|
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние не защищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность. Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям'. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых. Стиль педагогического общения как одна из характеристик В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля. Приведенный ниже опросник позволяет определить, какому из трех основных стилей взаимодействия отдается предпочтение при общении педагога с детьми. Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса* Инструкция. В каждом блоке утверждений, объединенных под одной цифрой, выберите и укажите только одно, являющееся наиболее значимым и существенным для вас. Свой выбор занесите в лист ответов. 1. а) Я всегда в хороших отношениях со всеми, даже с теми, б) Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг в) Я всегда следую чувству долга и четко выполняю все * Тест приводится по кн.: Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. Модифицировано Р. Р. Калининой. 2. а) Мне трудно бороться с самим собой. б) Я не люблю, когда другие командуют мной. в) Кое-кто имеет что-то против меня. 3. а) Уверен, что многие люди лгут, так как это им выгодно. б) Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею. в) Я всегда принимаю участие в собраниях на производстве. 4. а) Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют б) У меня отсутствует уверенность в себе. в) Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сде 5. а) Я могу быть снисходительным, когда надо мной под б) Люди часто разочаровывают меня. в) Критика или порицание всегда сильно задевают меня. 6. а) Работа для меня почти всегда связана с большим напря б) Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть. в) Я любил (а) школу. 7. а) Я очень люблю туризм. б) Я многое теряю из-за своей нерешительности. в) Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполнения 8. а) Я против подачи милостыни. б) Я привык обращаться к людям за советом. в) Меня часто пытаются обмануть. 9. а) Ко мне часто придирается начальник. б) Я стесняюсь дурачиться в компании. в) Меня трудно рассердить. 10. а) Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить. б) У меня часто наступает безразличие, и все кажется оди в) Я отношусь спокойно к виду страдающих животных. П- а) Жизнь мало меня щадит. б) Меня легко охватывает гнев, но я все же успокаиваюсь. в) Я верю в конечное торжество справедливости. 12. а) Уверен, что любые поступки рано или поздно обнару б) Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что в) Большинству людей безразлично, что может случиться 13. а) Самое трудное для меня в любом деле — это начало. б) Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами. в) Мне часто говорят, что я вспыльчивый. 14. а) Мне кажется, что передо мной специально создают б) Меня очень привлекает в газетах и журналах раздел юмора. в) Я твердо рассчитываю на успех в своих делах. 15. а) Я умею заставлять людей бояться меня. б) Есть тот, кто управляет моими мыслями. в) Мое здоровье требует постоянного внимания. 16. а) Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начи б) Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня в) Люди часто придираются ко мне. 17. а) Человек, оставляющий вещи без присмотра и тем са б) Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы гово в) Многие меня не понимают. 18. а) Я — общительный человек. б) Вопросы религии мне безразличны. в) Я люблю работать не торопясь. 19. а) Я избегаю оставаться один в темноте. б) Я люблю путешествовать. в) Лошадей, которые плохо тянут, следует бить. 20. а) Я склонен иметь несколько разных увлечений. б) Я уверен в том, что существует единственно правильное в) Я редко чувствую себя счастливым и энергичным. 21. а) Окружающие меня товарищи по работе — люди честные. б) На вечеринках я предпочитаю сидеть в стороне. в) Мне не нравится, когда женщины курят. 22. а) Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть б) Порой мне кажется, что я мало на что годен. в) Я нередко встречаю начальников, которые знают не больше меня. 23. а) Я готов на многое, чтобы победить в споре. б) Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в) Я очень люблю быть с людьми. 24. а) Я прекращаю работу, которая «не клеится». б) Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне. в) Люблю беседовать на темы нравственности и морали. 25. а) Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила. б) Меня мало кто понимает. в) У меня есть дурные привычки, и бесполезно с ними бо 26. а) Если это возможно, я избегаю конфликтов. б) Я всегда избегаю конфликтов. в) Я не могу отказаться от своих намерений. 27. а) Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли. б) Я хотел бы избавиться от своей застенчивости. в) Я придерживаюсь принципов нравственности и морали 28. а) Я полностью уверен в себе. б) Следует больше доверять людям. в) Я часто мучаюсь выбором темы для разговора. 29. а) Я не люблю обсуждать проблемы моей работы. б) Мне всегда легко выступать перед аудиторией. в) Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не 30.. а) Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один. б) Я предпочитаю заговаривать с людьми первым. в) Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными 31. а) Мне трудно удержать внимание на чем-нибудь одном. б) Я часто становлюсь нетерпеливым при общении с непо в) Я редко испытываю чувство тревоги. 32. а) Мне легко удается сосредоточиться на любой работе. б) Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших в) Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован(а). 33. а) Большинство людей вступают в дружбу потому, что дру б) Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо. в) Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают 34. а) Мне приходится часто ругать детей за лень. б) Меня часто несправедливо обижает начальник. в) Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение. 35. а) Лучше, если бы многие законы были отменены. б) Меня очень просто увлечь новой идеей. в) Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объ 36. а) Я очень серьезно отношусь к работе. б) Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи. в) Я не люблю быть на виду на своей работе. 37. а) Уверен, что большинство начальников — просто придиры. б) Меня раздражает и сердит, когда меня торопят. в) Иногда я чувствую себя излишне строгим. 38. а) Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение. б) Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного. в) Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки 39. а) Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения. б) Я всегда говорю правду человеку в глаза — пусть он зна в) Я — человек нервный и легко ранимый. 40. а) Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив. б) Я часто сомневаюсь в своих способностях. в) Плохие слова иногда приходят мне в голову, и мне труд 41. а) Я постоянно озабочен своими личными заботами. б) Иногда я не в силах сдерживать свои эмоции. в) Я всегда озабочен своими служебными делами. 42. а) Я легко плачу. б) Сейчас — самое счастливое время моей жизни. в) Я практически никогда не признаю свое поражение. 43. а) Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь. б) Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом. в) Без боязни имею дело с новым коллективом. 44. а) Мое поведение зависит от общественного мнения. б) Я всегда чувствую себя полезным. в) Я не мог бы служить в армии. 45. а) Я легко забываю то, о чем мне говорят. б) У меня бывает ощущение, что окружающие стараются в) Вряд ли я имею много врагов. 46. а) Большинство людей опасаются за свой престиж. б) Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях. в) Может быть, против меня что-то готовится. 47. а) Мне не нравятся драматические спектакли. б) К виду крови отношусь спокойно.; в) Я лишен боязни чем-нибудь заразиться. 48. а) Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым. б) Соблюдение законов является безусловно обязательным. в) Чувствую, что окружающие слишком требовательны 49. а) В трудных ситуациях я всегда советуюсь. б) Полагаю, что у меня приличная память. в) Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми 50. а) Я часто первым заговариваю с незнакомыми людьми. б) Обычно я работаю с большим напряжением. в) Временами я изматываюсь, т. к. беру на себя слишком Обработка результатов. Пользуясь приведенной ниже таблицей, сосчитайте отдельно количество ваших выборов, соответствующих демократическому стилю общения, количество выборов — авторитарному и либеральному стилям общения. В таблице использованы следующие обозначения: А — авторитарный стиль общения, Д — демократический стиль общения, Л — либеральный стиль общения. Например: А=22 22x2=44 (44% авторитарности) Д= 16 16x2=32 (32% демократизма) Л=12 12x2=24 (24% либерализма) Очевидно, что результирующая находится в зоне авторитарного стиля. Это означает, что при наличии 24% проявлений либерализма в общении с детьми, 32% демократизма и 44% авторитарности данный педагог в целом воспринимается в большей степени, как авторитарный человек.
Каждую из полученных трех цифр, умножьте на 2. Полученные результаты будут соответствовать степени выраженности того или иного стиля общения в %. При этом, учитывая влияние фактора социальной желательности, стиль взаимодействия будет восприниматься как авторитарный или либеральный при их степени выраженности более 30%, как демократический — более 60% ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|