Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Настройка элементов схемы АВР





Пусковым органом схемы АВР является реле напряжения, реагирующее на понижение напряжения в аварийных режимах. Селективное действие схемы достигается за счет правильного выбора напряжения срабатывания пускового реле. Для отстройки от КЗ за реактором или трансформатором отходящей линии (рис. 6.4, точки К З и К 4) напряжение пуска должно быть меньше остаточного напряжения на сборных шинах при КЗ в указанных точках:

U пуск <

В момент самозапуска происходит снижение напряжения. В это время схема АВР не должна приходить в действие. Для этого напряжение пуска проверяется по условию

U пуск < ,

где U с.з – напряжение на шинах в момент самозапуска;

kН = 1,2¸1,3 – коэффициент надежности.

Практически напряжение срабатывания реле выбирается равным 0,3¸0,4 U ном.

Отстройка от неправильного действия схемы АВР при КЗ на отходящей нереактированной линии (рис. 6.4, точка К 2) осуществляется за счет выдержки времени. Время отключения рабочей линии выбирается больше времени срабатывания защиты отходящей линии:

t АВР= t с.з+D t,

где Δ t – ступень селективности.

Переход на резервную линию оправдан в случае, если последняя готова принять нагрузку. Для этого резервная линия должна в случае явного резерва находиться под напряжением. Наличие напряжения на резервной линии контролируется с помощью реле максимального напряжения (реле контроля напряжения), уставка которого выбирается по условию

U с.р =

где U раб.min – минимальное значение напряжения в рабочем режиме;

k в= 0,85 – коэффициент возврата; k н= 1,1¸1,2 – коэффициент надежности.

При неявном резерве ток самозапуска двигателя накладывается на рабочий ток резервной линии. В этом режиме релейная защита резервной линии не должна срабатывать. Селективное действие защиты достигается за счет выбора тока срабатывания I с.р по условию I c> (1,3¸1,4) I с.з, где I с.з. – ток нагрузки с учетом самозапуска двигателей.

Схемы АВР линий

Принципиальная схема автоматического ввода резерва линии показана на рис. 6.5. Линия W 1 является рабочей. Линия W 2 в нормальном режиме не работает и находится в резерве. Соответственно выключатели Q l, Q 2 и Q З включены, а выключатель Q 4 отключен. Для повышения надежности резервная линия питается от другого источника.

Схема управления автоматикой (рис. 6.5, б) содержит большое число замкнутых и разомкнутых контактов. При срабатывании элементов разомкнутые контакты становятся замкнутыми, и наоборот. Во избежание неправильного чтения схем, необходимо принять изображения контактов для вполне определенного состояния элементов. Контакты изображаются, как и в схемах релейной защиты, для обесточенного состояния элемента.

а) б)

Рис. 6.5. Принципиальные схемы АВР

 

Выключатель имеет электромагнитный привод. Катушка включения YАС включена последовательно с контактами Q 1.2. В цепь катушки отключения YАТ включены контакты Q 1.1. Это сделано для того, чтобы разрыв цепи включения или отключения осуществлялся вспомогательными контактами выключателя, а не контактами пускового элемента, которые имеют сравнительно небольшую разрывную мощность.

Рассмотрим процесс включения выключателя Q 1. Для этого ключом управления должно быть подано питание в цепь катушки включения YАС. Как только выключатель включится, его вспомогательные контакты в этой цепи Q 1.2 разомкнутся и разорвут цепь питания.

Аналогичное замечание относится к изображению контактов реле. На схемах они изображаются для состояния, когда их обмотки обесточены.

Пуск схемы АВР (рис. 6.5, б) осуществляется с помощью реле минимального напряжения KV 1 и KV 2, контакты которых включены последовательно. Напряжение срабатывания этих реле выбирается равным 0,3÷0,4 U ном. Использование двух реле напряжения, включенных на разные фазы, исключает возможность ложного пуска схемы из-за перегорания одного предохранителя в цепи трансформатора напряжения. Одновременное перегорание двух предохранителей маловероятно.

При снижении напряжения на сборных шинах подстанции ниже 0,3÷0,4 U номреле срабатывают и запускают схему. Выдержка времени осуществляется с помощью реле времени КТ. Если на рабочей линии установлено АПВ, то уставка реле времени должна быть больше времени, необходимого для отключения рабочей линии с последующим ее включением действием АПВ.

Реле времени подает сигнал на отключение выключателя Q 3. Через вспомогательные контакты этого выключателя Q 3.3 снимается напряжение с реле KLT, имеющего выдержку времени. Вспомогательные контакты Q 3.4 подают сигнал на включение выключателя Q 4. В случае успешного цикла АВР резервная линия W 2 остается в работе. Если запуск схемы АВР произошел при устойчивом КЗ на шинах подстанции, то действием релейной защиты линия W 2 отключается. Повторного включения линии не произойдет, поскольку к этому времени якорь реле KLT отпускается и его контакты в цепи электромагнита YАС 4 размыкаются.

Даже однократное включение резервной линии на устойчивое КЗ на сборных шинах достаточно опасно. Для того чтобы сократить время включения на устойчивое КЗ, применяется ускорение действия релейной защиты. Если на линии установлена максимальная токовая защита, то селективность ее действия создается за счет выдержки времени, которая выбирается больше выдержки времени защиты на отходящих к потребителям линиях.

На время действия схемы АВР выдержку времени защиты резервной линии сокращают практически до нуля. При включении на устойчивое КЗ на сборных шинах резервная линия мгновенно будет отключена.

Проверка напряжения на резервной линии осуществляется с помощью реле KV 3. При нормальном напряжении на резервной линии контакты реле замкнуты. Если напряжение на резервной линии отсутствует, то контакты размыкаются и питание с реле времени снимается. В этом случае схема АВР блокируется.

На многих подстанциях распределительных сетей отсутствуют аккумуляторные батареи. На таких подстанциях релейная защита и автоматика выполняются на переменном оперативном токе, источником которого является трансформатор напряжения. Из-за ограниченной мощности источника оперативного тока не могут быть использованы выключатели с соленоидным приводом. На легких выключателях широкое распространение получили грузовые или пружинные приводы. В грузовых приводах для включения выключателя используется энергия падающего груза, в пружинном – энергия предварительно натянутой пружины. Подъем груза или натяжение пружины могут осуществляться вручную или с помощью электродвигателя мощностью 50¸100 Вт. Для питания такого двигателя мощности трансформатора напряжения вполне достаточно. В принципе, схема АВР с действием на выключатель с грузовым или пружинным приводом аналогична схеме АВР на постоянном оперативном токе.

 

АВР трансформаторов

На распределительных подстанциях 6-10 кВ устанавливаются, как правило, два трансформатора. Рассмотрим подстанцию с двумя трансформаторами (рис. 6.7, а). Проблема надежности здесь заключается в обеспечении автоматического введения в работу отключенного трансформатора при выходе из строя работающего.

Возможен другой вариант построения схемы питания потребителей, когда в нормальном режиме секционный выключатель отключен и каждый трансформатор питает свою нагрузку (рис. 6.7, б).

Если в трансформаторе Т1 произойдет КЗ, то после отключения релейной защитой выключателей Q 1 и Q 3 необходимо включить секционный выключатель Q 5. Потребители левой секции получат питание от трансформатора Т2. Конечно, это возможно, если трансформатор Т2 имеет достаточную мощность для питания потребителей двух секций.

Автоматический ввод резерва широко применяется в схемах питания собственных нужд электростанций. Для повышения надежности трансформаторы собственных нужд резервируются. Каждый трансформатор собственных нужд может резервировать любой другой трансформатор, если это позволяет схема электрических соединений. Однако при таком подходе схема автоматики получается более сложной и менее надежной. Более простой является схема явного резервирования, когда функции резервирования закреплены за одним, не работающим в нормальном режиме трансформатором (рис. 6.7, в).

 

а) б) в)

Рис. 6.7. Схемы резервирования трансформаторов

 

Рассмотренные примеры свидетельствуют о многообразии вариантов резервирования, что должно учитываться при разработке схем автоматики.

Схема питания двух секций с резервным трансформатором показана на рис. 6.8. Общая идеология резервирования здесь аналогична той, которая рассмотрена на примере резервирования линии. В случае выхода из строя рабочего трансформатора, например Т1, последний отключается с двух сторон, а питание потребителей первой секции переводится на резервный трансформатор ТЗ. Отключение поврежденного трансформатора двумя выключателями устраняет возможность включения резервного трансформатора на поврежденный рабочий трансформатор.

В нормальном режиме трансформатор ТЗ отключен и находится в явном резерве. Его включение в работу осуществляется выключателями Q 5 и Q 2 при резервировании трансформатора Т1 или выключателями Q 6 и Q 2 при резервировании трансформатора Т2.

В нормальном режиме резервный трансформатор отключается с двух сторон – со стороны потребителей и дополнительно со стороны источника питания. Поэтому в режиме резерва трансформатор не находится под напряжением, что дает экономию на потерях холостого хода.

 

Рис. 6.8. Схема питания двух секций с резервным трансформатором

 

Пуск схемы АВР трансформатора можно осуществить по-разному. Возможен вариант пуска от релейной защиты рабочего трансформатора. При срабатывании газовой или дифференциальной защиты трансформатор отключается от сети, например, выключателями Q 1 и Q 4 в случае повреждения трансформатора Т1. Эта же защита запускает схему АВР для включения резервного трансформатора ТЗ.

Возможен пуск схемы с помощью реле минимального напряжения, как это осуществлено в схеме АВР линии. Выбор варианта определяется дополнительными обстоятельствами.

Схема АВР трансформатора для подстанции с двумя рабочими трансформаторами показана на рис. 6.9. Для упрощения показана схема резервирования одного трансформатора Т1. Для трансформатора Т2 схема АВР аналогична.

Пуск схемы осуществляется с помощью контактов реле минимального напряжения KV 1 и KV 2. Контакт реле KV 3 замкнут, так как на шинах резервного питания есть напряжение и это реле находится под током. По истечении выдержки времени реле времени КТ подается сигнал на промежуточное реле KL 1 и далее через контакты KL 1.1 и KL 1.2 на отключающие катушки YАТ 1 и YАТ 4.

Вспомогательные контакты выключателя Q 4.3 снимают напряжение с промежуточного реле KLT. Это реле имеет задержку по времени на отпускание, что обеспечивает однократность включения резервного трансформатора. При отключении выключателя Q 4 его контакты Q 4.4 запускают реле KL 2, которое в свою очередь подает сигналы на катушки включения YАС 5 и С7. После выдержки времени, достаточной для однократного включения выключателей Q 5 и Q 2, контакты реле KLT размыкаются и разрывают цепь реле KL 2.

Если резервный трансформатор включился на устойчивое КЗ на сборных шинах секции 1, то действием релейной защиты он отключится. Повторного включения резервного трансформатора не произойдет, так как к этому времени контакты реле KLT разомкнутся и сигнал на катушки включения YАС 5 и YАС 2 не поступит.

В случае неявного резерва до цикла АВР каждый трансформатор работает на нагрузку своих потребителей, подключенных к секции (рис. 6.10, а). Секционный выключатель 5 нормально отключен. В аварийном режиме оба трансформатора взаимно резервируют друг друга.

На рис. 6.10, б показан фрагмент упрощенной схемы АВР. При отключении одного из трансформаторов, например Т1, вспомогательные контакты выключателя Q 3.3 размыкают цепь реле KLT. Контакты Q 3.4 замыкаются и подают напряжение на промежуточное реле KL 1, которое срабатывает и своими контактами замыкает цепь питания катушек включения выключателей YАС 2, YАС 4 и YАС 5.

а) б)

Рис. 6.10. Схема АВР трансформатора с действием на секционный выключатель

 

Если трансформатор Т2 был включен, то включается только секционный выключатель QB. При исходно отключенном трансформаторе Т2 будут включаться три выключателя (Q 2, Q 4, QB). Для устранения перегрузки аккумуляторной батареи за счет одновременного включения нескольких выключателей предусматривается блокировка с помощью дополнительных контактов выключателя Q 2. Выключатель Q 4 включается только после того, как выключатель Q 2 уже включен. В рассмотренных случаях после действия АВР на первую секцию подается напряжение от трансформатора Т2. Аналогичным образом трансформатор Т2 резервируется трансформатором Т1.

Следует иметь в виду, что в случае неявного резерва трансформаторы оказываются перегруженными. В целях устранения перегрузки остающегося в работе трансформатора часть менее ответственных потребителей должна быть отключена.

В том случае, если в теряющей питание части системы электроснабжения есть мощные двигатели, во время перерыва питания они за счёт запасённой энергии поддерживают напряжение на шинах. В этом случае АВР, действующее по потере напряжения, может не запуститься. В таких случаях запуск АВР осуществляется от реле понижения частоты.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.