитательных комплексах предложила С.Л. Новоселова (1995).

Развивающую предметную среду определяют как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующую содержание его духовного и эстетического развития. Основные элементы предметной среды – архитектурно-ландшафные экологические объекты, художественные студии, физкультурно-игровые площадки и их оборудование, крупногабаритные сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули, тематические наборы игрушек и пособий, детская библиотека, дизайн студия и музей, музыкально-театральная среда, аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Так, С.Л. Новоселова предлагает ключевые концептуальные положения организации развивающей предметной среды.

· Все компоненты развивающей предметной среды должны сочетаться между собой должны сочетаться по масштабу, художественному решению; обеспечивать содержательное общение взрослых детьми.

· Развивающая предметная среда приобретает специфику зависимости от вида образовательного учреждения, содержания и воспитания, возраста, уровня развития детей и их деятельности.

· Архитектурно-планировочное решение дошкольных учреждений должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей раннего возраста, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.

· Среда должна быть вариативной.

· Исходное требование к предметной среде – развивающий характер. Ее содержание и свойства должны создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

· Среда должна быть информативно-богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, обогащение функциональных свойств ее элементов, комплексностью материалов.

· Игровая, спортивная, бытовая, экологическая среды должны быть комфортны на уровне функциональной надежности и безопасности.

Оснащенная таким образом, предметная среда, по мнению С.Л. Новоселовой, не только представляет собой объекты средства деятельности ребенка, но и выступает носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности для проявления творчества, служит к поддержанию его личностного и профессионального самоуважения.

Разные авторы, исследующие данные проблемы построения развивающей среды, сходятся во мнении, что концепция создания, развивающей среды в целом должна основываться на деятельностно-возрастном системном подходе и опираться на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического значения ребенка. Это значит, что развивающая предметная среда должна соответствовать определенному возрасту, содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, принципам проектной культуры.

Исследователи отмечают часто встречающуюся перегруженность предметно-пространственной среды, нерациональное распределение зон для разнообразных видов детской деятельности, казенность обстановки.

В пособии «Из ДОУ – в школу» (М., 2007) Т. Доронова высказывает мысль об архаичности «санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПин 2.4.1.12.49 – 03. По ее мнению этот документ преграждает путь педагогам-практикам к инновациям в образовании, ограничивает возможности проектирования предметно-пространственной среды архитекторами и дизайнерами, требует ее жесткой унификации, противоречит современным представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса в ДОУ.

В качестве основных принципах конструирования предметно-пространственной среды Т.Н. Доронова называет ее соответствие формы и содержанию образовательного процесса.

В названном пособии предлагается примерная рамочная конструкция, отвечающая данным принципам. Для этого пространство группового помещения, считает автор, достаточно разделить на три зоны:

- рабочая – для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности (объекты для экспериментирования);

- спокойная – для чтения художественной литературы, игровой (настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности (книги познавательного характера, тематические словари, атласы);

- активная – для сюжетной игры и продуктивной деятельности (крупные напольные конструкторы)

Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Эта рамочная конструкция должна быть конкретизирована педагогами-практиками «под свою группу» с учетом площади группового помещения, имеющегося оборудования, числа детей.

В современных дошкольных учреждениях произошли значительные изменения в условии жизнедеятельности взрослых и детей. К позитивным изменениям можно отнести стремление к созданию домашней обстановки благодаря использованию современных строительных материалов при отделке помещений, мягкой мебели в интерьере, что часто не соответствует требованию СанПин выделяется и оснащается специальное помещение для разных видов детской деятельности (изо – и театральные студии, комнаты сказок, рукоделие, конструктивной деятельности, релаксации взрослых и детей (гостиные, компьютерные и хореографические классы, спортивные комплексы, мини-стадионы), продумано используются все имеющие помещения. Полефункционально используются, рационально зонируются для организации различных видов деятельности (игровой, конструктивной, художественной, двигательной), создаются условия для совместной и индивидуальной деятельности детей. Соблюдаются принципы: удобство; доступность при размещении; возраст; соответствие психолого-педагогическим эстетическим, гигиеническим требованиям, предъявляемым к игрушкам, игровому и спортивному оборудованию, традиционно-востребованным остается изготовление атрибутов для оформления интерьера, игрушек-самоделок, поделок из природного и бросового материала руками взрослых и детей, использование предметов-заместителей. В то же время самодельные игрушки предметы интерьера вытесняются достаточно-качественным оборудованиям и игрушками фабричного производства. Несомненно позитивная оснащенность новых образовательных программ необходимыми научными методическими комплектами материалов, пособий, оборудование. Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время в состоянии решать проблему в создании предметно-развивающей предметно-пространственной среды. Перечисленные подходы в построении предметно-развивающей среды определяет одно из направлений развития сферы дошкольного образования. Они могут осуществляться лишь частично. Для их реализации потребуется инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, оборудование, мебель, игрушки нового поколения.

В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – педагогическая цель или идея, которой руководствуется ДОУ в своей деятельности.

 

Инновационные компоненты

Предметно-развивающей среды

ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ

Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты:

- доступность объектов;

- разнообразие;

- безопасность;

ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ

Уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, для отдыха детей и ухода за растениями.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.