|
ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХСтр 1 из 3Следующая ⇒ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2003
ББК 88.8 К 17 Калинина Р. Р. К 17 Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 15ВЫ 5-9268-0188-5 Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит комплекс методик диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов, во второй представлены методы диагностики эмоционального благополучия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4-7 лет. Большинство диагностических методик являются авторскими. © Р. Р. Калинина, 2003 © Издательство <Речь», 2003 © П. В. Борозенсц (оформление), 2003 15В\ 5-9268-0188-5
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время активно развивается личностно-ориен-тированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого педагогам, ежедневно общающимся с дошкольником и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагностические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку. Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эффективными они не были, но и сама личность педагога. Именно поэтому предлагаемая вниманию читателя книга, содержащая комплекс диагностических методик, открывается главой, в которой описаны методы диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов. Также в книге представлены методы диагностики эмоционального благо получия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4—7 лет. Большинство диагностических методик являются авторскими или имеют авторскую интерпретацию и нормы, а также авторский подход при обработке и анализе полученных результатов. Все методики использовались автором в течение нескольких лет в практической работе и показали свою обоснованность, надежность и валидность. Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ Особое место в социальной среде детей, посещающих детский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить целиком формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует создание такой среды для своих воспитанников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психическое развитие, управляет возникающими взаимоотношениями. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться наличности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский. — Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером может образовать характер». В профессиограмме воспитателя детского сада, предложенной Федеральной службой занятости (авторы: И. Н. Назимов, Е. В. Галаева и др.), указаны следующие требования к его профессиональной подготовке: • знания дошкольной педагогики и психологии; • знания основ гигиены и педиатрии; • знания этики и эстетики; • навыки проведения занятий, организации и методики
Для автора особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится авторская профессиограмма воспитателя, на основе которой можно осуществлять профессиональный отбор педагогов: • любовь к детям; • эмпатия, умение сопереживать другим; • коммуникативные способности; • тактичность, доброжелательность в общении; • высокий вербальный и невербальный интеллект; • творческие способности; • рефлексия, умение анализировать свою деятельность; • организаторские способности; • ответственность; • артистические способности; • уравновешенность, эмоциональная стабильность; • наблюдательность и внимательность; • эрудированность; • уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са • грамотная и внятная речь. Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — желательные, помогающие педагогу в его работе с детьми. Ниже приводятся некоторые психодиагностические методы, направленные на выявление уровня сформированности наиболее важных (исходя из приведенной профессиограммы) личностных качеств воспитателя: • эмпатия, умение сопереживать другим; • коммуникативные способности;' • тактичность, доброжелательность в общении; • высокий вербальный и невербальный интеллект; • творческие способности; • рефлексия, умение анализировать свою деятельность. и по отдельности. Цели применения психодиагностики воспитателей: • отбор педагогов при приеме на работу (не секрет, что в на • формирование работоспособных, эффективных «команд» • подготовка к педагогическому совету, семинару и т. п. • самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, ко
При проведении психодиагностики необходимо выполнение следующих условий: • доброжелательная, доверительная обстановка — педагог • искренние ответы — необходимо объяснить педагогам, что • закрытость информации — результаты диагностики того • полученные результаты — не приговор, а повод для размы ЭМПАТИЯ Важным моментом в профессиональной деятельности педагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное вы полнение воспитательно-образовательных функций педаго Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиена и Н. Энштейна)* Инструкция. Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями. 1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя 2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их 3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда 5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает ря 6. Я считаю, что плакать от счастья глупо. * Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкииой. М., 1997. 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей 8. Иногда песни о любви очень трогают меня. 9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям непри
10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое наст 11. Большинство иностранцев, которых я встречал, каза 12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения 13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или по 14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки. 15. Одинокие люди часто недоброжелательны. 16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. 17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо. 18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, 19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо 20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые лю 21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со 22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие 23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются во 24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по 25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- 26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются 27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных. 28. Довольно глупо переживать о том, что происходит 29. Беспомощность старых людей меня угнетает. 30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем 31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов. 32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно 33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без Обработка результатов Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утверждения: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31, и количество ваших ответов «нет» на утверждения: 2,3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. Далее высчитывается показатель эмпатических способностей: ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60: 33 + 20 20—30 — низкий уровень эмпатии. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действительно хотите работать педагогом? 31—45 — средний (нормальный) уровень эмпатии. Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. 46 и выше — высокий уровень эмпатии. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми (в нашем случае, в основном, — с детьми) и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Приводим опросник для выявления уровня развития коммуникативных способностей у педагога. Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского)* Инструкция. Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый вопрос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда». 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выби 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда 3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение 4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы 6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице об 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл 9. В ресторане или столовой вам дали недоброкачествен * Тест приводится по кн.: Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997. 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она 12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по 13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите 14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно 15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разо 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, Обработка результатов. Каждому ответу «да» присваивается 2 балла, ответу «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Сосчитайте сумму, сложив полученные баллы для каждого ответа, и определите, к какой категории людей вы относитесь. 30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее. Контролируйте себя. 25—29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы начинаете «вдруг» легко общаться. Стоит только встряхнуться. 19—24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14—18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете навстречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение. 9—13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что бывает вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать. 4—8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами! 3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте о своем здоровье — такой «стиль» жизни не проходит бесследно. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него. Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности такта как профессионального качества педагога. Сформирован ли у вас педагогический такт?* Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты утверждением «да» или отрицанием «нет». 1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам? 2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде? 3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин? 4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен 5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по 6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных 7. Легко ли вы впадаете в гнев? * Тест приводится по кн.: Стапкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. Тест модифицирован Р. Р. Калининой. 8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отноше 9. Общительный ли вы человек?
10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете 11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели? 12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению? 13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать во 14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что 15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям? 16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюб 17. Очень ли вы переживаете от несправедливости? 18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически? 19. Удается ли вам при общении с людьми создавать опре 20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады? 21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей? 22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее 23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы 24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки? Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10,11,12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7,13,18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя. До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности. 13-16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства. 17—20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический. 21-24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога. Оценка профессиональной направленности личности воспитателя* Методика была модифицирована автором данной книги Р. Р. Калининой; из нее убраны шкалы «Направленность на предмет» (методика предназначалась для диагностики профессиональной направленности учителей школ) и «Мотивация одобрения». Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего пове б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего * Тест приводится по кн.: Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. РнД, 1994. Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответов и пометьте его на ответном листе. 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью. 3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться за 4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с ра 5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори 6. Окружающие считают, что на грубость я просто не спо 7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать. 8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было 9. Я подолгу анализирую свое поведение.
10. В компании я предоставляю другим возможность шу 11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при 12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если дру 13. Мне очень нравится приглашать гостей и развле 14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. 15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других. 16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одино 17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят 18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя 19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком 20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим 21. Окружающие считают мою семью интеллигентной. 22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем 23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия ор 24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственнос 25. Большинство людей, с которыми я бываю в компани 26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст 27. Моя любезность часто не нравится другим людям, 28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть 29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим 30. Я лроявляю активное участие в судьбе других.
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом: 1 балл — ответ, совпадающий с ключом, О баллов — ответ, не совпадающий с ключом. Опросник включает в себя три шкалы: общительность, организованность, интеллигентность. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов. Ключ: — общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а; — организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а; — интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, ЗОа. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному • развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствительность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определение этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез (которые окружающим иногда кажутся безумными) и их проверку, получение нового оригинального результата. . Тесты творческого мышления* Предлагаемые тесты состоят из двух заданий (в полном варианте их 12), одно из приведенных заданий направлено на изучение вербального (словесного) творческого мышления, а второе — образного творческого мышления. * Тест заданий приводится по кн.: Тесты творческого мышления: Методическое руководство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992. Подсчет результатов и нормы разработаны Р. Р. Калининой. Инструкция 1. Газета используется для чтения. Мы можем придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Запишите все ваши варианты на листе бумаги. Время выполнения задания — 3 минуты. Инструкция 2. Перед вами лист бумаги (рис. 1), разделенный на 6 квадратов, в каждом квадрате изображена окружность. Добавьте любые детали к основному изображению (к окружности) так, чтобы получились различные интересные рисунки. Нарисуйте их. Время выполнения задания — 5 минут. Обработка результатов Результаты оцениваются по следующим показателям: а) беглость — характеризует беглость, легкость, продук б) гибкость — характеризует способность к быстрому пере в) оригинальность — характеризует своеобразие творчес Подсчет результатов Творческое мышление = : N вариантов + N классов + N оригинальных вариантов х 1с N вариантов — количество придуманных вариантов в первом задании + количество выполненных рисунков (обычно за 5 минут воспитатели успевают дорисовать все 6 рисунков). N классов — количество различных классов вариантов в двух заданиях.
Пример выполнения задания 1 Из газеты можно сделать: лодку, шапку, обклеить стены под обои, кулек, завернуть цветы, упаковать что-либо, самолетик. В данном случае предложено 7 вариантов использования газеты (Ы вариантов = 7). Однако варианты «лодка», «шапка» и «самолетик» относятся к одному классу - «поделки из бумаги», а варианты «завернуть цветы» и «упаковать что-либо» — к классу «упаковка, оберточный материал». Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 4. Пример выполнения задания 2 Из предложенных 6 окружностей были получены следующие изображения: подсолнух, ромашка, часы, кошка, цыпленок, черепаха. Здесь N вариантов = 6. Однако рисунки «подсолнух», «ромашка» относятся к одному классу — «цветы», а рисунки «кошка», «цыпленок» и «черепаха» — к классу «тело животного» (животное, однако, может быть изображено таким образом, что заданная окружность будет использована для рисования его головы, и это будет другой класс вариантов). Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 3. Таким образом, в данном случае N вариантов = 13 (7 + 6), а N классов = 7 (4 + 3). N оригинальных вариантов — количество оригинальных ответов. Оригинальным считается ответ, встречающийся 1 раз у 20—40 человек. Л — коэффициент; может принимать значения от 2 до 4, в зависимости от степени оригинальности предложенного варианта. 2 балла дается за вариант, встречающийся 1 раз у 20 человек, 3 балла — 1 раз у 30 человек, 4 балла — 1 раз у 40. По понятным причинам перечисление, оригинальных вариантов ответов разной степени является невозможным. Однако при анализе ответов необходимо знать, что к оригинальным ответам никак нельзя отнести такие, как: • для первого задания (использование газеты) — кораблик, • для второго задания (дорисовать окружности) — чья-либо Анализ результатов
Для анализа полученных результатов воспользуйтесь приведенной ниже таблицей.
РЕФЛЕКСИЯ Одним из важных качеств педагога является умение анализировать собственную деятельность. Ведь рефлексия — это способность осознавать и анализировать свое поведение, свои чувства и мысли. Очевидно, что для эффективной воспитательно-образовательной деятельности необходимо уметь анализировать причины успехов и недостатков в ней с целью систематического повышения уровня своего профессионального мастерства. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-мастер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремится не допускать их в дальнейшем. Педагога-мастера отличает безупречное знание своего дела. Это относится к воспитательной деятельности, методике обучения и воспитания, организации развития детей. Анализируя качество своей деятельности, необходимо следить за новым в психолого-педагогической науке, вносить изменения в методику и содержание обучения и воспитания. Все это требует систематической работы над собой, обмена опытом с коллегами по работе, обсуждения занятий и других форм работы с методистом и психологом. Именно на выявление способности педагога анализировать свою деятельность и направлены следующие психодиагностические методики. Проверьте, какой вы педагог* Данный тест представляет собой модификацию теста «Проверьте, какой вы преподаватель» (Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998), предназначенного для учителей школ. Модификация касалась изменения формулировки вопросов с целью использования его в дошкольном образовательном учреждении. * Модифицировано Р. Р. Калининой. Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».. 1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой 2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на 3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать 4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного пове 5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим 6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и ан 7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|